Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС

  1. С чего начать?
  2. Для мальчиков
  3. Приемная

Оформление групповой комнаты в дошкольном учреждении для каждого воспитателя и родителей становится не просто обязанностью, но и творческим процессом. В нем реализуются уникальные идеи и опыт, порой нескольких поколений. В данной статье мы не только опишем, но и разместим различные уголки в детском саду в картинках. Надеемся что наш сайт и данная статья будет для вас полезна. Ну что же приступим.

С чего начать?

Прежде чем приступить к оформлению группы в детском саду и создавать различные тематические уголки в детском саду, обязательно следует заняться общей отделкой внутри группы. При покраске не стоит использовать много ярких цветов. Лучше, если тон основной краски будет светлым и «теплым»:

  • бежевый,
  • персиковый,
  • жемчужный и так далее.

Хорошо смотрятся в детских группах фотообои с героями сказок, мультфильмов, а также наклейки с детской тематикой.

Лучше оформлять все помещения группы в едином стиле и заранее продумать тематику, которая будет связывать воедино спальню, приемную, зону для занятий и игровые уголки в детском саду. Перед началом оформления конкретных уголков стоит посоветоваться с родителями, вместе обсудить и ознакомиться с возможными вариантами для детей разного возраста. Здесь представлены некоторые уголки которые возможно организовать в детском саду, для примера посмотрите фото.


Развивающая среда

Игровое пространство

Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и игровую. Игровые уголки для детского сада оформляются по-разному в зависимости от возраста детей в группе, свободного пространства и творческого размаха организатора. Так, например, в игровой зоне часто отдельное место отводится под уголок ряженья в детском саду.

Место для него необходимо выбирать с особой тщательностью, он должен быть легкодоступен и постоянно открыт для детей. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Оформить такое место можно в виде дома моделей, кабинета стилиста или небольшой ширмы с разнообразными нарядами:

  • профессии,
  • животные,
  • артисты,
  • герои сказок и так далее.

После того, как место определено и выбран вариант оформления можно приступать к практической части. Границы уголка оформляются с помощью мебели. Это могут быть: невысокий стеллаж с полками, ящиками и перекладиной для плечиков с нарядами. Для удобства в уголке может располагаться столик и стулья. Обязательным атрибутом в уголке ряженья должно стать зеркало, где дети смогут разглядывать и оценивать свой внешний вид. На стене можно расклеить картинки различных костюмов, шляпок и других предметов одежды.


Варианты оформления

Иногда в такой уголок гармонично вписывается уголок парикмахера в детском саду. Здесь уже все готово для оборудования рабочего места парикмахера – стол, стул для клиента, зеркало. На столе можно поставить флакончики, положить расчески, украшения для волос и прочее. На стене можно приклеить изображения ножниц и расчесок. Фартук для мастера может располагаться на одной из вешалок на перекладине.

Если позволяет место, то уголок парикмахерская в детском саду оформляется отдельно, как самостоятельная зона для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Сначала также устанавливается необходимая мебель, полки. Вместо стеллажа с нарядами можно поместить тумбочку или мини-шкаф с принадлежностями парикмахера. Для них также можно сшить настенные кармашки. Затем уже вносятся игровые предметы. Обычно такое место делают, как детский уголок для девочки, исходя из интереса к прическам, украшениям и так далее.

Детская предметно-развивающая среда

Организация зонирования группы детского сада

Предметно-развивающая среда – это пространство, с помощью которого происходит процесс развития детских интересов, форм деятельности, развития воображения. С помощью предметно-развивающей среды дети учатся самовыражаться, развиваются творческие способности. В нашей группе предметно-развивающая среда обогащена различным материалом, все компоненты связаны между собой по содержанию, художественному решению, способствуют содержательному общению детей не только между собой, но и со взрослыми. Также, наша предметно-развивающая среда функциональна, очень просто трансформируется, легкодоступна и безопасна, максимально обеспечивает игровую, творческую, познавательную, двигательную, исследовательскую активность воспитанников. Дети экспериментируют с доступным материалом, развивают мелкую моторику, участвуют в подвижных и малоподвижных играх и соревнованиях. Перед тем как разбить группу на зоны, мы набросали план, который бы учитывал прежде всего интересы детей.

Спортивный уголок

. Ни для кого не секрет, что дети очень подвижны, поэтому решено было начать наше зонирование именно со спортивного уголка. В нём содержится всё, что нужно для физического развития: мячи кегли, скакалки, кубики и так далее. Здесь проходит ежедневно утренняя гимнастика, подвижные игры. Помимо этого, в зоне спортивного уголка проводятся занятия по физкультуре. Для детей эта зона имеет большое значение, они с радостью проводят там свободное время. В уголке также можно найти спортивный инвентарь для проведения различных эстафет. А игры «боулинг» и «городки» — одни из самых любимых.

Уголок ПДД

. Современный мир уже давно не представляется без машин, поэтому детей к правилам дорожного движения необходимо приучать с детства. Этот уголок собрал в себе основные правила поведения на дороге. Здесь мы в игровой форме рассказываем о правилах поведения на проезжей и пешеходной части, моделируем жизненные ситуации, прогнозируем наши действия при различных дорожных происшествиях. За месяц были подобраны плакаты с описанием правил, знаки дорожного движения, автомобили, макет проезжей части, книжка правил дорожного движения. С помощью всего этого мы помогаем детям формировать знание о правилах поведения на улице, на дорогах города, в общественном транспорте. А ещё в этот уголок мы подобрали настольные игры по теме дорожных правил. Если нужно занять детей чем-то полезным, то мы обращаемся к уголку с правилами дорожного движения.

Экологический уголок

. Когда человечество начинает вырубать леса, засорять моря, океаны, реки, начинаешь задумываться, как приучить новое поколение к пониманию того, что мы должны беречь природу. Поэтому создание экологического уголка входило в план нашего проекта при планировании зонирования. Он находится рядом с окном, способствует расширению знаний о мире растений, воспитанию бережного отношения к природе, приобщению детей к уходу за растениями. Здесь мы наблюдаем за комнатными растениями, изучаем их многообразие, учимся за ними ухаживать с помощью спец оборудования: лейка, опрыскиватель, лопатки разрыхлять землю. Каждое утро начинается с того, что дети ухаживают за растениями.

Тематические уголки

. Игры – это трансформация детьми взрослой жизни. Дети играют в то, что они проживают со взрослыми. В стенах детского сада мы решили создать основные места посещения детей вне стен детского сада. К таким относится поликлиника, парикмахерская, магазин, салон красоты, кафе, почта, пожарная станция. Интересно наблюдать, как дети превращаются в маленьких взрослых с серьёзными диалогами.

Уголок сюжетно-ролевых игр

. Все материалы подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, для девочек и для мальчиков. Разные настольные игры позволяют детям играть вместе по определённым правилам. Игры меняются каждую неделю.

Уголок ряженья

. Дети обожают ходить в театры и смотреть всевозможные постановки в разных жанрах, а потом проигрывать это со своими сверстниками. Наш уголок позволяет детям почувствовать себя настоящими актёрами. Чтобы лучше исполнить роль, детям необходимы наряды, небольшая костюмерная, созданная нами им в это помогает.

Книжный уголок

. Учитывая технологии времени, когда множество гаджетов вытесняет из жизни людей книги, мы считаем, что в группе необходимо создавать уголок с книгами и журналами, чтобы приучать детей к самостоятельному чтению и рассматриванию книг. Наш уголок с книгами представлен в виде стола с книгами, иллюстраций к сказкам. Материал меняется в соответствии с пройденным материалом. По мере выхода в свет детских развивающих журналов, наш уголок пополняется ими. Детям нравится решать кроссворды, отгадывать загадки и читать стихи современных авторов.

Уголок творчества

. Все дети любят заниматься творчеством. Безусловно нужно найти место и для такого уголка. Наш уголок оснащён материалами для различного творчества: цветные карандаши, раскраски, бумага, трафареты. Здесь дети удовлетворяют потребности к самовыражению, независимо от руководства взрослых. Ребёнок может перенести на бумагу свои эмоции, переживания, создать самостоятельно альбом с рисунками, склеить необычную игрушку. Или повторить задание воспитателя, которое понравилось ребёнку на занятии.

Уголок релаксации

. Всем людям необходим отдых, а детям особенно. Для создания благоприятных условий в уголке релаксации мы поставили удобный мягкий диван, на котором дети смогут уединиться, если они устали или у них плохое настроение. Одни просто хотят расслабиться, другие собираются группами и играют в игры по своему замыслу. Так же в центре группы есть ковёр на нём дети играют в подвижные и малоподвижные игры, а ещё в игры по своему замыслу с различным игровым материалом. Всё находится в доступном для детей месте. Мы подсказываем, как правильно использовать те или иные атрибуты. Мы заботимся о полноценном и разностороннем развитии детей в нашей группе, какой-то материал добавляем, какой-то убираем, такая мобильность материалов позволяет детям полноценно, а главное, продуктивно использовать своё свободное время. К оснащению наших уголков мы привлекаем родителей. Результат нашей работы – здоровые и радостные дети.

Татьяна Бузанова, Ирина Мартюнина
воспитатели, Д/с №26 «Незабудка»,г.Долгопрудный, Московская обл.

Для мальчиков

Однако в игровой зоне обязательно должно быть место для игр мальчиков. Детский уголок для мальчика может занять несколько больше места, чем для девочки. Основными требованиями к его расположению также остаются удобство и доступность для детей. Такие уголки создаются с целью учета игровых интересов детей разных полов, их дифференциации и развития игровой деятельности в целом.

Варианты оформления выбираются исходя из интересов большинства мальчиков в группе и общих «мальчиковых» тем. Например:

  • автосалон,
  • морская тема (корабль),
  • мастерская,
  • военная база,
  • либо уголок космоса в детском саду.

Космический пространство будет интересно и полезно для детей старшего дошкольного возраста. С его помощью дети в игровой форме получат элементарные знания о космосе, планетах, космических кораблях.

Цветовое решение такого уголка определяется темой.

Это оттенки:

  • синего,
  • фиолетового,
  • белого и желтого цветов.

Хорошо, если мебель для уголка будет выполнена в таких же цветах. Если бюджет группы не позволяет купить новую мебель, можно воспользоваться самоклеящейся пленкой нужного цвета и фактуры. На полу можно поместить коврик с космической тематикой (лунная поверхность, метеорит). Обязательно должна присутствовать простейшая модель солнечной системы – либо как плакат на стене, либо бумажные планеты в объемном виде, свисающие с потолка.


Цветовое решение

Дизайн интерьера и архитектура

На все материалы в игровой комнате, включая строительные, должны быть сертификаты, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья. Также материалы должны быть устойчивы к влажной уборке и дезинфекции. В соответствии с этими требованиями возможны следующие варианты для элементов дизайна и архитектуры игровой комнаты:

1) пол, стены, потолок

. Согласно нормам, площадь помещения игровой комнаты для групп раннего возраста (дети до 3-х лет) определяется из расчета не менее 2,5 × 2,0 м на одного ребенка, для дошкольного возраста (дети 3–7 лет) — не менее 2,0 × 2,0 м. В качестве напольных покрытий допускаются: линолеум, паркет, пробковый пол, ковролин. Сверху можно класть, например, коврик-пазл. Для покраски стен выбирают матовые светлые тона: песочный, бирюзовый, кремовый, кофейный, светло-розовый, лиловый и пр. Стены можно украсить детскими изображениями, виниловыми наклейками, бумажными аппликациями, плакатами и т. д. Потолок допускается как обычный побеленный, так и окрашенный, плиточный и тканевый натяжной;

2) окна, освещение, мебель

. На окнах обязательны шторы или жалюзи светлых тонов. Освещение (теплое, возможно, с желтоватым тоном) должно быть общим и равномерным, без открытых точечных светильников и резкого света. Размеры ящиков, шкафов, стеллажей и другой мебели подбирают в соответствии с возрастом детей. При этом цвет мебели допускается яркий.

Приемная

Раздевалка или приемная – первое, что видят ребенок и его родители, приводя малыша в детский сад. Поэтому к ее оформлению нужно отнестись со всей серьезностью. Для детей там обычно оформляется уголок настроения в детском саду. Цель такого уголка – это создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Благодаря нему дети учатся понимать не только свое настроение, но и настроение сверстников.

В оформлении такого уголка могут использоваться готовые стенды или самодельные модели. Принцип их оформления одинаков: в нескольких кармашках располагаются картинки с различными эмоциями (их количество зависит от возраста детей), снизу прикрепляются кармашки для фотографий детей. Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в кармашек под соответствующей эмоцией.

Если в течение дня настроение меняется, то фотографию перекладывают. Эмоции можно изобразить в виде смайликов, героев мультфильмов. Примерный перечень в старшей группе может быть таким: радость, веселье, спокойствие, удивление, грусть, злость.

Принципы оформления игровой комнаты в ДОУ

1. Зонирование
. Необходимо разделить игровую комнату на зоны с различными типами игрушек. Это позволит не смешивать игровые и образовательные процессы.

2. Безопасность

. В комнате не должно быть опасных мест. Следует наклеить мягкие уголки на острые углы, использовать заглушки для тяжелых дверей (стопперы), установить ограничители на окна для проветривания, приобрести шторки для розеток, скрыть всю проводку, а также уделить внимание полу — он должен быть ровный и теплый.

3. Комфорт

. Обустройство игровой комнаты начинается с подготовительных работ. Важно обеспечить подходящий микроклимат: температуру, влажность, освещение, приток свежего воздуха. Для контроля показателей среды лучше установить метеостанцию.

4. Насыщенность и вариативность

. Оборудование игровой комнаты должно быть разнообразным и красочным. Это не только даст детям возможность выбора, но и украсит помещение. Желательно, чтобы инвентарь обеспечивал все виды активности: двигательную (включая мелкую и крупную моторику), познавательную, исследовательскую, творческую, совместную. Также не забывайте периодически обновлять игровой материал.

5. Доступность

. Инвентарь игровой комнаты следует располагать в пределах досягаемости ребенка, чтобы он в любой момент мог самостоятельно им воспользоваться. Игрушки должны быть исправны, соответствовать возрасту, а при необходимости и ограничениям возможностей детей.

6. Трансформируемость и полифункциональность

. Рационально использовать бюджет вам позволит инвентарь, который интересен разновозрастным детям и имеет различные варианты использования. Например, мягкие модули подходят для эстафетных и строительных игр, а также для отдыха. При этом их любят и малыши, и дети постарше (дошкольники).

Что нужно знать о СанПиН в дошкольных заведениях?

Санитарно-гигиенические правила и нормы для дошкольных учреждений утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13.

Акт, утвержденный постановлением главного санитарного врача РФ от 15.05.13 №26, включает правила, регулирующие обустройство организации и правила использования принадлежностей для малышей, принятых в группы.

Актом установлены требования к:

  • местоположению ДОУ;
  • оборудованию, в том числе его расположению;
  • содержанию территорий, относящихся к детскому образовательному учреждению;
  • содержанию, отделке помещений, самого здания;
  • освещению комнат, а также вспомогательных помещений (естественному и искусственному);
  • отоплению, водоснабжению, вентиляции, канализации и иным системам;
  • формированию групп, в которые принимаются малыши с заболеваниями, ограничивающими возможности здоровья;
  • приему малолетних в организации, реализующие программы дошкольного образования;
  • организации режима и воспитательному процессу, включая обучение;
  • оборудованию, инвентарю, игрушек, посуде и оборудованию в пищеблоке;
  • условиям приготовления, хранения продуктов питания, составлению меню;
  • транспортировке, приему продуктов питания;
  • гигиеническим, противоэпидемическим мероприятиям;
  • соблюдению санитарных норм.

Все указанные выше требования должны неукоснительно соблюдаться работниками детских дошкольных учреждений.

За отказ от выполнения правил гражданину и организации грозит внушительный штраф. Далее речь пойдет о маркировке мебели и посуды в ДОУ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]