Почему рисование песком на световом столе приобретает такую популярность во всем мире?
В настоящее время в мире все острее стала ощущаться потребность в новых, нестандартных способах мышления. Все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу. Компании не жалеют деньги на обучение своих сотрудников, проводят тренинги, где обучают людей креативно мыслить. Но, к сожалению, научить взрослых людей такой способности довольно затруднительная задача.
Ни у кого уже не вызывает сомнения, что начинать развитие творческого потенциала, следует с самого раннего возраста, когда ребенок только еще начинает открывать для себя окружающий мир. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, психологов и родителей на современном этапе, является индивидуальный подход к развитию творческого потенциала ребенка. В решении этой актуальной задачи, вам как раз и может помочь курс: «Арт-терапия: Рисование на песке».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Упражнения для развития мелкой моторики
«Гроза»
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
«Цветочки»
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками «горшочки»)
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!
«Колокольчик»
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: — Дон-дон-дон, —
Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
— Ля-ля-ля, —
Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, —
Наклоняет головку. (опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом, —
Растрепал всю прическу. (провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, —
Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)
Развивающие кинезиологические упражнения
«Колечко»
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак — ребро — ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак — ребро — ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Зеркальное рисование»
Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
«Ухо — нос»
Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение повторяется несколько раз.
«Горизонтальная восьмерка»
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
«Симметричные рисунки»
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
«Медвежьи покачивания»
Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.
«Снеговик»
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них — только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.
«Накачаем мышцы»
Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.
«Часики»
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
«Рожицы»
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.
«Жонглер»
Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
«Водный велосипед»
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.
«Пианист»
Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.
Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
Игра «Тень»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок — это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.
Игра «Запретный номер»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить.
Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа — хлопают в ладоши.
Игра «Вот он какой»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов «рассказывает» о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.
Упражнение «Мое настроение»
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении — все зависит от фантазии и желания дошкольника.
Упражнение «Общение в паре»
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение «Сидящий — стоящий»
Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.
Упражнение «Исследование лица»
Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой — меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.
Упражнение «Зеркало»
Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.
Упражнения «Животные»
Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку — медведя, медлительному — зайца, белку, трусливому — тигра, льва и т. д.
Упражнение «Танец под музыку»
Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка — дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.
Упражнение «Рисование на спине»
Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.
Пальчиковые игры и упражнения.
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.) Много нас, (Показывают 10 пальцев.) А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.) Эта долька — для стрижа. Эта долька — для утят. Эта долька — для котят. Эта долька — для бобра. А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают Беда!!! их к груди.) Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.) Кто куда!
«МАШИНА КАША»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
— Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)— В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)Пообедал я сперва (На каждое название животного поочередно на левой, затем на правой руке.)За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы.Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)Всем тепло, уютно в нем.
«ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.) Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.
Автор: Львова Марина Владимировна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ «Детский сад №69» Месторасположение: Республика Коми, г. Сыктывкар
Дата изменения: 16.11.2017 Дата публикации: 16.11.2017
Какое влияние оказывают на детей занятия по рисованию песком?
Создание рисунков на песке открывает удивительные возможности перед учителями, воспитателями, логопедами, психологами, а также родителями, желающими разнообразить досуг ребенка и провести его с пользой. Богатые тактильным опытом, подобные занятия помогают детям лучше усвоить изучаемый материал и существенно улучшить мелкую моторику. Также они стимулируют развитие речи и пространственного мышления.
Кроме того, стол с подсветкой — это удивительный холст, который может меняться вслед за маленьким творцом, создающим причудливые завитушки или волшебные картины. Пожалуй, ни один другой вид изобразительного искусства не дает столько творческой свободы для самовыражения.
Занятия с детьми по рисованию на песке с использованием светового стола, игры по рисованию песком – это погружение в мир сказки, в мир эмоций. Рисование песком на стекле оказывает большое влияние на развитие детей, а именно помогают:
развивать:
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- процессы саморегуляции;
- сенсорно-перцептивную сферу;
- творческий потенциал;
формировать:
- коммуникативные навыки;
- положительное отношение к окружающему миру;
тренировать:
- мелкую моторику рук;
гармонизировать:
- психоэмоциональное состояние.
Паспорт программы
Наименование программы | Рабочая учебная программа по обучению рисованию песком детей старшего дошкольного возраста «Сыпучие картинки» |
Контингент | Дети дошкольного возраста |
Правовые основы программы | Конвенция о правах ребенка, законы Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании», Устав ДОУ. |
Разработчики программы | Воспитатель первой категории – Львова М.В. |
Основные исполнители | Воспитатель первой категории – Львова М.В. |
Цель программы |
|
Сроки реализации | |
Задачи |
|
Что необходимо для занятий с детьми по рисованию песком на световом столе?
Для занятий с детьми по рисованию песком на световом столе вам будет необходимо:
1. Световой стол с ударопрочным стеклом на ножках с небольшими бортиками и с отсеком или без него. Отсек может понадобиться для подсобных материалов. Размер стола напрямую зависит от того, с каким возрастом детей вы будете заниматься. Рекомендуем следующие размеры светового стола:
- 2,0 — 3,5 года: 24см х 50см
- 4,0 – 10 лет: 50см х 65 см
- Старше 10 лет: 60см х 80см
2. Светодиодная подсветка с пультом управления, при помощи которого можно подобрать любую подсветку для своей песочной картины.
3. Чистый кварцевый песок. Для получения красивых разводов, образующих рисунок, необходим песок только мелкой фракции. Любое включение песчинок большего размера способно испортить результат творчества. Для создания большего эффекта песочных картин можно использовать цветной песок.
Учебно-тематический план
1 год обучения.
№ | Задачи | Количество часов | Тематика занятий |
Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры» | |||
1 | Познакомить детей с техникой рисования песком. | 4 | “Волшебство линий. Роспись песком” |
2 | Учить детей рисовать пальцем завитки. | 4 | «Морозные узоры. Узоры на стекле» |
Цикл «Сюжетное рисование» | |||
1 | Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение | 4 | «Музыка леса» |
2 | Учить рисовать пальцами синхронно, развивать воображение | 3 | «Сказочные птицы» |
3 | Учить рисовать тыльной стороной руки | 3 | «Зимний лес» |
4 | Закреплять навык рисования завитков | 4 | «Цветы тоже бывают разными» (по замыслу) |
5 | Побуждать к творческим замыслам и решениям | 3 | «Поющая тишина морских глубин» |
6 | Учить приему прищипывания , насыпания песка | 3 | «Веселый зоопарк» |
7 | Развивать фантазию, закреплять знакомые приемы | 2 | «Два зонтика Оле Лукойе» (по замыслу) |
8 | Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования | 3 | «Сказочные герои» |
9 | Развивать чувство композиции, чувство фактурности | 3 | «Радуга над городом» |
10 | Развивать умение передавать форму, размер предметов | 4 | «Город сновидений» ( по замыслу) |
11 | Развивать тактильную чувствительность и моторике пальцев | 4 | «На другой планете» |
12 | Развивать композиционные умения при изображении групп предметов | 4 | «Разноцветная сказка» |
13 | Закрепление знакомых техник рисования, развитие воображения | 4 | «Прекрасное рядом» (по замыслу) |
14 | Закрепить умение выполнять движения синхронно | 3 | «Морские водоросли» |
15 | Закрепить технические навыки и умения | 3 | «Летний дождь. Ураган» |
16 | Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие музыки | 2 | «Звуки природы» |
17 | Развивать творческую самостоятельность через технику рисования песком | 2 | «В стране эльфов» |
18 | Воспитывать художественный вкус, в познании прекрасного | 2 | «Весенние фантазии» |
Всего: 64 часа |
2 год обучения.
№ п/п | Количество часов | Тематика занятий |
1 | 3 | Волшебные линии |
2 | 2 | Лебеди |
3 | 2 | Радуга над городом |
1 | 1 | Фруктовый сад |
2 | 1 | Морской пейзаж |
3 | 2 | Натюрморт |
4 | 2 | В мире животных |
5 | 2 | Сказочные птицы (по замыслу) |
6 | 2 | Ёлка |
7 | 2 | Зимний пейзаж |
8 | 2 | Новый год |
9 | 2 | Морозные узоры на стекле |
10 | 2 | Город сновидений (по замыслу) |
11 | 2 | Зимний лес |
12 | 2 | Морской пейзаж |
13 | 2 | Портрет |
14 | 2 | Прекрасное рядом (по замыслу) |
15 | 1 | Цветы для мамы |
16 | 2 | Весенняя капель |
17 | 3 | Разноцветная сказка |
18 | 2 | Необитаемый остров |
19 | 2 | Планета Земля |
20 | 3 | Тайны космоса |
21 | 2 | Летний дождь, ураган |
22 | 2 | Городская улица |
Всего: 60 часов |
Курсы по рисованию песком для педагогов
Для того чтобы использовать любое новшество в сфере развития детей, необходимо сначала познакомиться с ним самому. Курсы с песком позволят овладеть новым инструментом, благодаря которому ребята смогут заниматься эффективнее. Научиться работать в этой технике можно в онлайн — формате. Благодаря интернет – технологиям студенты обучаются в Москве, не посещая очных занятий. Это чрезвычайно удобно, ведь учиться можно в любой удобной точке доступа к интернету: в кафе за ноутбуком, с планшетом в солнечном парке или за стационарным компьютером дома.
Окончив курсы дистанционного обучения педагогов, выпускник получит удостоверение о прохождении КПК, а также знания и навыки, необходимые для дальнейшей работы. Специалисты с удовольствием отмечают необыкновенную способность такого вида творчества успокаивать, давать ощущение безопасности, и в тоже время позволять выражать самые яркие эмоции. Предлагаем и вам освоить и успешно использовать в своей работе замечательную методику.