ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания детей.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье
- охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка, с учетом возрастных особенностей в процессе трудового воспитания в семье
- воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми и взрослыми.
Ход мероприятия:
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнюю встречу.
И наше общение я хочу начать с воспоминаний крепостного крестьянина Федора Бобкова. Вот что он писал о своем детстве:
«Участие мое в работах заключалось в наматывании ниток на маленькие шпулечки для тканья миткаля. Летом на моей обязанности лежало нянчить брата и сестру, которые были моложе меня. Во время жатвы я оставался с ними в доме один. Возился я с ними не особенно много, — Петрушке давал кусок хлеба, Кате соску и убегал играть с мальчиками, забывая совершенно о своих питомцах. Изредка соседка наша, тетка Матрена, покричит на меня, что оставил детей без присмотра, тогда я возвращался домой, пихал в рот одному кусок хлеба, другому соску и опять убегал. Вплоть до зимы я бегал босиком, а зимой ходил в лаптях».
Я неспроста зачитала этот отрывок из воспоминаний. Каждый из нас, слушая это отрывок, мысленно перенесся в те далекие времена. Представили этого мальчугана и проводили параллель с нынешними детьми.
Может быть, и была какая-то особая система воспитания для крестьянских детей, но большинство из них росли в естественной окружающей их среде и познавали все новое сами, набивая шишки.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя.
Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это значит жить, ничего не делая.
И сегодня мы собрались вместе, что бы разобраться в этом нелегком вопросе.
Я предлагаю, разделиться на две группы. Нам будет одинаково интересно услышать мнения пап и мам. В первой группе у нас будут только мамы, а вторая группа будет состоять из пап.
И так, мы начинаем.
Практическая часть:
1. ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости.
Для начала, я порошу участников обеих команд дать определение понятию «трудолюбие». Что на ваш взгляд включает в себя понятие – трудолюбие?
— Это нравственное качество личности ребенка, проявляющееся в его осознанности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего труда, положительном отношении к трудовой деятельности взрослого.
— Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
(анализ задания)
2. А сейчас я предлагаю поиграть в иргу «Да – нет». На подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо разделить эти карточки на три группы. Первая группа, это те поручения, которые ваш ребенок чаще всего выполняет дома. Вторая группа, это те поручения, которые ребенок выполняет редко. И третья, это те поручения, которые ребенок не выполняет вообще. В конце игры мы проанализируем результат.
Перечень поручений:
- Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
- Наводит порядок на своем столе и в своей комнате.
- Заботиться о младшем брате или сестре.
- Стирает свои мелкие вещи.
- Моет чайную (либо другую) посуду.
- Следит за чистотой обуви.
- Выносит мусор.
- Кормит домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
- Гуляет с собакой, кошкой.
- Самостоятельно ходит в магазин (за хлебом, молоком и т.д.).
- Ухаживает за растениями.
- Помогает в приготовлении пищи (моет овощи для салата, раскатывает тесто)
- Накрывает на стол и убирает со стола.
- Подклеивает книги, коробки для настольных игр.
- Выполняет посильную работу на приусадебном участке.
- Убирает свою постель.
(анализ задания)
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий.
3. Среди современных ученых бытует мнение, что не следует разделять труд на «мужской» и «женский». Согласны ли и вы с этим мнением? Если нет, то почему?
Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками.
Я попрошу команду мам описать трудовую деятельность мальчиков, а папы пусть определят трудовые поручения для девочек.
Трудовое воспитание девочек
Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших. Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.
Трудовое воспитание мальчиков
Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.
В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.
(анализ задания)
4. У каждой команды есть список способов привлечения ребенка к труду. Ваша задача, расставить по вашему мнению эти способы по принципу эффективности. Какой из этих способов самый эффективный по вашему мнению и почему?
- Просьба
- Принуждение
- Поощрение
- Одобрение
- Благодарность
- Соревнование
- Наказание
Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового.
Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случаи никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие плюсы оценки деятельности ребенка.
Одобрение – простой вид поощрения.
Благодарность – более высокий уровень.
Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.
Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.
Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
4. Итак, в семье труд для детей должен быть посильным. У ребёнка могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно. Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В более старшем возрасте, ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, полить комнатные растения и т.д.
У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Нам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.
А) Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?
(Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но, если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.)
Б) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?
(Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым.)
(анализ задания)
5. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.
Какое средство из трех является ведущим и почему?
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др
Домашнее задание
Уважаемые родители, в конце нашей встречи я хочу попросить вас поучаствовать в создании книги «Трудовые традиции моей семьи». Напишите о своих семейных трудовых традициях. Какие трудовые традиции есть у вас в семье? Нужны ли они детям? На страницах разместите фотографии, рисунки о вашем семейном труде. Поделитесь опытом, интересной информацией. Все страницы мы оформим в нашу «трудовую» книгу. Будем ее пополнять интересными трудовыми событиями. Это будет ваше домашнее задание
Заключительная часть:
Давайте подведём итог нашей встречи. Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале нашей беседы: Для чего нужно прививать любовь к труду у детей?
На вопрос: «Как воспитывать трудом?» мы тоже постарались ответить. Вашему вниманию и на обсуждение были представлены: формы, методы, принципы, условия, правила организации трудовой деятельности. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла вам разобраться в очень важных вопросах трудового воспитания. И я очень надеюсь, что многие из вас воспользуются нашими советами и рекомендациями.
— Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко:
— «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?
— Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко.
Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.
Благодарим всех за участие. До новых встреч!
Литература:
- А. С. Макаренко. «Семья и воспитание детей». Учебное пособие. М. Педагогика, 1984.
- Л. А. Кулик. Семейное воспитание: Учебное пособие, М. Просвещение, 2003.
- Пашков А.Г. Труд как средство воспитания//Педагогика, 1992, № 7-8.
- Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.
- Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1985.
Следующая > |
Темы мероприятий по трудовому воспитанию в школе и детских садах
Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд – одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.
Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:
- Поставленной задачей;
- возрастом детей;
- местом проведения;
- конечной целью.
Беседы на тему трудовое воспитание
* Анализ регионального рынка труда; * Анкетирование работодателей с целью выявления их требований к выпускникам; * Беседы на темы: «Довольны ли вы выбором своей профессии»; «Учебная деятельность и преемственность профобразования»; * Благоустройство территории учебного заведение; * Знакомство с производством на рабочих местах; * Временные и постоянные домашние обязанности; * Включение студента в группу или коллектив совместно работающих; * Встречи с выпускниками разных лет; * Взаимодействие с предприятиями и организациями региона, региональными и местными администрациями; * Встречи с социальными партнерами; * Встречи с представителями трудовых династий, выпускниками, ветеранами труда, представителями бизнеса; * Встречи с работодателями; * Выполнение заказов по договорам в мастерских колледжа; * Встречи с работниками Центра занятости; * Встречи с практическими работниками; Встречи с руководителями и специалистами предприятий; * Выставка творческих работ студентов и преподавателей; * Дополнительное материальное стимулирование обучающихся, имеющих высокие показатели в учебе, научно-исследовательской работе, активистов; * Диспуты; * Деловые игры «Что я знаю о своей профессии?»; * Декады знаний; * Дежурство в учебных заведениях; * Знакомство с требованиями работодателей; * Знакомство с новыми технологиями; * Изучение рынка труда; * Игры: «Счастливый случай», «Турнир знатоков», «Своя игра»; * Изготовление наглядного и стендового материала в кабинетах и мастерских колледжа; * Круглые столы «Как найти работу»; * Конкурсы по профессиям «Лучший по профессии»; * Конкурсы стенной печати; * Конкурс на лучший сайт группы и личную страничку; * Классные часы: «Первые шаги при устройстве на работу», «Трудовые права молодежи», «Личное и общественное в выборе профессии…», «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни»;«Что такое профессиональная этика и личностно-профессиональный рост обучающегося»;«В чём секрет успеха»; * Мероприятия: «Специалист XXI века», «Посвящение в студенты», «Вечер встречи с выпускниками»; * Организация труда в кружках по интересам; * Обучение технологиям и приемам трудовой деятельности; * Определение конкретных трудовых обязанностей; * Обеспечение работы необходимыми материальными средствами; * Обеспечение временной занятости студентов; * Организация и проведение массовых субботников; * Оформление и оборудование мастерских, лабораторий; * Организация дополнительного профессионального образования на платной основе для обучающихся колледжа; * Организация производственного обучения в летний период на предприятиях; * Олимпиады, викторины; * Организация производственной практики обучающихся на предприятиях и в мастерских * учебного заведения; * Озеленение улиц в населённых пунктах; * Поддержание санитарного состояния учебных кабинетов; * Прохождение практики на предприятиях; * Посещение территориальных ярмарок учебных и рабочих мест; * Посещение конкурсов профессионального мастерства, тематических выставок по профессиям в музеях, выставочных залах; * Проведение мероприятий прославляющих семейные династии, семейные традиции; * Подготовка дидактического материала, наглядных пособий; * Проведение индивидуальных занятий со студентами, вовлечение их в творческую деятельность; * Представление своей профессии на конкурсе; * Ремонт учебно-наглядных пособий, книг в библиотеке, мебели и инвентаря; * Родительские собрания «Трудовое воспитание»; * Работа кружков технического творчества; * Работа Центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников; * Систематическое участие в общественно-полезном труде; * Сочинения; * Сбор информации о новинках в профессии, оформление стендов в мастерских и кабинетах; * Стенгазеты и оформление стенда к профессиональным праздникам; * Субботники, генеральные уборки, ремонт мебели; * Студенческие строительные отряды; * Студенческие научно-практические конференции; * Создание внешней обстановки, располагающей к труду; * Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и студентов данными о состоянии рынка труда; * Тематические классные часы; * Творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества; * Участие в открытых мероприятиях по подготовке к военной службе; * Участие во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества молодёжи; * Участие студентов в летнем трудовом семестре; * Укрепление материально – технической базы колледжа силами студентов; * Участие социальных партнёров в профессиональном становлении обучающихся; * Участие работодателей в итоговой аттестации; * Участие работодателей в работе конкурсах профессионального мастерства; * Формирование студенческих отрядов; * Экскурсии на предприятия; * Экскурсии на объекты сельскохозяйственных предприятий, на предприятия по профилю профессий и специальностей; * Экскурсии на предприятия; * Экскурсии на предприятия города и района; * Юридическое просвещение обучающихся.
голоса
Рейтинг статьи
Мероприятия по трудовому воспитанию
«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» – такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?
Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи, закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.
Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе
Форма мероприятия | Тема |
Классные часы. Беседы | 1. «Мой дом — наведу порядок в нем» |
2.«Без труда ничего не даётся» | |
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов) | |
4. «Роль знаний в выборе профессии» | |
5. «Мир профессий и твое место в нем» | |
6. «Влияние темперамента на выбор профессии» | |
7. «Способность к труду — главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов) | |
8. «Первые шаги при устройстве на работу» | |
9. «Трудовые права молодежи» | |
10. «Личное и общественное в выборе» | |
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах | |
Родительские собрания | 1. «Слагаемые выбора профессии» |
2. «Дороги, которые выбирают наши дети» | |
3. «Воспитание трудолюбия в семье» | |
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе) | |
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду». | |
Консультации для родителей | 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома» |
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии» | |
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии» | |
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример) | |
Проведение конкурсов, месячников, декад | 1. «Самая чистая школа» |
2. «Самый чистый класс» | |
3. «Самая оригинальная клумба» | |
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы | 1. «Твоя профессиональная карьера» |
2. «В мире профессий» | |
3. «В помощь выпускнику» | |
4. «Выбери свою профессию» |
Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет
Вид игры | Тема игры. Ее цель |
Дидактическая игра | «Назови профессию» |
Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем. Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.