развитие речи дошкольников посредством игр и игровых упражненийстатья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:

  • Игры с предметами — игрушками, подручными и природными материалами;
  • Настольные игры с использованием печатных материалов;
  • Словесные игры.

Развитие речи посредством дидактических игр

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации.

За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

«Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Из опыта работы воспитателя

первой квалификационной категории

Цыганцовой Елены Викторовны,

МБДОУ «Детский сад №16»

«Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Своевременное овладение ребенком речью — одно из важных направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации, Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников коммуникативных умений и навыков, выражения своих мыслей. Развитие связной речи включает: освоение звуковой стороны языка, лексико-грамматического строя речи и происходит в тесной взаимосвязи всех сторон речи. Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого. Л.С. Выготского, А. А. Леонтьева. Они указывают на сложную организацию связной речи и необходимость специального речевого воспитания.

Исследователи раскрывают содержание понятия «связная речь, как смыслового развернутого высказывания, обеспечивающего общение и взаимопонимание».

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе, Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Монологическая речь — связное, логически последовательное

высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на немедленную реакцию слушателей. Имеет более сложное строение, выражает мысли одного человека. Данные формы речи отличаются мотивами. Монолог стимулируется внутренними мотивами (содержание и языковые средства используемые в монологе выбирает сам говорящий),а диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами, например: ситуацией, в которой происходит диалог, реплики собеседника.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи у дошкольников. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать взаимосвязь с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Следует отметить, что развитие связной речи дошкольников

происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающим миром. Так, например: для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи:

— активно вступают в разговор, могут участков коллективной беседе;

— характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности;

— пересказывают сказки и короткие рассказы. — не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей;

— их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики;

— предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (например:

словами еще, потом).

Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре- ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира. В игре развивается воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для

речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами самоутверждение, соревновательности, удовлетворения потребности самореализации». Игры различаются по содержанию, характерным особенностям. значению в воспитании и обучении, Рассмотрим подробнее игры, направленные на

развитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:

Сюжетно-ролевая игра.

Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений. Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль в ко в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых.

Игры на развитие мелкой моторики. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказывают, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребенка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр — увлекательная дидактическая игра, которая:

-стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;

-развивает воображение, память, мышление, внимание;

— помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции.

Игры — шнуровки, содействуют развитию:

-сенсомоторной координации;

— пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»

-творческих способностей.

Игры с крупой и семенами.

Крупа универсальный материал. Берем поднос и рассылаем по нему мелкую крупу (например, манку). Затем можно нарисовать простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, домик, солнышко.

Мешочки с крупой упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Упражнения с бусинами.

Отлично развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябина и др. Величина бусин зависит от возраста ребенка.

Дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия. Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:

— игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);

-настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото),

-словесные игры. Например, игра «Отвечай быстро» (цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении, упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными).

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте

считается главным компонентом в развитии и в будущем успешном обучения школе.

Список литературы и источников

1. Баранова Г. А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета, Педагогика 2016. № 1

2. Минесва Ю.В., Салихова 3., Левшина Н. И. формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.

3. Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию святой речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. СанктПетербург: Детство-пресс, 2002.

4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.

Дидактические игры по развитию речи детей от двух до трех лет

В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.

Задача воспитателей в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:

  • Части предметов, части тела животных и человека;
  • Разные размерные величины;
  • Основные цвета;
  • Главные вкусовые качества;
  • Некоторые физические качества и свойства.

Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов.

Хорошо в таком возрасте начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником. Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов. Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом.

Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т.п.

Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к словарной деятельности.

Развитие речи через дидактические игры в четыре года

В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств. В этом возрасте малыш должен научиться основным приемам ориентирования в пространстве и времени, освоить соответствующие слова (утро, вечер, вперед, назад, сначала, потом). Дидактические игры для развития речи, рекомендуемые детям 4 лет, должны начинаться с фраз «Что сначала, что потом…», «Когда бывает…», «Что изменилось…», «Что будет, если…», «Что можно делать с…», «С чем можно делать …», «Больше чем…Меньше чем…», «Один…много…» и подобных.

Хорошо если ребенок будет каждый вечер рассказывать о том, как он провел день, во что и с кем играл, что видел и делал. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе сюжетно-ролевых игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.

Как воспитателю развивать речь дошкольников через игру?

Содержание

С какими речевыми проблемами предстояло справиться педагогу?Какие направления работы выбрала воспитатель?Предстояло заново научить детей игратьИграем вместе с детьми: «машина времени» для родителей«Утренний круг»: какие планы на день?Каких результатов удалось добиться?Какие игрушки для развития речи можно порекомендовать воспитателю?

Развитие речи детей дошкольного возраста происходит в процессе игры. В детском саду расписание перенасыщено, и времени на игру становится все меньше. Это плохо сказывается на формировании речевых компетенций. «В сегодняшних детсадах вторая половина дня занята кружками. Если раньше дети только и делали, что играли, сейчас на игры у них остается около часа в день, вместо положенных 3-4 часов. В итоге дети не умеют играть, общаться. Дошло до того, что мы учим детей играть заново

», – говорит психолог
Светлана Башинова
.

Воспитатель ДОУ № 36 г. Кинешма в Ивановской области Виноградова Юлия Владимировна

, резидент сообщества «Университет Детства», столкнулась в практике с похожей проблемой. Педагог рассказала о своем проекте «
Мы играем – речь развиваем
», с помощью которого она решила изменить текущее положение дел в детском саду.

С какими речевыми проблемами предстояло справиться педагогу?

В процессе работы с дошкольниками Юлия Владимировна отметила, что речь у детей развита плохо: «Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы

». При этом ФГОС дошкольного образования отводит речи ведущее место в познавательной деятельности.

Проблему нельзя было оставить без внимания, обрекая детей на трудности с дальнейшим обучением в школе.

Юлия сформулировала ряд нарушений речи, с которыми предстояло справиться:

Маленький словарный запас

Детям не хватает слов, чтобы точно выразить свою мысль, что становится причиной формирования барьеров в общении друг с другом и со взрослыми.

Односложная речь

Речь дошкольников на 85% состоит из простых предложений. Попытки грамотно выстроить распространенное предложение часто бывают не успешными.

Отсутствие логики высказывания

В обосновании своих утверждений и выводов дети непоследовательны. Рассказывая что-то, они переключаются с одной мысли на другую произвольно, не придерживаясь определенной структуры.

Неумение строить диалог

Дошкольники не понимают, как доступно сформулировать свой вопрос и как лучше ответить собеседнику. Не чувствуют, в какой речевой ситуации уместен односложный, а в какой развернутый ответ.

Недостаточное развитие культуры речи

Детям, например, тяжело отрегулировать громкость голоса: они либо что-то бормочут себе под нос, либо кричат. С интонацией и темпом тоже сложности: либо речь медленная, тягучая, тяжелая для восприятия, либо, напротив, слишком быстрая, чтобы успеть ухватить суть.

«Замусоренность» речи сленгом

В дошкольном возрасте дети еще не способны фильтровать услышанные слова и применять их, согласно ситуации, либо не применять вовсе. С экрана телевизора, на улице или даже от родителей они выхватывают слова-паразиты, нелитературные выражения, которые, не задумываясь, употребляют.

Какие направления работы выбрала воспитатель?

Юлия Владимировна выделила для себя на начальном этапе четыре основных направления работы:

➢ Создание в детском саду развивающей предметно-пространственной среды.

➢ Возвращение сюжетно-ролевой игры в повседневную детскую активность.

➢ Улучшение взаимодействия родителей и детей через занятия в детском саду: технология «Играем вместе с детьми».

➢ Формирование навыка обмена мнениями и планами, анализа, логического выстраивания рассказа: технология «Утренний круг».

Предстояло заново научить детей играть

«Думаю, дело не в том, что дети стали меньше играть, – считает Юлия, – изменились качество и суть игры. Появилось больше примитивных форм. Все чаще игра переходит в озорство и даже хулиганство».

В детском саду много игрушек, которые сами подсказывают сценарий их применения. Как следствие – дети меньше фантазируют. Они используют знакомые сюжеты из любимых мультфильмов – «Смешарики», «Барбоскины» – повторяют то, что уже придумали за них.

Чтобы вернуть сюжетно-ролевую игру в мир дошкольников педагог начала менять предметно-игровую среду детского сада. Она предложила детям предметы, которые, на первый взгляд, были не пригодны для игры: «Я убрала готовое оборудование и поставила ящики, коробки, диски».

Лишившись привычного инструментария, дети начали придумывать, как использовать предметы в игровом уголке, чтобы было интересно, включать воображение. Непривычность ситуации провоцировала самостоятельное общение детей: нужно было договариваться друг с другом, формулировать правила в каждом отдельном случае.

Педагоги следили за общением детей со стороны и вмешивались в ситуацию только в том случае, когда требовалась помощь в решении проблемы, или назревал конфликт. Исходя из замысла детской игры и их идеи, педагоги могли напомнить детям о прочитанных книгах. Ребята, в свою очередь, раскручивали основу сюжета, придумывали продолжение любимых сказок.

Играем вместе с детьми: «машина времени» для родителей

Понимая, что основу речевого развития дети получают в семье, Юлия Владимировна пригласила родителей в сад поиграть. Это работало как «машина времени»: взрослые получали шанс вернуться в детство, а дети видели маму и папу в непривычной роли и брали на себя ответственность за ход игры. Они применяли всю силу своего убеждения, чтобы научить взрослых следовать правилам. Для части семей эти часы общения стали уникальным опытом, ведь дома они почти не проводили время вместе.

«Утренний круг»: какие планы на день?

«Утренний круг» применялся педагогом как один из способов организации свободного общения. Воспитатель с детьми садились в круг и обсуждали будущий день: чем дети планируют заниматься, во что играть, что бы хотелось успеть. Дети предлагают идеи, открыто выражают свое мнение. Они чувствовали, что могут выбирать, на них не давят. Воспитывалось чувство взаимоуважения, развивалось умение донести свою мысль до товарищей.

Дошкольники рассказывали об играх, в которые они уже играли: что им понравилось, а что нет, почему. Помимо навыков анализа, формировался навык аргументированного отстаивания своей позиции.

Каких результатов удалось добиться?

Уже после нескольких месяцев регулярных занятий педагог отметила изменения, произошедшие с детьми в ее группе:

✔ Научились строить рассказ.

Дети уверенно и с помощью развернутых предложений говорили о себе и придумывали истории за героев совместных игр. Могли даже сочинять сказки.

✔ Начали проявлять речевую инициативу.

Они все меньше замыкались в себе и не видели проблем в том, чтобы вступить в диалог. Социально-коммуникативные навыки упрочнились.

✔ Появилась самостоятельность и активность в игре.

Дети перестали ждать, что придет воспитатель и развлечет их. Теперь они умели договариваться и придумывали игры самостоятельно.

✔ Улучшились детско-родительские отношения.

Родители начали присылать воспитателю фотографии и рассказы о том, как они проводят вечера с детьми: играют во врачей, парикмахерскую, космический корабль.

✔ Расширился и активизировался словарный запас.

У детей появилась потребность в успехе коммуникации с товарищами по группе и взрослыми, поэтому они использовали все знакомые слова и выражения, чтобы доносить свои мысли, узнавали и применяли новые.

✔ Формировался грамматический строй речи.

Ребята больше общались, поэтому слышали правильное употребление слов, построение фраз, делали меньше ошибок в собственной речи.

Какие игрушки для развития речи можно порекомендовать воспитателю?

На основании опыта Юлии Виноградовой, мы можем сделать вывод, что свободная игра – лучший выбор для воспитателя, занимающегося развитием речи. Но если использовать игрушки, то только те, которые развивали бы их фантазию. При этом сами игрушки могут быть самыми простыми. Вот только некоторые примеры:

o Мяч

С обыкновенным мячом можно придумать много игр на развитие словарного запаса. Например, ребенок или воспитатель бросают мяч и называют слово. Поймавший мяч должен назвать его противоположность. Например, «свет – тьма», «кислое – сладкое» и т.д. Правила вариативны: можно кидать мяч и говорить первый слог. Тогда поймавший мяч предполагает, что это за слово, или придумывает свой вариант.

o Бизиборды

Бизиборды работают по принципу игровой среды, описанной в кейсе. Они состоят из предметов, изначально не предназначенных для игры. Дети учатся искать применение его составляющим. Это способствует их творческому развитию. Кроме того, бизиборды развивают мелкую моторику, а речь и мелкая моторика находятся в прямой зависимости друг от друга.

o Конструкторы

Эти игрушки активизируют речевые центры головного мозга. Детали конструктора можно сортировать и собирать каждый раз заново, в зависимости от воображения. Ребенок может рассказывать в процессе, что и зачем он делает, удовлетворяя любопытство взрослых.

o Игрушки на руку или пальчиковый театр

Игрушки на руку – любимые «друзья» логопедов. Дети придумывают диалоги за героев, рассказывают сказки, показывают театральные представления. Иногда они могут просто поделиться секретами с «живой» игрушкой.

Лунина Анастасия

.

Фото unsplash.com Ketut Subiyanto.

Развитие речи посредством дидактических игр в 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи.

В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).

Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]