Одной из важнейших сторон развития человека в раннем возрасте является овладение им предметной деятельностью. Предпосылки к этому начинают формироваться у малышей еще в младенчестве. В этот период ребенок способен выполнять некоторые манипуляции с предметами, а также научиться определенным действиям, показанным ему взрослыми.
Проходит время. Малыши растут и каждый день развиваются. Постепенно от самых примитивных видов манипуляций с предметами они переходят к действиям, носящим более осознанный характер. Каждое из них превращается из баловства и несерьезной игры в важнейший фактор, оказывающий воздействие на подрастающего человека и влияющий на его психическое развитие и формирование личности.
Определение понятия
Предметная деятельность – это ведущая деятельность детей раннего возраста. Ее основными признаками являются:
- содействие появлению у ребенка новых манипуляций;
- формирование и перестройка определенных функций психики;
- оказание влияния на видимые изменения личности.
Предметная деятельность – это деятельность детей, которая имеет непосредственную связь с открытием назначения предметов. Данный факт и отличает ее от манипуляций младенческого периода.
Предметная деятельность – это такая активность малыша, благодаря которой реализуются его познавательные интересы. Она удовлетворяет его любознательность и стремление получить новые впечатления, а также помогает в поисках новой информации о том мире, который его окружает.
Основные параметры
Предметная деятельность ребенка раннего возраста способна иметь развивающий эффект только благодаря сотрудничеству со взрослыми. Именно они являются для маленького человека носителями способов действия и культурных средств, а также источником открытия новых смыслов его активности. Первоначально ребенок производит те или иные манипуляции по поручению взрослого и находясь рядом с ним. Это подтверждает совместную направленность такой работы.
В связи с этим в предметной деятельности ребенка могут быть выделены следующие параметры уровня ее развития:
- Операционный. Данный параметр является непосредственной характеристикой выполняемых действий. Его показателями служат такие виды действий с предметами, как манипулятивные (специфические и неспецифические), а также собственно предметные, культурно-фиксированные.
- Потребностно-мотивационные. Этот параметр указывает на уровень, которого ребенок достиг в своей познавательной активности. Его показателями служат интерес малыша к предметам, его стремление к их обследованию, а также действиям с ними, эмоциональная вовлеченность в подобную активность и настойчивость.
- Общение со взрослыми во время предметных действий. Степень принятия поддержки и помощи со стороны является важным показателем потенциальных возможностей малыша.
Предметная деятельность ребенка раннего возраста
Галина Позигун
Предметная деятельность ребенка раннего возраста
Предметная деятельность ребенка раннего возраста
Основой умственного воспитания является формирование на базе полученных знаний элементарно – обобщенного представления о свойствах качествах предметов, развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка.
Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте, она определяет «ведет»
за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. В процессе этой
деятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действия с предметами.
Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливает развитие психических процессов, личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.
Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ориентировочно- исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуального потенциала. Экспериментируя с предметами с помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах, устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. (Ребёнок пытается насыпать совком песок и не захватывает его, он пытается захватить песок руками, что сразу даёт положительный результат, потом снова пытается насыпать совком и так много раз, наконец, он научился насыпать песок)
Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослым. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослыми. Внешне это выражается в частых обращениях ребёнка к взрослому: вопросительных взглядах, просьбах о помощи, словах «Как?. Так?. Так!»
)
В рамках предметной деятельности формируется её новый вид процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно- практического взаимодействия со взрослым. В ходе усвоения действия постепенно «отделяются»
от
предметов, с помощью которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними. Так формируются обобщенные действия (кормит куклу ложкой- палочкой, поит из кружки- кубика)
На их основе становится возможным сравнения собственных действий с действиями взрослых. Постепенно, сначала с помощью взрослых, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими в действиях с сюжетными игрушками.
Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. Ведущая деятельность опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, также самому себе. Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов ребёнка, его самостоятельности, любознательности, целенаправленности.
Предметная деятельность- это содержание и последовательность, получаемой детьми информации об объектах, переработка этой информации, активизация уже имеющихся у ребёнка знаний и умственных действий.
Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей.
Введение детей в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных педагогических задачи использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно- нормированных, практических и орудийных действий. Педагог должен помочь ребёнку научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой, пить из чашки, застёгивать пуговицы, пользоваться расчёской, игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.)
Для решения поставленных задач педагог должен организовывать развивающую
предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребёнком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами. Многие предметные действия ребёнок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогаю накрывать на стол, убирать игрушки. Орудийными действиями малыш овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных с воспитателем игр и занятий. (пытается завести ключиком машину, забивает моточком колышки в землю, кормит ложкой мишку)
Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным действиям, способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки, материалы должны находиться в открытом доступе, по возможности рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникло желание действовать с ними. Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений, иметь разные размеры, фактуру, цвет. Педагог должен поддерживать интерес к игрушкам и предметам, учить детей исследовать их.
Я предлагаю следующую последовательность обследования предметов.
1. Восприятие целостного облика предметов рассмотреть предмет, подержать в руках, ощупать, подействовать с ним, назвать предмет- это грузовик «Как ты узнал, что это грузовик? Что у него есть?»
.
2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины)
«Где у грузовика колёса, где кузов, кабина? Какие колеса? А кабина, кузов?»
«У платья карманы, пуговицы, воротник»
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга выше, ниже кабина выше, кузов ниже. Строим домик из кубиков и кирпичиков, кубик ниже, кирпичик выше.
4. Повторное целостное восприятие предмета.
Для этого важно учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию)
предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определённом виде деятельности (обхватывает шарик, катает его, складывает кубики в коробку, достаёт предметы из мешочка определяет их форму, цвет, воспитатель действует рукой ребенка, вместе с ним, основной метод, который использует воспитатель- показ).
В процессе рассматривания – обследования детей необходимо учить и выделять свойства и качества предметов (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве, материалы, из которых они сделаны. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе действий, станут полнее (масса предмета зависит от его величины и особенностей материала, круглая игрушка способна прокатываться, некруглая стоит на месте, нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие).
Поэтому в процессе обучения используется прикладывание, вкладывание предметов, т. е. наглядное сравнение с опорой на определённый признак. Это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как требуется по условиям и правилам игры (например, рассортировывает разноцветные шарики и кубики, ориентируясь на цвет, и на форму; разбирает и собирает игрушки –вкладыши: в большой предмет можно вложить меньший, при сборке матрешки подбирать половинки одинаковые по величине- сначала собрать маленькую, потом вложить её в большую).
На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый, как котёнок, колючий, как ёжик). Воспитатель ставит задачу перед ребёнком, создавая проблемную ситуацию, и предлагает ребенку самому решить эту проблему. Предлагает покормить куклу, но вместо ложки лежит палочка, что надо сделать? Как поступить? При этом важно формировать умение соотносить впервые воспринимаемые предметы с теми, которые они познали раньше.
Эта работа должна осуществляться систематически, последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Режимные моменты — умывание, одевание, завтрак, обед и т. д., игры — дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом знакомство с предметом, пронизывает весь воспитательно- образовательный процесс.
Непосредственное знакомство с предметом должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный отклик. (Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывают скуку, ухудшают запоминание)
Процесс восприятия (рассматривания, выслушивания)
надо сопровождать словом
(шарик круглый, гладкий, красный)
. Дети, воспринимая
предметы, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств.
Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями следует поощрять. Взрослый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключатся к его игре, помогать преодолевать затруднения.Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко»
или
«Надо взять другое колечко»
. Важно
предоставить ребёнку возможность выбора свободу действий» Разве сюда подходит это колечко? По-моему оно слишком большое». Следует поощрять ребёнка, хвалить его.
Умственное и техническое развитие ребёнка в раннем возрасте проходит через предметную деятельность, познавательные возможности 2-3 летнего ребёнка ещё невелики, несовершенны, поэтому многие задачи по ознакомлению с предметным миром решаются в форме дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра — занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Автодидактические игры сами подсказывают ребёнку, какого рода действие нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесение размеров, форм или цветов разных деталей
(фигурные пирамидки, матрёшки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки)
. Так, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине, соотносить составные части по форме, чтобы собрать
определённый предмет (клоуна, грибок, собачку)
.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Малыш сам кормит, причёсывает, купает кукол. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Ребенка двух – трёх лет продолжаем учить играм с куклой в процессе дидактических игр. В этих целях используем игры «Купание куклы»
,
«Уложим куклу спать»
,
«Споем кукле колыбельную»
,
«Покажем кукле картинки»
,
«Накормим куклу»
и т. д. Поэтому в группе необходимо иметь дидактическую куклу с комплектом сезонной одежды, кукол на подгруппу детей, приданое, сезонную одежду, а также ванночки, полотенце, мыло (кирпичик, куклы должны быть большие, средние и маленькие
У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Например, картина «Девочка кормит кур»
: Какое у девочки платье, Что она держит в руках, Какого цвета миска? Какая курица, а цыплёнок?» Для малыша это серьёзная умственная задача: узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности к обобщению. При выборе
предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита. Реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям воспринимать предметы. Например такие предметные картинки как «Овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки»
и др.
Показывая сюжетные картинки, проводя игры -инсценировки («Кто здесь плачет»
) воспитатель обращает внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжёг лапу, утешает, жалеет и т. д., помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо.В первой младшей группе для занятий используются сюжетные картинки:
«Игра с куклой»
,
«Дети играют в кубики»
.
«Спасаем мяч»
, «Катаем шары «и др. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни упражнения типа
«Кто что делает»
, которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие,
ребенок (по заданию воспитателя)
воспроизводит его с помощью реальных
предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает бельё в тазу, повар пробует суп, который варится в кастрюле, доктор лечит больного (картинки готовятся заблаговременно)
. Такие упражнения удовлетворяют
ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.
Игрушки, благодаря которым у ребёнка развиваются тонкие моторные навыки, ребенок учится различать свойства предметов, ускоряется общее развитие,совершенствуется речь можно подразделить на три основные группы:
в первую группу мы включили игрушки, способ работы с которыми можно назвать «Часть и целое»
при первичном знакомстве с
предметом мы даем детям возможность рассмотреть предмет подержать его в руках, ощупать, подействовать с ним — это удочки с магнитами для ловли рыбок, пирамидки, вкладыши, пазлы, матрёшки, наборы для нанизывания, фигурные пирамидки, игрушки, состоящие из нескольких частей (снеговики, неваляшки, овощи, фрукты, мягкие дидактические книги, наборы кубиков с картинками, бусинки для нанизывания, шнуровки, застёжки; Работа с материалами из первой группы «Часть и целое»
в большей степени, чем другие, развивает способность к анализу и синтезу. Наиболее простой материал из этой серии
«Мозаика»
,
«Башенки»
части которой можно соединять и разъединять между собой. Начинать работу нужно с ещё более простого действия –разделение на части: ребёнку
предлагается разобрать готовую собранную башенку. Когда он поймёт принцип разделения частей, можно предложить строить новые башенки.
Работа с матрёшками очень нравится детям благодаря сюрпризному моменту – в каждой новой матрёшке находится новая. Матрёшки – это тоже составление целого из частей, как башенки и мозаика. При этом механический контроль правильности выполнения задания одновременно и облегчает,и усложняет работу для малыша: друг другу подходят только две половинки, и их надо найти. Этот поиск тренирует внимательность ребёнка.
Шнуровка- гусеница — малыш ищет детали подходящие друг другу по цвету и форме, попеременно соединяя и разъединяя их прямо перед глазами ребёнка. Желание получить ползающую гусеницу, которую можно возить за собой на верёвочке,является хорошим стимулом: ребёнок несколько раз подряд нанизывает детали на шнурок, а ведь нанизывание – это сложный процесс для ребёнка раннего возраста, требующий хорошо скоординированной работы рук и терпения, которым малыши в силу возрастных особенностей не отличаются.
Игры на липучках: муляжи и снеговик, неваляшка тоже составление целого из частей, где нужно подобрать части, правильно соединить их, что тоже требует сноровки, терпения координации движений. Работа со снеговиком аналогична работе с фруктами. Отличие состоит в том, что разделение на части выполняется непосредственно руками. Цель работы в расширении словарного запаса, развитие моторики, памяти, внимания, развитие познавательной активности.
Малышу сложно объяснить, почему он должен выполнить то или иное задание. Если у ребёнка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игрушке и переключается на более успешную деятельность.
И тогда на помощь воспитателю приходят различные авторские игры и игрушки, изготовленные руками наших педагогов — это панно «Наши ладошки»
, на развитие тактильной чувствительности, дидактические мягкие книжки-сказки, цветные ёжики, бусы, гусеница, универсальный костюм, при изготовлении которого использовались разнообразные шнурки, пуговицы, накладные карманы, которые прикрепляются с помощью липучек, кнопок, пуговиц.
Большое значение в работе с малышами мя придаю индивидуальной работе с детьми, которую мы всегда стремились сделать интересной и разнообразной, сочетать в ней разные виды деятельности: развитие мелкой и общей моторики, закрепление цвета, формы, проведение работы над звукопроизношением и речью.
Следующая задача воспитателя – Развитие познавательной активности у детей. В ходе работы с детьми педагог должен создавать условия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментирования и обогащения впечатлениями.
Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.
Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддержать и проявить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами природных объектов, вызвать удивление радость открытия нового (пение птиц, шум ветра, шелест листьев)
.
Наблюдение за различными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букет из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, форме, цвету.
Важно подчеркивать интерес к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит птиц, или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен комментировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей. Книги, альбомы, фотографии, должны находиться в открытом доступе.
С целью развития любознательности,в группе необходимо оборудовать специальный уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения за предметами. Ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт разнообразные свойства и качества объектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть ит. д. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.
Следующей педагогической задачей данного направления развития ребенка является формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.
Известно, что деятельность ребёнка до 2х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого- либо самостоятельного значения. К 3годам у ребёнка складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Деятельность малыша приобретает целенаправленный характер, он настойчиво стремится к получению правильного результата, представление о котором складывается как на основе заданного образца, так и собственного замысла. Маленькому ребёнку нужно помогать удерживать цель, направлять его на достижение желаемого результата. Это могут быть всевозможные пазлы, мозаики кубики, из которых складываются картинки, конструкторы, строительные наборы, где необходимо построить различные машины, игрушки, постройки. Все это формирует у ребёнка представление о результате действий. Например, малыш хочет выложить из мозаики узор по картинке. Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть образец, спросить, какие понадобятся детали, куда их положить. По окончании работы очень важно зафиксировать результат его деятельности. Помощь взрослого не должна гасить самостоятельность и инициативу ребёнка. Следует представлять малышу возможность сделать самостоятельно всё, что он может.
В летний период проведение занятий не проводится, но дети играют в игры самостоятельно или с воспитателем в утренние, вечерние часы, на прогулке. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, проводим только при естественном освещении, при искусственном идёт искажение цвета.
Дидактический материал раскладываем на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Пуговицы, застёжки- молнии, кнопки, шнурки — сколько ещё разных непослушных предметов придётся «укоротить»
малышам, пока они научатся легко и свободно справляться с обычными бытовыми делами. Их придумали взрослые. Взрослым приходится придумывать и способы научения.
Самого большого эффекта можно достигнуть тогда, когда удается объединить усилия педагогов в детском саду и родителей в семье. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Поэтому мы провели анкетирование среди родителей о педагогической ценности игр и игрушек.
В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения умственное развитие детей к концу третьего года жизни достигает уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребенка в предметах и явлениях самого ближайшего окружения, понимание речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок этого возраста — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее известный интерес к окружающему — все это создает новые возможности для умственного воспитания детей в годы дошкольного детства
Основные признаки
При переходе от младенчества к периоду раннего возраста происходит развитие нового отношения к окружающему малыша миру предметов. Они становятся для него не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, которые имеют тот или иной способ употребления и определенное назначение. То есть рассматривать их малыш начинает с точки зрения той функции, которая закрепилась за ними благодаря общественному опыту.
При выполнении манипуляций детьми используются лишь внешние свойства и отношения предметов. То есть, беря в руку ложку, малыши выполняют ею такие же движения, как, например, совочком, карандашом или палочкой. С возрастом предметная деятельность обретает смысл. Мир ребенка наполняется новым содержанием. Все предметы при этом малыш начинает использовать только по их назначению.
Значение игры для развития личности ребенка дошкольного возраста
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как одно из важнейших средств воспитания детей. Развитие образования как социальной функции — дело многовековой давности, как и использование игры в качестве педагогического инструмента. В разных системах образования игре отводится разная роль, но нет ни одной системы, в которой игре не отводилось бы место в той или иной мере.
Игре приписываются разнообразные функции, как чисто педагогические, так и воспитательные, поэтому необходимо более точно определить особенности игровой деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка и найти место этой деятельности в общей системе педагогической работы детских учреждений.
Необходимо более точно определить те аспекты психического развития и формирования личности ребенка, которые развиваются преимущественно в игре или испытывают лишь ограниченное влияние в других видах деятельности.
Очень трудно изучить значение игры для умственного развития и формирования личности. Здесь чистый эксперимент невозможен, потому что нельзя убрать игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как происходит процесс развития в этом случае.
Главное — это важность игры для мотивации ребенка и области его потребностей. Вслед за работой Д. Б. Эльконина на первый план выдвигается проблема мотивов и потребностей.
Трансформация игры при переходе от дошкольного к дошкольному детству основана на расширении круга человеческих объектов, овладение которыми теперь является задачей ребенка, и мира, который он воспринимает в ходе своего дальнейшего психического развития. Она основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. На границе перехода от предметной к ролевой игре ребенок не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, ставит себя объективно в позицию взрослого, и возникает эмоционально-актуальная ориентация по отношению к взрослым и смыслам их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-фактическим опытом. Игра функционирует как деятельность, имеющая самое тесное отношение к сфере потребностей ребенка. Существует первичная эмоциональная и функциональная ориентация в смыслах человеческой деятельности, есть осознание своего ограниченного места в системе взрослых отношений и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается развитием у ребенка новых мотивов для деятельности и связанных с ней задач. Существенно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Можно гипотетически представить, что в игре происходит переход от непосредственных желаний к мотивам в виде обобщенных намерений, которые находятся на грани сознания.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, которые должно пройти формирование каждого умственного действия и связанных с ним понятий:
- этап формирования действия на материальные объекты или их материальные модели-заместители;
- этап формирования того же действия в форме громкой речи;
- этап формирования самого умственного действия.
Глядя на действия ребенка в игре, легко заметить, что он уже действует со значениями предметов, но все еще полагается на их материальные заменители — игрушки. Если на начальных этапах развития требуется объект-заместитель и относительно развитое действие с ним, то на более поздней стадии развития игры объект действует через слова — называние уже как обозначение вещи, а действие — как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождаемые речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, они постепенно приобретают характер умственных действий со значениями предметов, выполняемых во внешних действиях.
Путь развития к действиям в уме со значениями, оторванными от объектов, является одновременно возникновением предпосылок для формирования воображения. Игра — это такая деятельность, в которой формируются предпосылки для перехода умственных действий на новый, более высокий уровень — умственных действий с опорой на язык. Функциональное развитие игровых действий пронизывает онтогенетическое развитие и формирует зону последующего развития умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная реорганизация поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением подразумевается поведение, которое осуществляется в соответствии с образом и контролируется сравнением с этим образом как сценой.
А. Запорожец первым указал на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях непосредственного задания, существенно различается. Он также отметил, что структура и организация движений меняются в ходе развития. В нем четко разделены фаза подготовки и фаза исполнения.
Эффективность движения, как и его организация, во многом зависит от структурной позиции движения в реализации той роли, которую выполняет ребенок.
Ига представляет собой первую форму активности, доступную ученику, и предполагает сознательное обучение и оттачивание новых действий.
З. В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. На основании ее работы можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры придается мотивации деятельности. Исполнение эмоционально привлекательной роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое выражение.
Однако одного указания мотивов недостаточно. Необходимо найти психический механизм, с помощью которого мотивы могут оказывать такое влияние. При исполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре выполняет как бы две функции; с одной стороны он исполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием паттерна, но и наличием контроля над реализацией этого паттерна. Играя роль, происходит своего рода раздвоение, то есть «отражение». Но это еще не осознанный контроль, потому что функция контроля еще слаба и часто нуждается в поддержке со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость эмерджентной функции, но важность игры в том, что эта функция здесь эмерджентна. Поэтому игру можно рассматривать как школу волевого поведения.
Игра важна для формирования дружного коллектива детей, для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к работе и многого другого. В основе всех этих воспитательных эффектов лежит влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на формирование его личности.
Ориентировочные действия
В развитии предметной деятельности выделяют три этапа. Первый из них отмечен у малышей 5-6 месяцев. Данный этап представляет собой предметные манипуляции. К 7-9 месяцам происходит их превращение в ориентировочные действия.
На первых порах все манипуляции с предметами у ребенка осуществляются без рассмотрения их свойств. Малыш одинаково обращается с тем, что попадает ему в руки. Он сосет игрушку или любой другой объект, размахивает им, постукивает и т.д. Одновременно с этим он еще рассматривает то, что находится в его руках, перекладывает с места на место и неоднократно повторяет одно и то же движение. И лишь несколько позже у него начинают складываться специфические манипуляции. Ребенок не только замечает, но и использует особенности предметов, их наиболее простые свойства. Примером таких ориентировочных действий является складывание одного предмета на другой, продевание игрушки через решетку манежа. Любят малыши также мять бумагу и греметь погремушкой. Причем их внимание привлекают объекты, созданные не только человеком, но и природой – песок, камешки, вода и т.д.
Развивающаяся на данном этапе предметная деятельность – это один из вариантов исследовательского поведения, который проявляется благодаря любознательности ребенка и его познавательной активности. Проводя эксперименты над объектами окружающего мира, малыш извлекает информацию о них и учится устанавливать существующие связи.
Наиболее интенсивно исследовательское поведение начинает развиваться после того как маленький человек обучается самостоятельному передвижению, получая доступ к различным предметам. И здесь особенно важно общение ребенка со взрослыми. На них возлагается задача организации предметной деятельности малыша. Взрослые должны создать необходимую для развития маленького человека среду, привлекать его внимание к новым объектам, поддерживать и поощрять его любознательность.
В период раннего возраста исследовательское поведение постоянно совершенствуется. При этом оно остается одной из важнейших составляющих творческого и познавательного развития не только в этот период, но и в дальнейшем. Экспериментируя, ребенок получает настоящее удовольствие. Он начинает ощущать себя субъектом происходящих событий и источником, вызвавшим изменения в окружающей действительности.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.
Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.
Важная роль в овладении предметной деятельностью игровой деятельности, которая способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.
К одной из таких распространённых интерпретаций относится определение психологического понятия «деятельность» через понятие «активность». Поскольку активность и предметная деятельность, (как попытаемся мы проанализировать и доказать в дальнейшем исследовании) совершенно не сводимые и не выводимые друг из друга действительности и категории, но, в то же время, в психологических работах постоянно связываемые и взаимообусловливаемые, мы полагаем необходимым показать их содержательное различие и, тем самым, обосновать ограниченность активности и перспективность предметной деятельности.
Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.
Орудийные действия формируются у детей постепенно, овладение ими требует от малышей определенных усилий, поскольку предполагает совершенно определенный, жестко фиксированный способ использования предметов.
Предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.
Влияние предметной деятельности на психическое развитие ребенка. Предметная деятельность способствует развитию психических процессов.
Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми.
В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.
В процессе игровой деятельности ребенок приобретает навыки общения. Он учится проявлять инициативу, координировать свои действия, позволяющие поддерживать общение со своими сверстниками. В дальнейшем, игровая деятельность провоцирует более длительное общение. В процессе игровой деятельности ребенок приобретает навыки общения. Он учится проявлять инициативу, координировать свои действия, позволяющие поддерживать общение со своими сверстниками. В дальнейшем, игровая деятельность провоцирует более длительное общение. Ролевые игры способствуют развитию памяти и воображения, также ребенок учится регулировать свое поведение.
Изначально интерес к рисованию и конструированию связан тоже с игровой деятельностью, направленный на процесс создания рисунка. Лишь в среднем и старшем возрасте для ребенка становится важен сам результат – рисунок. Начальная стадия учебной деятельности протекает в тесном союзе с игровой деятельностью.
Следующая > |
Соотносящие действия
К концу первого года жизни активность ребенка по отношению к объектам окружающего мира приобретает несколько иной характер. Его предметно-практическая деятельность основана на использовании вещей по своему назначению. Как поступать с ними – демонстрирует малышу взрослый. Подражая ему, ребенок начинает собирать пирамидки, строить башенки из кубиков и т.д.
На этом уровне предметная деятельность – это уже не изолированные действия с различными объектами. Ведь выполняются они с предметами при их взаимодействии между собой. Подобные манипуляции называют соотносящими. Ребенок проводит различные эксперименты с предметами и определяет те связи, которые существуют между ними.
Условия эффективного обучения предметной деятельности
Поскольку предметная деятельность очень важна для развития личности ребенка, его сознания и мышления, то ее организации отводится значимое место. Чтобы процесс обучения взаимодействию с предметами был результативным, необходимо соблюдать следующие условия ее формирования:
- Начинать с малого количества предметов, постепенно его увеличивая и, создавая условия для заинтересованности ребенка ими, их применением и вариантами действий с ними;
- Формирование предметных действий должно носить пошаговый характер и производится при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;
- Развивать активность, самостоятельность, любознательность, проявление инициативы ребенка в выполнении действий с предметами;
- Взрослый должен проявлять терпимость и выдержку, не навязывать своего мнения ребенку, давая ему возможность выбирать и проявлять активность в деятельности.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Орудийные действия
На втором году жизни предметные виды деятельности вновь претерпевают некоторые изменения. Они приобретают новое качество. Действия становятся собственно предметными и специфически человеческими, основываясь на выработанных в культуре способах применения тех или иных вещей. Они и носят название орудийных.
Каким образом происходит формирование этих действий? К концу первого года жизни ребенок начинает все чаще сталкиваться с теми предметами, которые связаны с повседневной жизнью взрослых. Это может быть расческа или ложка, зубная щетка и т.д. Действия с ними и называют орудийными. То есть они предполагают выполнение определенных манипуляций и получение предметного результата деятельности в виде достижения необходимой цели. Это может быть рисование кисточкой, мелом или карандашом. Сюда же можно отнести повороты ключика для приведения в действие заводной машинки. Развивается при этом и предметная игровая деятельность, когда малыши насыпают совочком в ведерко песок, забивают молоточком в отверстия дощечки или в землю колышки и т.д.
Стадии развития предметной деятельности
Процесс формирования навыков выполнения предметных действий не является одномоментным и быстрым. Он требует определенных временных затрат, грамотного обучения. Предметная деятельность проходит несколько стадий развития:
- Первая стадия – выполнение манипуляций с предметами. Она охватывает возрастной период 5-6 месяцев ребенка. Он характеризуется простым манипулированием предметов, без осознания их реального назначения и функциональной роли, а также, не имеющих нацеленности на достижение конкретного результата. В 7-8 месяцев манипулирование превращается в ориентировочные действия. По сути, предметные действия ребенок еще выполнять не может.
- Вторая стадия – выполнение предметно-специфических действий. Такие действия уже имеют более осознанное значение. Она выполняются для чего-то т.е. являются нацеленными на получение какого-то эффекта от их выполнения. При этом, ребенок уже обучается и сам начинает осознавать необходимость правильного взаимодействия с тем или иным предметом. Возрастным периодом прохождения стадии является второй год жизни. Ребенок уже выделяет какие-то особенности предметов, не делая акцента на значимости и степени важности каждого из них.
- Третья стадия – выполнение предметно-опосредованных действий. Здесь осуществляется выполнение орудийных задач и процессов. Ребенок уже не просто так выполняет свои действия, а осознает, какие инструменты и орудия можно применять для их реализации т.е. он понимает, что зубы нужно чистить зубной щеткой, капать-лопатой, кушать из тарелки. В этот период, в сознании ребенка начинают формироваться общие понятия.
Осваивая предметные действия, первоначально ребенок усваивает только тесную связь предмета с его непосредственным назначением. Он не представляет себе его применение в другом качестве и другом направлении деятельности. Действие и предмет находятся в тесной взаимосвязи друг с другом в сознании ребенка. Например, ребенок не представляет, как салфетку можно применить не для вытирания рук, а в качестве половой тряпки.
В последствие направление предметных действий ребенка развивается и расширяется. Он осваивает назначение предметов и варианты его практического использования.
С ростом и развитием ребенка, предметные действия приобретают характер орудийных т.е. предметы начинают использоваться, как инструменты для выполнения каких-то действий.
Замечание 2
Полностью навыки предметной деятельности складываются в трехлетнем возрасте.
Техника орудийных действий
Овладение подобными манипуляциями в раннем возрасте является важнейшим приобретением ребенка. Причем осваиваются они малышом постепенно, ведь для этого понадобится прилагать определенные усилия и при этом использовать жестко фиксированный способ владения той или иной вещью.
В раннем возрасте дети способны выполнять лишь самые простые орудийные действия. Ими являются питье из чашки и еда ложкой, копание совочком песка, чирканье по бумаге карандашом или ручкой, складывание и разбор пирамидки, состоящей из 4-5 колец, а также надевание некоторых самых простых предметов одежды.
Почему малышам так сложно освоить эти действия? Прежде всего, из-за плохо развитых произвольных движений. Помимо этого, обучаясь орудийным действиям, ребенку необходимо подчинить свои манипуляции целой системе правил. Например, еда ложкой. Обучаясь ее применению, ребенок уже умеет есть руками. Для этого он берет, например, печенье и подносит его ко рту. Рука в этом случае движется от стола по косой линии. Обучаясь использованию ложки, он пытается поступать так же. Однако ничего из этого не получается. Пища, проходя путь от тарелки, вываливается на стол. К соблюдению требований использования этого предмета рука ребенка привыкает постепенно, причем при приложении немалых усилий.
Значение орудийных действий
Различные нужные предметы для человека появились благодаря трудовым процессам. Между собой и природой люди поставили определенные виды орудий и стали с их помощью воздействовать на окружающий мир. И в дальнейшем с использованием таких объектов человечество стало передавать накопленный опыт новым поколениям.
Знакомясь с предметным содержанием деятельности, ребенок постепенно начинает усваивать и то, что воздействие на вещи можно осуществлять не только с помощью зубов, ног и рук. Сделать это можно и вещами, которые специально созданы для этого. На языке психологии подобный принцип называют опосредованным действием.
Способы манипуляций с предметами
За орудиями, применяемыми человеком, закреплены определенные действия. То есть всем необходимо знать не только что делать с той или иной вещью, но и как это должно осуществляться. Это хорошо знают взрослые. Они и должны обучать этому детей. Конечно, до трех лет ребенок вряд ли научится умело владеть любым, в том числе и доступным для него орудием. Тем не менее он упорно старается, чтобы получить наилучший результат.
Но существуют и другие предметы, не столь часто используемые в повседневной жизни. Они допускают различные способы своего применения с получением одного и того же результата. И этого часто не понимают взрослые. Они показывают малышу результат, полагая, что к нему ребенок придет тем же способом, который применили и они. Но подобное бывает не всегда. Примером тому может служить разборка и складывание пирамидки. Взрослый снимает с нее кольца и раскладывает их на столе, а после по порядку, начиная с самого большого, нанизывает на стержень. Все это он делает при ребенке. Однако двухлетние малыши не в состоянии уловить всех нюансов. Да и сравнивать кольца по величине они также не могут. Если дети, разбирая пирамидку, складывают все ее детали по порядку, то нанизать их обратно в правильном порядке они смогут. Но если взрослый перемешает кольца, то задание для ребенка станет невыполнимым.
Порой дети приходят к нужному результату иначе. Они начинают нанизывать кольца без всякого разбора, а после многократно перемещают их до тех пор, пока пирамидка не станет такой, какой она должна быть. Успешно решают подобную задачу те малыши, которых предварительно научили сравнивать кольца по величине, прикладывая их друг к другу. Только так ребенок способен выбрать самую большую деталь. Далее он использует этот же принцип и в отношении оставшихся колец. Это постепенно приводит ребенка к собиранию пирамидки на глаз, то есть к способу, применяемому взрослым.
Следовательно, обучая детей орудийным действиям, им необходимо показывать не только результаты манипуляций. Малыши нуждаются в демонстрировании и самого способа выполнения задания, который явится для них доступным.
Зарождение иных видов деятельности
На третьем году жизни, то есть к концу периода раннего детства, ребенок начинает увлекаться игрой, рисованием, лепкой и конструированием. Другими словами, у него начинают развиваться новые направления познания окружающего мира. Но при этом предметно-развивающая деятельность продолжает иметь немаловажное значение.
В конце раннего детства малыши с удовольствием участвуют в ролевых играх. Этим они стремятся удовлетворить социальную потребность, выражающуюся в стремлении к совместной жизни со взрослыми, играя при этом их роли. Предметные действия в этом случае отходят на второй план.
Предпосылки к началу ролевых игр возникают в период всего раннего детства. Причем обнаружить их можно в самой предметной деятельности. Это манипуляции с игрушками, которые предлагаются взрослыми, а после самостоятельно воспроизводятся малышом. Подобные действия уже тогда называют игрой. Однако в такой ситуации применить это название можно только условно.
Начальные игры представляют собой выполнение 2-3 действий. Например, кормление куклы и укладывание ее спать. Но в дальнейшем, когда ребенок все более переносит способы воздействия взрослых на различные объекты окружающего мира, у него появляются игры с более сложными манипуляциями.
Понятие и сущность игры. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике и психологии
Широкий, сразу недоступный круг реальности может быть освоен ребенком только в игре, в игровой форме. Этот процесс преодоления прошлого мира через игровые действия в этом мире содержит как игровое сознание, так и игровое незнание.
Игра — это творческая деятельность, и, как всякое настоящее творчество, она не обходится без интуиции.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые готовят его к переходу на новую, более высокую ступень развития. Этим объясняется огромный воспитательный потенциал игры, которую психологи считают ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Особое место занимают игры, созданные самими детьми — их называют творческими или сюжетно-ролевыми играми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все, что они видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых. Творческая игра больше всего формирует личность ребенка и поэтому является важным средством воспитания.
Игра — это отражение жизни. Здесь все «как бы», «понарошку», но в этой условной среде, созданной воображением ребенка, много реальности: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания настоящие, искренние. Ребенок знает, что кукла и мишка — всего лишь игрушки, но любит их как живых, он понимает, что он не «праведный» летчик или моряк, но чувствует себя храбрым летчиком, отважным моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует реальность, а комбинирует различные впечатления от жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в придумывании идеи игры и поиске средств для ее реализации. Сколько изобретательности нужно, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет построить, какое оборудование подготовить! В игре дети выступают одновременно в роли драматургов, реквизиторов, декораторов и актеров. Однако они не вынашивают вашу идею и не готовятся долгое время играть роль актеров. Они играют для себя, выражая свои собственные мечты и желания, мысли и чувства, которыми они обладают в данный момент.
Поэтому игра — это всегда импровизация.
Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети сначала вступают в общение со сверстниками. Их связывает общая цель, совместные усилия по ее достижению, общие интересы и опыт.
Дети сами выбирают игру и организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра учит детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, способствует воспитанию целеустремленности.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом команды, справедливо оценивать действия и поступки товарищей и свои собственные. Задача воспитателя — направить внимание игроков на такие цели, которые вызывают общие чувства и действия и способствуют установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.
Первая позиция, определяющая природу игры, гласит, что мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые являются значимыми для игрока сторонами реальности. Игра, как и любая другая деятельность человека, не являющаяся игрой, мотивируется отношением к целям, значимым для человека.
В игре выполняются только те действия, цели которых значимы для человека благодаря их собственному внутреннему содержанию. Это главная особенность игровой деятельности и в этом ее основная увлекательность.
Вторая — характерная — особенность игры состоит в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческого действия и, реализуя возникающие цели, не привязано к тем средствам или способам действия, с помощью которых эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.
Игра — это деятельность, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограничением его операциональных возможностей. Игра — это форма реализации нужд и потребностей ребенка в рамках его возможностей.
Следующим, внешне наиболее ярким отличительным признаком игры, который фактически вытекает из вышеупомянутых внутренних признаков игровой деятельности, является возможность, которая является необходимостью для ребенка, в пределах, определяемых смыслом игры, заменить предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, которые могут служить для игрового действия (палка — лошадь, стул — машина и т.д.). Способность творчески изменять реальность формируется только в игре. В этой способности заключается главная ценность игры.
Значит ли это, что игра в воображаемую ситуацию — это уход от реальности? И да, и нет. В игре есть уход от реальности, но есть и вторжение в нее. Таким образом, нет никакого побега, никакого бегства от реальности в кажущийся особым, воображаемый, вымышленный, нереальный мир. Все, чем живет пьеса и что воплощается в действии, взято из реальности. Пьеса выходит за рамки ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, чтобы глубже раскрыть другие.