Методические аспекты проведения работы перед сном в детском саду


Работа с детьми перед сном — цели и методы

Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

Сон — основа здоровья ребёнка

Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.

У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

  • релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения),
  • восстановление нормального состояния нервной системы,
  • облегчение психоэмоциональной нагрузки,
  • ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.

Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

  1. Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.
  2. Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду.
  3. Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.

Помещение, где спят дети, нужно заранее проветрить

Методическая организация подготовки детей ко сну

Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:

  • определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну,
  • подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса,
  • проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей,
  • периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп),
  • делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.

Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.

Многие психологи отрицают важность дневного сна, так как подобный режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет индивидуальность детей, не желающих спать.

Как создать благоприятные условия для засыпания

Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:

  • приглушённый свет,
  • закрытые шторы или жалюзи,
  • пастельные, спокойные тона стен и потолков,
  • свежий воздух.

Пастельные тона обстановки, чистота и свежий воздух — залог сладкого сна малышей

Этапы работы перед сном: временной план

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

  1. Подготовка (15–20 минут).
  2. Релаксация (5–7 минут).
  3. Сон (1–2 часа).

Подготовка

Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.

Игры для первой и второй младших групп

Тихие игры с предметами:

  1. «Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышам запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.
  2. «Подбери фигуру». Малыши получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: назвать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.
  3. Домино (лото). Если малыши уже знакомы с командными играми, то для них можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам нужно среди своих фишек найти ту, что продолжит линию на столе.

Игры для средней группы

Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только):

  1. Складывание заданных фигурок из элементов мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для детей 4–5 лет.

    Мозаика, конструктор не только тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и отлично расслабляют

  2. «Острый глаз». Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача — оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.
  3. «Повторюшка». Педагог называет тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда), по которой дети подбирают слова. Малыши выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.

Игры для старшей и подготовительной групп

Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:

  1. «Бабушка пошла на базар и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на базар и купила мясорубку» — рукой имитирует движение мясорубки. Следующий участник говорит эту же фразу, но вместо мясорубки называет что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). После рук называются движения для ног (главное, чтобы «покупку» можно было показать простым движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтобы все движения делать одновременно.
  2. «Это мой нос». Малыши садятся в круг. Один прикасается к своему подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до своего носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтобы говорить и показывать разные части тела (можно ограничиться одним лицом или головой).
  3. «Король тишины». Один малыш — король — садится на стул, остальные стоят вокруг него. Монарх указывает на любого ребёнка и жестом призывает к себе. Так он выбирает себе министров. Если «министр» по дороге произвёл хоть малейший шум, он выбывает. То же самое с королём: если он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.

В играх желательно задействовать всех детишек.

Сказки

Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.

  1. «Сказка про оленя, который не мог уснуть».
  2. Ирис Ревю «Как Тиша сон искал».
  3. Андрей Прокофьев «Заячья лапка».
  4. «Сказка про носорога, который не мог заснуть».
  5. Наталья Ященко «Как Тигрёнок-полосатик клад искал» и др.

Стихотворения

На стадии подготовки, после игр и чтения сказок, дети идут в туалет и проводят гигиенические процедуры: моют руки, в летний период — ноги, умываются. Младшие делают это с помощью воспитателя и помощника воспитателя. Все действия взрослые сопровождают стихотворениями (особенно важно для малышей, действия которых лучше организуются такими рифмовками), дети старшего возраста проговаривают их вместе с педагогами.

  • Прыг-скок, прыг-скок, Мы присядем на горшок. Мы поели, мы попили, Про него чуть не забыли! Послушные детишки Сделают делишки: А-а-а и пись-пись-пись. Только ты не торопись!

    Подготовка ко сну в младшей группе начинается с высаживания малышей на горшки

  • Добрая водичка! Помоги немножко: Вымой у ребяток грязные ладошки! Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея, Станут наши ручки чище и белее!

    Гигиене уделяется особое внимание перед сном

  • Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Игровая ситуация

Приходит пора малышам раздеваться, складывать вещи и надевать пижамы. Процесс раздевания может быть превращён в игру «Мы уже совсем большие».

Инструкция:

  1. «Детки, давайте проверим, повзрослели ли вы за этот день. Для начала расскажем, в каком порядке нужно снять одежду».
  2. Дети выполняют. Говорят либо все по очереди, либо кто-то один, названный воспитателем.
  3. «А теперь нужно сложить вещи на стульчик». Дети выполняют, взрослые помогают.
  4. «Отлично! Вижу, что вы уже совсем большие. Но, наверное, надеть пижаму у вас без моей помощи не получится…» Дети, подстёгиваемые азартом сомнения педагога, одеваются.

Создание игровых ситуаций ускоряет процесс раздевания и переодевания ко сну

Как вариант можно придумать историю про куклу Бэллу, которая никак не запомнит, в каком порядке нужно снимать одежду: сначала обувь, а потом платье или наоборот? Многие дети вне зависимости от возраста с трудом справляются с соблюдением порядка складывания вещей. Для таких ребят можно использовать историю про Митю, который после сна постоянно ходил грязнулей.

Инструкция:

  1. «Детки, смотрите, кто пришёл! Это Митя, он тоже собирается спать. Ой, чего-то он расстроенный и ложиться не хочет… Что же случилось? Оказывается, Митя очень аккуратный мальчик, но каждый раз после сна его одежда оказывается грязной и измятой. А всё потому, что мальчик, раздеваясь, не складывает вещи, а комкает. И сверху ставит обувь».
  2. «Давайте расскажем Мите, как нужно складывать одежду».
  3. Дети рассказывают. (Желательно по очереди, после того, как воспитатель даст слово. Иначе они будут говорить наперебой).
  4. «Отлично! Вы всё сказали верно, а теперь вместе с Митей отправляемся в постельки».

Релаксация

Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).

Дыхательная гимнастика

Перед тем как малыши ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы), 2–3 для средней, старшей и подготовительной групп.

«Роза и одуванчик»

Инструкция:

  1. Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.
  2. А в другой руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.
  3. Повторяем 3–4 раза.

«Дыхание»

  • Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы своё услышим.

Инструкция:

  1. Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Дыхательные упражнения помогают детям расслабиться

Игры с поощрением

Чтобы настроить старших детей на сон, можно использовать игры с поощрением.

Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, или как организовать сон в детском саду»)

Вариант №1Перед сном воспитатель говорит детям, что у них начинается соревнование «Кто уснёт первым». После сонного часа воспитатель выбирает победителей: 1, 2 и 3 место — кто поочерёдно раньше заснул. Каждого из победителей воспитатель выделяет, поднимая его руку, и вручает медаль. Медали переходящие, на следующий день эти медали могут получить другие дети.
Вариант №2Перед сном можно устроить ещё одну хитрость. Можно предложить детям условие: для детей, которые лучше всех притворятся так, чтобы воспитатель (или персонаж) подумал, что они уснули, после тихого часа будет сюрприз (на выбор воспитателя — например, можно приобрести в подарок наклейки, фишки или другую интересную детям и недорогую вещь). Но остановить внимание на том, что это будет сделать непросто, нужно расслабиться, лечь поудобнее и закрыть глазки, не открывая их. Дети будут стараться притвориться и заснут.
Вариант №3Использовать накопительную систему бонусов. Так же выбираем победителей — кто заснул раньше всех, собираем в течение недели жетоны на каждого ребёнка. В конце недели подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей.
Цит. по: Сковородко Е. В., воспитатель МБОУ «Синеколодецкая начальная школа-детский сад». Игры с поощрением для организации сна

Планирование в средней группе по теме: Всемирный день спасибо

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 09.01.14 — 10.01.14г. средняя группа «Звоночки»
Тема: Всемирный день «Спасибо» Цель: закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми; развивать связную речь, вспомнить и активизировать в речи «добрые, волшебные» слова; воспитывать вежливость в общении с людьми. Открытое мероприятие: выставка детских работ «Укрась салфетку» ответственный: Рачкова О.Н. День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающейся среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 9 января — четверг Утро:
игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, утренняя гимнастика, Культурно Гигиенические Навыки, завтрак, игры Утренняя гимнастика. Дежурство. Артикуляционная гимнастика. Беседа «Зачем мы говорим спасибо?» Цель: вспомнить вежливые слова и объяснить их значение. .Дидактическая игра «Один — много». Цель: учить образовывать множественное число имени существительного. Развивать умение узнавать и называть время года – Паша, Влад. Формировать умение готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Самостоятельная деятельность изоцентре: рассматривание иллюстраций декоративных росписей. Деятельность в центре дидактических игр: «мозаика», «пазлы», «лото». Непосредственно образовательная деятельность №1 Коммуникация (Петрова,с.31) Тема: «Праздник вежливости». Цель: уточнить правила вежливого общения и освоить формулы вежливости; развивать память, речь. Воспитывать вежливость к сверстникам и взрослым. №2 Аппликация (Комарова, с. 34) Тема: «Укрась салфеточку» Цель: учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы; учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; закрепить умение правильно держать ножницы. Игры, подготовка к прогулке Прогулка: Наблюдение за кошкой Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки. Трудовая деятельность Подметание дорожек, сбор мусора. Цель: воспитывать трудолюбие. Подвижная игра «Кот и мышь», «Тучи и солнце». Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве. Развитие движений. Цель: закреплять навыки в прыжках на двух ногах с продвижением вперед – Алина, Антон. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. Игры с выносным материалом – мячи. Подвижные игры по желанию детей. Самостоятельная деятельность детей на участке – рассматривание изменений в природе. Возвращение с прогулки, КНГ, обед, работа перед сном Чтение чистоговорок о зиме. Цель: формирование правильного звукопроизношения. Четко проговаривать – Данил, Влад. Воспитывать привычку самостоятельно мыть руки с мылом перед едой. Рассматривание иллюстраций о зиме в центре художественной литературы. Вечер: Пробуждающая гимнастика. Закаливающие процедуры. Чтение стихотворения А. Барто «Спасибо» цель: учить слушать текст и отвечать на вопросы. Трудовое поручение – помощь воспитателю в ремонте книг. Цель: приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе. Употребление в речи слов-антонимов – Юля К., Аделина. Развивать у детей интерес и самостоятельность выборе игр. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача». Цель: развивать умение объединяться в игре, распределять роли (врач, пациент), выполнять игровые действия. Игры с крупным конструктором. Цель: учить называть и различать строительные детали. процедуры, Культурно Гигиенические Навыки, полдник, игры самостоятельная Деятельность детей, досуги, кружки индивидуальная работа Прогулка Наблюдение за облаками. Подвижная игра «Зайцы и волк». Цель: учить детей двигаться по команде воспитателя. Направления движения (слева, справа)-Рома, Катя. Правила поведения на улице и на участке. Свободные игры по желанию детей. Игры с выносным материалом. 10 января — пятница Утро: Утренняя гимнастика. Дежурство. Артикуляционная гимнастика . Беседа «Вежливые слова». Цель: напомнить детям вежливые слова и их значение. Дидактическая игра «Кто, где?». Цель: учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе; повторить предлоги. Учить аккуратно, закрашивать определенную область рисунка – Алина, Аделина. Закреплять умение поливать растения. Настольно-печатные игры «Домино», «Лото». Рисование восковыми мелками с помощью шаблонов. Цель: развитие моторики рук. Работа в центре природе – полив комнатных растений перед выходными. Непосредственно образовательная деятельность №1 Физкультура ( по плану физ.работника) Цель: упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой по сигналу воспитателя; в ползании на животе по гимнастической скамейке, развивая силу и ловкость; повторить задание на сохранение устойчивого равновесия. №2 Музыка ( по плану муз.работника) 16.05-16.25 Цель: развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном; формировать навыки выразительного пения, умение петь, протяжна подвижно; Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах. Прогулка: Игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа. Наблюдение за тополем. Цель: познакомить с характерными особенностями тополя, по которым его можно выделить среди других деревьев. Трудовая деятельность – чистка дорожек от снега. Цель: воспитывать трудолюбие. Подвижные игры «Найди нас». Цель:учить ориентироваться в пространстве. «Совушка». Цель: учить быстро, действовать по сигналу воспитателя. Цель: улучшать технику ходьбы приставным шагом – Миша, Антон. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Самостоятельная деятельность детей на участке с выносным материалом (мячи). Цель: воспитывать самостоятельность при организации совместной деятельности. Подвижные игры по желанию детей. Возвращение с прогулки, Культурно Гигиенические Навыки, обед, работа перед сном Составление рассказа по сюжетной картине «Ребята играют в снежки». Цель: развитие связной речи. Согласовывать слова в предложении –Влад. Ситуативная беседа «Как надо играть с игрушками». Рассматривание книг в центре художественной литературы. Вечер: оздоровительные и закаливающие Бодрящая гимнастика. Закаливание. Чтение стихотворения О.Емельяновой «Вежливые слова». Цель: учить слушать текст стихотворения и отвечать на вопросы по содержанию. Трудовое поручение – уборка игрушек по своим местам. Назвать глаголы, характеризующие трудовые действия – Влад Л., Алина. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе». Цель: развивать умение объединяться в игре, распределять роли (шофер, пассажиры), выполнять игровые действия. Исследование природного материала — шишка. Цель: развивать исследовательскую деятельность. прогулка Наблюдение за ветром. Подвижная игра «Беги ко мне». Цель: развитие быстроты движения. Помощь детей в сборе игрушек в корзину. Учить договариваться – Кирилл, Миша. Закрепить правила общения со взрослыми .

Рекомендуем посмотреть:

Как организовать прогулки летом с детьми в ДОУ План работы кружка в детском саду. Старшая группа Перспективный план работы кружка в старшей группе Учебно-методическая разработка «МАКРАМЕ. Обучение приемам итальянского плетения. Изготовление космет

Похожие статьи:

Перспективный план работы по теме: «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников» с детьми 6 -7 лет

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]