Использование тактильных упражнений
Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.
- Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название — «эн».
- Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
- Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
- Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
- Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приветствует детей.
Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки
. Затем согласные.
Дети отвечают.
Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова
: слон, сон, клоун.
Варианты детей.
Педагог : Правильно. Сегодня на занятии
мы познакомимся с новым
звуком и буквой Н
.
2. Звук [н]
. Артикуляция
звука
. Развитие зрительного гнозиса,
конструктивного праксиса
, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.
Ребенок. Н-н-н!
Педагог. Давайте вместе произнесем звук
«Н»
, губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении
звука
Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой
звук
?
Дети. Согласный
Педагог Как вы догадались, что это согласный звук
?
Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.
Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?
Дети : Синим кружочком
3. Игра «Поймай звук
»
Развитие фонематического слуха. Выделение звука
[Н] из ряда гласных
звуков
, слогов
Педагог : Вам нужно поймать звук [н]
. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.
4. Игра «Определи место звука в слове
»
Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н]
.
Нос в веснушках у Наташки.
Наша Ната – первоклашка.
Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.
П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н]
.
Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове
.
Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук
[н] в каждом из этих слов.
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н]
, и определение места
звука в слове
: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.
Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквой Н
. Развитие зрительного гнозиса и
конструктивного праксиса
.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н
.
Педагог Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
Письмо буквы
“Н” пальчиком в воздухе.
Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н
?
Дети : Три
Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н
, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить
букву Н
. Попробуйте выполнить также.
Педагог убирает контейнеры.
П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске
. Одна большая, а другая маленькая.
6. Упражнение «Найди картинки»
. Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.
Педагог вывешивает картинку.,
П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н
.
Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.
П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.
Д е т и. Нарциссы.
П е д а г о г С какого звука
начинается это слово?
Д е т и. Со звука [Н]
.
7. Упражнение «Давайте почитаем»
. Формирование навыка чтения.
П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.
8. Физкультурная пауза.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.
Педа г о г Какую букву
вы видите на листочках?
Д е т и. Это буква Н
.
П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Д е т и. Синим.
Педагог Почему?
Д е т и. Это согласная буква
.
П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом
, а маленькую
букву сначала обведите
, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?
Д е т и. Мы видим нитки.
11 е д а г о г С какого звука
начинаются их названия?
Д е т и. Со звука [н]
.
11. Организация окончания занятия
. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии
.
Пе д а г о г С какой буквой
вы сегодня познакомились?
Дет и. С буквой Н
.
Пе д а г о г Какая это буква
?
Дети Соласная.
Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н
?
Д с т и. Три палочки.
Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили
?
Пе д а г о г Что мы делали на занятии
?
Публикации по теме:
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.
Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Н по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала: — Но-но-но!
- Как закричала Наташа?
- НННО — какой тут первый звук?
- Кому купили лошадку?
- НАТАША — какой первый звук в этом слове?
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Ножницы Небо Ноты Носорог
Какой первый звук в слове НОСОРОГ? — НОЖНИЦЫ? В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?
Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].
- Гласный или согласный звук [н]?
- Какие еще согласные звуки ты знаешь?
- Звонкий или глухой звук [н]?
- Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])