Лепка с детьми 5 6 лет. Конспекты занятий (3 стр.)


Занятие 6. Дымковская утка (Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.
Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Конспект занятия по лепке «Уточка» (по дымковской игрушке)

Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения:

04.11.19г

Тәрбиеші/Воспитатель:

Білім беру саласы/Образовательная область:

творчество

Пән/Предмет:

лепка

Өтпелі тақырып/Сквозная тема:

«Народ – источник искусства»

Тақырыбы/Тема:

«Уточка» (по дымковской игрушке)

Мақсаттары/Цели:

1Тәрбиелік- воспитательная:

Воспитание интереса к игрушкам других народов.
2.Дамытушылық- развивающая:
Развитие эстетических чувств.
3.Оқыту- обучющая:
ознакомление детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Обучение умению передавать относительную величину частей уточки, приему примазывания, сглаживания, приплющивания.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии:

здоровьесберегающая, личностно-ориентированная

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:

Дымковские игрушки. Глина, доска для лепки (на каждого ребенка).

Билингвалдық компонент /Билингвальный компонент:

үйрек — уточка

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Воспитатель предлагает детям пройти на выставку глиняных игрушек.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Выставляя перед детьми дымковские изделия, отметить их необычность, красоту белой игрушки с ярким, нарядным узором.

Рассказ:

В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.

Спросить, из чего состоит узор. Предложить детям вылепить уточку.

Билингвалдық компонент /Билингвальный компонент:

үйрек — уточка

Рассмотреть игрушку, спросить, какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.)
И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (Загибают указательный палец.)

Самостоятельная работа детей. Воспитатель наблюдает, по необходимости помогает.

3. Қорытынды/итоговая часть

Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать наиболее выразительные.

Дымковские узоры

Геометрический орнамент состоит из полос разной толщины, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы; или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии).

Ход занятия

Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».

Рассмотрите с детьми свистульку-уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.

Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.

Как слепить уточку из пластилина

Лепка животных и птиц – самая популярная тематика творческих занятий, что обусловлено широким выбором для детского творчества. Рекомендуется начинать развитие творческих навыков с лепки таких несложных фигурок, как уточка. Поэтапно выполняя определенные действия, малыш сможет слепить птицу как самостоятельно, так и при помощи взрослого.

Простой вариант уточки

Самый легкий способ лепки уточки предполагает выполнение ниже перечисленных действий в установленной последовательности:

  1. Нужно подготовить материал коричневого, бордового, оранжевого и зеленого цвета. Из темного пластилина скатываются два больших шарика, из зеленого – шарик среднего размера, из желтого – мелкий.
  2. Коричневый шарик – тело будущей уточки. Необходимо вытянуть его в одну сторону и немного придавить, придавая ему устойчивость.
  3. Бордовый материал понадобится для того, чтобы сделать шею и голову. Детали необходимо соединить между собой.
  4. Из заготовок в форме капли, выполненных из бордового и зеленого цветов, нужно вылепить два крыла.
  5. При помощи стека на крыльях прорисовываются перья. Крылья приклеиваются по бокам тела уточки.
  6. На голове выполняются два углубления для глаз: два шарика из белого пластилина вставляются в ямочки на голове.
  7. Оранжевый оттенок потребуется, чтобы сделать плоский клюв и, немного загнув его, прилепить в центре головы.
  8. Как только все вышеперечисленные действия будут выполнены, остается только дорисовать реснички и брови.

Лепка маленького утенка

Маленький утенок – упрощенный вариант поделки, справиться с которой сможет даже малыш. В качестве основы будет использоваться пластилин желтого цвета: перья птенчиков именно такого цвета.

Для того чтобы слепить маленького утенка, потребуется выполнить следующие действия:

  1. Подготовить желтый, белый, черный и красный материалы и сформировать небольшие шарики.
  2. Из пластилина желтого цвета будут выполнены и туловище птицы, и голова, и крылья. Один кусочек делится на три части, большая из которых станет телом утенка, средняя – крылышками, маленькая – головой. По мере готовности детали нужно соединить между собой.
  3. Из красного пластилина нужно сформировать клюв и прилепить его к центру головы.
  4. Остается только сделать глазки из черного и белого пластилина и присоединить их к голове.

Утка с использованием природных материалов

Использование природного материала – отличная возможность реализовать самые смелые творческие идеи.

Для того чтобы слепить уточку из природного материала, потребуется подготовить:

  • Шишки
  • Пластилин разных цветов
  • Траву и камушки
  • Картон голубого цвета
  • Клеевой пистолет
  • Краски и кисточку

Уточка из шишек – поделка, для выполнения которой малышу потребуется помощь взрослого:

  1. Из коричневого пластилина необходимо сформировать голову и шею будущей уточки.
  2. Масса зеленого цвета – оперение птички. Оно приклеивается на заготовку туловища.
  3. Из материала светло-коричневого или горчичного оттенка необходимо вылепить клюв и зафиксировать его по центру головы.
  4. Глаза уточки будут сделаны из материала черного и оранжевого цвета: нужно сформировать по два шарика каждого оттенка. Черные шарики должны быть меньше, чем оранжевые. Яркие приплюснутые заготовки крепятся по бокам головы, а на них приклеиваются шарики черного цвета.
  5. Красный пластилин предназначен для лапок. Они формируются и крепятся к нижней части шишки.
  6. Картон потребуется для создания основы: необходимо вырезать овал.
  7. Картон – имитация озера: с одной стороны размещается травка, с другой – камушки. Для надежной фиксации необходимо использовать клеевой пистолет. Готовую уточку можно усадить на середину озера: поделка готова.

Занятие 7. Мухомор (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

Материал. Карточки с изображением грибов: белый гриб, подберезовик, опята, сыроежки, мухомор красный, бледная поганка. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки-подставки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».

Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.

Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.

Дети приступают к лепке.

КОНСПЕКТ НОД ПО ЛЕПКЕ ТЕМА: «Утка с утятами».

КОНСПЕКТ НОД ПО ЛЕПКЕ

ТЕМА: «Утка с утятами».

Цель:

учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик).

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями;
  • Упражнять в использовании приема прощипывания, оттягивания;

Развивающие:

  • Закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу, и в сглаживании швов.

Воспитывающие:

  • Воспитывать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о домашних птицах (гуси, утки, куры); рассматривание иллюстраций уток-утят, кур-цыплят, гусей-гусят; игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о птицах.

Материалы и оборудование:

соленое цветное тесто; доски; салфетки; на каждого ребенка игрушки-уточки); озеро – зеркало; шапочки-маски уточек на каждого ребенка; макет домика; плетень; игрушки – домашние животные птицы; костюм хозяйки для воспитателя; музыкальное сопровождение; огромное яйцо-игрушка для поощрения детей и мармелад «Червячки».

Ход НОД

Вводная часть:

(Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме). Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! (Звучит музыка голоса домашних птиц и животных). Воспитатель: Ой, какие у меня гости! Как я вам рада! Проходите, гости дорогие! А я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А каких птиц, вы сейчас угадаете. Под дождем она гуляет, Щепать травку обожает! «Кря!» кричит, Все это шутка, Ну, конечно, это… Дети: Утка! Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка. Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок Может плавать и нырять, Как его родная мать. Дети: Утенок!

Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверно, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем. (Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: мостик; кочки. Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка). Воспитатель: Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать. «Кря-кря-кря!», а утята не отзываются. Мама уточка просит вас помочь найти утят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята? Дети (варианты ответов): … слепить можно…

Воспитатель: конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем. Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) – Кря-Кря-Кря! Пролетел веселый жук — Жжжжжжж! (машем руками – крыльями). Гуси шеи выгибают – Га-Га-Га (круговые вращение шеей). Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево). Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками), Шарик тоже зарычал – Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой). Зашептал в воде камыш – Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться), И опять настала тишь – Шшшшшшш… (присели).

Основная часть:

Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме — уточке.

Воспитатель: Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?

Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше. Воспитатель: Какой формы туловище у утки? Вытянутой, овальной

Воспитатель: Правильно. А голова у утки, какой формы? Тоже овальной.

Воспитатель: Как вы думаете, а что это? Дети: Клюв, хвостик.

Воспитатель: Молодцы! Сначала нужно разделить пластилин на две части. Один кусочек пластилина, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая, их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прощипыванием делаем на головке утенка клювик и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.

Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?

Дети: Крылышек!..

Воспитатель: посмотрите, у вас в тарелке есть крупа – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу. Если все понятно, приступайте к занятию. (Звучит музыка, дети приступают к занятию). Воспитатель: Наша уточка в пруду очень ждет своих утят! (Дети закончили работу).

Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро. В водоеме рыбка есть, А утята любят есть

Эту рыбку по утрам, По утрам и вечерам. И в обед конечно тоже! Рыбка им расти поможет!

Наша уточка одна, а утят много! Давайте, ребята, их посчитаем!

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот, какие молодцы, вы сегодня отлично поработали! Посмотрите, как обрадовалась мама-уточка! И утята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе дело. Правда? Дети: Да!!

Занятие 8. Еж (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Что нужно для лепки уточки из пластилина

Для того чтобы слепить уточку, потребуется минимальное количество материала и инструментов:

  • Разноцветный пластилин
  • Стек или ножик
  • Зубочистка
  • Подложка

Выполнение поделок из пластилина – отличная возможность развить художественные навыки и фантазию у ребенка. Специалисты рекомендуют приступать к творческим занятиям с трех лет: именно в этом возрасте малыш с интересом впитывает информацию.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:

Живет у нас под креслом еж, Колючий тихий ежик. На щетку очень он похож, Когда не видно ножек.

Ты понимаешь для чего У ежика иголки? Чтобы не трогали его Мальчишки или волки.

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)

Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку-спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.

Ход занятия

Прочитайте детям скороговорку Г. Сапгира:

Подогрела Чайка Чайник, Пригласила Девять Чаек: – Приходите Все на чай! — Сколько чаек? Отвечай!

Спросите детей: «Зачем чайка пригласила девять чаек?» (Пить чай.) Сколько же надо чашек для всех чаек?» (Десять.)

Предложите ребятам сделать для каждой чайки красивую чашку. От куска пластилина нужно отделить стекой небольшую часть для дна чашки. Скатать из нее шар и расплющить в диск. Оставшийся пластилин разделить на равные куски, раскатать в колбаски, свернуть в кольца. Первое кольцо прикрепить ко дну чашки, затем все остальные кольца прикрепить друг на друга. Скатать еще один валик и прикрепить к чашке сбоку в виде ручки.

Ход занятия

Начните занятие с пальчиковой гимнастики.

Воспитатель: «Руки крутим, крутим, крутим и делаем стол. (Одна рука в кулачок, ладошка другой руки лежит на кулачке.)

Руки крутим, крутим, крутим, получаем стул. (Одна рука сжата в кулак, ладошка другой руки подставлена сбоку к кулачку в виде спинки.)

Руки крутим, крутим, крутим и изображаем кровать. (Ладони рук боковыми сторонами прижаты друг к другу.)

Крутим, крутим, крутим, делаем диван. (Ладони боковыми сторонами соединены перпендикулярно друг к другу.)

Крутим, крутим, крутим, показываем шкаф». (Ладони соединены боковыми сторонами в виде дверей шкафа и могутразъезжаться в разные стороны как у шкафов-купе или открываться наружу как у обычных шкафов.) И так далее.

Предложите детям сначала вылепить из пластилина стол: скатать шар, сдавить ладонями в диск и стекой обрезать края, чтобы получился четырехугольник. Потом скатать четыре одинаковых по длине валика – ножки стола – и прикрепить их к крышке стола. Места соединения смачивать водой.

Стул делается таким же образом, как и стол, только меньшего размера. Сбоку к сиденью прикрепляют квадрат, сделанный из пластилинового диска приемом обрезания краев.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе: «Дымковская уточка»

Конспект НОД

ОО«Художественно – эстетическое развитие (лепка)

«Дымковская уточка»

Задачи:

Образовательные:

дать детям представления о дымковской глиняной игрушке. Показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности; формировать умение лепить уточку путем оттягивания пластилина от общего куска.

Развивающие:

развивать художественно – эстетические способности; совершенствовать умение использовать в лепке приемы оттягивания и прищипывания, использовать в работе стеки для придания выразительности образу.

Воспитательные:

воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно и аккуратно.

Словарная работа

: дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание.

Предварительная работа:

организация выставки; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек из глины; беседы о быте, играх русского народа; разучивание русских народных потешек и игр.

Оборудование:

дымковские игрушки, озеро из бумаги голубого цвета, уточка из пластилина, пластилин на каждого ребенка, стеки, салфетки.

Ход НОД.

Психологический настрой.

Дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Мотивационный момент.

Дети, сегодня я приглашаю вас на выставку игрушек, но не тех, которые вам знакомы, а глиняных. (Презентация).

Основной этап.

Дети, посмотрите, какая красивая, нарядная и веселая игрушка приехала к нам из деревни Дымково. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.

Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка .(Особое внимание обращаю внимание на уточку, спрашиваю:

— Какой формы уточка? (овальной)

— Из чего она вылеплена? (из глины)

Давайте вспомним стихотворение про уточку. Дети читают и имитируют движения.

Я – маленькая уточка, присела на минуточку.

Летать уже устала я, теперь бы я поплавала!

Надеюсь, что в пруду, я корм себе найду.

А эту уточку я вылепила из пластилина.

— Скажите, похожа моя уточка на дымковскую? (Да, похожа)

— Какие части тела есть у моей уточки? ( Туловище, шея, голова, клюв, хвост)

— Есть ли эти части у дымковской уточки? (Да)

Только моя не украшена красивым узором, поэтому она грустит. Пойдемте, я покажу вам, как лепить утенка.

Объясняю и показываю. Кусок пластилина круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на голове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]