Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
татьяна леонтьева
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
ФЭМП старшая группа
И. А. Помораева
Занятие 3
• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральное окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами)
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка)
; карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов, наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур
(одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника)
коробки с остальными частями фигур
(одна на двоих детей)
.
Методические указания
1 часть. Дидактическая игра «Отсчитай – ка»
.
Воспитатель предлагает детям выполнить задания:
— отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?
— отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (вопросы те же)
.
Затем воспитатель уточняет:»Какими числами можно обозначить это количество треугольников (квадратов?Какое число больше: десять или девять?Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?
Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фленелеграфе.
2 часть. Дидактическая игра «Найди соседей»
.
Воспитатель объясняет детям правила игры «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед – число один, оно на один меньше. (По мере названия чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты)А теперь заполните свои карточки.
Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.
Игра повторяется 3 – 4 раза со сменой карточек.
3 часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части»
.
В конверте каждого ребенка находится по второй (одной четвертой)
части какой – либо геометрической фигуры.
Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробочки.
После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.
Затем воспитатель уточняет: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры?Что больше: целое или одна вторая (одна четвертая)
часть?Что меньше: одна вторая
(одна четвертая)
часть или целое?
4 часть. Игровое упражнение «Определи правильно»
.
Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него.Например: «Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке?Что ниже: кусты сирени нан нашем участке или рябина?» и т. д.
И. А. Помораева
Занятие 4
• Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. Три плана – схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой.
Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка, коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка,карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка, простые карандаши.
Методические рекомендации.
1 часть. Игровое упражнение «Составь число правильно»
.
Воспитатель предлагает детям составить число с помощью предметов: «Определите, каким числом модно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображение предметов одежды, обуви)
.
Игровое упражнение повторяется 3 – 4 раза со сменой карточек.
После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: «Каким числом вы обозначили количество предметов на карточке? Сколько всего предметов вы взяли? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число?»
2 часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенном пути,например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть на лева и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками)
. Точкой отчета движений является стол воспитателя.
В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются.
Упражнение по очереди выполняют 3- -4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.
3 часть. Игровое упражнение «Назови дни недели»
.
Воспитатель в месте с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его со стрелками.Затем дает детям задания:
-покажите на календаре, какой сегодня день недели и назовите его;
-покажите и назовите, какой день недели был вчера;
— покажите и назовите, какой день недели будет завтра.
4 часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта»
У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети получают звездочки.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «Путешествие по сказке»
МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «Путешествие по сказке»
Подготовила: Беликова Вера Александровна, воспитатель
Тема: Порядковый счет до 10 Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь. Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная. Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами. Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент. Оборудование: сказочная музыка, геометрические фигуры, карточки с цифрами, магнитная доска, колокольчик, «камни». Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, заваленный камнями, Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски. ХОД НОД Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Примечания 1. Организационный момент. – Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил! – Ребята, вы любите слушать сказки? – А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? -Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. -А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова «1, 2, 3 обернись, в сказке окажись» Открываем глаза. Сказка начинается. Дети входят в группу под музыку. -Да -Да 2.Основная часть. – Жил-был царь. И была у него дочь – красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился Иван Царевич и пошел искать царевну. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы. – Какой сегодня день недели? – Какой был вчера день недели? – Какой будет завтра день недели? – Какой день недели будет послезавтра ? – Какие времена года знаете? Назовите. – Сколько месяцев в году? Назовите. – Назовите части суток.
– Среда
– Вторник – Четверг – Пятница -Зима, весна, лето, осень -12 Утро, день, вечер, ночь
Графический диктант – Справились мы с заданием Бабы Яги. – Молодцы! – Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание. – Давайте поможем Ивану Царевичу. -Перед вами карандаши и бумага. – Приготовьтесь слушать задание и рисовать – в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник; – в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат; – в центре нарисуйте черный овал; – в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник; -в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.
Дети выполняют диктант
– Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу. – Где нарисовала София желтый круг? – В каком углу Андрей нарисовал овал?
Какие фигуры мы не нарисовали ? -Зеленый квадрат – В правом верхнем углу – Ни в каком – Овал в центре – Ромб, трапеция – Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес. – Вот и мы попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание. – Сколько ушей у двух мышей? Почему?
– Сколько животиков у 5 бегемотиков? – Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц? Почему?
– Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? – Сколько домишек у 100 муравьишек? Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? А у вас? Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.
– 4 У одной мышки два уха 2+2 равно 4 – Пять
-3 Щука не птица – Четыре – Один – Один -Один Физкультминутка – Иван Царевич раз – нагнулся, разогнулся, Два – нагнулся, разогнулся, руки в стороны развел, и пошел, пошел, пошел за Царевной в глушь лесную, вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал. Дети вместе с воспитателем выполняют физминутку – Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. – Вот вход в замок. – Дверь, за которой спрятана Царевна, завалена камнями. -Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Рома, а мы ему поможем за столами. Перед вами числовой ряд от 1 до 10. – Все приготовились, начали работать. – Назовите число больше 2 на 1 – Назовите маленькое число
– Самое большое • – Число, которое меньше 7 на 1
– Назовите соседей числа 6 • – Покажите число больше 3 на 1
– Назовите соседей числа 9
Дети проходят за столы
– три – один – 10
– шесть – 5 и 7
– 4 – 8 и 9 – Молодцы, дверь в замок мы очистили от камней. – Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. – Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он, возможно разбился и затерялся. Ребятишки, чтобы ключик нам найти, нужно нам его собрать.
Дети из палочек выкладывают ключик
из палочек Кюизенера – Молодцы. -А сейчас мы с вами вставим ключ в замок и освободим царевну. Выходят герои сказки, благодарят детей за помощь и «дарят» детям книжки- раскраски Дети вставляют ключ в замок и открывают ворота Сказочные герои прощаются с детьми.
Заключительная часть – А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
– Где мы сегодня путешествовали, ребята?
– Что вам понравилось?
– Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?
Дети считают хором – Вот мы и в детском саду. Мы в сказке побывали, Очень многое узнали, Возвратились мы назад, Детский сад нам очень рад. – В сказке -выполнять различные задания Дети говорят пожелания гостям
Используемая литература: . Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. Учитель, 2015 . Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/ авт.- сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2015. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2009. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.
Сборник образцов учебных пособий по разделам ФЭМП «Количество и счет», «Величины»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Сборник образцов учебных пособий по разделам ФЭМП «Количество и счет», «Величины»
Зерноград 2022г.
Составитель:
Ангелина Иванова, студентка 4 В группы специальности «Дошкольное образование»
Руководитель:
Оксана Александровна Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК».
Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 440201 «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой МДК 03.04. «Теория и методика математического развития детей» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов, специальности «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа, а так же для воспитателей, методистов ДОУ и родителей детей дошкольного возраста.
Данный сборник включает ряд образцов учебных пособий по разделам ФЭМП «Количество и счет», «Величины», которые способствуют правильной организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников по математическому развитию.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в младшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в средней группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в старшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в подготовительной группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в младшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в средней группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в старшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в подготовительной группе
ВВЕДЕНИЕ
Под
математическим развитием дошкольниковследует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений
– это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности ( в области математики).
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в младшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в средней группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в старшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Количество и счет» в подготовительной группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в младшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в средней группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в старшей группе
Образцы учебных пособий по разделу ФЭМП «Величина» в подготовительной группе
Литература
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «АКАДЕМИЯ», 2015 с изменениями. – 432с.
- Фрейлах, Н.И. Методика математического развития [Текст]/ Н.И. Фрейлах. – М.: ИД «ФОРУМ», 2014.- 240с.