Увлекательные занятия с детьми 2-5 лет. Музыкальные занятия
От природы – каждый ребенок музыкален. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Музыкально-дидактические игры способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.
У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Громко — тихо запоем
Игровой материал
Любая игрушка.
Ход занятия
В игре могут принять участие несколько человек. Ими могут быть родные малыша, либо его друзья.
Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку.
Задача водящего – найти ее, руководствуясь звучанием песни, которую могут петь все участники или один из игроков. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее.
Если ребенок справился с заданием, то выбирается другой водящий, а этот ребенок прячет игрушку при повторении игры.
Шум и шорох
(Разработка Климовой С. С.)
Игровой материал
Шуршащие предметы (вы можете выбрать любые, какие у вас есть дома), например:
— погремушки из материи с вшитыми хрустящими-шуршащими элементами;
— лист бумаги;
— дождевая палка;
— полиэтиленовый пакет
Ход занятия
Можно делать в тишине, можно под музыку, например, «Шум и шорох» Е.Попляновой.
Положить все предметы под материал (спрятать от ребенка).
Ребенок сидит рядом. Взрослый по очереди достает предметы и показывает, как тот или иной предмет шуршит. Обязательно после своего показа надо дать ребенку, чтобы он поиграл, по шуршал.
Затем включается песня. Под песню ребенок шуршит вначале одним предметом, при повторном включении – вторым предметом и т.д. При последнем включении всеми предметами.
Сказка Теремок c музыкальными и/или шумовыми инструментами
Игровой материал
На каждого персонажа сказки необходим инструмент или погремушка, чтобы его озвучить. Ниже приведен пример, какие музыкальные и шумовые инструменты можно использовать, но вы можете использовать совершенно все, что у вас под рукой.
Пример инструментов:
— мышка-норушка – любая игрушка для ванны, которая пищит или металлофон верхний регистр;
— лягушка-квакушка – кастаньеты или деревянные ложки или деревянная лягушка – гуиро;
— зайчик-побегайчик – маракасы или шейкеры;
— лисичка-сестричка – металлофон средний регистр или ксилофон;
— волчок-серый бочок – бубен или тамбурин;
— медведь-косолапый – барабан.
Также можно использовать дождевую палку – например, добавляя, что дождик пошел или пан-флейту, губную гармошку – ветер и т.д. Все зависит от вашей фантазии.
Сказка
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает мышку).
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку).
— Я, мышка-норушка! А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает мышку).
— А я лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку).
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Я, мышка-норушка! (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка! А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— А я зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— Я, мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— А я лисичка-сестричка (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— Я, мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— Я, зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— А я волчок-серый бочок (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает медведя)
— Я, мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— Я, зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Я, лисичка-сестричка (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— Я, волчок-серый бочок. А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— А я медведь косолапый (ребенок играет на инструменте, изображает медведя)
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить (ребенок играет на инструменте, изображает медведя)
Влез медведь на крышу и только уселся, затрещал теремок и развалился.
Еле-еле успели из него выскочить:
— мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку),
— лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку),
— зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца),
— лисичка-сестричка (ребенок играет на инструменте, изображает лису),
— волчок-серый бочок (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Как рассказать про ноты?
Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.
Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.
Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».
Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).
Что такое ритмика
Ритмика – это выполнение простых танцевальных движений под музыку. Занятия ритмикой считаются первыми осознанными шагами ребенка в танцах. Дети знакомятся с такими понятиями как «быстро» и «медленно», «громко» и «тихо», «весело» и «грустно», учатся двигаться под музыкальное сопровождение. В отличие от других музыкальных и физических занятий, на ритмике не делается акцент на технике выполнения движений или физическом развитии ребенка. Основной упор — на развитии координации, умении слышать музыку и воспринимать ритм (чередование звуков и пауз).
При планировании занятий ритмикой важно учитывать возрастные особенности детей.
У детей 3-4 лет еще слабо развита координация, они неуверенно владеют телом и не понимают, как связать свои движения с музыкой. Основная задача музыкального руководителя — помочь ребенку развить координацию движений.
К пяти годам ребенок уже может координировать не только свои действия, но и работать в паре. Он неплохо фантазирует и может повторять за раз комбинацию из нескольких движений.
В 7 лет ребенок уже полностью владеет своим телом. Он может выразить эмоции и чувства с помощью движений, контролировать качество исполнения, придумывать собственные движения и комбинации.
Воспитателю важно подбирать упражнения для занятий таким образом, чтобы они соответствовали возрасту воспитанников.
Подборка упражнений по ритмике для детей 3-4 лет
Подбирайте упражнения для занятий ритмикой таким образом, чтобы дети с удовольствием их выполняли и в то же время получали ощутимую пользу — развивали координацию движений и чувство ритма.
Ритмическое эхо
Цель: научить детей слышать ритм музыки.
Дети становятся в круг. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка.
Быстрее-медленнее
Цель: научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться с одного ритма на другой, развить внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега.
Дети становятся в круг и начинают шагать друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения можно несколько раз менять скорость звучания композиций. Для музыкального сопровождения рекомендуем использовать мелодии «Полька» и «О чижике».
Солдатский марш
Цель: развить у детей чувство такта.
Дети становятся в шеренгу друг за другом и выбирают «командира». Воспитатель включает композицию «Солдатский марш». Задача детей — на каждую новую музыкальную фразу присесть-встать, на следующую фразу наклониться-встать. И так несколько раз подряд.
Замри
Цель: научить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью танца.
Дети свободно передвигаются под музыку по залу и произвольно танцуют. Как только музыка перестает звучать, они должны застыть на месте в той позе, в которой были. Воспитатель проговаривает с малышами, почему они остановились именно в этой позе и что она означает с точки зрения эмоций. Затем начинает играть другая мелодия, и упражнение повторяется.
Ветер дует
Цель: расслабиться после активной части занятия и восстановить дыхание.
Дети становятся в круг, воспитатель включает медленную колыбельную мелодию и проговаривает: «Мы подуем далеко, мы подуем близко».
На словах «мы подуем далеко» дети начинают дуть сильно-сильно, а на словах «мы подуем близко», наоборот слабо-слабо. И так несколько раз.
Следуйте описанным рекомендациям при построении занятий ритмикой, и дети будут с радостью бежать на каждое занятие. В следующей статье вы узнаете об упражнениях по ритмике для детей 5-7 лет.
Какие звуки природы включать ребенку для прослушивания
- Шум дождя;
- Гроза;
- Прибой;
- Звуки леса;
- Пение птиц;
- Голоса животных;
- Звуки города.
Музыкальное развитие — умение различать и понимать разные звуки, окружающие ребенка, способность чувствовать красоту окружающего мира. Кроме классических произведений и детских песен, включайте иногда и звуки с разных уголков мира, природные явления. Во время прослушивания определенного звукового ряда объясняйте, что слышит малыш, кто или что издает такое звучание.