Консультация для родителей«Формирование основ экологической культуры ребёнка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему: «Формирование основ экологической культуры ребёнка»
Передача экологических знаний — это начальный этап выработки привычного отношения к окружающему миру.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности: 1. Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе. 2. Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зоне детского сада — труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг). 3. Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе. 4. Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира. 5. Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. 6. Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге), обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова. 7. Наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе. 8. Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе. 9. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру — природе, вещам, людям.
Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.
В основе экологического воспитания — адаптированного к детям дошкольного возраста ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания -заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируются дошкольные педагоги нашего времени.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее, педагог должен уметь жить в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
За последние годы работы мною была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций;
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий:
- дидактические игры,
- беседы,
- путешествия,
- спектакли,
- викторины,
которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:
- театрализованные представления на экологическую тему,
- праздники,
- экологические игры,
- игры-путешествия.
- Следующее направление — Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связано с практическими делами:
- совместные с родителями акции по озеленению группы,
- территории ДОУ,
- работа на огороде,
- оформление цветника,
- акции по подкормке птиц,
- изготовление и развешивание кормушек.
Все это способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
- Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий:
- проектной деятельности,
- экскурсий в природу,
- опытов,
которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Пути реализации системы экологической работы:
1. Создание условий (экологизация развивающей среды)
Прогулка – это мини-путешествие, которое создаёт особый, своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъём и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее. Очень впечатлительных детей легко привлечь к наблюдению за цветом неба, формой деревьев, строением растений. Такие дети удивляются капельке воды, прозрачности льда, журчанию ручейка, пению птиц.
На огородных грядках дети выращивают овощные культуры (лук, томат, укроп, горох, редис, кабачки и др.), наблюдают за их ростом, проводят эксперименты ( «В какой почве лучше овощи растут», «О влиянии полива на жизнь растений»)
Экскурсии в сквер к Обелиску по большой экологической тропе проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц, и с изумлением удивляемся, что «неподвижный мир» меняется и движется, меняются краски, запахи, звуки, события. И это всё связано со сменой времён года.
В уголке природы, собраны разные виды комнатных растений. В зимнее время года на подоконниках размещается мини — огород, что позволяет ребятам выращивать овощи и в холодный период года.
В обучении и воспитании практикую комплексный системный подход – от простого к сложному. Провожу с детьми цикл наблюдений за живыми объектами. Работа по проекту «Огород на окне» вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.
2. путь создания системы экологической работы — Работа в лаборатории
В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов.
В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.).
Для повышения экологической культуры дошкольников используются разнообразные формы и методы обучения:
- интегрированные НОД,
- наблюдения,
- целевые экскурсии,
- экологические акции,
- опыты,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- инсценировки,
- выставки на экологическую тему,
- труд в уголке живой природы,
- конкурсы.
Наша группа в этом году участвовала в межмуниципальном конкурсе экологических театров и заняла 1 место.
Таким образом, с помощью воспитательных мероприятий мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, творчества, способности видеть смысл своих поступков, т.е. воспитывать личностные качества ребенка, и конечно, экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к природной среде.
3. путь создания системы экологической работы – это Исследовательская деятельность дошкольников.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Во время исследовательской деятельности развивается речь детей, дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство.
Работая в инновационном режиме, мы увлеклись проектной деятельностью. Распределили наработанный материал так, чтобы охватить все разделы экологического воспитания.
Метод проектной деятельности помогает объединить содержание образования из всех областей знаний.
К организации поисковой и творческой деятельности подключаем родителей и родственников детей, т.к. один ребенок с этой деятельностью не справится.
Предлагаем такие задания, как: изготовить макет огорода, сбор семян, изготовление кормушек, выпуск бюллетеней и др.
В данный момент работа по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» продолжается.
4. путь создания системы экологической работы – это Экологическое просвещение родителей.
Уделяя большое внимание совместной деятельности детей и родителей, используем следующие формы работы:
- совместное озеленение территории д/с,
- совместные экскурсии,
- участие в конкурсах и выставках,
- выпуск газеты для родителей и детей «Экологический вестник»,
- совместный выпуск бюллетеней, сообщений,
- участие родителей в экологических праздниках.
С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Здесь представляются поделки из природного материала, рисунки.
На родительских собраниях знакомим родителей с работой группы по экологическому воспитанию.
С помощью экологических газет, брошюр родители в домашних условиях могут проверить знания своих детей по экологии, проверить приметы времен года, поиграть в экологические игры.
Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые нами в ДОУ, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Следующая > |