«Самодельные игрушки и дидактические пособия, используемые в коррекционной группе для детей с ОНР»

Для повышения эффективности занятий по коррекции речи детей необходимо широко использовать логопедические игры. Особенно это относится к занятиям с детьми дошкольного возраста, потому что у них основной вид деятельности – это игра. Через логопедические игры для дошкольников идет автоматизация звуков речи в слогах, словах, развивается умение связно выражать свои мысли.

Развивающие речевые игры для детей-дошкольников можно приобрести в печатном варианте. Но многие специалисты-логопеды используют на занятиях игры, которые сделаны своими руками. Этим опытом могут воспользоваться и родители.

Логопедические игры на закрепление правильного произношения

На своих занятиях специалисты-логопеды используют следующие игры, изготовленные своими руками:

  • «Отпусти шарики» на закрепление правильного произношения звука С. Нарисованные воздушные шарики разного цвета представляют собой слоги с этим звуком. Ребенок выбирает шарики и произносит прямые и обратные слоги. Также можно наклеить на шарики изображения предметов со звуком С.
  • «Осенний листопад». Звук Ш слышим, когда метем самодельной миниатюрной метлой опавшие листья. На дорожках, нарисованных на картоне, лежат желтые, красные, коричневые листья. Ребенок имитирует подметание листьев, произнося звук. Затем переходим к подметанию дорожек со слогами и словами на Ш.
  • «Играй, гармонь». Закреплять звуки в словах можно, используя самодельную гармошку с наклеенными предметными картинками на любой звук, который был поставлен ребенку, и который необходимо закрепить в речи дошкольника.
  • «Волшебное дерево». Логопед рисует дерево с листьями или плодами, на которых написаны слоги или изображены предметы на необходимый для автоматизации звук.
  • «Едем в далекие края». Паровозик везет вагоны – закрепляем звук Ч. В вагонах едут звери. Называя их, ребенок закрепляет правильное произнесение поставленного ему звука и составление небольших предложений.

Самодельная дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задачи: развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, закрепление умение согласовывать числительные с существительным.

Описание работы с пособием:

Ребенок достает из большого мешка маленький мешочек, в котором находится лента с пришитыми к ней бусинами. Медленно вытягивает ленту и на каждой бусине считает. Например: одна шапка, две шапки, три шапки и так далее.

Задание можно усложнить, выполняя тоже упражнение с закрытыми глазами.

Игры на различение звуков в словах

Логопедические игры своими руками для дошкольников помогают научить детей различать звуки на слух, развивают их внимание, пополняют словарный запас.

  • «Веселые превращения слов». Для этой игры хорошо подходит известное стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась»:

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался лом!

Необходимо найти слово, которое заблудилось, и заменить подходящим по смыслу. К этим четверостишиям готовятся и юмористические рисунки.

  • «Забей гол». Футбольные ворота нарисованы на бумаге, штанги представляют собой буквы М и Л. На изображениях футбольных мячей гласные И, Ы, О, Е, Я, А. Забиваем гол и образуем слова: мил, мыл, мол, мел, мял, мал. Можно провести игру, читая такие слова:

— Если штангой сделать М, если штангой сделать Л, и забить в ворота И, будет … Ребенок называет получившееся слово. Так все буквы-мячи попадают в ворота.

  • «Ребус». Разгадывание ребусов развивает логику, мышление и речь ребенка. Ребусы можно нарисовать самим, зашифровав в них любое слово или скороговорку, в которой используется поставленный ребенку звук.
  • «Замена звука». У логопеда картинка с нарисованным предметом, он просит заменить начальный звук в слове. Бочка – дочка, точка, кочка, ночка. Заменять можно звуки в других частях слова. Коза – кожа, кора, коса.
  • «Спрятавшееся слово». Показать предметные картинки. Ребенок называет, что изображено. В каждом слове находится еще одно, которое скрылось от нас. Спрашивает логопед: «Сможешь найти слово, которое спряталось?» Уточка – точка, коса – оса, полка – пол, столб – стол, волк – вол.
  • Игры Лото и Домино можно изготовить вместе с детьми. Подобрать и наклеить предметные картинки на картон. Дошкольник проговаривает названия предметов, изображенных на карточках.

Эти логопедические игры своими руками используются для развития умения обобщать, анализировать, учат быть внимательными.

Развивающие пособия своими руками: просто и эффективно

Комплексное развитие ребенка предполагает не только целенаправленное обучение, но также и спонтанные знания, интересные стимулы, поощряющие фантазию и мотивацию к тому, что еще вчера казалось непосильным. Иными словами, чем больше что-то ребенка заинтересует, тем больше он захочет это изучать и развиваться самостоятельно. Наша задача — стимулировать его интерес. При это нецелесообразно решать вопрос новых стимулов постоянным приобретением новых игрушек. А как же множество игр со старыми, но проверенными игрушками? А как же самодельные игрушки? А как же игры с обычными предметами, такими как часы, винтики, резиночки и прочее?

Именно об этом мы и поговорим — о пособиях, то есть материалах для развития, которые можно сделать своими руками. Кроме того, эта статья поможет вам по-новому взглянуть на обычные бытовые вещи, разогреть фантазию.

Предлагаем вашему вниманию пособия, которые нравятся и детям, и их родителям!

СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА

На фотографии представлен вариант наполненного крупой контейнера с отделениями. Можно сделать своими руками коробочку, взять коробку из-под конфет или форму для льда — вариантов множество. Задача такой коробочки — пробудить интерес, развивать мелкую моторику, внимание и восприятие, развивать умение классифицировать и анализировать (разложи по цветам, по списку, по количеству и пр.), а также развивать навыки бережливости и ответственности. Рассыпал — придется собрать. В зависимости от наполнения меняются игры. Для маленькой хозяюшки это могут быть, например, игры с рисованием, приготовлением и хранением кладов, а для веселого искателя приключений — свой сундучок сокровищ или рабочий контейнер для инструментов (как у папы) и т.д.

ПОГРЕМУШКИ-БУТЫЛОЧКИ

В небольшие бутылочки насыпаются или наливаются различные наполнители: крупы, бижутерия, природный материал, вода и пр. Можно создавать музыку, выплескивать энергию спонтанной игрой на таких «маракасах», а также развивать слуховое и тактильное восприятие. Одинаково ли звучат пустые баночки, если одна закрыта крышечкой, а другая открыта? Какой звук будет, если стучать палочками и пальчиками? Эти и многие другие игры возможны с помощью бутылочек-погремушек.

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Довольно доступное и необходимое пособие для развития многих навыков (совместные игры, счет, координация движений и пр). Возьмите палочки для суши (предварительно удалив «занозы» и шершавости) и пронумеруйте их. Теперь у вас в арсенале необходимое количество удобных палочек, которыми можно брать предметы, что-то строить и даже рисовать! Ведь главная задача наших пособий — развивать ребенка разными способами и стимулировать развитие фантазии. Так что, если вдруг ваш ребенок вместо счета начнет стучать палочками, изображая музыканта — улыбнитесь и поиграйте вместе в оркестр! Разумеется, потом вы сможете и посчитать палочки, и выучить количество, но ребенок будет рад, если вы сыграете с ним вместе в спонтанной игре.

КОРОБОЧКА С СЮРПРИЗОМ

Одно из любимых пособий автора. Берется коробочка, и в нее прячется какой-то предмет. Задача — вместе с ребенком, максимально долго не открывая коробочку, угадать, что находится внутри. Содержимое, разумеется, можно менять, количество коробочек увеличивать (или заменить мешочками). Данное упражнение не только позволяет рассуждать и фантазировать, но также помогает обсудить с ребенком темы «не важна внешность, важно содержание», «в каждом человеке может храниться уникальная красота, которую лишь надо захотеть увидеть», «в каждом простом предмете может быть скрыт сюрприз» и пр.

НАРИСОВАННЫЕ КАРТОЧКИ

Сейчас существует множество наборов карточек для разных целей. Мы предлагаем вам вместе с ребенком нарисовать свой набор карточек — воображаемые друзья, любимая одежда, животные, эмоции и пр. Эти карточки желательно прикрепить скотчем к картону, чтобы увеличить их прочность и долговечность. Найти карточку, придумать сказку из случайно выпавших карточек, найти похожие и многое другое можно придумать совместно!

КАРМАШКИ

Удобный вариант хранения мелочей — на плотную ткань пришиваются тканевые кармашки и вешаются на стену или шкаф. Кармашки могут быть разных цветов и геометрических форм, а также могут закрываться или быть открытыми. Таким образом, мы имеем и оригинальное пособие для изучения (форм, цветов, нахождения предметов и пр.), и удобный вариант хранения домашней мелочи (бусины, украшения, канцелярия, бумажки и пр.). Также с помощью этого пособия можно развивать навыки пространственно-временного ориентирования — имеем виду такие игры, как: «вспомни, в какой кармашек ты убрал свою игрушку только что; достань, пожалуйста, ручку, которую ты положил вчера», «низ-верх, право-лево» и пр.

МЕШОЧКИ

Сшитые вручную мешочки для хранения природных материалов — это уникальное поле сенсорных стимулов (ощупать и угадать, что в мешочке), а также способ удобно хранить дары природы. Сшить вместе с ребенком мешочки, обсудить их количество и размер («наши мешочки будут лежать в твоем ящичке, и давай выберем, какого размера они будут. Смотри — если сделаем слишком большой мешочек для желудей, то для камушков и каштанов уже не останется места. Ты согласен? Предложи, как ты хочешь?»), вместе наполнить различными наполнителями (ракушки, желуди, фасоль и пр.) и играть! Также эта игра развивает навыки бережливости, развивает сферу ощущения и восприятия, памяти и воображения. А еще содержимое мешочков может пойти на поделки.

СЕНСОРНЫЕ ПОДУШКИ

Шьются подушки с разным наполнением (синтепон, рваная бумага, вата и пр.), а снаружи пришиваются или приклеиваются различные предметы: палочки, нити, пуговицы, бусины и пр. Эти подушки можно использовать для изучения руками, для зрительного восприятия (рассматривать, искать конкретное), для фантазии («каждая подушка — это мир, где живут волшебные существа, которые спят в вате и питаются пуговицами»), а так же используются как сенсорные тропы — когда ребенку предлагается пройти по подушечкам, сложенным в виде дорожки. Такая массажная дорожка полезна всем возрастам, а отдельные подушечки можно связывать друг с другом или просто складывать рядом.

Вдохновения вам!

Автор: психолог Туишева Марина Шамилевна

Театральная игровая деятельность детей на занятиях у логопеда

Логопедические занятия для детей не обходятся и без использования элементов театральной игровой деятельности дошкольников. Фигурки для театра можно изготовить самим. Это может быть пальчиковый театр. Из бумаги делаются маски сказочных героев, они одеваются на палец, и разыгрывается представление. В настольном театре сказочные персонажи, сделанные из картона, вставляются в катушки из-под ниток. Интересен также и театр теней. Для него необходим небольшой экран белого цвета с подсветкой и черные фигурки героев.

Можно с детьми придумать и свои необычные сказки, где героями могут быть овощи, фрукты, предметы быта. Небольшие театральные постановки приносят радость, развивают фантазию детей, укрепляют память, делают речь многообразной и правильной.

Логопедические игры для детей играют основную роль в развитии правильного произношения у дошкольников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]