Статья «Трудовое воспитание детей раннего возраста»


Трудовое воспитание детей раннего возраста

Вера Гаврилова

Трудовое воспитание детей раннего возраста

Цель трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.

Виды труда:

•самообслуживание;

•общественно – полезный труд.

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу своих особенностей, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.

Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Задачи и содержание работы по самообслуживанию:

1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.

3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно – полезный труд: задачи и содержание работы:

1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.

2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.

4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.

Срок Содержание труда

Сентябрь

1 неделя — самообслуживание — Игра «Мы пришли умыться»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Беседа «Всему свое место»

3 неделя – труд в природе — Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)

Октябрь

1 неделя — самообслуживание — Упражнение «Закатаем рукава»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Игра «Убери мусор в корзину»

3 неделя – труд в природе — Полив комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию); Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)

Ноябрь

1 неделя — самообслуживание — Упражнение «Выверни колготки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Упражнение «Расставим стулья»

3 неделя – труд в природе — Опрыскивание растений водой

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Целевое посещение кабинета старшей медсестры, наблюдение за работой старшей медсестры; Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)

Декабрь

1 неделя — самообслуживание — Упражнение «Застегни пуговицы»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Упражнение «Разложи карандаши»

3 неделя – труд в природе — Помыть листья фикуса

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Январь

2 неделя — самообслуживание — Упражнение «Все мы делаем по порядку»

3 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Протереть от пыли полки для игрушек

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы); Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Февраль

1 неделя — самообслуживание — Игра «Одежкин домик»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Протереть игрушки

3 неделя – труд в природе — Рыхление комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Помощь воспитателю в стирке кукольного белья; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)

Март

1 неделя — самообслуживание — Упражнение «Намылим руки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Раскладывание книг в книжном уголке

3 неделя – труд в природе — Посадка крупных семян овощей

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Помощь воспитателю в ремонте книг и дидактических игр; Целевое посещение столовой, наблюдение за работой повара

Апрель

1 неделя — самообслуживание — Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Убрать строительный материал после игры

3 неделя – труд в природе — Полив комнатных растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию; Целевое посещение прачки, наблюдение за работой работника по стирке белья

Май

1 неделя — самообслуживание — Игра «Мы заправим наши майки»

2 неделя – хозяйственно – бытовой труд — Переодеть кукол в кукольном уголке

3 неделя – труд в природе — Помыть листья растений

4 неделя – совместный труд со взрослыми — Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках; Наблюдение за работой дворника.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Труд дошкольников виды, формы организации, задачи трудового воспитания

Цыганова Марина Анатольевна

Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания

Введение

Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал что, «материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья». Цит.по: Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре. — М., 1991. С. 24.

Об этом писал и В. А.Сухомлинский: «труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Там же. С. 25.

«Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», — считал А. С. Макаренко. Там же.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

1. Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

Труд — центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

Понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991. С12.

Труд взрослых существенно отличается от труда детей. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда прилагает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого,он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание — это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии» Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб, 2000. С. 116. .

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М. ,2004. С. 214.

На основе классификации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания дошкольников:

1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений.

2. Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия. Там же.

Трудовое воспитание дошкольников не заканчивается в детском саду. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны сотрудничать с семьёй в процессе трудового воспитания дошкольников.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно — бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно — гигиенические требования к его организации.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труддолжен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем — втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет статус ребенка в группе сверстников. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей.

В процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения в детском саду.

2. Виды труда дошкольников

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Куцакова. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. — М. ,2007. С. 16 — 24.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно — бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно — бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателювозможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Таким образом, различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Однако этими формами не ограничивается трудовая деятельность дошкольников, отличающаяся многообразием. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

3. Формы организации труда дошкольников

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Куцакова. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. — М. ,2007. С. 38 — 49.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно — два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формыобщения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Таким образом, основными формами труда дошкольников являются: выполнение поручений, дежурства, коллективная трудовая деятельность.

Заключение

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В дошкольном образовательном учреждении трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Формы его организации: поручения; дежурства; коллективный труд детей.

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком, узнают о материалах и их свойствах.

В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В дошкольном образовательном учреждении должна проводится специально организованная работа с родителями, им необходимо объяснять, какую огромную роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями создать все необходимые условия, при которых труд действительно стал бы средством нравственного воспитания детей.

Трудовые поручения как средство трудового воспитания младших дошкольников

Трудовые поручения –это обращение к ребенку с просьбой взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Т. Шатовой. В разных видах трудовых поручений, используются различные формы его организации, педагоги воспитывают у детей интерес и любовь к труду, приучают выполнять поручения, беречь материалы [14].

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного возраста, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам. Как показали исследования (Р. С. Буре) трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживает порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и т.д. Особое место трудовым поручениям отводится в процессе умственного воспитания. Опираясь на умственную активность детей дошкольного возраста, готовность к самостоятельной деятельности, трудовые поручения способствуют формированию анализа, планирования, временного понятия, любознательности. Воспитание интереса к труду, формирование осознанных ребенком мотивов деятельности тесно связано с воспитанием целенаправленности. Трудовые поручения способствуют формированию стремления к достижению определенных целей [3].

В младшем дошкольном возрасте дети преимущественно выполняют поручения индивидуального характера. Усвоениям умений будут способствовать повторения и закрепления способов деятельности, постоянные приобщения младших дошкольников к поручениям. По мере накопления детьми самостоятельного опыта выполнения задания воспитателю следует переходить к словесному напоминанию. Особую роль приобретает беседа с детьми, в ходе которой обсуждается задание и способы его выполнения. Важно, чтобы в таких обсуждениях участвовали все дети, проявляя активность и самостоятельность [5].

Трудовые обучения осуществляются воспитателем при организации индивидуальной деятельности ребенка, либо в совместном труде с взрослыми, либо на специальных фронтальных занятиях, когда возникает необходимость обучать одновременно подгруппу или группу детей приемам выполнения определенных действий. Руководя выполнениями поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность выполнить дело самостоятельно. Постоянный контроль над деятельностью ребят позволяет педагогу правильно осуществить индивидуальный подход, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

Трудовые поручения в детском саду многообразны. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществляют их всестороннее воспитание. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Ведь только в труде ребенок может всесторонне развиваться, раскрывать свои возможности и таланты. Очень важно с малых лет прививать у ребенка уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося принести своим трудом пользу, работать для блага общества.

Педагог располагает определенными методами: слово, непосредственный показ способа выполнения изготовляемого образца и др. применяя эти методы, он развивает у детей умения логически мыслить, наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательные способности, восприятие, память, приучать к точкам деловой речи.

Особую роль при выполнении поручениями играет оценка труда. Надо непременно найти что-то положительное в поведении и деятельности ребенка даже тогда, когда он не самостоятельно справляется с заданием [9].

Большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты [6].

Освоение новых видов и форм труда.

Выделяют следующие виды труда дошкольников:

1. Труд по самообслуживанию (зарождается уже в раннем возрасте). Сначала направлен на себя (причесался, вымыл руки), затем – на другого, что является предпосылкой для становления бытового труда.

2. Бытовой труд. Объектом преобразования являются предметы, включённые в бытовой процесс (посуда, одежда, обувь). Важную роль играют внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щётка и т.д. (привлекают очень ребёнка). Результатбудет интересен, если взрослый формирует потребность поддерживать порядок, труд организован эстетически привлекательно, постоянно указывать на возможность и значимость такого труда для других людей формировать общественные мотивы.

Основными направлениями бытового труда являются: организация собственной бытовой деятельности (почистить одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы приятно обедать), а также на облегчение труда другого человека (помог маме постирать бельё, чтобы она меньше устала).

3. Труд в природе. Объектами здесь будут являться растения и животные (слабее самого ребёнка, поэтому их благополучие зависит от ребёнка в определённой мере: забыл полить цветок — засох; не поил щенка — страдает от жажды). Таким образом, у ребёнка формируется ответственностьза тех, кто беззащитнее ребёнка (ребёнок ощущает себя большим, взрослым, сильным, испытывает яркие положительные эмоции, ощущает причастность к природе).

4. Ручной труд – требует сложных действий (умение пользоваться иглой, мотком и пр.). Осваивает данный вид труда ребенок примерно с 5 лет. Своеобразие – труд приобретает собственный продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт (вышивка, поделка). Основными мотивами ручного труда в дошкольном возрасте могут быть следующие: игровые (атрибуты для игры), общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме), эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). В результате складывается позиция созидателя.

Таким образом, в освоении разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции: возрастает самостоятельность ребенка в пределах сформированных у него умений и постепенно ребенок включается в совместную со взрослыми жизнь, выполняет вместе с ними обычные повседневные обязанности.

Формы организации детей зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений детей и содержания трудовых заданий.

Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника:

1. Совместный со взрослыми труд (наиболее распространен в раннем и младшем дошкольном возрасте). Взрослый учит трудовым умениям, контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

2. Поручение. Взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат, способы достижения цели. Ребенок может выполнить поручение, если трудовые действия ему хорошо знакомы.

3. Обязанность возникает тогда, если ребенок понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержаниеопределяет взрослый, затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Это возможно лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

4. Труд по собственной инициативе – как проявление наиболее высокого уровня самостоятельности. Ребенок не только сам организует труд, но замечает, когда необходимо потрудиться.

Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности

В статье анализируется степень приобщения детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет к полезной трудовой деятельности. По результатам исследования выявлен уровень приобщения детей к труду.

Ключевые слова:трудовая деятельность, диагностика полезного труда, народная культура, традиционная педагогика, русский фольклор.

The article analyzes the degree of familiarizing children of preschool age from 4 to 5 years to the useful work. The study revealed a level of familiarizing children to work.

Keywords:labor activity, diagnostics useful labor, folk culture, traditional pedagogy, Russian folklore.

В настоящее время мало внимания уделяется проблеме формирования навыков полезной трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. Все чаще мы можем видеть, как ребенок отказывается выполнять поручения родителей или воспитателя. Детям стало интереснее проводить время за телефонами и компьютерами, нежели заниматься поливом растений, подражать взрослым в уборке, готовке и т. п. Проблема, рассматриваемая в данной статье, актуальна, так как ситуация социального развития общества требует внимания к трудовой деятельности личности, активного участия в труде. Процесс активизации человеческого фактора зависит от результатов формирования ценностного отношения к труду. Наша задача воспитывать у современного поколения детей положительное отношение к труду, умение и желание доводить начатое дело до конца, поощрять инициативу в оказании помощи взрослым и сверстникам.

Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, отраженных в обычаях, традициях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречия с целями и методами воспитания. Трудовое воспитание является центральной проблемой народной педагогики и психологии, по сформировавшимся народным представлениям развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в условиях трудовой деятельности.

В словаре русского языка Т. Ф. Ефремова труд — это целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым. Он дает возможность проявить заботу о близком человеке и развивает физически. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке. Кроме того, многие умения и навыки ребенок получает в среде сверстников, прежде всего, в играх и забавах.

Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности. Это подтверждается исследованиями психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Е. А. Климова. Как указывают психологи, это происходит в двух направлениях: формирование предпосылок трудовой деятельности и становление собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов поведения. Ушинский говорил о труде дошкольников: «Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и коллектива. Относится к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» [6].

Объективно оценить труд дошкольника сложно, но ребенок испытывает настоящие трудовые усилия и соответственно оценивает труд. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Несомненно, что ядром русской народной культуры и педагогики была русская земледельческая культура и традиционная педагогика. Земледельческий характер носило большинство праздников и обрядов, детей рано подготавливали к будущей работе на земле и приучали к нелегкому труду в поле, на огороде и по дому. Как только ребенок подрастал, он легко и естественно включался в работу. Его не принуждали, не заставляли трудиться, а заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому. Детская жажда подражания — это самый действенный побудитель к труду. Уже в 4–5 лет девочка помогала сестре сматывать нитки, кормить кур; очень рано начинала нянчить братьев и сестер. 6–7 летнему ребенку доверяли загнать скотину во двор, принести дров в избу. Но дети не сразу принимались за настоящее дело, народный опыт подсказывал, что делать это надо постепенно, включая малышей в игру [5]. Маленькая лопата и грабли были в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми. Девочка училась стряпать, делая из теста крошечные лепешки. Для девочки делали маленькую прялку, где она училась шить наряды для куклы, которые могли изготовить старшие сестры.

Дети с ранних лет начинали проникаться пониманием исключительной важности для жизни семьи будущего урожая и разделять озабоченность взрослых о нем.

В фольклоре широко представлена волевая регуляция труда, то, что нужно любое дело доводить до конца: «откладывай безделье, да не откладывай дела» [3]. Так же нашла отражение идея борьбы с ленью. Лень- это отвратительная черта характера, душевная дряблость и бессилие. «Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется» [3].

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы людей друг о друге.

Цель нашего исследования: выявить степень приобщения детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет к полезной трудовой деятельности путем выполнения дошкольниками различных заданий, методом наблюдения, а также методом беседы с воспитателем и родителями.

Для реализации поставленной цели, детям были предложены следующие типы заданий: помощь воспитателю, выполнение поручений взрослых, помощь сверстникам, помощь дошкольникам из младших групп, а также самообслуживание.

С первой группой заданий дошкольники сталкиваются довольно часто, поэтому нам удалось четко проследить склонность детей к лени или помощи воспитателю. Задача перед дошкольниками стояла простая: помочь воспитателю поливать растения на грядке. Диагностика применялась в 3 группах детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Всего в нашем исследовании приняло участие 52 ребенка (100 %) Большинство детей сразу взялись за ведерки и побежали к крану с водой, а именно 60 %. Но были и те, кто занялся своими делами и стоял безучастно (40 %).

Во втором задании воспитатель просила помочь ей с расстановкой столовых приборов на столе. По результатам наблюдения, лишь немногие решили помочь (35 %). Дошкольники приносили тарелки, раскладывали ложки и салфетки. Остальные 65 % детей объяснили свое безучастие так: кто-то просто боялся что-либо разбить, еще одни были заняты, по их мнению, важной игрой.

Следующим этапом проверки приобщения детей к полезному труду стала помощь сверстникам в подготовке к концерту, организованному для родителей, чтобы они смогли увидеть успехи своих детей за прошедший год. Дети пытались учить друг друга тому, чему они уже сами научились. Кто-то показывал друзьям танцевальные движения, другие помогали с подделками, третьи представляли вниманию элементы акробатики или каратэ. Большинство детей были активно задействованы в помощи друг другу (70 %). У остальных 30 % возникли сложности. Самая главная причина — ссора с другими детьми или излишняя застенчивость. Второстепенной причиной являлась обычная лень и нежелание кому-то что-либо показывать.

Следующим заданием было помогать одеваться и раздеваться деткам из младших групп, учить их завязывать шнурки, правильно держать ложку за столом, провожать в туалет, делиться игрушками из группы, рассказывать, как нужно следить за собой (носить с собой платок, расческу, личное полотенце и т. п.) Охотнее согласились на такое задание девочки. Мальчики тоже принимали участие в помощи младшим дошкольникам, но в меньшем составе. Всего проявили свою помощь 55 % детей. Остальным 45 % интереснее было остаться в группе.

Также мы наблюдали, насколько детям доступны навыки самообслуживания. Результат оказался довольно высоким (80 %) Дети охотно убирают за собой грязную посуду в мойку, складывают инвентарь, самостоятельно одеваются и раздеваются, могут пользоваться туалетом, ухаживают за собой, моют руки перед едой, заправляют постель, самостоятельно умываются, умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Лишь у 20 % детей возникли незначительные трудности. Но многие из них привыкли, что за них все постоянно делают родители, поэтому они просто отказывались выполнять задание.

Результаты полного исследования на различные группы труда в детском саду отражены в таблице [1].

Таблица 1

Уровень приобщения детей к полезному труду

Тип задания Дети, справившиеся с заданием (%) Дети, не справившиеся с заданием (%)
Помощь воспитателю 60 % 40 %
Выполнение поручений взрослых 35 % 65 %
Помощь сверстникам 70 % 30 %
Помощь дошкольникам из младших групп 55 % 45 %
Самообслуживание 80 % 20 %

По результатам анализа мы сделали следующие выводы: 60 % детей из 3 групп показали высокий уровень трудолюбия. Они выполняли почти все задания без каких-либо трудностей. Такие дети владеют высоким навыком самообслуживания, охотно выполняют поручения взрослых и помогают воспитателю, у них не возникает проблем со сверстниками, они с радостью помогают малышам. Остальные 40 % детей проявили себя не с лучшей стороны. Процент ленивых детей, к сожалению, совсем не высокий. Родителям и воспитателю нужно задуматься, каким образом исправлять подобную ситуацию.

Одной из основных причин несформированности положительного отношения к труду является то, что родители приучают ребенка к тому, что не дают ему помогать взрослым, объясняя, что он для этого еще слишком маленький, стараются делать всю работу за него, заправляют за ним кровать, завязывают шнурки, убирают сами игрушки и т. д.

Современные дети все чаще предпочитают сидеть дома, смотреть телевизор или играть в телефон, компьютер, чем сходить погулять с другими детьми. Ведь именно на улице, в обществе других детей они учатся взаимопомощи и взаимовыручке. Поэтому начинать приобщать детей к труду нужно как можно раньше: лопатка или грабельки в руках у ребенка в песочнице или маленькие формочки для пирожков из песка у девочки. Не нужно прятать ребенка от трудностей, он должен чувствовать ответственность за все, что он совершил в жизни.

Главное средство воспитания — это пример родителей, проведение совместного семейного досуга, трудовых дел. Важно регулярно поощрять ребенка за успешно проделанную работу и стараться заинтересовать его в выполнении ваших поручений. Если работа будет организована таким образом, что в ней будут задействованы другие члены семьи — это послужит дополнительным стимулом и поможет ребенку познать, что такое «дух соперничества».

Трудовая деятельность необходима детям, ведь с помощью нее у дошкольников развивается самооценка. У детей появляется очень важное новообразование — притязание на признание. Его можно получить, с помощью одобрения трудовых действий взрослыми. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, формируются различные умения и навыки, новые виды мышления, улучшается адаптация в обществе.

На основе нашего исследования можно сделать вывод, что работу по приобщению детей дошкольного возраста к полезной трудовой деятельности следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Литература:

1. Губанихина, Е. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности/ Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина // Молодой ученый. — 2014. — № 21–1 (80). — С.167–170.

2. Гусев, Д.А. «От народных ремесел — к духовным идеалам культурного наследия» / Д. А. Гусев, М. И. Зайкин // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 1. — С. 80–83.

3. Жесткова, Е. А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С.24–28.

4. Жесткова, Е. А. Изучение профессионального самоопределения школьников / Е. А. Жесткова // Акмеология. 2014. Т. 1–2. С. 80–81.

5. Клюева, Е. В. Развитие методологической культуры педагогов в процессе инновационной деятельности / Е. В. Клюева, Е. Д. Краснова // Детский сад: теория и практика. 2014. № 11. С.68–72.

6. Ушинский, К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский. — В кн.: Педагогические сочинения: в 6 т. — М.: Педагогика, 1988. — Т.2. — М.: Педагогика, 1988. — 496 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]