Игровые приемы в обучении грамоте
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа — интернат №5 г. Нижнеудинска»
«Игровые приёмы в обучении грамоте»
Выполнила :
Учитель начальных классов
Кольянова Т.Н.
2015 г
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. «Обучение грамоте» — первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу.
Овладение им требует от детей сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому я считаю, что использование игровых приемов на логопедических занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у школьников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
На своих занятиях по обучению грамоте я использую игровые элементы со сказочными персонажами, позволяющие решать одновременно целый комплекс педагогических задач, как речевых, так и познавательных. Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повышается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения.
В своей педагогической деятельности в вопросах подготовки к обучению грамоте, я выделяю 2 этапа:
на первом этапе
формирую умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывая четкую артикуляцию звуков, уточняя их звучание. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!” Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
на втором этапе
развиваю у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры, формирование звуко-слогового анализа и синтеза — именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
В ходе работы отрабатываются задачи по подготовке детей к обучению грамоте:
1. Формирование направленности на звуковую сторону речи: развитие умения вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию.
2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове;
3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и игровых приемов, дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.
На развитие фонематического слуха
использую следующие игровые приёмы:
1.Определение неречевых звуков («Шумящие коробочки», «Угадай предмет по звуку» и д.р.)
2.Формирование фонематического слуха с опорой на гласные, а также на согласные («Поймай звук», «Закончи слово»- логопед показывает детям картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Дети должны произнести слова за логопедом и выделить тот звук, который они добавили. Например, ко …, пay…, вени… и др, «Найди общий звук»)
С целью развития фонематического слуха я использую игры:
«Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
«Цепочка слов».
Кладётся картинка, к ней в виде цепочки добавляется следующая, начинающаяся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
Хочется о, которое несложно в изготовлении. На его гранях изображены символы для характеристики звуков (гласный, согласный, глухой твёрдый, согласный глухой мягкий, согласный звонкий твёрдый, согласный звонкий мягкий). Ребёнок бросает кубик и по заданию называет звук или слово, в котором есть данный звук.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов
– один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, который вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или в слове. При организации игр по развитию звукового анализа и синтеза я стараюсь придумывать интересные сюжеты, использую соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создаю игровые ситуации. Например, пойти в магазин и купить вещи со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в соответствующую корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов». Предлагаю другую игру – пойти в лес и называть животных, птиц со звуками «р» и «рь», «л» и «ль». Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, перехожу к определению его места в слове. Далее ребята учатся устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предупреждает в будущем пропуски букв при письме.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Для выработки практического навыка деления слов на слоги
я провожу с детьми следующие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Взрослый произносит первый слог, а дети – второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).
В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).
Таким образом, включение игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Играть в игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр и игровых приёмов в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Рекомендации:
1.Широко использовать игровые приемы при обучении грамоте.
2.Разнообразить игровые приемы.
3.Играть вместе с ребенком, быть в игре равноправным партнером. Не выполнять, а только помогать ребёнку выполнять задания.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения the_swan
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Игры и игровые упражнения на уроках «Грамоты»
Игра «Назови слово с нужным звуком»
Эту игру целесообразно проводить в конце урока после того, как проведен звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, учитель ставит фишку в первую клеточку схемы звукового состава слова луна
и спрашивает детей, с каким звуком они должны назвать слова. Можно, ведя указкой по схеме, еще раз «прочесть» слово
луна
с интонационным выделением этого звука, но к такому приему придется прибегать лишь на первых уроках.
Вначале мы советуем учителю привести примеры слов, в которых этот звук находится в разных позициях, каждый раз интонационно его выделяя: лллампа
,
колллобок
,
столлл
. Затем слова называют дети. Поскольку активность учеников в этой игре чрезвычайно велика, учителю лучше двигаться постепенно от парты к парте, выслушивая ответы
каждого
ребенка. Первоклассники далеко не сразу научаются произносить слово с интонационным выделением нужного звука. Не нужно делать им замечаний: помните – это игра. Поэтому если ребенок говорит слово
лошадь
, учитель просто повторяет за ним: «Правильно,
ллошадь
, есть звук [лл]». Если вам отвечает ученик, который, по вашему мнению, уже сам может интонационно выделить звук, скажите ему: «Повтори, пожалуйста, свое слово погромче, чтобы все услышали в нем звук [л]», – и ребенок повторяет:
столлл
. Если же вы не уверены в том, что школьник справится с вашим требованием, предложите ему: «Отлично, но давай скажем еще раз, чтобы был хорошо слышен звук [л]», – и повторите вместе с ребенком, интонационно подчеркивая нужный звук:
коллокольчик
.
В тот момент, когда вы замечаете, что словарный запас детей постепенно истощается, меняйте задание: «А теперь будем называть слова с мягкой парой звука [л] – со звуком [л’] – лллиса
. Кто дальше?»
Как ни хотелось бы нам провести эту игру, не останавливаясь на ошибках, избежать их полностью никогда не удается. Обязательно кто-нибудь ошибется и либо назовет слово с твердым согласным звуком вместо мягкого, либо слово будет похоже по смыслу на уже сказанное другим учеником, но не будет иметь нужного звука (надо заметить, что у детей этого возраста ошибки такого рода нередки). Что делать в таком случае? Ни один неверный ответ не должен оставаться без внимания. Учитель тут же медленно, интонационно подчеркивая каждый звук, повторяет слово и вместе с ребенком убеждается, что такого звука в нем нет. Что же делать? Отойти от ошибающегося ученика к следующему? Оставить его наедине со своей неудачей? Ни в коем случае! У вас должен быть всегда наготове набор слов и загадок для такого случая. Вот только что вы похвалили его соседей за слова столл
,
стуллл
,
полллка
. Естественно, ребенок называет предмет мебели, более подходящий, с его точки зрения, для школьной ситуации –
парта
– и ждет вашего одобрения. А вы повторяете:
пппаааррртттааа
– есть звук [л]? Нет! И вы тут же задаете ему загадку: «А как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот?» Ребенок еще не понимает, что в его ответе будет нужный звук, – он просто торопливо говорит:
слон
, а вы радуетесь: «Какой ты молодец! Послушайте, ребята, какое Славик назвал прекрасное слово со звуком [л] –
слллон»
. И загрустивший было ребенок вновь радостно включается в общую игру.
Есть дети, которые не будут принимать участия в игре, если вы специально не активизируете их. Когда вы проходите мимо такого ребенка, который тихо сидит и не поднимает руки, не пропускайте его, но и не фиксируйте внимание класса на том, что этот ученик не готов к ответу. Сразу задайте ему вопрос: «Что у меня сейчас под ногами?» – и постучите по полу. «Пол», – тихо прошепчет такой ребенок, а вы похвалите: «Очень хорошо! Какое интересное слово ты сказал! Послушайте, дети: в этом слове звук [л] на последнем месте – поллл
.» Вам важно показать каждому ученику класса, что играть легко и интересно, что вы его обязательно похвалите. И, естественно, чем хуже учится ребенок, чем меньше он уверен в себе, чем чаще слышит от родителей упреки в том, что у него ничего не получается, тем важнее ему услышать от учителя слова одобрения и тем чаще нужно их произносить.
Не бойтесь перехвалить своих учеников. Бойтесь зародить в них неуверенность в своих силах! |
Игру «Назови слово с нужным звуком» целесообразно проводить на каждом уроке. Дети называют слова с любым звуком. Проведение этой игры очень важно и для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря. Вначале дети называют только предметы. Постепенно, когда с задачей интонационного выделения звука в слове начнет самостоятельно справляться подавляющее большинство учащихся, введите дополнительное условие игры: называть можно только те слова со звуком [с], которые обозначают вкусные вещи, или такие слова, которые обозначают предметы в доме, и т.д. Постепенно учитель может вводить в игру и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы.
Нужно помнить, что к каждой такой игре учитель должен специально готовиться, так как запас его слов должен быть значительно больше, чем у детей. Только в этом случае вы сможете по-настоящему руководить игрой, вовлекая в нее всех учеников.
Игра «Назови слово с нужным звуком» проходит особенно интересно и эмоционально, если за каждое правильно названное слово ребенок получает в награду какую-нибудь фишку или любой другой маленький предмет – элемент мозаики и т.п. При этом нужно не забывать об особенностях первоклассников. Если вы постараетесь сделать набор этих «наград» более разнообразным, можно сорвать игру, так как дети начнут рассматривать эти награды друг у друга, меняться ими и т.д. Награды должны быть просто символом, чтобы в конце можно было подсчитать их и определить победителя, назвавшего наибольшее количество слов.
Игра «Как тебя зовут?»
Это игровое упражнение вводится для закрепления знаний детей о гласных и согласных звуках.
Учитель предлагает выйти к нему всех детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребенка громко называется, и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный.
Учтите, что среди вышедших к доске детей обязательно окажутся и такие, имена которых начинаются с согласных звуков, а за партой останется кто-нибудь с именем, начинающимся с гласного звука. Мы уже неоднократно говорили, как выходить из ситуации, когда дети ошибаются. Не забудьте об этом и в данном случае.
На следующем уроке пригласите к себе детей, чьи имена начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.
Игра «Назови похожее»
Эта игра вводится для отработки следующей учебной операции – различения твердых и мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель бросает мяч ребенку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребенок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твердым согласным (условия игры оговариваются заранее). Учтите, что назвать слово с таким же звуком ученику легче.
- 1-й вариант:
учитель –
сыр
, ученик –
сок
. - 2-й вариант:
учитель –
сыр
, ученик –
молоток
. - 3-й вариант:
учитель –
кит
, ученик –
кино
. - 4-й вариант:
учитель –
кит
, ученик –
лента
.
Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, ребенок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.
- 5-й вариант:
учитель –
рука
, ученик –
река
. - 6-й вариант:
учитель –
рука
, ученик –
мясо
. - 7-й вариант:
учитель –
вилка
, ученик –
вода
. - 8-й вариант:
учитель –
вилка
, ученик –
молоко
.
При проведении этих игр учитель должен очень постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому, и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь.
В этих играх с мячом важно учесть еще и «техническую» сторону: мяч нужно фактически давать почти в руки ребенку, избегать ситуаций, когда мяч падает и весь класс с визгом бросается его ловить. То есть в данной игре вы отрабатываете не ловкость детей и не их координацию – перед вами (и учениками) стоит учебная задача различения твердых и мягких согласных звуков.
Игра «Живые звуки»
Мы уже подробно останавливались на этой игре, когда описывали фрагмент урока по обучению детей звуковому анализу. Здесь мы покажем, какой вид приобретает игра в тот момент обучения, когда дети уже достаточно хорошо владеют действием звукового анализа слов, различают гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Напомним, что игра «Живые звуки» проходит после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово речка
. На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зеленая фишка, красная, зеленая, синяя и вновь красная фишка.
Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами:
- 1-й вариант
– играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова: «Какой первый звук в слове? третий? четвертый? второй? пятый?”
- 2-й вариант
– учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.
Итак, у доски ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твердый согласный звук».
Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой учитель возвращается к доске и продолжает: «Подойдет ко мне второй звук в слове, первый звук, пятый, четвертый, третий». Вновь прочитывается слово, и учитель предлагает: «Второй согласный звук слова, поставь на место свою фишку и садись; первый согласный звук, поставь свою фишку на место и садись; первый гласный звук… второй гласный звук… третий согласный звук…»
Обратите внимание, какие сложные задания выполняют ваши ученики. Каждый ребенок, выполняющий роль звука, должен все знать и помнить о своем звуке. Например, ребенок, играющий роль звука [к], помнит, что он – четвертый звук в слове, третий согласный, первый твердый согласный звук: ведь ваши задания могут касаться любой характеристики звука.
При этом учитель, проводя игру, должен постоянно помнить, что он, в сущности, дает детям очень сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
Эта игра позволяет учителю ориентироваться на реальные знания каждого ребенка, учитывать индивидуальные особенности детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Вызывая слабо успевающего ученика, учитель должен дать ему более легкое задание – в игре этого никто не заметит, а у слабого ребенка будет расти уверенность в своих силах, знаниях.
Игра дает возможность учителю тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.
И давайте вспомним еще раз: легче не допустить ошибку, чем исправить ее.
В приведенной игре, если вы вызываете отстающего школьника, вы даете ему задание в другой форме: «Иди, Наташенька, ты будешь звуком [ч’]. Давай-ка «прочтем» с тобой слово речка
. Вот он, твой звук [ч’], он мягкий согласный и стоит в слове на третьем месте. Пойди встань на третье место в слове». А когда вы подзываете детей к себе, вы снова, глядя на Наташу, скажете: «Подойдет ко мне согласный звук [ч’], третий звук в слове», – и Наташа уверенно пойдет к учителю.
А сильным ученикам вы даете самые сложные задания. И не смотрите на них, чтобы не подсказывать взглядом, – они уже всеми учебными операциями владеют, и чем труднее их задача, тем с большим удовольствием они ее выполняют.
Постепенно часть заданий в этой игре учитель передает классу.
Например, вызывать детей по звукам или сажать их на место можно предложить ученикам. И они это делают с удовольствием, увлеченно придумывая все более сложные задания: «Пусть звук [к] сядет на место, но сначала назовет слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук [л’] сядет на место, но сначала назовет в классе три предмета, которые начинаются с него или с его твердой пары», – и т.д. Иногда дети увлекаются этими заданиями и требуют от «звуков» назвать породы собак, планеты и проч. Нужно предупредить класс, что вопросы можно задавать только про звуки, а все остальные вопросы будут заданы на уроках по предмету «Окружающий мир». Эффект обогащения знаний об окружающем мире, расширение круга этих знаний может быть лишь побочным, но никак не подменяющим собой основную цель уроков по обучению грамоте.
Игра «Придумай слово по модели»
Эта игра вводится в конце курса обучения, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, легко различают гласные и согласные звуки, знают, что согласные бывают твердые и мягкие, и хорошо слышат их в словах.
Но учтите: эта игра может быть интересной и полезной для ваших воспитанников только в том случае, если вы их к ней специально подготовили. Как это сделать? Прежде всего, после проведения звукового анализа каждого слова необходимо обратить внимание класса на то, какая модель получилась. Например, разобрав слово лиса
, вы просите детей сказать вам, что видно по модели слова, из каких звуков оно состоит. Очень часто дети называют конкретные звуки: «Видно, что первый звук в слове
лиса
– [л’]». Удивитесь, посмотрев на модель слова: «Ты видишь, что первый звук в слове – [л’]? А я не вижу. Я вижу только, что первый звук – мягкий согласный, а какой именно – не вижу. А второй звук какой в этой модели? Да, он гласный, мы не знаем какой – видим только красную фишку и поэтому понимаем, что это гласный звук», – и т.д. А когда на одном из следующих уроков дети проводят звуковой анализ слова
пила
, попросите их вспомнить, была ли уже на уроке точно такая модель слова. При этом, конечно, нужно постараться, чтобы между разбором слов одинаковой звуковой структуры прошло не больше 1–2 занятий.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Возьмите за правило каждое разобранное слово сравнивать с предыдущими: были уже слова, в которых фишки стояли так же? Какие? На первых порах детям трудно ответить на этот вопрос, их ответы могут носить совершенно случайный характер. Поэтому постарайтесь, как всегда при новом задании, не допустить неправильных ответов – ведите учеников за собой, подводите их к правильному решению.
Только после того как класс в основном научится справляться с такими заданиями-сравнениями, можно вводить новую игру. Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным – трехзвуковая модель. Вы ставите на доску фишки – синюю, красную, синюю – и просите детей сказать, какие слова они должны называть, как в них будут расположены звуки. Поскольку вы достаточно подготовили своих учеников, они легко «читают» звуковую модель: первый звук – твердый согласный, второй – гласный, третий – снова твердый согласный. Напомните детям, что они знают много таких слов и в классе разбирали такие слова – мак
,
дом
… «Кто еще помнит?» Дети обязательно назовут все те слова, которые разбирали в классе. Но будьте готовы к тому, что наряду с верными ответами вы услышите и слова
кит
,
лес
и даже четырехзвуковые слова. Обязательно каждое названное слово «прочтите», ведя указкой по модели. Порадуйтесь, если слово «подходит» к этой модели, и покажите классу, почему некоторые слова «не подходят»:
кькьит
– первый звук в слове
кит
мягкий согласный, а нам нужно, чтобы он был обязательно твердым.
Очень полезно предложить классу, чтобы каждый ученик выложил перед собой из своих фишек такую же модель и, прежде чем назвать слово вслух, тихонько «прочел» его, ведя указочкой по модели.
Покажите, как это нужно сделать.
«Послушайте, ребята, как я буду придумывать слова. Я сначала посмотрю на модель: какие звуки должны быть в моем слове. И придумаю слово из трех звуков: соль
. Но не буду сразу поднимать руку и говорить это слово, а сначала тихонечко «прочту» его по модели:
ссоль
.
Первый и второй звуки в моем слове такие, как на модели, – твердый согласный и гласный.
А третий звук в моем слове соль
– мягкий согласный, а на модели – твердый согласный.
Значит, это слово не годится. Подумаю еще: сок
. Снова читаю по модели –
ссоокк
– все звуки совпадают. Значит, я правильно придумала, можно поднимать руку».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В любом виде деятельности на уроке вы продолжаете формировать у своих учеников учебную деятельность – умение контролировать свои действия, оценивать их правильность и неправильность.
Конечно, такая работа проводится только на первом уроке, когда вы знакомите детей с новой игрой. Но модель перед каждым ребенком советуем на некоторое время оставить: детям пока трудно соотнести свое произношение с моделью, не ведя по ней рукой (вы ведь этому их специально учили!).
Чтобы игра стала интересной детям с первого же урока, подготовьте заранее набор слов, которые можно подсказать вашим воспитанникам. За каждое верное слово – награда, как в игре «Назови слово с нужным звуком». И так же определяется победитель.
Когда игра начинает идти легко и быстро, можно по ходу игры поменять фишки: вместо синей поставить зеленую и, конечно, обратить внимание класса: «А теперь какие слова будем называть?» В зависимости от степени продвинутости учащихся класса такие замены можно провести дважды и трижды: поменять на мягкий согласный только первый или только третий звук, сделать оба согласных мягкими, добавить в конце гласный звук.
Это очень оживляет игру, каждая перестановка дает новый всплеск ответов. Но усложнения нужно проводить постепенно, помня о том, что в этой игре дети выполняют очень трудное задание: прежде чем назвать слово, они должны мысленно провести его полный звуковой анализ, оценить качественную характеристику всех звуков.
Конечно, в каждом классе найдутся дети, которые виртуозно ориентируются в звуковой структуре слова и с удивительной легкостью выполняют любые, самые сложные задания. Но на таких детей, как это ни соблазнительно, ориентироваться нельзя – ведь если для класса в целом задания будут непосильными, игра из радости превратится в скучную повинность.
Игра «Кто внимательный»
Это, собственно, не игра, а скорее дидактическое упражнение.
В ходе урока дети получают задание поставить перед собой две фишки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки.
Фишки ставятся одна под другой.
Затем нужно поставить после синей фишки те гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных, а под ними, за зеленой фишкой, – те гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных.
Это задание учащиеся должны выполнять почти на каждом уроке, постепенно увеличивая число букв: сначала за каждой фишкой стоит по одной букве – (а
,
я
), затем их число увеличивается, доходя до пяти в каждом ряду.
После того как все ученики в основном справились с заданием, так же выкладываются буквы на доске. Это делает один ученик или несколько, иногда сам учитель под диктовку класса.
Руководя работой учеников у доски, учитель может, не дожидаясь, пока ребенок поставит букву, спросить: «После твердого согласного ты поставил а
. А какая буква означает звук [а] после мягкого согласного?» Если не задавать таких вопросов, есть опасность, что дети механически запомнят буквы и будут выставлять их, не ориентируясь на изученное правило.
Правильно выполненное задание выглядит так:
а, о, у, ы, э я, ё, ю, и, е |
Если буквы стоят таким образом, учитель сразу видит, что ученик помнит правило русского письма, которое сейчас изучается в классе, и точно соотносит между собой гласные буквы. Если буквы в рядах не соотнесены друг с другом (под буквой а
стоит
ё
и т.п.), у учителя не может быть твердой уверенности в том, что ребенок понял учебную задачу.
Когда это задание выполнено, начинается игра. Ученики закрывают глаза, а учитель быстро переставляет две буквы из одного ряда в другой, меняет их местами, то есть на место буквы а
ставит букву
я
, и т.д.
Затем дети открывают глаза и должны угадать, что изменилось.
Здесь очень важно менять местами именно пары букв, чтобы ненавязчиво фиксировать внимание учащихся на том, какие гласные буквы пишутся после твердых, а какие – после мягких согласных.
Если действовать по-другому – переставлять буквы произвольно, внимание детей, конечно, будет развиваться, но учебная задача при этом выпадает из игры.
Иногда учитель, проводя эту игру-упражнение, после каждого правильного ответа ученика просит его повторить правило.
Например, школьник заметил, что учитель поменял местами буквы о
и
ё
, и правильно сказал об этом.
Учитель спрашивает: «А почему так нельзя?»
В учебной ситуации этот вопрос вполне правомерен, но в игровой – нет. Ведь игровая задача – найти, что изменилось. И только об этом может идти речь в диалоге между учителем и учеником.
Конечно, иногда об этом можно спросить ребенка, похвалив его предварительно за правильный ответ, но злоупотреблять такого рода беседами не стоит, так как игра тут же прекратится.
Игра «Найди свой домик»
Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.
Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребенка берут фишки: один – синюю, другой – зеленую. Эти дети – ведущие. Ведущих выбирают из школьников, которые отлично усвоили учебную задачу, не делают ошибок в самостоятельной работе. Дети-буквы гуляют по классу; по сигналу учителя они должны занять свое место в синем или зеленом домике.
Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука.
Учитель не вмешивается в игру, не подменяет ведущих. Если один из них ошибся и впустил в свой домик букву, которой там быть не должно, дети-буквы сами обнаруживают это по просьбе учителя: «Проверьте все вместе, не попала ли в ваш домик какая-нибудь лишняя буква».
Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в нее играют и хотят быть ведущими-проверяющими. Учителю стоит всячески подчеркивать значимость ведущих, их хорошие знания, ответственность, необходимые для выполнения роли звука. Это стимулирует остальных учеников класса стремиться занять это место, а следовательно, правильно решать соответствующие учебные задачи на уроках.
Серия сообщений «Обучение грамоте…»:
Часть 1 — прописи Часть 2 — «А» … Часть 36 — Буква Ё. Часть 37 — Коррекционная образовательная деятельность: «Путешествие крошки Енота». Тема буквы Е, е Часть 38 — Игры и игровые упражнения на уроках «Грамоты» Часть 39 — Фонетическая сказка «Кощеево царство» Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю