Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС
Этапы и условия
Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.
Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:
- 3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.
- 5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.
- 6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.
Художественно-эстетическая деятельность — деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность
Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно-эстетического развития:
- грамотное обустройство материально-культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения;
- высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей;
- интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания;
- продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников.
Воспитание преобразует развитие в направленный и управляемый процесс, по мнению Л.С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие».
Цель такого воспитания в педагогическом определении
- Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.
- Становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
- Выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства.
- Актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
- Формирование морально-этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов.
- Осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины.
В процессе театрализованной деятельности раскрывается творческий потенциал каждого ребенка, а родителей завораживает разнообразие персонажей, непринужденность в общении детей со сверстниками и взрослыми
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Н. Варкки
Ребёнок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. С.53.
Задачи и принципы
Задачи художественно-эстетического развития уточняются в соответствии с особенностями возрастной психологи детей и делятся на четыре группы:
- Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств, личных приоритетов и интересов — формирование собственной коллекции художественных образов, благодаря чему внутренняя жизнь личности ребёнка приобретёт насыщенность и содержательность.
- Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений. Для реализации этой задачи воспитанников вводят в мир эталонов сенсорного восприятия, красоты, эстетических категорий, эмоционального поведения и т. д.
- Становление на основе приобретённых знаний и опыта социально-психологических качеств личности, позволяющих испытывать чувство эмоционального удовлетворения от восприятия эстетических объектов и явлений. При этом необходимо развить у ребёнка умение анализировать, критически и аргументированно оценивать любое произведение.
- Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей.
В «Концепции дошкольного воспитания» о
Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию.
- Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
- Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
- Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
- Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
- Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
- Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.
Уже изначально от своей природы дети — творцы и задача педагога — помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности
Виды и формы
Виды художественно-эстетического развития:
- Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.
- Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.
- Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.
- Организация предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность детей.
- Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
- Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе.
- Спортивные игры, формирование физической культуры тела.
Формы организации эстетического развития:
- Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
- Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
- Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
- Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
- Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.
Интегрированное развлечение с детьми: «Покров-осенины» (календарный праздник)
Реализация художественно-эстетического направления ДОУ в соответствии с ФГОС
Людмила Окунева
Реализация художественно-эстетического направления ДОУ в соответствии с ФГОС
Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. Друг за другом то появляются, то пропадают новые названия. За каждым из них подразумевается новое направление. Как часто мы слышим, новое – это хорошо забытое старое, может быть тогда нужно пользоваться старыми названиями?
Естественное течение жизни дает отрицательный ответ. Хорошо забытое старое возрождается, как правило, при появлении нового. К тому же два разных варианта – старый и новый – в деталях обязательно будут отличаться.
Стратегической целью государственной политики в области образования, как о является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
.
В «Концепции дошкольного воспитания»
о.
Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное)
выполняет этическую и эстетическую функции детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства
(книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.)
является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном
(в том числе мировоззренческом)
и эстетическом становлении человека, в его способности к
самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством (программа «Успех»
).
В своей работе мы придерживаемся примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основными целями и задачами которой
(в соответствии с темой нашего методобъединения)
являются:
• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
• Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Итак, перейдем к непосредственному содержанию психолого-педагогической работы в области художественно-эстетического развития.
В части приобщения к искусству программа предлагает нам развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда)
.
Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты, подводить к различению видов искусства через художественный образ.
Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
Уже с младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность мы стараемся приобщать детей к созданию мира красоты через наведение порядка в групповой комнате, умением следить за своим внешним видом, тем самым, утверждая их в понимании того, что красота – дело рук человеческих.
Использование выразительных техник чтения детских произведений способствует возникновению положительного эмоционального отклика у детей на литературные произведения. Организовать занятия стараемся таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия). Для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Мы стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами,понимать и чувствовать товарища: при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций.
Регулярные выставки детских работ с обсуждением, рассматривание различных картин и иллюстраций художников способствуют дальнейшему восприятию произведений искусства.
В изобразительной деятельности программа предлагает нам развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда)
.
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Как видите, предыдущие пункты во многом сходны по содержанию. А, значит и методы и формы работы остаются неизменными. Рисование – это своеобразная игра с образами и цветом, в которой находят выход чувства и переживания ребенка. Рисование и лепка не только способствуют развитию восприятия, воображения и творческой активности, но и помогают переживать сильные эмоциональные впечатления, как позитивные, так и негативные. Поэтому необходимо всегда обращать внимание на то, что рисуют дети в свободное время и ни в коем случае не критиковать непонравившиеся рисунки, а постараться понять, какие переживания побудили ребенка нарисовать именно это. Вы, наверно, поняли, что речь идет о методе наблюдения за деятельностью детей, а это, как раз и может быть методом построения образовательной траектории (по ФГОС)
ребенка, его индивидуализации образования.
К сожалению, в детский сад приходит много детей, которым дома родители не позволяли пользоваться карандашами, красками и пластилином, переживая, что они все вокруг испачкают, а ведь, чем раньше ребёнок начнёт манипуляции с вышеназванными предметами, тем в дальнейшем у него будет больше уверенности в себе, он быстрее будет развиваться умственно, так как еще В. А.Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребёнок».
Поэтому, хочется обратить особое внимание на создание уголка ИЗО в групповой комнате.
В соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде уголок ИЗО должен быть доступным и безопасным; давать возможность для самовыражения. А это значит, что в уголке ИЗО в свободном доступе должны постоянно лежать карандаши, мелки, краски, бумага, шаблоны. Помимо традиционных кисточки и карандашей можно положить ватные палочки, диски, коктейльные трубочки, кусочки поролона. Тем самым мы стимулируем детей к рисованию с воображением, экспериментированием.
В конструктивно-модельной деятельности программа предлагает нам подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота)
. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.).
Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд)
.
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки,объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Для стимулирования творчества можно предложить детям придумать собственные фигуры. Если детям трудно или их фантазия быстро заканчивается, можно предложить построить фигуры, придуманные воспитателем. Например, поезд, башню, лесенку, цветок или мост (ворота)
и т. п.
В музыкальной деятельности программа предлагает нам воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.
Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, эмоционально на нее реагировать.
Музыка – это одно из наиболее мощных средств воздействия на эмоции человека.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка — цель всего нашего коллектива. Музыкально — фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор, русская классика и музыка для детей. Используется в аудиозаписи и современная музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.
В музыкальные занятия включаются игры с использованием русских музыкальных инструментов.Знакомить с ними детей начинаем уже с младшего возраста: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Эти инструменты также находятся свободном доступе у детей в группе.
Содержание занятий направлено на накопление и обогащение накопленного музыкального опыта детей новыми музыкальными впечатлениями. Занятия музыкой обязательно должны проводиться в форме увлекательных игр и доставлять радость детям.
Итак, в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной деятельности должны использоваться формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям и мы, безусловно, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей.
Согласно целевым ориентирам дошкольного образования в раннем возрасте, несмотря на термин «ранний возраст»
,это же применимо и к детям 2-й младшей группы к концу учебного года:
— ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Однако, мы не должны забывать, что, согласно ФГОС, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников,а результаты работы могут использоваться исключительно для решения одной из образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.
Внимательно прослушав наше сообщение, Вам, уважаемые педагоги, не составит труда отгадать кроссворд.
1. Восприятие какого народного творчества предполагает ФГОС? (фольклор)
2. Основной рабочий документ воспитателя? (программа)
3. Чему способствует использование выразительной техники чтения детских произведений? (эмоциональному …отклику)
4. Совокупность художественно образных форм произведения действительности. (искусство)
5. Один из методов использования построения образовательной траектории ребенка. (наблюдение)
6. Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. (творчество)
В итоге, по вертикали у нас получилась аббревиатура названия самого актуального на сегодняшний день документа – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Планирование
Как осуществляется планирование
Проект педагогической деятельности — это необходимое условие для осуществления научно обоснованной, упорядоченной, последовательной и управляемой организации воспитательно-образовательного процесса с конкретизацией необходимых программных задач, методов и средств. Колоссальное значение при планировании имеет не только понимание педагогом особенностей возрастной психологии, но и учёт личностных возможностей и способностей ребёнка. Развивающая концепция образовательной стратегии потребует от воспитателя:
- изучения личностных особенностей характера, мировоззрения, наклонностей, социальных условий жизни ребёнка;
- умения оценить уровень зрелости личностных качеств;
- понимания психологической мотивации поведения, знания сферы интересов воспитанников;
- умелого стимулирования активности, инициативности, самоорганизации деятельности ребёнка;
- своевременного диагностирования и устранение проблем, препятствующих достижению образовательных целей.
Задачи планирования:
- осознание перспективы деятельности;
- равномерное распределение учебного материала с учётом конкретного периода времени;
- подготовка необходимых форм работы, разработка педагогических приёмов и техник.
Календарный план — разрабатывается на короткий временной период (1–2 занятия) и включает:
- содержательную часть с указанием программных целей;
- формулировку воспитательных задач;
- указание методических приёмов;
- перечень необходимых дидактических пособий.
Перспективный план — стратегическое распределение образовательного процесса на длительный временной период (от 1 месяца до 1 года).
План базируется на программном документе, в котором для каждой возрастной категории указывается объём знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами освоения техники народных промыслов
Программа развития в соответствии возрастным группам
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.
Младшие дошкольники. Первая и вторая младшие группы (2–4 года).
- Развивается самостоятельная предметная деятельность — осваиваются нормативные способы манипуляции с различными предметами. В 3–4 года ребёнок выходит за ограниченные рамки домашнего пространства семьи, это становится причиной первого возрастного кризиса, вызванного конфликтом желаний и реальных возможностей малыша. Начинает закладываться самооценка, но ключевыми ориентирами продолжают оставаться оценки взрослых.
- Совершенствуется речь — продолжается процесс знакомства с названиями окружающих предметов, усложняется ситуативно-деловое общение со взрослыми, помимо этого, обогащается лексикон, осваиваются основные грамматические конструкции построения предложения. К концу периода младшего дошкольного возраста дети запоминают небольшие отрывки любимых произведений.
- Закладываются первичные формы произвольного поведения — преобразование природной модели активности ребёнка в культурную на основе подражания взрослым формам поведения, воспринимаемых ребёнком в качестве регулятивного образца для воспроизведения.
- Совершенствуются навыки сенсорно-пространственного ориентирования — ребёнок может выполнять простые задания на определение и выбор из двух-трёх предметов по отличительным признакам цвета, формы, величины. Постепенно у детей закрепляется понимание сенсорного эталона, младшие дошкольники четырёх лет могут определить более пяти форм предметов и более семи цветов, свободно ориентируются в пространстве своей группы детского учреждения.
- Развивается звуковое и слуховое восприятие — ребёнок способен различать звуковой рисунок мелодии, может петь, правильно слышит звуки речи, но произношение пока довольно искажённое.
- Возникает осознанная изобразительная деятельность — ребёнок чётко формулирует желание изобразить предмет, распространённым является рисунок человека в форме «головонога» — большого круга с отходящими от него линиями.
- В игровой деятельности развивается воображение, когда в сознании ребёнка одни предметы являются символическими заместителями других.
Видео: художественно-эстетическое развитие детей в детском саду
Средняя группа (4–5 лет).
- Игра начинает приобретать ролевой характер, ребёнок уже отделяет себя от исполняемой им роли, ролевые и реальные события не смешиваются.
- Интенсивно развивается изобразительная деятельность. Рисунок приобретает детализацию, графическое изображение человека обладает конкретной и точной прорисовкой черт лица, частей тела, элементов одежды. Дети учатся самостоятельно вырезать и наклеивать фрагменты аппликации на бумагу.
- Развиваются способности к запоминанию и удерживанию в памяти информации, формируется произвольное запоминание, дети могут выполнить задание на запоминание.
- Усложняются грамматические конструкции речи, пополняется словарный запас.
- Уровень развития образного мышления детей позволяет включать в педагогическую деятельность задания, связанные с умением расшифровать простые схемы.
- Усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 15–20 минут, в подготовительной группе это способность окрепнет до продолжительности в 30 мин.
Проект «Весёлая ярмарка» для старшей группы познакомит детей с народными традициями
Старшая и подготовительная группы (5–7 лет).
- В шесть лет дети сопровождают ролевое взаимодействие речью, имитирующей игрового персонажа. Дети осваивают социальные роли в игровой ситуации, в связи с этим могут возникать конфликты по причине распределения ролей.
- Совершенствуется техника рисунка, дети много и с удовольствием рисуют, это могут быть иллюстрации к любимым мультикам или книгам, а также воображаемые сюжеты.
- Умственные навыки анализа и синтеза делают возможным разнообразить и усложнить своё увлечение конструированием. При создании построек ребёнок опирается как на заданную схему, так и на оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного конструирования проявляет стремление к солидарности и взаимопомощи.
- Степень развития образного мышления и воображения позволяет сочинять логически связные, последовательные, сюжетно организованные истории. Стоит обратить внимание на то, что воображение будет активно развиваться только при социальной и педагогической организации и стимулировании.
Знакомство со сферой искусства
Младшая группа
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к литературным произведениям, обучение навыкам формулировки ответа на вопросы взрослого к сюжетным картинкам. Важно знакомить детей с традиционной народной игрушкой, фокусировать внимание детей на чертах характера фольклорного героя, декоративном стиле её оформления.
- Активизация внимания и интереса детей к различным контурам и линиям рисунка. Педагог помогает освоить изображение простых предметов разных очертаний, прямых пересекающихся линий, несложных композиций.
- Необходимо приучать осмысливать и обсуждать самостоятельно нарисованное изображение, пробуждать у малыша чувство эмоционального удовольствия и радости от общения с миром красок и форм.
- Обучение бережному и правильному отношению с художественным материалом. Задача педагога научить ребёнка свободно удерживать карандаш тремя пальцами, аккуратно набирать краску на кисть, снимать избыточную краску с ворса кисточки о край баночки с водой.
Рисование сюжетное с элементами аппликации «Русалочка в подводном царстве» в подготовительной группе
Старшая группа
- Детей знакомят с профессиями художника, композитора, писателя, актёра, а также жанрами искусства, такими как живопись, музыка, архитектура, литература, цирк, театр.
- Воспитанники учатся узнавать явления природы и окружающие предметы в художественных образах литературных произведений, сказок, музыкальных композиций.
- Рисунок становится более сложным, детей учат смешивать краски, закрашивать, ритмично проводя линии в одном направлении, не выходя за контуры. Формируются навыки пропорционального размещения частей изображения с учётом размеров и формы.
Подготовительная группа
Ребёнок осваивает мастерство рисунка с натуры и по памяти, совершенствуется техника изображения деталей и форм предметов, построение сюжетной композиции. Развивается предметное и сюжетное рисование, разнообразной и насыщенной становится цветовая палитра.
Лепка
- Цель — познакомить детей с разнообразными пластическими материалами, такими как пластилин, глина, развивать мелкую моторику рук, обучая отламывать мелкие кусочки, раскатывать, лепить несложные формы.
- Детям старшей группы помогают освоить навыки прищепывания, сглаживания, обучают приёмам вдавливания с целью получения полой формы.
- В подготовительной группе дети самостоятельно лепят фигурки любимых персонажей, создают сюжетные композиции.
Аппликация
- Во второй младшей группе детей начинают приобщать к искусству изготовления аппликации. Взрослые обучают ребёнка предварительно выкладывать подготовленные элементы по форме задуманного предмета, потом переходить к наклеиванию получившегося рисунка на бумагу.
- В старшей группе дети приступают к самостоятельной работе с ножницами, обучаются вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.
- Воспитанники подготовительной группы могут самостоятельно разрабатывать и исполнять сюжеты и композицию более сложных конструкций из различных геометрических и произвольных форм.
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) в старшей группе «Открытка для мамы»
Конструирование
Знакомство детей с геометрическими элементами настольного и напольного строительного комплекта. Взрослые продолжают обучать детей возводить конструкции по образцу, при этом стимулируют самостоятельную творческую фантазию и воображение.
Музыкальное развитие
- Цель — пробуждать интерес к музыкальным произведениям, стимулировать искреннее желание слушать и чувствовать гармонию звучания музыки, проявлять эмоциональную реакцию, подпевать, выполнять движения, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.
- Детей второго года младшей группы знакомят с песней, танцем, маршем, обучают различать эти три жанра. Дети учатся определять одночастную и двухчастную форму музыкального произведения, различать звуки по высоте в пределах октавы, слышать и определять силу звучания (тихо, громко).
- Воспитанники старшей группы осваивают искусство инсценировки, воспроизведение простейших мелодий на металлофоне.
- В подготовительной группе дети определяют жанр и общее настроение прослушанного произведения, различают его композиционные части, узнают звучание музыкальных инструментов, учатся передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
На музыкальных занятиях происходит непринужденное приобщение детей к миру музыкального искусства, дети знакомятся с основами музыкальной культуры, ее жанровым многообразием
Перспективно-календарное планирование занятий по музыкальному воспитанию в младшей группе на 1 месяц.
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей двигаться с предметами (листочками, флажками), выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия. | «Ловим — бегаем» Тиличеева, «Мы шагаем» Рустамов, «Листики- платочки» Гольцов, «Свободная пляска», «Гопачок» Макшанцева, «Игра в прятки» Рустамов. |
Восприятие музыкальных произведений: | Учить детей слушать мелодию спокойного характера, откликаться на музыку весёлую, плясовую. Учить различать тихое и громкое звучание. Отмечать хлопками изменение мелодии музыки. | «Колыбельная» Тиличеева, «Ах вы, сени!» р. н. м., «Ловкие ручки» Тиличеева. |
Пение: | Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. | «Да-да-да!» Тиличеева», «Кошка» Александров. |
Развлечение: | Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. Закреплять знание знакомой сказки. | «Курочка Ряба». |
Перспективное планирование по художественному творчеству (вторая младшая группа) на 1 месяц.
цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
Тема | Знакомство с карандашом и бумагой | Идёт дождь | Привяжем к шарикам цветные ниточки | Красивый полосатый коврик |
Цели | Учить: правильно держать карандаш; рисовать карандашом; видеть сходство штрихов с предметами; развивать желание рисовать. | Учить: передавать в рисунке впечатления об окружающей жизни; видеть в рисунке образ явления закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии. | Учить: правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз безотрывно; видеть в линиях образ предмета; развивать эстетическое восприятие. | Учить: набирать краску на кисть, снимать лишнюю каплю; промывать кисть в воде; продолжить знакомство с цветами. |
Материал | Цветные карандаши, листы бумаги (альбомные) | Карандаши, листы бумаги (1\2 альбомного) | Цветные карандаши, альбомные листы бумаги | Краски, кисти, листы бумаги альбомные |
«Виды художественной деятельности дошкольников»
Содержание
Введение…………………………………………………….………………3
1. Художественное творчество в деятельности дошкольников………….4
2. Виды художественной деятельности дошкольников…………………..7
3. Важность художественного развития в дошкольном возрасте….…..11
Заключение……………………………………………………………..…13
Список литературы……………………………………………………….14
Введение
Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выполнение определенных обязанностей — имеет важное значение для его эстетического развития. Известно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка.
Художественая деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания. Специфика занятий художественным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий художественным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.
1. Художественное творчество в деятельности дошкольников
Творчество тесно связано с воображением. Этот психический процесс стремительно развивается в дошкольном возрасте, позволяя детям фантазировать и оригинальничать везде, за что бы они не взялись.
Творческий подход предоставляет возможность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Свои идеи дети также пытаются проверить или воплотить в деятельности.
Простор для фантазии открывается как в игре, так и в рисовании, создании аппликаций, придумывании историй, восприятии музыки, в танцевальных движениях. Деятельность дошкольников, непосредственно связанная с различными видами искусств, называется художественно эстетической.
К миру художеств дети причастны двояко. С одной стороны, они как зрители и слушатели познают изобразительное, литературное, театральное искусство. Ребенок слушает сказки, рассматривает картины, посещает детские представления, благодаря чему получает опыт эстетических впечатлений. Все это расширяет познание окружающего мира, приносит новые знания, воздействует на зарождающиеся эстетические чувства.
С другой стороны, дошкольник, как по собственной инициативе, так и при помощи взрослого систематически вовлекается в художественную деятельность. Первые рисунки, постижение цветовой гаммы, лепка незамысловатых фигурок, декламация стишков и проигрывание сюжетов – неполный перечень того, что формирует опыт эстетических умений малыша.
Развитие художественной деятельности дошкольников, начиная с первых лет жизни, является необходимым условием формирования гармоничной личности.
Творчество дошкольника имеет свои особенности.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это — вторая особенность детского творчества.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К. В. Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.
Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л. С. Выготский).
В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Э. В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.
В. В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.
Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е. Е. Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э. В. Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).
2. Виды художественной деятельности дошкольников
Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.
Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:
— изобразительная
— конструктивная
— художественно-речевая
— музыкально-ритмичная
В перечисленных основных видах художественной деятельности дошкольник может практиковаться, ориентируясь исключительно на образец. Но не следует видеть в этом элементарное подражание и отсутствие творческого компонента. Умения и навыки развиваются благодаря тренировкам. Рассмотрим краткую характеристику данных видов деятельности с точки зрения условий для развития детского творчества.
— изобразительное творчество
В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окружающие зачастую не способны понять его замысел. Дошкольник представляет, что он хотел нарисовать, и находит подходящие способы выразить свои фантазии.
Главные художественные средства в детском рисунке – линия и цвет.
У дошкольника обязательно есть предпочитаемые цвета, которыми он изображает то, к чему испытывает симпатию и расположение. Как правило, это красный, желтый, зеленый. Малыш ни за что не нарисует злого колдуна красным или оранжевым. Для отрицательных персонажей у него предусмотрены черные, серые, коричневые оттенки.
С каждым годом дошкольник более тщательно прорисовывает образы. Особенно, если они изображают положительных героев. Формируется ручная умелость, развивается восприятие цветовых оттенков. Дети, способные к этому виду творчества, выдают гармоничные рисунки с соблюдением пропорций и цветовой композиции.
Не забываем, что создание образов на бумаге – только один из способов проявлять себя в изобразительном искусстве. Существует лепка, аппликация, декоративное творчество. Их достоинства в том, что ребенок осязательно воспринимает свойства предметов (форму, размер, структуру) и пытается создать, по сути, объемную проекцию.
Изготавливая образ из пластилина, дошкольнику не сразу удается получить то, что задумывалось. Но сколько открытий ожидает ребенка в процессе работы! Пытаясь вылепить горшочек, он продемонстрирует, какая у него получается лепешка, тарелка, бублик… Увидеть новый образ в комке пластилина — заслуга творческого воображения малыша.
— создание образов в конструировании
В конструктивной деятельности творчество проявляется на этапе зарождения замысла и в его реализации. Детей часто увлекает сам процесс сборки, особенно с появлением таких габаритных деталей как LEGO. Интересно соединять детали, обнаруживать похожесть с реальными предметами (например, мебелью), обустраивать пространство для игры, иначе использовать уже знакомые образы.
Творческие дети любят конструировать не по образцу, а в соответствии с собственным замыслом. Старшие дошкольники с интересом ищут новые способы воплощения своих замыслов.
Идеи исходят от детей, без вмешательства взрослых. В этом возрасте конструирование больше проявляется как самостоятельная творческая деятельность дошкольников.
Художественное конструирование из бумаги, наоборот, реализуется не только по инициативе взрослого, но и при его активном участии. Создание любой бумажной модели – это творчество по образцу. Причем, повторяется каждое действие. Только так получится соответствующий результат. В этом виде деятельности дошкольник развивает творческие способности, придумывая характер образов: что получилось, как использовать.
— художественно-речевая деятельность
От пассивного слушания сказок и стихов в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к активному включению в художественно-речевую деятельность.
Родителям следует иметь в виду, что развивается этот вид деятельности благодаря целенаправленным занятиям. Взрослый просит ребенка рассказать, что происходило с главным героем сказки, или передать содержание прослушанного произведения. С подачи взрослого выстраивается диалог, приучающий ребенка выслушивать вопросы и отвечать на них.
Пересказ – самая простая форма художественной речи. Задача для дошкольника усложняется, когда ему нужно придумать историю, самостоятельно выбрав героев сюжета.
Придумывая свои сказки, дети опираются на известные им сюжеты. Их герои кого-то догоняют, сражаются, подвергаются волшебным превращениям.
Отдельной и ценной практикой в художественно-речевой деятельности являются театрализованные игры. Средние дошкольники нуждаются в руководстве взрослого, который распределяет роли, подсказывает, что и как нужно говорить маленькому артисту. В старшем дошкольном возрасте дети не только самостоятельно проводят театрализованные игры, но и значительно обогащают стандартные сюжеты.
Идеально, если подобные театрализованные представления становятся совместной творческой деятельностью родителей и детей. Создается дружеская атмосфера, развивающая речевые и творческие способности, усиливающая взаимопонимание между взрослыми и детьми.
— танцевально-музыкальные занятия
Первые творческие элементы появляются в то время, когда ребенок, услышав музыку, пытается двигаться в такт. Однако подобная чувствительность к музыкальному ритму наблюдается не у всех детей. Не всем даны от природы музыкальные способности. Тем более танцевально-музыкальная деятельность важна для каждого дошкольника.
Эмоциональную отзывчивость на музыку можно и нужно воспитывать. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно регулировать состояние детей.
Музыка растормошит вялого ребенка и успокоит слишком темпераментного. Ритмические упражнения организовывают движения ребенка и пробуждают интерес к деятельности вообще.
Слушание музыкальных произведений помогает ребенку войти в соответствующее состояние. С помощью взрослого дошкольник подбирает ассоциации и образы, вызванные звучанием мелодии. Полезно побуждать детей рассказывать, какие впечатления у них вызывает музыкальное произведение, предложить изобразить ассоциации на рисунке.
3. Важность художественного развития в дошкольном возрасте
Художественно эстетическая деятельность дошкольников изменяет содержательный аспект такого важнейшего познавательного процесса как восприятие. В раннем возрасте главная функция восприятия заключается в том, чтобы получать и передавать сенсорные сигналы (как выглядит предмет, какой на вкус, на цвет, как звучит).
В дошкольном возрасте восприятие становится отдельной познавательной деятельностью. Развивается художественное восприятие произведений искусства, литературы, музыкальных композиций.
Однако такое обогащение восприятия произойдет только при условии развития личности ребенка, его вовлечении в творческую деятельность.
Эффективность художественной деятельности дошкольников определяется формированием эстетических чувств в 6-7-летнем возрасте.
У ребенка постепенно развивается понимание гармонии и красоты, что формирует художественный вкус. При рассматривании рисунка или живописного полотна он испытывает восхищение, эстетическое наслаждение. Старшие дошкольники усваивают жанровую направленность живописи. Им знакомы «пейзаж», «портрет», «натюрморт».
Восприятие цветовой гаммы позволяет юному зрителю понять настроение картины. Дети охотно определяют, какие эмоции передает живопись. В чем-то они ошибаются, но такие полярные чувства как грусть и радость улавливают безошибочно.
Слушая музыкальные произведения, дошкольники сначала с подачи взрослого, а затем и самостоятельно, отыскивают аналогии со звуками природы: капельки дождя, шум ручейка, завывание ветра. Также выделяют настроение музыки: успокаивающая, веселая, бодрая.
В литературных произведениях старшие дети интересуются не только сюжетом и развитием событий. Их интересуют мотивы поступков героев. Они оценивают их с позиции нравственности, восхищаются или осуждают.
Таким образом, все виды художественной деятельности вносят свой вклад в развитие личности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности, закрепляются нравственные нормы.
Заключение
Художественная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Заниматься художественной деятельностью невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
В процессе художественной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Она содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 2015. — 98с.
2. Казеичева И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур// Начальная школа. — №3. — 2012. — С. 26-27.
3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М.: Академия, 2014. — 304с.
4. Мосин И.Г., Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2010. — 207с.
5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2013.
6. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 2015.
7
Проекты в рамках художественно-эстетического развития дошкольников
«Как прекрасен этот мир»
Содержательная часть:
- «Искусство — удивительный мир прекрасного». Цели: знакомство воспитанников с образцами произведений искусства, становление навыков понимания мира живописи, формирование умения высказывать свои эстетические впечатления, развитие речи.
- «Волшебный цветок». Совместное рисование акварельными красками и восковыми мелками. Цели: Используя различные материалы и изобразительные техники активизировать свободное экспериментирование детей, развить творческую фантазию, образное мышление, чувство цвета. Обучить нетрадиционной художественной технике изображения цветов.
- «Прекрасные мгновения лета». Монотипия. Цели: Обучить навыкам изображения зеркально-симметричных отпечатков. Ознакомить детей с правилами составления гармонической цветовой композиции, совершенствовать изобразительную технику акварели.
- «Понятие натюрморт». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра натюрморт. Научить грамотно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
- «Осенний бал листвы». Картины из манки с элементами аппликации. Цели: организовать и провести игру в художественный музей. Обучить умению создавать картины из манной крупы с использованием красок, развивать чувство цвета.
- «Пейзаж». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра пейзаж. Научить правильно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
- «Осенний пейзаж». Изобразительная техника гризайль. Цели: освоение рисования углём или сангиной, провести экспериментальную работу с одним цветом, добиваясь получения различных оттенков.
Видео: рисование ладошками и пальчиками
«Мир классической музыки» (продолжительность 1 год)
План.
- Сентябрь. Знакомство с творческим музыкальным наследием П.И. Чайковского «Детский альбом».
- Октябрь. Знакомство с классическим балетом как жанром пластического искусства. «Спящая красавица», «Щелкунчик».
- Ноябрь. Обсуждение произведений П.И. Чайковского, формирование у детей восприятия танцевального движения в качестве способа передачи музыкального образа.
- Декабрь — январь. Знакомство с европейской классической музыкой: Бах, Моцарт, Бетховен.
- Февраль. Проведение интегрированного занятия изобразительное искусство и музыка, обучение передачи музыкальных впечатлений и переживаний в рисунке.
- Март — апрель. Знакомство со старинной танцевальной традицией (менуэт, гавот).
- Май. Заключительная беседа для детей и родителей «Беседы о музыке».
Видео: проект «День музыки»
Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста
Публикации по теме:
Художественно-творческая деятельность детей, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как и обещала в предыдущей публикации, предлагаю вашему вниманию наши поделки к Великому празднику ПОБЕДЫ, которые мы с детьми выполнили.
Художественно-творческая деятельность детей второй младшей группы — аппликация «Вечная память героям» Цель: воспитывать у детей чувство глубокой благодарности к великому подвигу дедов и прадедов, подарившим своим потомкам победу в Великой.
Художественно-творческая деятельность. Конспект НОД во второй младшей группе (лепка) «Конфеты для друзей» Задачи: 1. Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями, лепить только на доске. Развивать.
Художественно-творческая деятельность по пластилинографии «Гроздья рябины» Дети моей группы любят лепить. С большим интересом создают простые формы. Меня давно занимают нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Аппликация «За грибами в лес пойдём» Цель:развивать познавательное и творческое восприятие природы. Задачи:1. учить детей вырезать овал из прямоугольника. 2. Учить детей вырезать.
Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Лепка «Фруктовый урожай» Цель:развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктов. Задачи:1. Учить.
Художественно-творческая деятельность с детьми средней группы. Аппликация с элементами рисования «Воробьи» Цель:воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам; продолжать воспитывать умение держать ножницы и действовать ими; учить вырезать.
Художественно-творческая деятельность с детьми средней группы. Аппликация «Весёлые лягушки» Тема:»Весёлые лягушки». Цель:развивать творческое воображение; продолжать воспитывать умение правильно держать ножницы и действовать ими;.
Художественно-творческая деятельность воспитателя с детьми средней группы. Лепка «Украсим ёлочку к празднику». Художественно-творческая деятельность воспитателя с детьми средней группы. Лепка «Украсим ёлочку к празднику». Выполнила воспитатель ГБДОУ.
Творческая композиция в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Моряки лихие Цель: Развивать фантазию, чёткость и выразительность действий, быстроту реакций в разных двигательных заданиях. Оснащение: Флажки на каждого.