Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 5-9 лет. Дети знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами 8 основных (врождённых) эмоций, учатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других. Настроение это устойчивое переживание эмоций. Играя в эмоции, малыши научатся контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. В нашем театре 8 главных ролей: Интерес, Радость, Удивление, Печаль, Гнев, Отвращение, Страх, Вина представленных в виде масок. Кроме того участвуют 4 персонажа, по виду которых дети должны определить их роль, эмоцию. Игра развивает произвольное внимание, мышление и подходит для тех, кто умеет читать, и для тех, кто учиться читать.
КОМПЛЕКТНОСТЬ ИГРЫ:
1. 8 карт масок;
2. 4 разрезных карты с персонажами (32 штуки);
3. Конверт для карточек;
4. Правила.
Разрежьте парные карты с масками пополам на отдельные карточки, а карты с персонажами на маленькие карточки (32 штуки).
ПРАВИЛА ИГРЫ
1 ВАРИАНТ.
Предложите детям внимательно рассмотреть карты маски и обратите их внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходство. Поговорите о том, когда возникает та или иная эмоция. Раздайте карты маски поровну между игроками. Пусть каждый попробует изобразить данную эмоцию на своём лице. Маленькие карточки ведущий показывает по одной, выбирая наугад. Дети должны собрать на свою маску 4 карточки с персонажами, переживающими такое же настроение: на маску радости собираются карточки с радостными героями, на маску печали печальные и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее других соберёт своих героев.
2 ВАРИАНТ. «Театр одного актёра».
В этой игре участвуют только отдельные карточки. Задача игроков собрать все картинки, относящиеся к одному персонажу. Ведущий раздаёт по одной карточке с героем. После этого играющие по очереди передают остальные по одной карточке своему соседу слева, по кругу, по одной в каждый ход. Карточки подходящие по содержанию, игрок оставляет у себя. Выигрывает тот, кто первым соберёт эмоции своего персонажа.
3 ВАРИАНТ. «Мастер класс».
Устройте импровизированный спектакль!
В игре участвуют все карты и карточки, что сложены вместе, изображением вниз. Игроки по очереди выбирают себе карту или карточку и, не раскрывая другим игрокам её содержания, изображают эту эмоцию и персонаж. Остальные участники угадывают по мимике и пантомимике настроение.
Выигрывает тот, чьи выступления были более удачными и понятными.
4 ВАРИАНТ. «Золотая маска».
В игре участвуют только карты маски. Их можно разрезать по линиям на 4 части. Эти части переворачиваются, перемешиваются. Дети, выбирая по одной, должны вновь собрать маску. Выигрывает тот, кто соберёт маску быстрее.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Сегодня мы попытаемся поговорить о том, что и как практически осуществить в воспитании и обучении детей на основе театрализованных игр и совместной творческой деятельности.
Почему речь пойдет о творческих играх и театрализованных упражнениях? Для ответа на этот вопрос проведем небольшой актерский тренинг. Итак, мы закрыли глаза. Расслабились и представили себе…, нет, не отдых у моря, а свою группу. Представили? А теперь мысленно вслушайтесь в интонации собственного голоса, посмотрите на свое выражение лица, и как на это реагируют дети. Многие из вас улыбнулись и сразу поняли, о чем пойдет речь. А речь пойдет о проблеме доброжелательного, искреннего и увлеченного общения детей и взрослых.
Добрые и симпатичные люди – воспитатели добросовестно выполняют свой профессиональный долг, часто теряя естественность, непринужденность в поведении. В голосе появляются нежелательные интонации, с лица сходит улыбка. А если в таком напряжении проработать много часов, продержать детей в рамках требуемой дисциплины, да при этом давать еще знания, формировать навыки и умения…
Да, это очень сложно, и от этого у педагогов накапливаются усталость и раздражительность, а у детей появляются агрессивность и упрямство в поведении, негативное отношение к занятиям.
В ЧЕМ ВЫХОД? В изменении стереотипов педагогического мышления, в поиске такого воспитания и обучения, которое способствовало бы раскрепощению и развитию, как детей, так и взрослых. То есть в организации совместной увлекательной и поучительной деятельности, основанной на игре воображения, свободных проявлениях ребенка и чутком подыгрывании взрослого. Именно такие возможности заключает в себе театрализованная деятельность, в которой есть простор для фантазии и развития актерских способностей, как взрослых, так и детей.
Сейчас мы попытаемся проделать такие творческие задания, которые можно использовать в повседневном общении с детьми, упражняя их воображение, речь, внимание, память, тренируя при этом свои собственные актерские умения, способность к импровизации.
Театрализованные игры и упражнения в общении с детьми.
Игровые упражнения могут включаться в самые различные занятия. Их можно заранее планировать, а иногда импровизировать. Научиться импровизировать – дело непростое. Поэтому лучше начинать с изучения театрализованных игр. Постепенно, накапливая собственный опыт, можно научиться самостоятельно придумывать творческие задания, развивающие внимание. Воображение, речь, выразительность движений детей. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.
Также важно, чтобы наравне с детьми увлечен был и сам педагог Этот обоюдный интерес и увлеченность помогут создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, помогут раскрыть собственные возможности, увидеть и услышать все многообразие красок и звуков, которые нас окружают.
Однако, кроме увлеченности, необходимо владение разнообразным репертуаром – литературным, музыкальным, игровым. С этой целью, основываясь на работах Д.Родари и А.Роговин, проводим игры и театрализованные тренинги. Проведение таких игр не требует специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, может превратиться в сказочные элементы. Дети об этом давно знают. Ну что ж. поучимся у детей!
Итак, если вы готовы играть и импровизировать, то приступим к рассмотрению творческих заданий, которые по собственному усмотрению можно включать в разнообразные виды деятельности.
Игры на развитие внимания, творческого воображения.
1. Очень важно научить детей внимательно слушать и определять:
- шаги (чьи они?)
- шум улицы (какой автомобиль проехал?)
- хруст откусываемого яблока, шелест бумаги, ткани, клеенки…
- что происходит в коридоре, на улице?
- что происходит в коробке? (по звуку определить, что находится внутри).
2. Изобразить пантомимой того, кого услышали (кошку, собаку, петуха, лягушку, лошадь, комара, зайца, медведя, корову).
Игры с импровизированными шумовыми инструментами.
- Каждый предмет можно не только рассматривать, трогать, но и слушать, как он звучит (если этот предмет потрясти или постучать по нему).
- Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов (стиральные доски, кастрюли, пластмассовые бутылки и т.д.)
В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, придумывать, на что похож этот звук.
Этюды на общение.
Этот раздел вызывает наибольшие затруднения у детей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, давайте начнем с «кукольных разговоров», поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на объект – куклу.
Задание: в руках у детей куклы би-ба-бо.
1. Куклы встречаются друг с другом, здороваются;
- спрашивают друг друга о здоровье
- прощаются
2. Одна из кукол нечаянно толкнула другую;
- просит прощенья
- получает извинения
3. Кукла празднует день рожденья;
- к ней приходит подруга. Поздравляет
- один из гостей опоздал, просит прощенья
- один гость разлил компот, разыграть действия хозяев и провинившегося
4. Объяснить маме, почему испачкана одежда после посещения детского сада;
5. Извиниться, что сломал постройки из песка, когда покатился мяч.
В содержание этюдов можно включать этюды по этикету и культуре поведения.
Творческие задания на развитие воображения и речи.
1. Зайти в комнату в образе какого-либо персонажа и поздороваться с детьми. Здесь рекомендуется использовать карточки с изображением сказочных персонажей.
- попрощаться с детьми
- поздравить с праздником
- спросить, какая на улице погода
2. Игры на развитие речи, на импровизацию диалогов. Дети выбирают карточку с изображением сказочного персонажа и разбиваются на пары.
Задание:
- сочинить разговор двух персонажей
- придумать их разговор по телефону
- послать друг другу телеграмму.
Игры придуманы Д.Родари в книге «Грамматика фантазии»
Творческие задания на развитие пантомимы.
1. Дети выбирают карточку с изображением какого-либо сказочного персонажа.
Задание:
- показать, как его персонаж смотрится в зеркало
- пробует любимое блюдо
- пробует нелюбимое блюдо
- выслушивает комплимент
- выслушивает замечание
- садится на стул.
2. Показать разговор с иностранцем, не знающим наш язык. Как с помощью жестов объяснить, где находится магазин, вокзал, ресторан.
3. Разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому в автобусе. Показать с помощью жестов, как они выясняют отношения.
4. Загадки-пантомимы:
- в магазине (овощном, игрушечном, мебельном) отгадать, какой товар нужен покупателю
- в зоопарке. Отгадать, кто сидит в клетке
- отгадать профессию (по характерным движениям, позе)
- отгадать, на чем вы путешествуете (лодке, самолете, поезде)
- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке)
- отгадать, какая на улице погода
- определить по походке прохожего (балерина, солдат, старик, манекенщица, человек с тесной обувью).
5. Показать руками:
- стой на месте
- идем со мной
- до свиданья
- давай помиримся
- я тебя люблю
- я боюсь.
6. Показать частями тела:
- как твоя спина говорит «Я старый больной человек»
- как твои плечи говорят «Я горжусь»
- как твой палец говорит «Иди сюда»
- как твои глаза говорят «Нет»
- как твой рот говорит «Я люблю это печенье»
- как твое ухо говорит «Я слышу птичку»
- как твой нос говорит «Мне это нравится».
Задания предложены М.П. Стуль.
Этюды на развитие творческого воображения.
Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с игровых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают все условия, начинают действовать в вымышленной ситуации, например:
1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
- королевский трон
- аквариум с рыбками
- костер
- куст цветущих роз.
2. Передать книгу друг другу так, будто это:
- кусок торта
- хрустальная ваза
- грязный носовой платок
- кирпич
- бомба.
3. Взять со стола карандаш, как будто это:
- горячая печеная картошка
- маленькая бусинка
- червяк.
4. Выполнять различные действия:
- чистить картошку
- нанизывать на нитку бусы
- есть пирожное.
Упражнения на различение цветов.
Какого цвета лимон? Давайте посмотрим, у кого в одежде есть желтый цвет. (Дети рассматривают свою одежду и одежду своих друзей). Затем предлагается рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Затем вспомнить, что еще бывает желтым (другим) цветом. Выигрывает тот, кто больше всего назовет предметов. Для подсчета правильных ответов удобно использовать фишки, камешки, желуди, и т.д.
Итак, мы проиграли наиболее типичные театрализованные игры и упражнения на развитие внимания, речи, творчества. Многие задания далеко не простые. Однако, на практике уже доказано, что дети легко включаются в подобные игры и играют с удовольствием. Творческие задания можно придумывать до бесконечности. Важно, чтобы они проводились, как совместная деятельность детей и взрослых. Взрослому приходится решать множество сложных задач: постоянно поддерживать интерес к игре, быстро реагировать на проявления детей, творчески играть свою роль. Такой стиль общения ведет к важным результатам:
- развивает творческие способности
- обогащает новыми знаниями
- способствует тонкому восприятию окружающей действительности
- развивает умение сочувствовать и сопереживать
- делает процесс общения правдивым.
А ради этого стоит потрудиться!
Особенности музыкального развития детей в семье.
Основы музыкального развития ребенка закладываются в семье. Можно выделить два основных фактора, определяющих особенности этого процесса:
- Врожденные музыкальные задатки, влияющие на дальнейшее музыкальное развитие ребенка и определяемые генотипом;
- Музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке и музыкальной деятельности.
Ранний возраст ребенка демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Необходимые для раннего музыкального развития предпосылки функциональной структуры мозга складываются еще в период эмбрионального развития. Нейрофизиологи полагают, что именно ранний слуховой опыт, музыкальная игра, само пребывание в насыщенной музыкальной среде способствует созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга ребенка.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что музыкальная деятельность матери (пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальное восприятие) оказывает существенное влияние на ребенка уже на эмбриональной стадии его развития.
Ученые отмечают общую длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от двух – двух с половиной до одиннадцати – тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», с условиями музыкальной среды и интенсивности музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов связывают особенности музыкального развития одаренных детей.
Следующая > |
Мультимедийная дидактическая игра «Путешествие в мир театра»
Участники выставки — конкурса:
Ренцанова Ольга Петровна, воспитатель
Солоденко Наталья Юрьевна
Старший воспитатель, высшая квалификационная категория
МАДОУ д/с №183 города Тюмени
Мультимедийная дидактическая игра «Путешествие в мир театра»
«Путешествие в мир театра»
Цель: приобщать дошкольников к театральному искусству посредством решения компьютерных задач на тему «Театр».
Задачи:
«Художественно-эстетическое развитие»:
- · Формировать интерес к театральному искусству.
- Формировать навык создания художественного образа, средствами театральной выразительности (грим, костюм и т.д.)
«Познавательное развитие»:
- Закрепить представление детей о театре.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями.
- Развивать способность к моделированию в виде театральной афиши.
- Развивать навык работы в компьютере, решение дидактических задач.
«Речевое развитие»:
- Активизировать словарь ребёнка театральной терминологией
- Совершенствовать грамматический строй речи, при образовании однокоренных слов ( грим — гримёр, билет- билетёр и т.д.)
- Воспитывать интерес к литературным героям, литературным произведениям.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- · Развивать интерес к театральным профессиям.
Мультимедийная дидактическая игра позволяет:
- стимулировать мотивацию обучения;
- обогатить наглядность обучения;
- осуществить повторение ранее пройденного материала;
- использовать в виде итоговой игры-викторины.
В основе компьютерной игры лежат дидактические игры: «3-й лишний», «Что напутал художник»; загадки, словесно-дидактическая игра «Назови профессию», задание на моделирование театральной афиши, динамическая пауза – физминутка.
Мультимедийная дидактическая игра «Путешествие в мир театра» предназначена для детей 5-7 лет. Может быть использована педагогами в детских садах в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста, родителями для индивидуального обучения в домашних условиях.
Программа разработки: Power Point
Оборудование: экран, проектор, ноутбук.
Правила игры:
- На слайдах написаны загадки или вопросы. Необходимо объяснить ответ и нажать «мышкой» для получения утверждения верности ответа или выбрать вариант ответа, нажать «мышкой» на выбранный вариант.
- Если ответ верный — услышите соответствующее голосовое сообщение -сопровождение.
- Чтобы прейти на следующий слайд необходимо нажать в левом нижнем углу на кнопку «> ».
Форма использования:
- индивидуальная работа с компьютером.
Методика использования:
- мультимедийная дидактическая игра используется для индивидуального обучения;
- по результатам выполненного задания, ребёнок получает словесное поощрение «Молодец! Превосходно!» и установку на следующее задание;
- по завершению выполнения всех заданий ребёнок получает награду – музыкальную открытку.
Образовательный эффект:
ü Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие функций словообразования.
ü Учить отгадывать загадки на театральную тему.
ü Учить определять месяц, дату, день недели и время по описанию.
ü Развитие и коррекция познавательных процессов: зрительного, слухового восприятия, памяти, внимания.
ü Выявление способности исключать, обобщать на основе выделения существенных признаков объектов.
Усложнение игры:
Педагог вправе расширить дидактическую компьютерную игру следующими заданиями:
— рассади зрителей в соответствии с билетами. Задача: Формирование навыка порядкового счёта в пределах 20, навыка ориентировки в пространстве.
— расширить знания о профессиях театра;
-добавить слайд – задание, на котором дошкольнику необходимо загримировать актёра, подобрав румяна, усы, нос, парик и т.д;
-расширить знания о разных видах театра. Несколько слайдов ознакомительные , остальные в виде игр «4-ый лишний», «Найди пару».
Вариативность игры:
Вариативность игры может зависеть от поставленной цели:
— о знании профессий театра.
— на решение познавательных (математических) задач.
— на знание видов театра;
— на знание литературного произведения или героев и т.д.
По результатам выполненных заданий, ребёнку можно предлагать наклейки, значки или другой коллекционный материал. При наличие определенного количества данного наградного материала, ребёнок переходит во второй этап и т.д.
Описание:
(Слайд 1) Титульный. Название дидактической компьютерной игры.
(Слайд 2) Приглашение дошкольника к участию в игре.
(Слайд 3) Дошкольнику необходимо с помощью загадки, узнать, кто приглашает его в путешествие по театру.
(Слайд 4) Герой предлагает дошкольнику составить театральную афишу.
(Слайд 5-9) Дошкольнику необходимо установить причинно-следственные связи между явлением, действием, временем и оформить театральную афишу.
(Слайд 10) Дошкольнику предлагается выполнить динамическую паузу – физминутку.
(Слайд 11) Дошкольнику предлагается игра «Третий лишний». Задача: найти театр кукол.
(Слайд 12- 16) Дошкольнику необходимо назвать театральные профессии. Путём отгадывания загадок – подсказок. Перед ребёнком стоит задача образования однокоренных слов (например, грим – гримёр)
(Слайд 17) По результатам выполненного задания, ребёнок получает словесное поощрение «Молодец!»
(Слайд 18-20) Дошкольнику необходимо определить, что напутал художник – оформитель при изображении героев театрального представления.
(Слайд 21) По результатам выполненного задания, ребёнок получает словесное поощрение «Превосходно!» и установку на следующее задание.
(Слайд 22-23) Дошкольнику необходимо определить, элементы костюма главного героя – Буратино.
(Слайд 24) По результатам выполненного задания, ребёнок получает награду – музыкальную открытку.
Видеоролик организации игры