Конспект урока речи и альтернативной коммуникации на тему: «Поддержание диалога на заданную тему».
Конспект речи и альтернативной коммуникации.
Тема:
«Поддержание диалога на заданную тему».
Ход урока:
Организационный момент.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
(слова и музыка М. Картушиной)
.
Здравствуйте, ладошки! Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! 3 хлопка
.
Здравствуйте, ножки! Пружинка.
Топ-топ-топ!
Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! Гладят ладонями щёчки
. Плюх-плюх-плюх!
3 раза слегка похлопывают по щекам
.
Сюрпризный момент.
Упражнение «Кошка».
(
Учитель приносит 2 корзинки
).
Принесла я вам лукошко. В нём сидит большая кошка. Шёрстка очень гладкая,
Кошка очень мягкая. Вот глазки глядят, вот ушки торчат, вот с усами ротик,
Вот пушистый хвостик, вот четыре лапки, а на них царапки. (по ходу чтения стихотворения учитель спрашивает детей: Серёжа, покажи, где глазки у кошки? А где у тебя глазки? Максим, покажи, где ушки? Это ушки?
— Давайте покажем, как ходит кошка. Она идёт тихо, не слышно. Идите все за мной.
Вам покажем мы немножко, (Дети тихо идут на цыпочках
) ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ, (звукоподражают
)
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
— А кошка не одна пришла. Посмотрите, в маленькой корзинке спят котята. Давайте посмотрим, только тихо, чтобы котяток не разбудить (учитель снимает платок с корзинки, корзина пустая
).- Где же котята? Серёжа, где котята? Нет котят? (
добиваться ответного жеста, звукоподражания
). — Убежали котята. Давайте их поищем.
Игра с песком
(гречкой, рисом) (
дети «погружают» ладошки в песок).
— Кто это? Это котята? (добиваться утвердительного звука, жеста).
Какие котята? Котята маленькие. Покажите, какие они маленькие
(дети жестом показывают).
— Посмотрите, какая кошка? Кошка большая? Покажите, какая кошка большая? (дети жестом показывают
).
— Как котята маму зовут?
Пальчиковая игра «Котенок — шалун».
Котёнок мамочку зовет: — Мяу-мяу, мяу-мяу. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:- Мало-мало, мало-мало.
Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:- Мур — мур — мур, мур — мур — мур. Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком: — Ур — ур — ур, ур — ур — ур. Ритмично потирают кулачок о кулачок.
С клубочком поиграет. Цап-цап-цап, цап-цап-цап. Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает. Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Игра «Разноцветные клубочки».
— Котята очень любят играть с клубочками. Играли и рассыпали все клубочки. Давайте поможем их собрать: жёлтые клубочки в жёлтую коробку, зелёные клубочки — в зелёную.
— Молодцы, правильно разложили все клубочки по коробкам.
— Ой, а кто это пищит? (звучит аудиозапись голоса мышки
). — Правильно, это мышка (показ игрушки — мышки).
Игра: «Догоним мышку».
Котята мышку увидали, и за мышкой побежали.
Дети надевают на пальчики котят (из фетра пальчиковые игрушки) и «шагают» по «следам» мышат.
Котята идут, песенку поют: — Как котята поют песенку? (
дети звукоподражают голосам котят
). Мяу — мяу, мышку я поймаю.
Игра «Рыбалка».
Не поймали котята мышек и отправились на речку рыбок ловить (
дети «ловят» рыбок
). Много поймали. Давайте разложим больших рыбок в большое ведро, а маленьких — в маленькое (
раскладывают рыб по величине в ведёрки
).
Игра «Угощение».
Котята проголодались-давайте их покормим
(силуэтное изображение котят на деревянной прищепке с двух сторон; нажимаем — кормим (рыбкой
).
Коммуникативная игра «Прощание»
(слова и музыка М. Картушиной). До свидания, до свидания, до свидания, друзья! Всем ладошкой на прощанье мы помашем, ты и я. (
Дети машут рукой
).
Рефлексия.
— Кто приходил к нам сегодня в гости? (
дети показывают
). — Сергей, покажи, где кошка? Максим, покажи, где котята? Какая кошка? Какие котята? (
показывают жестом
). Правильно, к нам приходила кошка с котятами. Кошка большая, а котята маленькие. Мы помогли котятам собрать клубочки. Сергей, покажи, где жёлтые клубочки? Максим, покажи, где зелёные? Покормили котят рыбкой. Сделали для котят красивые пушистые коврики. (
Учитель предлагает детям самостоятельно поиграть с кошкой и котятами
).
Коммуникативные игры на музыкальных занятиях в детском саду
Коммуникативные игры на музыкальных занятиях в детском саду
Детский сад — это пространство, в котором дети учатся строить отношения друг c другом и с социумом. Отсутствие должных коммуникативных навыков тормозит адаптационный процесс. Поэтому на первом этапе усилия педагога направлены на то, чтобы сплотить детский коллектив и создать в нем атмосферу доброжелательности. Этому способствуют коммуникативные игры и совместная деятельность. Умение взаимодействовать с другими детьми является ступенькой психологического взросления личности. В дошкольном учреждении у ребенка должна сформироваться коммуникативная компетентность для более успешного перехода на следующую образовательную ступеньку.
Развитие коммуникативных навыков в детском саду — беспрерывный процесс. Он продолжается и на музыкальных занятиях, где дети учатся передавать эмоции с помощью речевых и неречевых (мимика, жесты, поза, пантомима, танец, инструментальная импровизация) средств.
Можно выделить несколько проблемных форм самовыражения, которые мешает течению образовательного процесса:
— агрессивное поведение: крикливость, драчливость, грубость – свидетельство эмоциональной напряжённости ребенка,
— обидчивость, выражающаяся в болезненных переживаниях, если не выбирали, проигнорировали,
— застенчивость, которая выражается в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед сверстниками,
— демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.
Эти негативные формы характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью понимать чувства другого человека.
Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения друг к другу, на умение владеть своими чувствами, сопереживать другим, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать.
Коммуникативные игры предполагают следующие условия: — учитывать индивидуальные особенности личности каждого ребенка, — принятие любого выбора ребенка, — желание педагога играть вместе с детьми, — доброжелательное отношение к воспитанникам, — умение педагога идти от потребностей ребенка, — способность к импровизации, в зависимости от обстоятельств, — поощрять инициативу детей, когда дети могут отказаться от запланированной деятельности и высказать другое предложение.
При разучивании игры педагог показывает личный пример («делай, как я»). В дальнейшем, продолжает принимать активное личное участие в игровой деятельности, корректируя и направляя процесс до тех пор, пока в этом будет необходимость. Педагог дает только положительную оценку.
В коммуникативных играх исключается момент сравнения и соревнования, чтобы не спровоцировать у детей такие качества, как конкурентность или демонстративность. Детей не принуждают к игре, чтобы не вызвать негативных эмоциональных реакций. Важно, чтобы коммуникативная игра была вариативна. Текст игры не требует предварительного разучивания и запоминается в процессе многократного повторения. Коммуникативная игра направлена на воспитание положительных черт личности: доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности. Игры можно использовать в любых режимных процессах, на любых занятиях, во время прогулки, досуговой, игровой деятельности, в группе и индивидуально.
Большое количество игр проводится в кругу. Круг – особое уникальное пространство, которое включает в процесс всех участников и позволяет игрокам видеть каждого участника. На мой взгляд эта самая удачная форма игры для нового коллектива.
В своей практике я часто использую коммуникативные игры в начале занятия, когда мы с детьми приветствуем друг друга и в конце. Ниже приведу несколько примеров любимых и часто используемых игр.
Когда музыка обрамляет игру, то она становятся музыкальной и может гармонично вписаться в программу музыкального воспитания. Музыкальное сопровождение придает игре ритмический рисунок и мелодическую выразительность. Музыкальные коммуникативные игры становятся изюминкой любого праздника, занятия или досуга.
Как правило, для детей младшего дошкольного возраста представляет трудность такой вид музыкальной деятельности, как пение. Малыши могут шуметь в группе, кричать на улице, громко непринужденно беседовать в непосредственной игровой деятельности. Однако, при целенаправленном исполнении песен часто теряются, поют неуверенно, вяло. Музыкальные коммуникативные игры способствуют развитию детского голосового аппарата за счет вовлечения ребенка в непосредственный игровой процесс. Для этого очень полезны игры с небольшой песенкой – попевкой для ведущего. Это способствует раскрепощению, помогает научиться более яркому и выразительному исполнению. Даже стеснительные и замкнутые дети постепенно включаются в игровой процесс, вызываются на роль ведущего и начинают получать положительные эмоции.
Несколько примеров музыкальных коммуникативных игр.
Для младшей группы (3-4 года)
«Прятки с платочком»
Под музыкальное сопровождение дети и взрослый двигаются по залу. У взрослого в руках большой платок. С окончанием музыки дети приседают и закрывают глаза руками. Взрослый накрывает платком какого-нибудь ребенка, просит детей открыть глаза и угадать, кого нет? Кто спрятался?
«Солнышко ясное»
(модель игры И.Куркиной) Один ребенок – солнышко. Он встает перед другими детьми и прячется. Можно за платок или за ширму. Дети поют: «Солнышко ясное, выходи! Солнышко ясное, посвети!» Ребенок – солнышко выходит. Дети протягивают ему руки ладонями вверх и поют: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!» Под музыку ребенок – солнышко ходит, гладит всех по очереди по ладошкам, а в конце музыки выбирает новое солнышко. Музыкальное сопровождение нежное и светлое.
«Каравай»
— всем известная и очень эффективная коммуникативная игра, в которую можно играть не только на день рождения.
«Флажок»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Слова: Дети встали в кружок, увидали флажок, Кому дать, кому дать, Кому флаг передать? Выйди, Саша в кружок, Возьми Саша флажок. Всем ребятам помаши И обратно положи.
Ход игры: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.
«Веселый бубен»
Эта игра легче проходит с детьми средней группы, или в младшей группе во второй половине учебного года. Дети передают бубен по кругу друг другу. У кого бубен оказался в конце песенки, тот встает или выходит с бубном на середину круга, играет на бубне, а все поддерживают и хлопают.
Слова: Ты катись веселый бубен Быстро, быстро по рукам, У кого остановился, Тот сейчас сыграет нам.
Игра учит взаимодействовать друг с другом, поддерживать выступающего ребенка и развивает выдержку.
Игры для детей средней группы (4-5)
(от 4 до 5 лет)
«Здравствуй, милый друг»
К этой игре есть музыкальное сопровождение. (Сл. и муз. И.Куркиной)
Цель игры: после движения врассыпную уметь быстро находить пару, доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительное пение и танцевальные движения. Содержание: Взрослый говорит: «Отправились как-то ножки путешествовать по дорожке…» Под музыку дети двигаются по залу.
«Шагали наши ножки, по прямой дорожке. Шагали, шагали, под музыку шагали Шагали наши ножк, по прямой дорожке. Шагали, шагали и друга повстречали».
По окончании слов дети ищут себе пару. Стоят в паре, выполняют несложные музыкально-ритмические движения и подпевают:
«Здравствуй, здравствуй, милый друг! Не смотри-ка ты вокруг! Мне ты лучше улыбнись И со мною подружись!»
В конце дети обнимают друг друга и игра повторяется. «Отправились ножки снова по дорожке!»
При каждом повторении музыкальный руководитель меняет характре музыкального сопровождения и дети двигаются в соответствии с ним: марш, бег, подскоки, крадущийся шаг и т.д.
Игра «Угадай, чей голосок»
Правила:
Ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу и поют:(Имя) мы сейчас в лесу, Мы зовём тебя, АУ. (Имя) глазки закрывай, Кто позвал тебя узнай.
Взрослый показывает на любого ребенка из круга и тот пропевает (зовет) имя того, кто стоит в кругу. Ребенок в кругу отгадывает, кто его позвал и меняется с ним местами. Игра продолжается. Игру можно усложнить, пропевая не имя, а просто «Ау».
«Мы встречаем друзей вот так» (с ускорением)
Игру можно проводить под белорусскую народную мелодию «На зеленом лугу», (сл. И.Куркиной) Цель игры: доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительные жесты, пение. Помимо коммуникативных задач, в игре дети учатся выполнять танцевальные пространственные перестроения: встречное движение в дух колонная и «расческа», продолжают закреплять понятия «право-лево».
Ход игры: дети стоят в двух шеренгах, на расстоянии 4-5 шагов от цента, напротив друг друга и каждый знает своего партнера, т.е. того, кто стоит напротив. Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так!
(машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так!
(машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так!
(четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)
И обнимем друг друга – вот так!
(обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так!
(улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так!
(на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» — кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так!
(подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так!
(на слова «вместе нам веселей» раскачиваем 2 раза сцепленные руки, перекрещивая их и разводя в стороны; на слово «вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»)
Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную сторону (меняются линиями-шеренгами как в танцевальном рисунке «расческа», «прочес»). Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру. Игра повторяется, но уже в более быстром темпе (музыкальное сопровождение и пение каждый раз ускоряются).
Не каждая средняя группа может усвоить игру в шеренгах, поэтому я провожу ее в круге, не особо акцентируя внимание детей на правой и левой руках. В таком варианте она возможна и в младшей группе. В этом случае слова заменяются на: «В серединку сойдемся – вот так! И назад разойдемся – вот так!»
Или:
«Мы спиной отвернемся – вот так! И лицом повернемся – вот так!»
Перед повтором игры можно сыграть музыкальный проигрыш, чтобы хоровод успел покружиться. В шеренгах игра лучше проходит у детей старшего дошкольного возраста.
«Платочки». Цель
: развитие выразительности движений, чувство ритма и темпа, зрительно – двигательной координации.
Ход игры: дети стоят врассыпную, у каждого в руках платочек. Под лёгкую музыку двигаются по залу и поют:
Я иду, иду, иду. Друга я себе ищу.
Останавливаются перед выбранным ребёнком и поют:
Здравствуй, здравствуй дорогой,
Рад я встретиться с тобой.
Каждый берётся за кончик платочка своего друга и имитируют «пиление дров». При этом поют следующие слова:
Здравствуй моя радость, потанцуем в сладость, Мы танцуем хорошо, попрощаемся легко
(машут платочком и идут искать новую пару).
«Угадай, чей голосок».
Цель:
развитие слухового и зрительного внимания, тактильной памяти.
Ход игры: Дети образуют круг и берутся за руки. В середине – ребёнок с завязанными глазами. Дети идут по кругу и поют:
Вот построили мы круг, Повернёмся разом вдруг.
Поворачиваются и идут в другую сторону.
А как скажем: «Скок-скок-скок»,
(эти слова говорит один из детей),
Угадай, чей голосок? Поскорее обернись, Своей рученькой коснись. Торопись, отгадай, Поскорее отвечай.
«Жмурка» старается угадать по голосу, кто его позвал. Если не угадывает, то старается узнать на ощупь.
Колпачок.
Цели: ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, напр. в танцевальной.
Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок — «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:
«Колпачок, колпачок Тоненькие ножки Красные сапожки Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили Танцевать заставили»
Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:
«Танцуй сколько хочешь. Выбирай, кого захочешь»
Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».
Для детей старшего дошкольного возраста
(5 – 7 лет)
.
«Друзья»
Достаточно сложная музыкальная игра со сменой партнеров и быстрым темпом, но если дети ее осваивают, то играют охотно и с большим наслаждением. В игре дети знакомятся с таким понятием, как внешний и внутренний круг.
Побежали, побежали парами скорей, парами бегут, взявшись за руки И друг другу погрозили: «Ссориться не смей!» грозим пальцем Хлопнули в ладоши, хлопают в ладоши друг друга. Крепко обнялись Пару поменяли, внешний круг меняет партнеров И за руки взялись.
«Шел козел по лесу»
Игра с постепенным включением всех детей. Ход игры
: Игроки образуют круг. В центре – водящий..
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу, (водящий выполняют движения по — тексту) Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу, (выбирают себе пару из круга) Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем… И ножками потопаем…. Давай с тобой покружимся, и навсегда подружимся!
(Пара расходится и каждый участник становится водящим, выбирая себе новую пару, пока все дети не будут выбраны).
Ты шагай
Дети ходят под музыку, поют и выполняют движения по тексту.
Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай. Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай. Поздоровайся ладошкой, и своей красивой ножкой. Плечиком и локотком и конечно язычком….ДОБРОЕ УТРО! (или день, или вечер)
Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай. Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай. Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко, Пальчиками, кулачком и, конечно, язычком…..ЗДРАВСТВУЙ!
Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай. Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай. Погладь друга по макушке и шепни секрет на ушко, Поздоровайся бочком и, конечно, язычком…..ПРИВЕТ!
«Веселый хор»
Дети делятся на подгруппы (котята, щенята и т.д.) Каждая подгруппа поет 1 куплет знакомой песенки на слог «мяу», «гав» и т.д. Затем все поют хором, каждый на свой слог.
Музыкальная- коммуникативная игра «Ку-ку». (
Автор неизвестен) Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу. 1 куплет: Я от тебя убегу, убегу…. на легком беге меняются местами – 3раза; Спрячусь за деревом руки в кулачки закрыть лицо ладонями; И скажу: «Ку-ку!» выглядывать справа, затем слева
Проигрыш: Внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп по кругу и возвращаются к партнеру.
2 куплет: Я от тебя уплыву, уплыву…. шагом меняются местами; махи руками (3 раза) Спрячусь за лодочку присесть, закрыться руками «полочкой» И скажу: «Ку-ку» встать, развести руки
Проигрыш: Внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп по кругу и возвращаются к партнеру.
3 куплет: Я от тебя улечу, улечу.. На легком беге меняются местами, взмахи руками. Спрячусь за дерево закрыться «полочкой» И скажу: «Ку-ку» развести руки
Проигрыш: повторить
4 фигура Я от тебя убегу, убегу (меняются местами имитируя быстрый бег) Я от тебя уплыву, уплыву (меняются местами имитируя плавание) Я от тебя улечу улечу (меняются местами имитируя крылья самолета) Я так играю, я с тобой дружу – пожать правые руки Я так играю, я тебя люблю – обняться
Проигрыш: Кружатся парой поскоками и «твист», хлопки. Дети занимают свои места.
Ссора
(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)
Два кота сегодня в ссоре- Когти точат на заборе. Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят. Успокойтесь, не сердитесь И друг с другом помиритесь — Чем побитыми ходить, лучше в мире добром жить!
(Дети меняются парами)
Игра с зонтиком
Вышли дети погулять, Что-то солнца не видать, Тучки собираются, Дождик начинается. (Имя) зонтик открывай, Нас от дождика спасай!
(Реб. берёт зонтик и укрывает 2 детей. Эти дети бегут по внешнему кругу, кто первый возьмёт зонтик, тот встаёт в круг).
«Эреспонзе»
Эту игру я подсмотрела у своей коллеги. К сожалению, авторство установить не удалось. Скорее всего, она имеет иностранное происхождение. Непонятные слова детям объясняю как веселую песенку, которую на непонятном языке спел волшебный эльф из волшебной цветочной страны.
Эта игра с постепенным включением всех детей.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается один ведущий. Он ходит по кругу. Все поют следующие слова и хлопают в такт:
Эреспонзе, эреспонзе, эреспонзе рэ-зэ-зэ (2 раза)
Ааааа – ё, ааааа – ё, ааааа – ёёёёёё
На «аааааа» ребенок подходит к кому-то из круга, на «ё» хлопает в ладоши. Еще раз так же, а на третий раз, на «ёёёёё» обнимает того, кого выбрал. Теперь он и выбранный ребенок ходят по кругу и игра повторяется.
Игра хороша тем, что она помогает развивать чувство ритма и хорошо распевает детей на гласную «А».