Дети дошкольного возраста — нравственное воспитание


Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Основные методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

  • Убеждение и беседа;
  • Побуждение к действию;
  • Взывание к сочувствию и сопереживанию;
  • Поощрение;
  • Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Примеры занятий с дошкольниками

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС на практике представляет собой поочередно идущие друг за другом занятия, практики, приемы. Они применимы как в домашних условиях, так и в группах на базе дошкольного учреждения.

Занятие «Семья»

Воспитатель готовит раздаточный материал, составляет опросник и организует детей. После вступительного слова воспитатель задает вопросы детям о родителях, братьях или сестрах. Воспитатель рассказывает детям о значимости семьи, корректируя информацию с поправкой на возраст.

Дети водят хоровод, а потом рассаживаются по стульям. Воспитатель показывает детям карточки животных. Дети отгадывают, кто, чья мама. Завершение занятия: дети после вопроса воспитателя рассказывают, как их называют дома, какие ласковые имена они знают.

Весенний лес

Это занятие знакомит младших школьников с названиями деревьев, природными особенностями. В начале занятия педагог предлагает отправиться в весенний лес, но говорит, что для этого понадобится включить свое воображение.


Занятие «Путешествие в весенний лес»

Дети переходят в локацию, оформленную с помощью декораций и вспомогательного материала. Воспитатель поочередно указывает на макеты и просит детей называть увиденное. Удобно использовать на этом занятии куклу лесовичка, который будет рассказывать о лесе и давать задания.

Примеры заданий:

  • нарисовать одуванчик;
  • вспомнить стих о весне;
  • отгадать загадки;
  • принести лесовичку предметы, которые он описывает.

В конце занятия лесовичок благодарит детей за знания и помощь. Отдельно он читает лекцию о том, как важно беречь лес и ценить природу.

Познай себя

Занятие построено на ассоциативных техниках. Аналогиями могут быть разные конструкции, но удобнее всего использовать пример устройства автомобиля и человеческого тела.

Воспитатель демонстрирует детям машину, показывает ее в разрезе и просит сказать, без чего машина не может работать. Дети должны постепенно сделать вывод, что машине нужен бензин. Воспитатель проводит аналогию с человеком, рассказывает, как течет кровь, просит сказать, без чего не может жить человек.

Результатом занятия должно стать формирование простейшего аналитического мышления, когда дети учатся:

  • сравнивать предметы одушевленного и неодушевленного характера;
  • проводить аналогии;
  • воспринимать задачи не буквально, а учиться рассуждать и мыслить отвлеченно.

В зависимости от возраста детей можно задать рассуждения на разные темы, дополнив его более сложными примерами.

Рыбки

Интересное занятие, которое знакомит детей не только с особенностями рыб, но и учит бережному отношению к ним. Для занятия необходим аквариум. Воспитатель просит детей сформулировать свои вопросы к рыбам и задать их через стенку аквариума.

Дети должны сделать вывод, что рыбы не умеют разговаривать. Тогда воспитатель зачитывает письмо от имени рыбы, где она загадывает загадки и рассказывает о своих особенностях: строении тела, наличии хвоста, чешуи.

Интегрированное занятие «Вода»

Для занятия понадобится вспомогательный материал: куклы и небольшие тазики с водой.

Сначала воспитатель проводит языковую и артикуляционную гимнастику, где просит детей поочередно дотрагиваться до глаз, носа, ушей, лба. Затем рассказывает о том, как важно умываться утром и вечером. Демонстрационным материалом может служить мультфильм «Мойдодыр».

После этого дети по команде воспитателя приступают к умыванию своих кукол. В процессе они помогают друг другу. Завершающий этап – чтение стихов, сопровождаемых активными двигательными действиями.

Воспитатель рассказывает о том, как для человека важна вода, что нужно делать, чтобы научиться экономить ресурсы, как принято в обществе заботиться о природе, чтобы сохранить чистоту рек и озер.

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

  • Сказка;
  • Игра;
  • Творческое задание, труд, человеческая деятельность;
  • Природа;
  • Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Механизм нравственного становления личности

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?Задание: Попробуйте объяснить, что произойдет с нравственным качеством при исключении одного из компонентов. Можно ли заменить его другим компонентом?При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В первую группу задач нравственного воспитаниявходят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер,и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых.

Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие — патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.

Методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольниковметодическая разработка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74 г. Калининграда

Формы и методы духовно-нравственного воспитания

дошкольников в МАДОУ д/с № 74

(в рамках реализации программы

«Истоки на социокультурном опыте»)

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории: Гуляева Людмила Викторовна

Калининград

2020г.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Мы живем в такое время, когда окружающая ребенка среда перенасыщена цифровыми источниками информации, что пагубно влияет на развитие формирования моральных основ в обществе. Ребенок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения. Именно поэтому, привитие ребенку нравственных и духовных ценностей – одна из актуальных задач дошкольного образования. В настоящее время это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей.

Раннее детство – время эффективной установки ценностных ориентиров в жизни.

Цель духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении: формирование у детей гуменного отношения к окружающему миру.

В дошкольных образовательных учреждениях реализуются следующие задачи нравственной направленности:

  • Сформировать в детях способность сопереживать;
  • Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей;
  • Воспитать любовь к родному дому, семье;
  • Усвоение знаний о культуре и истории родной страны;

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

  1. Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков и пр.);
  2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, физкультминутки, прогулки);
  3. Культурно – познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в праздниках и развлечениях);
  4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

В нашем ДОУ не первый год проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей всех возрастных категорий. В апреле 2022г наш детский сад является опорной площадкой по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Работа проводится по программе «Истоки на социокультурном опыте».

Целью нашей работы является:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят следующие задачи

  1. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
  2. Повысить профессиональный уровень педагогов.
  3. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.
  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.)

Задачи воспитательной системы:

  1. Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка.
  2. Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
  3. Развитие социальных умений и навыков поведения.
  4. Воспитывать позитивное отношение к миру.

Для достижения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей в нашем ДОУ была предметно-пространственная среда.

  • Создание мини-музея декоративно-прикладного искусства «Горница»;
  • Создание мини-музея народно-патриотического направления «С чего начинается Родина!»
  • Создание Центра духовного развития семьи «Вера, Надежда, Любовь»;

В каждой возрастной группе выделены небольшие зоны духовно-нравственного, а также народно-патриотического воспитания; имеются материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, сюжетные плакаты и картинки о родном городе и стране.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МАДОУ д/с №74:

  1. Непосредственная образовательная деятельность (НОД);
  2. Игровая деятельность;
  3. Трудовая деятельность;
  4. Чтение художественной литературы;
  5. Взаимодействие с социумом;
  6. Проектная деятельность;
  7. Кружковая работа;
  8. Взаимодействие с родителями;
  9. Внережимная деятельность.

НОД

Систематическая НОД — важное средство образовательной работы с детьми всех возрастных категорий. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обсуждают поступки людей, черты характера. В соответствии с возрастом воспитанников в нашем ДОУ постоянно проводятся беседы, в которых дети знакомятся с ситуациями в которых могут проявляться те или иные нравственные качества человека. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы, просмотр презентаций, кинофильмов и телепередач. Знакомя детей с окружающим миром, стараемся воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Интегрированные НОД могут быть организованы на самые разные темы.

Чтение художественной литературы

Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Чтение художественных произведений заставляет детей сопереживать героям и даёт возможность оценить добрый поступок персонажа. Параллельное просматривание иллюстраций к произведениям помогает детям быстрее понять смысл эмоционального содержания персонажей.

Трудовая деятельность

Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: посильная помощь в генеральной уборке в группе, на веранде в мини-музеях, на субботниках. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: поделки, открытки к различным праздникам и мероприятиям.

Игровая деятельность

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Ребенок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические имыслительные способности. Нравственный нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.

С детьми младшего дошкольного возраста (1.5-4 года) проводятся нравственные игры с предметами. Воспитатель выступает в роли партнера и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект. К возрасту 5 лет формируется способность к сюжетно-ролевым играм. Дети активно взаимодействуют друг с другом, им нравится примерять различные роли. В нравственной сюжетно-ролевой игре детям предлагается действовать в рамках социальных или литературных ролей, которые знакомят с моральными ценностями.

В рамках нравственного воспитания активно проводятся дидактические игры, материалом для которых выступают иллюстрации на основе знакомых сказок, ряды сюжетных картинок, стихотворные тексты и др.

Игры проводятся как в группе, так и на улице.

Сотрудничество с социумом

Наш детский сад активно сотрудничает и взаимодействует с общественными организациями г. Калининграда:

  • ГУК КОМ «Художественная галерея»;
  • Калининградский областной театр кукол;
  • Областная детская библиотека им. А. Гайдара;
  • Детская музыкальная школа им. Глиэра;
  • Дом художника;
  • Городской парк культуры и отдыха»;
  • МОУ СОШ №14;
  • ГАУКО ДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма.

Кружковая работа

В нашем ДОУ постоянно осуществляется кружковая работа с детьми разных возрастных групп. Занятия реализуются в соответствии с выбранной программой дополнительного образования. Выделяют несколько направлений кружковой деятельности.

  • Кружок «Чудеса природы» (познавательное развитие). Кружок имеет экологическую направленность. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми углубленными знаниями о природных явлениях.
  • Кружок «Здоровейка» (физическое развитие)
  • Кружок «В гостях у сказки» (художественно-эстетическое развитие).

Кружковая работа, которая ведется с детьми в различных направлениях, активно перекликается с работой, которая ведется в целях развития духовно-нравственных качеств воспитанников.

Проектная деятельность

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, применение полученных знаний в разных видах деятельности. Проект состоит из нескольких этапов. Первый этап – определение темы, вида проекта, становятся цели и задачи. Второй этап – предварительная работа (беседы, наблюдения, экскурсии, чтение литературы). Третий этап – практическая часть (эксперименты, игры, художественно-продуктивная часть, создание коллекций). Четвертый этап – работа с родителями. Заключительный этап – результат проектной деятельности.

Взаимодействие с родителями

Одной из важнейших задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. В работу с родителями входит:

  • Собрания на духовно-нравственные темы;
  • Открытые занятия воспитательно-образовательного процесса;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Анкетирование и тестирование;
  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
  • Экскурсии;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Наглядные виды работ;
  • Проведение совместных мероприятий;
  • Привлечение родителей к посильному труду по благоустройству территории ДОУ.

Основная цель в работе с семьёй – достижение единства в воспитании ребенка.

Внережимная деятельность

Внережимная деятельность по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления – развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду – это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединятся различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в соревнованиях. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии, походы и пр.

В настоящее время в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников в нашем МАДОУ детский сад № 74 были организованы и проведены следующие мероприятия:

  • Проведение семинара «Семья и детский сад — единое образовательное пространство» (2018 г).
  • Проведение мастер-класса (на базе ЦРР детский сад № 105) Традиционная народная кукла «Пасхальная голубка» (2018г);
  • Празднование Рождества Христова в детском саду (ежегодно);
  • Проведение областного семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (2019г.);
  • Проведение развлекательного мероприятия с элементами театрализованной деятельности «День народной игры»;
  • Проведение развлекательных мероприятий, приуроченных к основным православным праздникам;
  • Регулярно осуществляется проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
  • Ежегодно педагоги нашего ДОУ принимают участие в научно-практической конференции «У истоков творчества».

Духовно-нравственное воспитание следует воспринимать как целостную систему средств и приёмов развития детей. Работа педагога по формированию в каждом ребёнке моральных качеств выходит за пределы детского сада. Воспитатель активно взаимодействует с родителями – восстанавливаются и укрепляются семейные ценности. Расширяются представления дошкольников о значении нравственности в жизни людей. Формирование гуманистов и патриотов начинается в раннем детстве, а основными проводниками выступают семья и детский сад.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]