Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Игра в шашки
Обучение дошкольников игре в шашки
Цель: Научить детей играть в шашки. Задачи: Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу. Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья. Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе. Материал: Шашки.
Ход деятельности:
— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие? Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
I. — Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования) — Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист) — А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.) — Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры) Дети выставляют алгоритм. — Кто может играть в шашки? (Любой человек) — Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек) — Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры) II. — Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски. Дети садятся за столы. — Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её. — Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету) — Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету) — «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … » Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32) — Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных) — Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные. А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле) — Проверьте, а вы правильно расположили свои доски? Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное. — А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные. Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии) — Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий) — А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми) — Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии) — Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине. — Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные) — Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. (Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные) — Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом) — Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине) — Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8. — А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля) — Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру. Игра «Найди поле» Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле. — Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои. Физминутка. — А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными! Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета, фиолетовая – дети замирают, жёлтая – шепчутся, красная – кричат. III.— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках) Дети садятся за круглый стол. — На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных) — По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек) — Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны) «Белый отряд, чёрный отряд, Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же в отряде другом» — Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки) — А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть) IV.- Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске. Правила игры • Тронул – ходи. • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд» • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние. • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку. • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все. • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад. • Взятие шашки соперника является обязательным Джентельменские правила. • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника. • Не смеяться над проигрышем другого. • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума. Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек. — Ребята, а когда партия считается законченной? • если у соперника не осталось ни одной фишки; • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек; • если соперник сам себя признаёт побеждённым; • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа) В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным. V.— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие Сценарий шашечного турнира в детском саду для старших дошкольников
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Методическая разработка занятия по шашкам «Шашечная нотация и запись партий»
Инструкция дистанционного занятия в off – line режиме
Образовательная программа «Русские Шашки», год обучения 1
Тема занятия: «шашечная нотация и запись партий»
Добрый день, ребята!
Тема нашего занятия «шашечная нотация и запись партий»
азбука шашечной игры
Начальная расстановка русских шашек показана на диаграмме 1, при этом черное угловое поле большой диагонали должно находиться слева от каждого из противников. Диаграмма 1 — исходная позиция
a | b | c | d | e | f | g | h |
8 | O | O | O | O | |||
7 | O | O | O | O | |||
6 | O | O | O | O | |||
5 | |||||||
4 | |||||||
3 | O | O | O | O | |||
2 | O | O | O | O | |||
1 | O | O | O | O |
Позицию — некоторое конкретное расположение белых и черных шашек на доске, а также шашечную партию записывают с помощью шашечной нотации, состоящей из восьми цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — указывающих номера горизонталей, и восьми букв латинского алфавита a, b, c, d, e, f, g, h — указывающих вертикали. Нотация — есть буквенно цифровая система обозначения полей доски для записи положения шашек и ходов. Поле принимаются как точки пересечения вертикалей и горизонталей. Например, исходную позицию на диаграмме 1 записывают так:
белые: a1, a3, b2, c1, c3, d2, e1, e3, f2, g1, g3, h2 (12) черные: a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12) ход белых
Эта запись заменяет диаграмму 1. При этом, скажем, шашка с3 стоит на пересечении вертикали «с» и третьей горизонтали, шашка f6 находиться на пересечении вертикали «f» и шестой горизонтали и т.д. Итак, при записи позиции указывается нотацией расположение сил белых и черных, в скобках число шашек и затем очередность хода. На диаграмме 2 показано обозначении всех черных полей шашечной доски. Диаграмма 2
8 | b8 | d8 | f8 | h8 | |||
7 | a7 | c7 | e7 | g7 | |||
6 | b6 | d6 | f6 | h6 | |||
5 | a5 | c5 | e5 | g5 | |||
4 | b4 | d4 | f4 | h4 | |||
3 | a3 | c3 | e3 | g3 | |||
2 | b2 | d2 | f2 | h2 | |||
1 | a1 | c1 | e1 | g1 | |||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Для записи хода простой шашки или дамки сперва записывают порядковый номер хода, затем обозначение поля, на котором шашка или дамка стояла, затем ставят тире и подписывают обозначение поля, на которое она ставиться. Например, запись 1) c3-b4 f6-g5 означает что записан ход белых c3-b4 и ответный ход черных f6-g5, что в партии считается за один ход. Если происходит взятие, т.е. ударный ход, в отличие от обычного тихого хода, то вместо тире ставиться двоеточие. Скажем, запись 7) a3:c5 означает: 7 — порядковый номер хода; а3 — поле с которого сделан ход; (:) — двоеточие вместо тире означает, что произведен бой, т.е. ударный ход; (-) — означает тихий ход, без боя; с5 — поле, на котором завершается ход. Запись 8)…f6-e5 означает, что записан восьмой ход черных (три точки после порядкового номера хода). Употребляются также следующие популярные обозначения: = — ничья; Х — выирыш; ! — хороший, сильный ход; !! — очень сильный, труднонаходимый ход; ? — плохой или слабый ход; ?? — очень плохой, проигрывающий ход; !? — ход, оценка которого неясна. Разберем конкретный пример записи шашечной партии. А.Коврижкин — З.Левин Харьков, 1933 г. 1. g3-f4 f6-e5 2. c3-d4 e5:c3 3. b2:d4 d6-c5 4. d2-c3 g7-f6 5. h2-g3 h8-g7 6. c1-b2 f6-g5 7. g3-h4 g7-f6 8. f4-e5 f8-g7? Диаграмма 3
8 | O | O | |||||
7 | O | O | O | O | |||
6 | O | O | O | ||||
5 | O | O | O | ||||
4 | O | O | |||||
3 | O | O | O | ||||
2 | O | O | |||||
1 | O | O | O | ||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
белые: a1, a3, b2, c3, d4, e1, e3, e5, f2, g1, h4 (11) черные: a7, b6, b8, c5, c7, d8, e7, f6, g5, g7, h6 (11) Восьмой ход черных проигрывает. Следовало играть 8…e7-d6 9. e5:g7 f8-e7 10. h4:f6 h6:f8 11. c3-b4 e7:g5 12. b4-a5 d8-e7 13. f2-g3 g5-f4 14. e3:g5 c5:e3 15. g3-f4 e7-f6 и т.д. Вернемся, однако, к основному течению партии. Также применяется система сокращенной (краткой) нотации. При этом поле, с которого совершается ход, обозначается только буквой и опускается тире, а поле на которое шашка встает в результате сделанного хода или взятия, обозначается буквой и цифрой. Например, 1)cb4 fg5. Двоеточие означающее ударный ход, оставляется, например, 7)а:с5. Случается, что некоторый ход следует обязательно записать в полной нотации. Например, различные взятия 10) а5:с3 и 10) с1:с3 в сокращенной нотации — 20) а:с3 не различаются. Вышеприведенная партия в краткой нотации записывается так: 1.gf4 fe5 2.cd4 e:c3 3.b:d4 dc5 4.dc3 gf6 5.hg3 hg7 6.cb2 fg5 7.gh4 gf6 8.fe5 fg7? 9.ef4!! g:e3 ( Если бить 9…c:e3 10.f:d2 f:d4 11.h:h8X) 10.gh2 e:g1 11.cb4 c:e3 12.ef2 f:d4 13.hg5 h:f4 14.bc3 d:b2 15.f:d4 g:c5 16.b:c1, и черные сдались.
Ребята смотрите в этой ссылке https://drive.google.com/file/d/11woESutcTNXje496KI-tSGI75G0sgaxr/view?usp=drivesdk
самое важное, то что вам пригодиться на соревнованиях.
Д/3
Сыграть партию полностью записать и за себя, и за того кто с вами будет играть на листочек, сфотографировать и прислать мне вашу запись партии – в личное сообщение. Разберу, посмотрю, как получилось – если что, то нужно будет, подкорректируем.
Благодарю за внимание.
Используемый ресурс https://www.kombinashki.ru/okon_page1.php
Конспект развлечения на тему: «Шашечный турнир»
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку;
- Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
- Воспитывать спокойствие и настойчивость, умение достойно выиграть и проигрывать с достоинством.
Предварительная работа:
- Заранее выучить стихи о правилах игры
- Подготовить дипломы, карточки с именами участников турнира;
- Подготовить музыкальное сопровождение турнира, украсить зал, подготовить столы для проведения мероприятия.
Правила турнира:
В первом туре играют все участники (8 детей-4пары)
турнира. Наблюдатели следят за ходом игры. Проигравшие в первом туре игроки
(4чел.)
занимают 3-е место и выходят из игры. Во втором туре встречаются победители первого тура
(4чел.)
и делят между собой 1-е и 2-е места
(два первых и два вторых места)
. Между турами проводится музыкальная двигательная разминка.
Открытие турнира:
Под музыкальное сопровождение дети проходят по залу и садятся на стульчики.
Ведущая
1
: Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Сегодня знаменательный день в нашем детском саду — сегодня наши дети участвуют в турнире по шашкам.
Шашки — одна из самых древних игр. Известно, что первые шашки появились в Древнем Египте. Оттуда эта игра начала свой путь по всему миру.В Россию же они пришли в 10 веке и прочно вошли в жизнь нашего народа. Эта игра настолько была увлекательна, что в нее играют и до сих пор.
В настоящее время эта игра стала одним из видов спорта. Наши ребята познали азы гениальной игры в шашки, и надеемся, что они пронесут любовь к данной игре через всю жизнь.
Под музыкальное сопровождение вбегает Карлсон с криком «Постойте, не начинайте без меня!» под мышкой у него шашечница.
Карлсон:
Здравствуйте, дорогие друзья! Подскажите пожалуйста, здесь проходит шашечный турнир?
Ведущая 2:
Здравствуй, Карлсон. Ты не ошибся. Именно в нашем саду проходит шашечный турнир для юных шашистов.
Карлсон:
Вы пришли соревноваться?
В русских шашках состязаться?
Ребята, а я тоже люблю играть в шашки и знаю все правила этой игры. А Вы правила игры русских шашек хорошо знаете?
Дети:
Да.
Карлсон:
Вот за это вас хвалю.
Но прежде чем начать игру
Всех хочу я испытать,
Знанья ваши разузнать!
Правила русской игры в шашки
1) Начинать бой можешь смело – Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко Шагают лишь
почерным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет, Что ходят шашки лишь
ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад, Шашкой бьем
вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет, Если твоя ее
перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет, Сразу шашка
«дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали, Ход ее по всей
диагонали!
Цель игры – побить «врагов» И чтоб им не было
ходов!
Карлсон:
Больше пока вас не буду томить, Время пришло игроков пригласить И пары играющих определить
Жеребьёвка (проводит Карлсон).
Он приглашает участников к столу, где разложены карточки с цифрами. Дети выбирают числа и тем самым определяют свою пару и номер стола.
Ведущий:
Итак, наши участники определились в пары и сейчас мы предоставляем слово им.
Ну и как водится в каждой игре Жюри вам поможет сразиться вполне!
Ведущий (обращается к игрокам):
— Не нарушайте правила игры, будьте спокойны и предельно внимательны и вас ждет успех!
-Шашечный турнир объявляю открытым!
Турнир начинается. Наблюдатели ведут протокол соревнования для выявления победителей.
По окончании турнира определяются победители турнира.
Судья:Судья озвучивает критерии оценивания игры:
1) участник турнира играет по 2 партии (одну – белыми, другую – черными);
2) победителем турнира считается шашист, набравший в нем наибольшее количество очков;
3) в турнирную таблицу ставится за выигрыш партии одно очко, при ничьей – пол-очка, проигравшему – ноль. В добрый путь!
(Звучит гимн России)
Участники турнира занимают свои столы, начинают играть. За игрой следят арбитры, закреплённые за каждым столом. По окончанию игры арбитры оценивают игру.
Судья заполняет таблицу результатов, расположенную на магнитном мольберте и определяет победителей. Из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира. Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места. Продолжительность турнира 60 минут.
Подведение шашечного турнира объявляет главный судья. В награждении участников и вручении дипломов и ценных призов участвует Карлсон.
Карлсон:
Ну, а мне пора прощаться. Я снова прийду к вам, как только в вашем детском саду состоится турнир по шашкам. До свидания ребята!
(под музыку уходят из зала)
Ведущий 1:
Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Вы храбро сражались за победу в турнире, к сожалению не всем сегодня повезло выиграть.
Ведущая 2:
Спасибо всем тем, кто участвовал в нашем турнире, спасибо болельщикам и гостям за поддержку игроков, думаем, что проведение шашечного турнира крепко войдёт в традиции нашего детского сада. Придёт время и мы соберёмся опять, будем сражаться и побеждать!
Ведущий:
На этом шашечный турнир объявляю закрытым. До новых встреч!
Ход занятия
Организационный этап. Мотивация
Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы — кандидаты в сборную школы по шашкам. Сегодня это мероприятие выявит, кто из вас попадёт в основной состав сборной школы, а кто станет запасным спортсменом.
Сегодня у нас 2 команды — «Шашисты» и «Шашечники». И вам предстоит провести интеллектуальный бой для определения лучших из равных.
А оценивать вашу работу будут наши эксперты Андрей и Алексей, имеющие первый юношеский разряд по шашкам.
Целеполагание. Прием «Домысливание»
Педагог: Сегодня у нас занятие, тему которого вы дадите сами с помощью слов – подсказок, находящихся на доске (над, шашек, условия, дамкой, победы).
Подсказка: первое слово – «Условия» (дети отвечают).
Значит, тема нашего занятия: «Условия победы шашек над дамкой»
Вы уже знаете, что дамки сильнее шашек. Хотите ли вы научиться побеждать дамку соперника своими шашками или сводить вничью игру, в которой у вашего противника две дамки, а у вас только шашки? (ХОТИМ!)
Хорошо, тогда назовите цель нашего занятия, используя одно из слов-помощников (на доске): «Повторим», «Изучим», «Узнаем», «Проверим».
Итак, какая цель у нашего занятия? (3-4 человека говорят свою цель)
А наша общая цель – изучить условия, при которых шашки сильнее дамок.
Актуализация знаний
Вопросы интеллектуальной разминки для команд по очереди: 3 сек. – на ответ.
- Обязательно ли бить чужие шашки и дамки? (Да).
- Может ли быть такое, что никто из игроков не выиграет в партии? (Да).
- Как называется самая длинная диагональ «а — h»? («Большая дорога»).
- Как называются диагонали «b — 2» и «g — 7» и соединяющие их? («Двойник»).
- Как называются диагонали «c – 6» и «f — 3» и соединяющие их? («Тройник»).
- Как называются параллельные диагонали «b — 7» и «g — 2»? («Двойничок»).
- Как называются параллельные диагонали «c – 3» и «f — 6»? («Тройничок»).
- Как называются параллельные диагонали «5 – d» и «e — 4»? («Косяк»).
- Какое бывает преимущество? (Материальное и позиционное)
- Какое преимущество выгоднее? (Позиционное)
Задание «Верно или не верно?»
Дайте ответ «Верно» или «не верно» следующему утверждению:
- Дамка всегда победит одну шашку (Нет).
- Дамка всегда победит 2 шашки (Нет).
- 4 дамки всегда победят 1 дамку (Да).
- 3 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
- 2 дамки всегда победят 1 дамку (Нет).
- 3 шашки, стоящие перед «большой дорогой», могут свести игру вничью (Да).
- 4 дамки всегда победят 2 дамки (Нет).
- Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет двум дамкам (Да).
- Дамка, стоящая на «большой дороге» не проиграет трём дамкам (Да).
- Шашка всегда помогает своей дамке (Нет).
Основной этап (новая тема)
Работа с текстом «Выписка из правил игры в русские шашки» (прием «Инсерт») -5 мин.
Педагог:
Поднимите руку те, кто поставил в тексте значок «–». А теперь те, у кого есть значок «+». И те, у кого есть значок «?».
Хорошо, значит с текстом вы поработали тщательно, что и сейчас проверим.
По 2 вопроса командам по содержанию текста (для оценки экспертами):
- Может ли один участник предлагать ничью несколько раз? (да)
- Можно ли поправлять шашку при ходе соперника? (нет)
- Можно ли переносить шашку или дамку через одно и то же поле несколько раз? (да)
- Можно ли добиться ничьей за пять ходов? (да)
Объяснение и демонстрация решения шашечной задачи с позиционным преимуществом у простых шашек против дамок.
Педагог: У белых и чёрных имеется по 5 фигур. У кого материальное преимущество? (у чёрных – 2 дамки и 3 шашки против 5 шашек белых).
Могут ли белые использовать позицию в свою пользу? (Могут, при единственно правильном ходе f 2 на e3, вынуждая дамку чёрных бить шашку белых, и белая шашка g 3 побьёт все фигуры чёрных.)
Вводная часть
Цель: Знакомство обучающихся с понятием «позиционное преимущество» в шашках.
Задачи:
- формировать понятия «сильная позиция», «слабая позиция»;
- научить детей решать упражнения с позиционным преимуществом на практике;
- развивать интеллект, зрительную память,
- формировать интерес к игре в шашки;
- воспитывать усидчивость, вдумчивость, волю к победе.
Оборудование и материалы: магнитная доска, цветные магниты, шашечные магнитные доски, шашки.
Возраст: 4 класс.