Особенности игровой деятельности современных дошкольников — Детская игра как феномен


Детская игра как феномен

Игра — одно из явлений, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Как многомерное и сложное явление, игра всегда привлекала внимание исследователей и остается важной темой по сей день.

В середине прошлого века известный историк культуры Й. Хейзинга провел семантический анализ слова «игра» и показал, что оно не имеет одинакового значения в разных языках и разных культурах, а связано с интуитивным осознанием в той или иной культуре значения и места игры в жизни людей . Такой анализ позволяет оценить сложность, неоднозначность и разнообразие изучаемого явления.

В начале XXI века перед психологическим сообществом встала практическая задача определить, какие виды детской деятельности можно назвать игрой, а какие — нет. Эта задача является неотложной, поскольку Конвенция о правах ребенка закрепляет в статье 31 право ребенка на игру. Но что такое игра? Для того чтобы защитить и поддержать право ребенка на игру, необходимо иметь четкое представление о том, что это такое. Поэтому перед психологами стоит задача найти (создать) инструмент для описания и интерпретации игры.

Анализируя феномен игры, современная наука опирается на исторически сложившиеся теоретико-игровые подходы более ранних эпох, каждый из которых сформирован собственными представлениями о природе игры. Анализу игры посвящены работы М. Борна, Н. Воробьева, Г. Журавлева и др.

В данной работе мы опирались на две теории, внесшие наибольший вклад в научное понимание и интерпретацию феномена игры — Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, а также теорию А.Н. Леонтьева.

Л.С. Выготский в своих лекциях наиболее развернуто высказывается на тему игры. «В игре ребенок обнаруживает: каждая вещь имеет свое значение, каждое слово имеет свое значение, которое может заменить вещь». Л.С. Выготский говорил о том, что игра возникает не из вещи, а из мысли. Главным критерием игры является наличие воображаемой ситуации. Выготский утверждал, что главной особенностью игровой деятельности является способность играющего занимать две позиции одновременно. Для Л.С. Выготского игра относится прежде всего к сфере сознания, к сфере построения значений и контекстов значений.

В советской, а затем и в российской психологии доминировал взгляд Д.Б. Эльконина на игру. Разработанная им теория детской игры стала фундаментальной и легла в основу многих исследований. В сотрудничестве с «харьковской группой» (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.) он представил результаты своих исследований. Основная проблема заключается в понимании природы игры. С его точки зрения, ребенок может делать в игре то, что он не может делать в реальности.

Основные вопросы, интересовавшие Д.Б. Эльконина: критический анализ существующих теорий игры, историческое происхождение и понимание игры как ведущего вида деятельности и раскрытие ее социального содержания, проблема символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре. Исследование проводилось в коллективе, при постоянном контакте с А. Леонтьевым, П. Гальпериным, А. Запорожцем.

В научной литературе, посвященной воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста, ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности. А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе этой деятельности у ребенка складываются новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности, т.е. способствует развитию новообразований, характерных для данного возраст.

В работах Д. Эльконина и А. Леонтьева дан подробный анализ генезиса ролевой игры, ее структуры, выделены основные закономерности развития игры в дошкольный период, показано значение игры для формирования основных психических преобразований дошкольного возраста.

Ролевая игра в психическом развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это особый период развития ребенка. В этом возрасте развивается внутренняя жизнь души и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляется в способности действовать в рамках общих представлений, в воображении ребенка, в волевом поведении, в осмысленном общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти необходимые качества и навыки формируются и развиваются не в беседах со взрослым или на занятиях со специалистами, а в ролевой игре. Это игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и в специально созданных ими, воображаемых условиях воспроизводят (моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и развивается наиболее развитая форма особого вида детской игры, которая в психологии и педагогике называется ролевой игрой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и черты личности ребенка.

Игра — это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. С развитием ребенка характер игры меняется, она также проходит через фазы. А в возрасте от трех до семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игры с предметами, индивидуальные предметные игры конструктивного типа, коллективные ролевые игры, индивидуальное и групповое творчество, соревновательные игры, игры — общение. В педагогике и психологии проблема влияния игровой деятельности на развитие детей изучалась Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.П. Усовой, а также современными авторами — Н.Я. Гальперин, В.В. Михайленко, Н.А. Короткова, В.А. Недоспасова, С.А. Козлова и др.

В старшем дошкольном возрасте можно встретить почти все виды игр, которые встречаются у детей до поступления в школу.

В игровой арсенал дошкольника входят различные виды игр, как творческие, где ребенок сам выбирает тему игры, ее средства и содержание, так и игры с правилами, которые имеют определенную структуру и подчиняются правилам, пишет Угасте. Конечно, дети любят играть во все эти игры. Однако сюжетно-ролевая игра — самый интересный вид детской игры. Она опирается на детское представление о взрослой жизни, которое развивается с возрастом.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на отдых и усвоение социального опыта, в социально обусловленных способах осуществления предметных действий, в объектах науки и культуры, подчеркивает Волков Б.С.

Урунтаева Г. А. отмечает, что игра — это самая свободная деятельность ребенка дошкольного возраста. Случайный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает действие игры, но и в том, что он действует с предметами в игре. Они отличаются от обычного использования предметов существенной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми смыслами, которые ребенок сам связывает с ними в игре.

Сущность игры как ведущей деятельности заключается в том, что в игре дети осмысливают различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности. На этой основе формируется стремление ребенка к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности, что является основным показателем школьной зрелости. Это его направляющая функция, отмечает Эльконин. В игре ребенок приобретает новые знания и навыки, отражает чувства и желания, учится общаться, осваивает опыт и правила поведения.

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возрастастатья

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.

Детей надо учить играть. А, как известно, игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.

В процессе работы неизбежно возникнут проблемы:

— дети играют сами по себе;

— не хотят и не умеют делиться игрушками;

— не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;

— у детей нет взаимопонимания между собой в игре.

Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад.

Для безболезненного перехода от домашней обстановки к детскому саду, для организации спокойной, дружеской атмосферы детского коллектива надо помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни, а так же развивать у детей самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

Все игры призваны помочь детям:

— они вызывают радость от общения;

— учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;

— побуждают действовать самостоятельно;

— замечают и поддерживают инициативные действия других детей.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий.

На четвертом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.

Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трех раз в неделю во второй половине дня. Воспитатель фиксирует в календарном плане цель и сюжет игры, имена ее участников.

Педагог должен знать, какие сюжеты целесообразно подбирать для игр воспитанников. Необходимо, чтобы сюжеты были простыми, доступными пониманию ребенка, чтобы они отражали близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике, поездку на транспорте и т. п.

В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли . Например, сюжет игры «Поездка на поезде» включает две активные роли — машиниста и взрослого пассажира — и пассивную роль ребенка (куклы). Пассажиров может быть несколько, но содержание роли — одинаковым для всех.

Темы для игр воспитатель может брать из известных детям сказок и литературных произведений («Волк и семеро козлят», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др.), а также придумывать сам, используя реальные факты и события («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели»).

Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Например, воспитатель говорит как бы сам себе: «Ой, какая милая кукла сидит одна!» Обращается к кукле: «Как тебя зовут? Лена? Давай, ты будешь моя дочка, а я твоя мама». Берет куклу на руки, ходит с нею по комнате. «А где наш дом будет? Вот здесь. Вот твоя кроватка, будешь потом спать, а сейчас я тебя покормлю. Доченька моя, Леночка, ты кушать хочешь? Пойду сварю обед». Изображает приготовление обеда и т. д.

Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к партнерам и к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность.

Описанный методический прием позволяет детям увидеть целостную игровую деятельность взрослого, перенять ее и перенести в самостоятельную деятельность. При этом малыши расширяют сюжет, предложенный воспитателем, за счет новых игрушек и новых ойствий. Так дети переходят к активному игровому поведению. Стремление ребенка не просто передвинуть и переставить цредме-п.|, но и воспроизвести определенную эмоциональную атмосферу, свидетельствует о понимании им смысла игры. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает. Это позволяет ему самому развивать сюжет, вносить в него увиденное и услышанное. Игра становится разнообразной и интересной. Ребенок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.-

Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Бу-ратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, педагог обращает внимание воспитанников на другие игрушки, например приходит на прием к врачу с больным мишкой, зайцем.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол и др.

Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. Нецелесообразно располагать далеко друг от друга кукольную комнату и кухню, строительный материал и автомобили. На первых порах игровую обстановку для детей создает воспитатель, затем он заменяет полную организацию обстановки частичной, например «забывает» положить на стол ложку или поставить тарелку и предлагает малышам самостоятельно подобрать нужный предмет. Со временем таких «забытых» вещей становится все больше. Вначале следует подсказывать детям, какой игрушки недостает и где ее можно взять.

При организации игр в младших группах одной из важнейших программных задач является воспитание у ребенка умения играть вместе со сверстниками. На данном возрастном этапе существуют два вида игр: игра «рядом» и простейшие формы совместной игры, основанные главным образом на интересе малышей к действиям сверстников с игрушками, а также на личных симпатиях. В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных форм взаимоотношений, педагог должен быть предельно внимательным к совместным играм детей, активно направлять и регулировать взаимоотношения воспитанников, которые на этой возрастной ступени еще только начинают складываться.

Неумение ребенка объяснить свои действия товарищу по игре, договориться с ним часто приводит к конфликтам, которые малыши не в состоянии самостоятельно разрешить. Поэтому в первое время нужно, чтобы воспитатель участвовал в совместных играх малышей. Педагог подсказывает детям, как надо договориться, как вместе играть одной игрушкой, как распределить роли, поощряет хорошие поступки и осуждает плохие.

Программа ставит перед воспитателями задачу обучения детей на специальных занятиях элементарным способам конструирования. С этой целью важно побуждать малышей использовать в самостоятельных играх умения и знания, полученные на занятиях, для создания несложных построек (гаража, домика для кукол, моста и т. п.), стимулировать развитие сюжетно-ролевых игр. Руководя конструктивной деятельностью воспитанников, педагогу следует помнить о том, что она должна быть связана с сюжетно-ролевой игрой. Например, по совету воспитателя двое-трое детей строят из кубиков домик для собачки, затем он подсказывает несложный сюжет игры.

Развивая у малышей умение создавать игровую обстановку, воспитатель должен использовать крупный строительный материал (в данной группе он пополняется брусками и пластинами). Располагать наборы крупного строительного материала лучше вблизи уголка для сюжетно-ролевых игр. Нужно также иметь мелкий настольный строительный материал. Целесообразно, чтобы детали наборов были одного цвета (лучше, если они будут выполнены из неокрашенного дерева), так как при этом рельефнее выступает форма постройки. Столы с мелкими кубиками и кирпичиками лучше располагать отдельно от других игровых уголков. Как правило, дети играют с мелкими наборами по одному или по двое. Такого рода деятельность дает ребенку возможность побыть одному, отдохнуть от сверстников. Воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши подолгу не засиживались за столами. Но переводить ребенка от игр с мелким строительным материалом к другой, более подвижной деятельности, нужно осторожно, не вызывая отрицательных эмоций. При этом уместны игровые приемы.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:

— она удовлетворяет его основные потребности;

— в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;

— игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно — ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Дидактические игры.

Различают два типа игр: игры, которые организует и проводит воспитатель на занятиях («Что в мешочке?», «Угостим мишку чаем» и др.), и игры с автодидактическими игрушками, а также народные и настольно-печатные, в которые дети играют самостоятельно. Однако, прежде чем малыши научатся играть самостоятельно, воспитатель должен объяснить и показать способы действий. Делается это и в процессе фронтальных обучающих занятий со всеми детьми, и в совместных играх педагога с небольшими подгруппами из двух-трех человек. Воспитатель должен сам хорошо представлять себе, какие возможности заложены в той или иной игрушке, знать приемы обучения ребенка способам различных действий с нею.

Приведем в пример последовательность обучения детей действиям с пирамидкой. Во второй младшей группе ребенку дают для игры пирамидки из шести — десяти колец. Чтобы правильно их собирать, малыш должен овладеть двумя способами действий: а) по правилу; б) по образцу. Очень важна последовательность обучения. Действия по образцу («Собери такую же пирамидку») требуют от ребенка сложных умений: надо выбирать определенное по величине и цвету кольцо и соотносить его с образцом, определять соответствие, устанавливать очередность. Если же у малыша вначале воспитывают умение действовать по правилу: «Из колец, которые здесь есть, надо прежде нанизывать на стержень самое большое, затем опять выбирать самое большое из оставшихся», то, овладев нужными навыками, ребенок на втором этапе обучения легко справляется и с деятельностью по образцу.

Усвоение под руководством взрослого различных способов действий с дидактическими игрушками обеспечивает ребенку самостоятельность в игре. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки Необходимо менять по мере утраты у детей интереса к ним.

Театрализованные игры.

Нередко в играх младших дошкольников присутствуют сюжеты знакомых им сказок, рассказов, песенок, потешек, прибауток, литературные персонажи. При этом ребенок либо непосредственно действует от лица персонажа, либо использует игрушку, предмет. В этом плане игровые действия детей близки к художественно-образному отражению впечатлений, т. е. к театрализации. Задача педагога — формировать у воспитанников умение выразительно имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), выполнять их развернуто (например, по указанию мамы-козы ребенок-козленок может взять у нее корзинку с овощами и раздать своим братцам и сестричкам). С помощью таких конкретных действий дети постепенно приучаются к общению между собой от лица героев сказок (рассказов), осознанному, произвольному воспроизведению литературного сюжета.

Воспитатель должен подробно раскрывать перед детьми игровую обстановку, настраивать их на правильный тон, направлять ход игры. Так, участвуя в игре по сказке «Волк и семеро козлят», педагог подсказывает последовательность событий, помогает воспитанникам войти в роль — почувствовать себя беззащитными козлятами, настраивает детей на эмоциональное восприятие образов.

В сюжетно-ролевой игре с элементами театрализации особенно важно использовать игровые атрибуты. Они помогают ребенку лучше почувствовать игровую обстановку, возбуждают интерес к происходящему. Образными игрушками можно стимулировать игровые действия детей в соответствии с известными им сюжетами. Например, воспитатель дает малышу игрушку, изображающую бычка, ставит ее на дощечку с наклоном и, декламируя стихотворение «Бычок» А. Барто, ведет по доске. Последующие короткие импровизации на этот несложный сюжет помогут приблизить детей к простейшему театрализованному действию.

Музыкально-дидактические игры.

В музыкально-дидактических играх дети овладевают умением различать и воспроизводить разные свойства музыкального звука. Это способствует развитию музыкально-сенсорных способностей. Задания даются в образно-игровой форме. В основе их лежит сопоставление двух контрастных звучаний. Так, в игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой дети должны показать, как мяукают кошка (низкий звук), котенок (высокий звук). В игре «Птица и птенчики», когда мелодид поется на «до\», малыши летают, как взрослые птицы, на «до2» — как птенчики.

С помощью музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов проводятся игры на различение тембра («Угадай, на чем играют»), динамики («Тихие и громкие звоночки»).

Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, дает возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное. Затем игра переносится во внеучебную деятельность.

Подвижные игры.

Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.

Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используют для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. Например, педагог дает двум детям мяч и подсказывает, как нужно катать его от одного к другому.

Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например курицы и цыплят в игре «Наседка и цыплята». Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки «ко-ко-ко!» они бегут к матери и садятся вокруг.

В такого рода играх есть два заслуживающих внимания момента: 1) все участники должны действовать одновременно друг с другом и выполнять одинаковые действия; 2) по сигналу (он выступает в роли правила) следует производить смену действий. Эти моменты являются подготовительными к действиям по правилам.

В первом полугодии воспитатель, организуя с детьми подвижные игры, вводит правило непосредственно во время игры: «Вы все мои птички. Я ваша мама. Маленькие птички летают, веселятся. Птичка-мама хлопнула крыльями — все маленькие птенчики подлетают ко мне. Ну, полетели, полетели! Хлоп! Я уже хлопнула — все летят ко мне. Вот какие хорошие у меня птенчики, все прилетели!»

В подвижных играх желательно использовать атрибуты, позволяющие выделить роли, которые выполняют дети и педагог.

Подвижные игры с правилами в младшей группе организует и проводит педагог во время физкультурных занятий, а также ежедневно на утренней и вечерней прогулках. Не обязательно на прогулке проводить игру со всеми детьми одновременно. Лучше привлекать к участию в подвижных играх разные подгруппы попеременно.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Литература:

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. «Дошкольное воспитание». – 2005г.

4. «Дошкольное воспитание». – 2009г.

5. Л.Н.Галигузова, Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 2007.

6. Л.С.Выготский Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: — 1966. — №6

7. О.А.Степанова Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире

Сегодня требования к ребенку в обществе изменились, наблюдается тенденция к увеличению его независимости и в то же время к признанию особых прав ребенка, утверждает Фридман. Кроме того, под влиянием быстро развивающейся жизни произошли значительные изменения в отношениях между людьми, в условиях жизни детей, что не могло не сказаться на игре дошкольников.

К сожалению, в наше время ролевые игры становятся все более однообразными и сводятся в основном к семейным вопросам. Если игра детей не достигает нужного уровня, она постепенно уходит из их жизни, считают Н. Михайленко и Н. Коротков. Кроме того, игры на темы, связанные с трудовой деятельностью взрослых, значительно снижаются у шестилетних детей.

В последнее время педагоги и психологи заметили снижение ролевых игр среди детей дошкольного возраста. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, и их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, видимо, связано с тем, что дети все больше отдаляются от взрослых, не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их работой и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время отмечается, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх действия, заимствованные из телесериалов, и брать на себя роли телевизионных персонажей. Это говорит о том, что наши дошкольники, которые проводят слишком много времени перед телевизором, больше знакомы с жизнью и поведением странных персонажей фильмов, чем с реальными взрослыми, которые их окружают. Но это не меняет сути игры: при всем разнообразии сюжетов они скрывают в основном одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

В последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей (А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Увеличение занятости родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоционально-значимых отношений с родителями и позитивных контактов со сверстниками (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

С другой стороны, появляются новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист и т.д.). Характер поведения взрослых в таких случаях невозможно смоделировать в игре. Мир взрослых стал еще более закрытым для понимания детей, а сфера возможного участия детей в работе взрослых еще более сузилась. (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). В этом контексте теряется представление идеального образа взрослости, совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Б.Д. Эльконин).

В современных условиях снижается и реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение с детьми старшего возраста. Дети разного возраста разъединяются, дворовое и соседское общение становится редким (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). Все это затрудняет естественную передачу игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны, в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. По данным ЮНЕСКО, 93% детей проводят более трех часов в день за просмотром телевизора. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет смотрит телевизор в среднем 28 часов в неделю. Телевидение, видео и компьютерные игры стали привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.

Что может послужить источником содержания для сюжетно-ролевой игры дошкольника? Существуют различные точки зрения на этот вопрос.

Основные компоненты ролевой игры:

Сюжет — ряд событий происходящих в заданной области. Например, игра «в семью», «в доктора», «в магазин». Основным источником для игрового сюжета является окружающий мир, деятельность взрослых и сверстников, сюжеты из книг, мультфильмов и фильмов (игра в «Железного-человека», в «Фей Винкс» и т.п.). Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни. В сюжете раскрывается содержание игры.

Содержание игры — то, что дети выделяют как основной момент деятельности и отношений между участниками сюжета, т.е. те действия, которые люди (персонажи) совершают в определенных жизненных ситуациях. Например, поход «мамы» за продуктами в магазин, где она выбирает продукты, складывает в тележку, оплачивает «продавцу» на кассе и .т.д.

Роль — набор моделей и действий, которые разыгрываются детьми в сюжете.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]