Выдержка из текста
Актуальность исследования.
Можно без преувеличения утверждать, что для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольный возраст определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания.
Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, умениях, навыках, способах познания и т.п. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению.
Одной из важных задач умственного воспитания является формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Основной функцией умственного воспитания является формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир.
Процесс чувственного познания у младших дошкольников осуществляется в разных видах деятельности в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.
В ходе анализа результатов исследований З.А.Богатеевой, Л.В.Куцаковой, Л.А.Парамоновой и других, было доказано, что одним из средств формирования представлений является детское конструирование с использованием разных материалов. Оно имеет огромное значение для развития личности ребенка. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.), интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н. Поддьяков), возникновение ярких и «умных» эмоций (А.В.Запорожец).
Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников.
Однако большие возможности заключаются и в обучении бумагопластике. В процессе обучения этому виду деятельности наиболее активно развиваются ощущения и восприятие. С помощью чувственного восприятия ребенок познает отдельные признаки, свойства бумаги, с которым непосредственно соприкасается, действует. Занятия в технике бумагопластики способствуют развитию мышц кистей рук, совершенствуют глазомер, ловкость, вырабатывают такие волевые качества, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Такие занятия служат хорошей подготовкой для овладения в дальнейшем навыком письма. Поэтому их необходимо включать в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Проанализировав ряд программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста было выявлено, что задачи обучения по формированию представлений о свойствах бумаги ставятся, начиная со средней группы.
Однако исследования Л.А. Парамоновой показывают, что знакомство детей со свойствами и качествами бумаги возможно не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и на занятиях по конструированию из бумаги. Прежде всего, нужно познакомить детей с различными свойствами бумаги (она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, гладкой, шершавой и всевозможной окраски).
Объяснить, как с ней по-разному можно действовать (мять, рвать, скручивать, клеить, создавать разные формы).
В связи с этим проблема исследования заключается в том, что с одной стороны, учеными доказана необходимость формирования представлений. Однако в теории не дается обоснования возможности формирования представлений о свойствах бумаги в процессе обучения бумагопластике. А с другой стороны, в практике дошкольного образования обучение бумагопластике в целях формирования представлений о свойствах бумаги используется не всегда или не в полной мере.
В связи с этим, объектом исследования является процесс формирования представлений о свойствах бумаги у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования — влияние процесса обучения бумагопластике на формирование представлений о свойствах бумаги у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования — определить педагогические условия формирования представлений о свойствах бумаги у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения бумагопластике.
Гипотеза нашего исследования состоит в следующем предположении: формирование представлений о свойствах бумаги у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения бумагопластике будет успешным, если:
• воспитатель овладеет методикой формирования представлений о свойствах бумаги и технологией обучения бумагопластике;
• наряду с обучением бумагопластике будет осуществляться целенаправленное формирование представлений о свойствах бумаги;
• отбор содержания тематики занятий по обучению бумагопластике будет проходить с учетом возрастных особенностей младших дошкольников.
Задачи исследования сформулированы в соответствии с его целью и направлены на то, чтобы гипотеза исследования подтвердилась:
1) проанализировать состояние проблемы формирования представлений о свойствах бумаги у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения бумагопластике в теории и практике дошкольного образования;
2) выявить уровень представлений детей 4-5 лет о бумаге и ее свойствах;
3) разработать и апробировать цикл занятий по формированию представлений о свойствах бумаги в процессе обучения бумагопластике;
4) разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ, с возможностью использования разработанного цикла занятий в практике других дошкольных образовательных учреждений.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы:
• теоретические методы (теоретический анализ психолого-педагогической литературы);
• эмпирические методы (наблюдение за детьми, беседа с воспитателями, изучение продуктов детской деятельности, диагностика детей);
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: теоретически обосновано значение и средства формирования представлений о предметном мире у детей младшего дошкольного возраста; выявлена сущность понятия «бумагопластика», показана ее специфика и возможности при формировании представлений о свойствах бумаги в теории и практике дошкольного образования; определены критерии и уровни сформированности представлений о свойствах бумаги.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных методов диагностики сформированности представлений о свойствах бумаги; использования разработанного цикла занятий в практике других дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ детский сад № 1427 города Москвы методом педагогического эксперимента в период с сентября по декабрь 2007 года. В исследовании принимали участие дети двух средних групп по 15 человек в каждой, которые получили статус экспериментальной и контрольной.
Основные этапы исследования:
1 этап: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, оформление первой главы исследования существующей практики формирования представлений о свойствах бумаги у детей младшего дошкольного возраста при обучении бумагопластике, формирование гипотезы исследования, уточнение его темы;
2 этап: подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы, подведение итогов, оформление второй главы исследования. Разработка комплекса занятий, количественный и качественный анализ результатов эксперимента, формулирование выводов и методических рекомендаций для практических работников.
3 этап: оформление работы, написание введения и заключения.
Структура дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.