Конспект НОД по обучению грамоте «Звук Н. Буква Н». (подготовительная к школе группа)


Использование тактильных упражнений

Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.

  • Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название — «эн».
  • Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
  • Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
  • Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
  • Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки

. Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова

: слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии

мы познакомимся с новым
звуком и буквой Н
.

2. Звук [н]

. Артикуляция
звука
. Развитие зрительного гнозиса,
конструктивного праксиса
, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук
«Н»
, губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении
звука
Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой
звук
?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук

?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук

»
Развитие фонематического слуха. Выделение звука
[Н] из ряда гласных
звуков
, слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н]

. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове

»

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н]

.

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н]

.

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове

.

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук

[н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н]

, и определение места
звука в слове
: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н

. Развитие зрительного гнозиса и
конструктивного праксиса
.

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н

.

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы

“Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н

?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н

, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить
букву Н
. Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске

. Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки»

. Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н

.

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука

начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н]

.

7. Упражнение «Давайте почитаем»

. Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву

вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н

.

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква

.

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом

, а маленькую
букву сначала обведите
, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука

начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н]

.

11. Организация окончания занятия

. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии

.

Пе д а г о г С какой буквой

вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н

.

Пе д а г о г Какая это буква

?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н

?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили

?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии

?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Н по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала: — Но-но-но!

  1. Как закричала Наташа?
  2. НННО — какой тут первый звук?
  3. Кому купили лошадку?
  4. НАТАША — какой первый звук в этом слове?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ножницы Небо Ноты Носорог

Какой первый звук в слове НОСОРОГ? — НОЖНИЦЫ? В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?

Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].

  1. Гласный или согласный звук [н]?
  2. Какие еще согласные звуки ты знаешь?
  3. Звонкий или глухой звук [н]?
  4. Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]