Технологические карты последовательности выполнения оригами для детей старшего дошкольного возраста «Оригами с элементами аппликации»

Большинству детей 5 – 6 лет вполне по силам самостоятельно прочитать схему оригами-поделки, а затем сложить по ней нужную модель. Это замечательный способ подготовиться к школе, одновременно развивающий творчество, логику и дисциплину. Конечно, схемы должны быть простыми и понятными, с минимальным числом шагов. Не нужно сразу ставить перед ребёнком сверх-задачи, которые вместо развития и позитивного настроения принесут лишь переживания и потерю веры в свои силы.

Первые шаги

В середине прошлого века известный мастер-оригамист Акира Ёсидзава разработал универсальную систему знаков, которые описывали процесс складывания бумажных фигурок. Сегодня этой своеобразной «азбукой» пользуются во всём мире. Условные знаки точно и без слов указывают, что нужно делать для достижения результата.

Сначала детей необходимо познакомить с самыми важными обозначениями, которые встречаются практически на любой схеме.

Это разные виды сгибов:

И варианты действия с заготовкой:

Хорошо, если знакомство будет происходить в игровой форме, так оно лучше запомнится маленьким оригамистам.

Базовые формы

Складывание любой, даже самой сложной бумажной фигурки начинается с простых шагов, которые производятся в определённой последовательности. Так образуется базовая форма – от неё затем отталкивается мастер, добавляя складки, сгибая или выворачивая, чтобы получить конкретную модель.

Все разнообразие мира японского бумагоделия опирается на эту систему. Опытные мастера используют 11 базовых форм, детям 5 – 6 лет для оригами-поделок будет достаточно знать следующие элементы:

  • «треугольник»;
  • «книжка»;
  • «шкаф» или «двери»;
  • «воздушный змей»;
  • «блин»;
  • «водяная бомба».

Как изготавливается каждая из базовых форм, расскажет видео-урок:

Навыки и приёмы

Дети, умеющие складывать базовые формы и узнавать их на схемах, готовы к погружению в бескрайнее море оригами-идей. Следующим этапом их обучения станет выработка навыков аккуратного обращения с бумагой, чтобы фигурки выглядели эстетично и не «расползались». На что обратить первоочередное внимание?

  1. Линии сгиба, если затем они не будут вновь раскрываться, следует хорошо проглаживать пальцем, линейкой или кончиками ножниц. Тогда фигурка не потеряет форму.
  2. Сгибают модель чётко по указанным в схеме направлениям, соблюдя симметрию относительно центральной оси.
  3. Противоположные углы и стороны при складывании полностью совмещают друг с другом.
  4. С так называемыми «карманами» – раскрывающимися внутренними частями заготовки, необходимо обращаться бережно, чтобы не разорвать.

Выработанные в процессе отработки этих приёмов терпение, внимательность, ловкость, осторожность, очень пригодятся и в процессе школьного обучения, которое уже не за горами. Чем большую самостоятельность проявят дети при изготовлении фигурок, тем больше полезных навыков получат.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

План-конспект занятия по оригами в старшей группе «Кошка» Задачи: Образовательные: упражнять детей в многократном складывании бумаги, совершенствовать навыки сгибания; формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя; продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, упражнять детей в аккуратном наклеивании;…

«Елочка» в стиле «оригами» с детьми старшей группы


Русский народ очень любит зиму. Длинными зимними вечерами, под завывание метели хорошо послушать сказки, спеть песни, почитать стихи о зиме. Самый веселый праздник-Новый год! А какой новогодний праздник без красавицы елки? В- попробуем превратить «волшебные» квадраты вот в…

Оригами лягушка из бумаги

Разметь диагонали, центральную вертикаль и горизонталь у квадратного листа бумаги. Сложи его пополам и подогни углы внутрь, как на схеме, чтобы получился равнобедренный треугольник. Заверни углы верхнего слоя к середине, наполовину отогни обратно и переверни фигуру.

Сложи треугольник в ромб, подогни к середине его боковые углы, а потом расправь верхний в еще один треугольник. Нижнюю часть (ноги) подверни гармошкой вверх-вниз, как на схеме, переверни жабку и посмотри, как она прыгает, если надавить пальцем.


Фото: bestdiy.ru


Фото: hobobo.ru

Лиса из бумаги

Разметь диагонали квадрата и сложи его пополам в треугольник. Отогни углы основания вверх, чтобы снова получить маленький многослойный ромб. С одной стороны отогни угол и разверни его так, чтоб сформировать мордочку с ушами. Теперь нужно только нарисовать нос с глазами и загнуть хвост так, чтобы лиса могла стоять.


Фото: zen.yandex.ru


Фото: vzryvmozga.ru

Воспитательная роль оригами


Оригами помогает провести досуг и решить многие воспитательные задачи. С помощью складывания фигурок из бумаги можно развить в ребенке уверенность в своих возможностях, творческие способности, любовь к искусству, воображение.
Совершенствуя движения пальцами, развивая мелкую моторику с помощью оригами, можно повлиять на интеллектуальное и речевое развитие. Занятия благотворно сказываются на формировании памяти. В процессе дети запоминают действия, которые выполняют, и в дальнейшем воспроизводят их.

Воспитательная роль оригами заключается в развитии самостоятельности, формировании эстетического вкуса.

Процесс складывания фигурок приносит детям удовольствие. С помощью пошаговых действий ребенок получает машинку, самолет, корабль или лягушку, которая оживает в его руках. Поэтому такие занятия им интересны.

Ваш ребенок занимается оригами?

ДаНет

Бумага – это универсальный конструктор. Она позволяет из обычного листа получить готовую игрушку. Воспитатели используют эти занятия в детских садах и рекомендуют повторять их дома.

Изготовление поделок помогает:

  • вырабатывать усидчивость;
  • формировать положительные чувства (ведь игрушка может стать подарком для близких);
  • дисциплинировать;
  • проявить творческие способности;
  • расположить к театральным, конструктивным и изобразительным талантам.

В детском саду оригами помогает подготовить детей к школе. Занятия способствуют формированию важных навыков:

  • умению внимательно слушать;
  • ответственно подходить к поставленной задаче и к ее выполнению;
  • переориентировать сознание с итога задания на поиски его выполнения;
  • самоконтролю;
  • осознанию своих познавательных процессов.

Основную форму обучения рекомендуется проводить небольшими подгруппами. Для изготовления игрушек требуется точная работа пальцев. Воспитателю необходимо оказывать индивидуальную помощь каждому ребенку.

Основные задачи оригами в средней группе:

  • обучить ребенка конструировать и уметь создавать объемные поделки с помощью этой техники;
  • развить моторику пальцев;
  • проявить творчество, художественный вкус;
  • привить терпеливость и любовь к труду.

Когда у ребенка сформируется и закрепится представление о способах работы с бумагой, у него начнет проявляться воображение, он сможет следовать устным инструктажам воспитателя. Изготовление оригами помогает осуществить и математическую подготовку. В процессе бумажного творчества дети изучают геометрические фигуры, в том числе многоугольники, ориентируясь на листе. Складывание поделок в коллективе помогают развить коммуникативные способности и воспитать тягу к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Цветок оригами

Сложи квадратный лист бумаги пополам по горизонтали и подверни верхние углы так, чтобы получился равнобедренный треугольник. Отогни углы основания верхнего слоя вверх, немного под углом к середине, и сделай то же самое с другой стороны – получится квадрат. Его боковые углы тоже отогни к середине со всех сторон, выпрями и слегка надуй фигуру. Сформируй лепестки и поправь бутон вручную со всех сторон.

Чтобы сделать цветку стебель, возьми зеленый квадрат, разметь диагональ и подогни к ней боковые углы. Повтори действие для нижней части, а потом еще раз – чтобы получился тонкий ромб, как на схеме. Загни нижнюю вытянутую часть вверх – это будет стебель цветка, а широкую – отогни и сложи в листок.


Фото: savimina.ru


Фото: aprilis.ru

Хлопушка из бумаги

Бумажную хлопушку складывают из прямоугольного листа – можно даже из двойного тетрадного. Заверни все четыре угла к середине и сложи деталь пополам в трапецию. Заверни углы трапеции вниз и сложи пополам еще раз – получится объемный треугольник. Его нужно взять за острый конец и резко встряхнуть так, чтобы весь воздух из фигуры вышел с характерным хлопком.


Фото: novamett.ru


Фото: tytmaster.ru

Лебедь оригами

Возьми квадратный белый лист, разметь одну диагональ и отогни к ней верхний и нижний углы. Кончики углов подогни в обратную сторону, сложи деталь пополам и поставь на стол, как раскрытую книгу. Из длинного вытянутого угла сформируй шею и голову лебедя. Сделай клюв, отогнув кончик головы туда-обратно, а потом нарисуй лебедю глаза.


Фото: yboard.ru

Мастер-класс по оригами «Собачка из бумаги» в старшей группе

Анна Фирсова
Мастер-класс по оригами «Собачка из бумаги» в старшей группе

Оригами Собачка из бумаги. Старшая группа Цель:

— продолжить детей складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы;

— упражнять в ориентировании на листе бумаги;

— активизировать словарь: складывать, оригами, подворье, домашние животные;

— воспитывать усидчивость, терпение, умение трудиться сообща

— желтая двусторонняя бумага квадратной формы;

1. Возьмите квадрат цветной бумаги

2. Соедините противоположные углы, сложив квадрат пополам.

3. Загните углы вниз, сформировав ушки.

4. Сформируйте подбородок, загнув центральный угол в обратную сторону. Голова щенка готова.

5. Возьмите квадрат цветной бумаги для туловища.

6. Соедините противоположные углы, сложив квадрат пополам.

7. Разверните треугольник таким образом, чтобы он стал прямоугольным.

8. Загните угол, сформировав хвостик.

9. Нарисуйте глаза,нос,язык на мордочке щенка.

11. Приклейте голову к туловищу.

Щенок из бумаги готов!


Детский мастер-класс по конструированию из бумаги в технике оригами «Снегурочка» Материал: синяя или голубая (односторонняя) бумага прямоугольной формы 20 см х10 см, напечатанное лицо Снегурочки, белая бумага овальной. Мастер-класс по конструированию из бумаги «Волшебное зимнее дерево» в старшей группе Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня представляю вашему вниманию фотоотчёт о конструировании зимнего.

Мышка оригами

Разметь диагональ квадратного листа и отогни к ней верхний и нижний углы, а потом подогни их туда-обратно к середине еще раз. Расправь ромб, как показано на схеме, и заверни его угол вниз. В обратную сторону отверни угол основного ромба, и потом еще раз подогни края.

Переверни фигуру и выпрями торчащие треугольники в ушки мыши. Дважды согни длинный треугольник в мышиный хвостик и подверни его так, чтобы фигурку можно было поставить на стол. Останется только дорисовать мордочку с глазами и носом.


Фото: pinterest.de

Как сделать журавлика из бумаги: 8 простых идей

Кит оригами

Возьми серый или голубой квадрат, разметь диагональ и отогни к ней нижний фрагмент. Переверни заготовку и отогни к середине верхнюю и нижнюю (уже сложенную) части. Сверху загни еще один небольшой угол, чтобы сформировать спину, переверни деталь снова и сделай хвост кита.


Фото: infourok.ru


Фото: zuzino.mos.ru

Как сделать оригами цветы из бумаги: 8 лучших схем

План работы кружка на год по «Оригами» в детском саду в подготовительной группе

Кружковая работа в подготовительной группе «Радуга» «Оригами»
Пояснительная записка. Дошкольный возраст
— яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Занятия оригами позволяют ребёнку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А так же способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное значение на развитие речи ребёнка. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Цель программы: создать условия для эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: — Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. — Формировать умения следовать устным инструкциям. — Обучать различным приёмам работы с бумагой. — Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. — Обогащать словарь ребёнка специальными терминами. — Развивать внимание, память , логическое и пространственное воображение. — Развивать мелкую моторику рук и глазомер. — Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. — Воспитывать интерес к творчеству оригами. — Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. — Способствовать созданию игровых ситуаций, совершенствовать коммуникативные навыки детей. — Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Методы, используемые на занятии кружка: беседа, рассказ, сказка, показ образца выполнения последовательности работы. Методика работы с детьми строится на следующих принципах: — Отбор содержания доступного детям 6-7 лет; — Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельности; — Индивидуальный подход к детям. Ожидаемые результаты: В результате обучения по данной программе дети:
— научатся различным приёмам с бумагой; — будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; — научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; — разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: — Составление альбома лучших работ; — Проведения выставок детских работ. Программа составлена на основе: 1. « Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. 2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А. 3. «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В. 4. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н. Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.Длительность занятий 25 минут.
Календарный план.
Октябрь. 1. Тема: «Флажок». Цель: Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой» , совмещая противоположные углы. Материал: Два красных квадрата 15/15 см, две полоски шириной 1 см, длиной 20 см из картона, клей. 2. Тема: «Стаканчик». Цель: Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Материал: Квадрат 10/10 см любого цвета. 3. Тема: «Книжка». Цель: Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Материал: Три прямоугольника формата А4 : два из них белого цвета, третий цветной, клей. 4. Тема: «Ёлочка». Цель: учить детей складывать прямоугольник пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник, учить составлять из треугольников ёлочку, начиная снизу с самой большой детали. Ноябрь 1. Тема: «Воздушный змей». Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета. Материал: Бумажные квадраты 10/10 см любого цвета, полоски разноцветной бумаги, клей. 2. Тема: «Лягушка». Цель: Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма- треугольник). Материал: Квадрат зелёного цвета 10/10 см, заготовки для глаз лягушки , клей. 3. Тема: «Зайчик». Цель: Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Материал: Квадрат 10/10 см, заготовки для глаз и мордочки, клей. 4. Тема: «Бабочка». Цель: Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Материал: Бумажные квадраты 10/10 см, заготовки для глаз, клей. Декабрь 1. Тема: «Снежинки». Цель: Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Материал: 12 квадратов синего цвета 5/5 см, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см, клей. 2. Тема: « Гномик». Цель: Продолжать учить детей выполнять бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции воспитателя. Материал: Квадраты 8/8см, 6/6см,разного цвета, бумажная обрезь, клей. 3. Тема: «Новогодние украшения». Цель: Продолжать учить делать из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже знакомые приёмы складывания бумаги. Материал: Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей, нитки. Январь 1. Тема: «Колобок». Цель: Учить детей сгибать все углы прямоугольника равномерно, продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Материал: Жёлтый прямоугольник 20/10см, оранжевый и красный квадраты 3/3см, два оранжевых кружка , клей. 2. Тема: «Зайчик». Цель: закреплять умение перегибать квадрат « книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Материал: Квадраты серого цвета 8/8см и 10/10см, заготовки для глаз и мордочки, клей. 3. Тема: «Волк». Цель: Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов к верху наискосок, закреплять умение приклеивать головку, рисовать глаза. Материал: Два серых квадрата 15/15см, 10/10см, заготовки для глаз и носа, клей. 4. Тема: «Лиса». Цель: Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Материал: Квадрат оранжевый (красный) 15/15см, прямоугольник 15/7,5см, заготовки для глаз и мордочки. Февраль 1. Тема: «Медведь». Цель: Учить перегибать «косынку» пополам, учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Материал: квадраты коричневого цвета 15/15см, 10/10см, два квадрата 6/6см,клей. 2. Тема: «Лодочка». Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, использования готовых фигур в играх. Материал: Прямоугольные листы 20/15см. 3. Тема: «Звёздочки». Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей» , учить чередовать цвета , складывать детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Материал: 8 квадратов 10/10см, 4 из них одного цвета, 4- другого, клей. 4. Тема: «Курочка». Цель: Учить складывать квадрат дважды «косынкой» . Материал: Красный квадрат 3/3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15/15см, клей, карандаш или фломастер. Март 1. Тема: «Хризантема». Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами. Материал: 16/20 квадратов 4/4см белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы , клей. 2. Тема: «Подарок маме». Цель: Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами. Материал: Разноцветный картон , квадраты жёлтой, синей, красной бумаги 10/10см, зелёная бумага для листьев и стеблей, клей, ножницы. 3. Тема: «Вертушки». Цель: Учить изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке. Материал: Квадраты 15/15см, разносторонние треугольники со стороной 20см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, клей , ножницы. 4. Тема: «Кошечка». Цель: Закрепить с детьми складывание и названия базовых форм, учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов, учить складывать треугольник «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Материал: Два квадрата 15/15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей. Апрель 1. Тема: «Подарки малышам». Цель: Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов. Материал: Разноцветные квадраты 10/10см. 2. Тема: «Рыбки». Цель: Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавая морскую композицию. Материал: Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь. 3. Тема: «Сова». Цель: Напомнить, как складывается базовая форма воздушный змей, учить перегибать верхний треугольник вперёд и возвращаться в исходное положение, делать надрезы на линии сгиба, сгибать концы складкой. Материал: Квадрат 10/10см, заготовки глаз, мордочки, клей. 4. Тема: «Ёжик». Цель: Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой», понимать термины «верхний угол» , «нижний угол». Материал: Квадрат серого, коричневого цвета 10/10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и уголки на шубке. Май 1. Тема: «Грачи прилетели». Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из базовой формы «воздушный змей», совершенствовать навык работы с бумагой и ножницами. Материал: Квадраты чёрного цвета 15/15см, заготовки для глаз, ножницы, клей. 2. Тема: «Ветка рябины». Цель: закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела». Материал: Картон, квадраты 1,5/1,5см оранжевого или красного цвета, 3/3см зелёного цвета для листьев, клей, ножницы. 3. Тема: «Моё любимое оригами». Цель: Закрепить усвоенные на занятиях способы и формы оригами, улучшить навыки мелких и точных движений пальцев, как правой, так левой руки; воспитывать интерес к результатам своего труда. Материал: Разноцветные квадраты 10/10см, ножницы, клей. 4. Тема: «Итоговое занятие». Цель: Оформление детских работ за период обучения; развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Материал: Альбом , поделки в технике оригами, клей.

Рекомендуем посмотреть:

Использование модульного оригами в работе с детьми Летняя аппликация для детей в технике оригами. Клубника Объемная аппликация из цветной бумаги и салфеток для старших дошкольников Конспект игры-занятия в подготовительной группе по оригами

Похожие статьи:

Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук

Модульное оригами для начинающих. Мастер-класс

Объемная аппликация «Подводный мир» в технике оригами для детей 5-6 лет

Оригами зайчик из бумаги

Сложи квадратный лист бумаги пополам и разметь середину треугольника. Отогни его основание немного назад, а потом заверни вверх треугольники-уши. Подверни и спрячь верхний и нижний углы квадрата так, чтобы сформировать мордочку, и раскрась ее.


Фото: infourok.ru


Фото: mastersamodelok.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]