Дидактические игры «Осень» в старшей группе
В старшей группе игры нужны для совершенствования устной речи и навыка определения понятий, расширения тематических знаний, развития наблюдательности, усидчивости, умения выполнять коллективную и индивидуальную работу. Нельзя забывать о физическом развитии дошкольников.
Составь предложение
Игрок получает ряд существительных, по которым мысленно составляет и произносит тематическую фразу. Например: зонт, защита, дождь – зонт защищает от дождя. Или: галоши, резина, обувь – галоши – это резиновая обувь.
Золотой листок возьми
Это подвижная игра, цель которой – научить чередованию движений разной скорости и интенсивности. Игра совершенствует восприятие на слух, воспитывает умение работать в коллективе, улучшает общее физическое развитие дошкольника.
Игра проводится теплым осенним днем во дворе детского сада, когда с деревьев активно падают листья разных цветов. Ведущий дает команду двигаться, совершать любые движения: бегать, шагать, прыгать, размахивать руками, танцевать. Как только ведущий произнесет «Раз, два, три! Золотой листок возьми!», дети останавливаются, смотрят под ноги, поднимают листок, окрашенный именно в желтый цвет. Срывать листья с деревьев нельзя, нужно брать только те, что лежат на земле. Побеждает тот, кто первым найдет желтый листок у себя под ногами.
На следующих этапах игры задание можно изменить, например, «красный листок возьми», «кленовый листок возьми», «два листка возьми».
Закончи фразу
Произносите начало тематического предложения, а дети должны его закончить:
- осенью я надеваю на улицу – что? – пальто, куртку, сапоги, ботинки, шапку, шарф;
- листва на деревьях стала – какой? – желтой, золотистой, красной, вялой;
- фермеры убирают с полей и садов – что? – урожай, фрукты, овощи;
- грибники собирают в лесу – что? – грибы, боровики, опята, лисички, рыжики, сыроежки;
- я сделаю кормушку для – кого? – птиц, синиц, воробьев, белок;
- на юг улетают – кто? – птицы, журавли, аисты, лебеди, скворцы, грачи, жаворонки.
Дидактические игры на тему «Осень» в подготовительной группе
В подготовительной группе дошкольники готовятся к поступлению в школу, получают начальные филологические, математические и природоведческие знания, учатся анализировать, грамотно строить предложения.
Любимая осень
Предложите воспитанникам рассказать, как они относятся к осени, за что ее любят, что им не нравится в этой поре года. Ответы должны быть развернутыми, начинаться со следующих фраз:
- для меня осень – это…;
- мне нравится осень, потому что…;
- я не люблю осень за то, что…
Один или несколько
Игра формирует навык образования слов во множественном числе. Ведущий произносит фразу, а игроки меняют ее. Вот примеры:
- пришел дождливый день – пришли дождливые дни;
- висит серая туча – висят серые тучи;
- пошел мелкий дождь – пошли мелкие дожди;
- подул холодный ветер – подули холодные ветры;
- с дерева падает лист – с деревьев падают листья;
- день стал коротким – дни стали короткими;
- медведь ложится в берлогу – медведи ложатся в берлогу;
- улетела журавлиная стая – улетели журавлиные стаи.
Опиши красиво
Ведущий называет слово, а игроки по очереди перечисляют подходящие эпитеты:
- осень – дождливая, золотая, ясная, погожая, пасмурная, поздняя, теплая;
- лес – пестрый, тихий, голый, печальный, пожелтевший, темный;
- деревья – желтые, золотистые, красные, рыжие, оголенные, разноцветные, яркие, красивые;
- листва – опавшая, пожелтевшая, увядшая, мокрая, золотая, бурая, усохшая.
Игра учит подбирать прилагательные к существительным, развивает воображение.
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе ДОУ
- 6 апреля 2016
Конкурс «Методическая копилка педагога — 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»
Основные этапы прогулки:
1. Наблюдения в природе.
2. Подвижная игра.
3. Индивидуальная работа (по подгруппам).
4. Сюжетно-ролевая игра.
5. Трудовая деятельность на участке.
Выносной материал: мячи, цветные мелки, оборудование для игр с песком, метлы, грабли, мешки для мусора.
Ход осенней прогулки в подготовительной группе ДОУ
1. Наблюдения в природе.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; развивать познавательный интерес, мышление, память, речь, внимание.
– Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада. Начнем мы наше путешествие замечательными стихами:
Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.
– О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина? (Об осени).
– Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).
– А как в народе называют сентябрь, октябрь и ноябрь и почему? (Ответы детей).
– Давайте все вместе вспомним пословицы об осени:
- Гром в сентябре – к теплой осени.
- Поздний листопад – к суровой зиме.
- От осени к лету поворота нету.
- В сентябре и лист на дереве не держится.
- Сентябрь без плодов не бывает.
- Холоден сентябрь да сыт.
- Октябрь то плачет, то смеется.
- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
- В ноябре зима с осенью борются.
– А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать:
1) Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья….. (осень. Обратить внимание детей на листву деревьев, отметить цветовую палитру осени).
2) Листья падают с осин Мчится в небе острый клин……(журавлиная стая)
3) Весной вырастают, сенью опадают………(листья)
– Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы:
- Много рябины уродилось – осень будет дождливая.
- Облака идут низко – ожидай стужи.
- Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к зиме холодной.
– Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра).
– Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей).
2. Подвижная игра.
Цель: вырабатывать ловкость, быстроту, координацию движений, внимание; формировать умение играть в коллективе, уступать друг другу; воспитывать чувство товарищества; соблюдать правила игры; развивать речь и память.
– Осенью на улице становится прохладно, поэтому, чтобы нам не замерзнуть, вместе поиграем в игру. (Предлагаем на выбор игры «Мышеловка», «Третий лишний», «Ловишка», «Найди себе пару»).
3. Индивидуальная работа (по подгруппам).
Цель: преодоление застенчивости, развитие наблюдательности, речи, умственных способностей; отработка основных движений, воспитание моральных качеств. Одна подгруппа выполняет математические задания (можно использовать мелки), вторая подгруппа играет с мячом в «Вышибалы» или выполняет упражнения с мячами индивидуально или в паре.
4. Сюжетно-ролевая игра выбирается по желанию детей.
Цель: создать и поддержать спокойную, дружескую обстановку во время игры, предоставить детям возможность заниматься интересующим их делом; уделить внимание детям замкнутым, застенчивым, помочь им найти свое место в игре; излишне возбужденных детей привлечь к занятиям, которые содействовали бы их успокоению. («Кафе-мороженое», «Строители крепости»).
5. Трудовая деятельность на участке.
Цель: учить детей работать с инструментами (грабли, метла), учить работать в коллективе, помогать друг другу; ценить свой труд и труд своих товарищей, учить договариваться по спорным вопросам; уметь видеть и ценить результаты своего труда; уважать труд дворника.
– Ребята, посмотрите, сколько листьев у нас на участке. Давайте наведем здесь порядок. (Раздать детям инструмент, дать конкретное задание. Подвести итоги работы, похвалить детей за старание и трудолюбие).
– А теперь для всех, кто работал и устал, час обеденный настал!
(Организованный уход в группу).
Автор: Курчанова Людмила Владимировна, воспитатель, МКДОУ №13, город Нижнеудинск.