Как выбрать тему для самообразования?
Основных критериев всего два:
- требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
- работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).
Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.
Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)
В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:
- Методы и средства амплификации развития дошкольника.
- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
- Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
- Воспитание доброты у дошкольников.
- Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
- Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
- Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
- Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
- Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
- Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
- Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
- Формирование у дошкольников представлений о космосе.
- Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
- Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
- Формирование у дошкольников понятия числа.
- Развитие форм общения у дошкольников.
- Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
- Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
- Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
- Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
- Творческое рассказывание в детском саду.
- Обучение грамоте в ДОУ.
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
- Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
- Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
- Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
- Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
- Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.
В 2016 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2022 может быть:
- «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».
Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:
- Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
- Разработка парциальных программ дошкольного образования.
- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2022 может быть заявлена тематика:
- Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.
- Качество дошкольного образования: критерии оценки.
- Общественные отношения в дошкольном образовании.
Теоретические аспекты самообразования
Хороший педагог не может быть пассивным — это аксиома. Причём профессиональная активность важна не только для самой личности, но и для создания положительного имиджа дошкольного учреждения, ведь родители, выбирая детский сад для своего чада, интересуются, насколько инициативен педагог, который будет работать с детьми конкретной группы. Кроме того, совершенствование профессиональных навыков через работу по самообучению является требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и отражается на компетентности педагога, его квалификации и размере заработной платы. Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.
Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.
М. Горький
https://www.aforism.su/73_5.html
Самообразование — это комбинация изучения опыта прошлого и внедрение элементов современных педтехнологий
Согласно ФГОС, усилия воспитателя, направленные на самообразование, основываются на необходимости достичь следующих целей:
- познакомиться и овладеть новыми педагогическими технологиями;
- систематизировать работу по поиску методик, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс для детей средней группы;
- создать условия для всестороннего развития подопечных (физического, умственного, психического, эмоционального).
Для выполнения поставленных целей следует работать над решением следующих задач:
- научиться применять современные педагогические технологии в личной практике;
- развивать познавательную, трудовую, игровую активность у детей;
Развивать познавательную активность детей позволяют разнообразные дидактические игры
- постоянно повышать свой уровень владения методикой работы с дошкольниками;
- изучать классические и современные методические подходы, касающиеся выбранной темы самообразования;
- предпринимать попытки обобщения и распространения собственного полученного опыта.
Принципы самообразования
В своей работе по профессиональному самосовершенствованию педагог должен руководствоваться определёнными принципами:
- Непрерывность. Работа над выбранной темой предполагает её всестороннее освещение на протяжении учебного года (иногда 2–3 лет).
- Преемственность и взаимосвязь. Последующая тема должна быть связана с предыдущей. Например, если педагог взялся за тему духовно-нравственного воспитания дошкольников средней группы, что подразумевает рассмотрение вопроса в общем, то после окончания работы логично взяться за более конкретный аспект, к примеру, «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы». Таким образом, предыдущее требование — непрерывность — будет соблюдаться не просто в рамках рассмотрения одной темы по самообразованию, а в целом во всей методической работе педагога.
- Соответствие целям и задачам образовательного процесса в детском саду. То есть для учреждений, которые занимаются разработкой систем закаливания, этот компонент должен быть включён во все возможные формулировки тем. А если детский сад работает с детьми, имеющими определённые отклонения в развитии или проблемы со здоровьем (например, коллектив занимается малышами с плохим зрением), то тематика программы самообразования должна отражать этот аспект и в теоретическом блоке, и в практическом.
- Доступность воплощения теории на практике с конкретной группой детей. Например, в рамках проработки темы о нетрадиционных техниках рисования создание изображений мыльными пузырями в средней группе будет не вполне уместно, так как малыши ещё не владеют в нужной степени навыком создания направленного движения воздушной струи при помощи дыхательного аппарата.
Задача педагога — найти такое методическое объяснение того или иного приёма, чтобы малыш смог справиться самостоятельно
Это важно. Повышение квалификации — необходимое условие жизни в современном стремительно меняющемся мире.
Формы организации деятельности
Процесс самообразования педагога может проходить в следующих формах:
- Индивидуальная: посещение библиотек;
- изучение научно-методической и учебной литературы по теме;
- посещение занятий воспитателей других групп;
- участие в педсоветах детского сада и заседаниях методического объединения воспитателей ДОУ города;
- теоретическая разработка и практическая апробация разных форм занятий и мероприятий.
Индивидуальная форма включает самостоятельную подготовку, отбор информации и составление отчёта-выступления по реализации идеи самообразования
Выбор форм работ зависит от того, с кем из участников образовательного процесса в данный момент освоения темы взаимодействует педагог:
- С детьми. Реализуется такое взаимодействие в процессе учебно-воспитательной деятельности, во время досуга. Проходит в форме:
- учебных занятий;
- разного рода игр (в том числе дидактических, подвижных);
- прогулок.
- С родителями. Осуществляется в виде:
- консультаций;
- заседаний круглых столов;
- педагогических тренингов, во время которых родители получают практические рекомендации, например, о речевом развитии детей 4–5 лет.
- С коллегами. Достигается за счёт совместной организации мастер-классов, заседаний педагогических советов, методического объединения воспитателей, работающих с конкретной возрастной группой малышей, где происходит обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания и методов обучения. Проводится в виде:
- презентаций;
- докладов;
- публикаций на ресурсах, связанных с образованием;
- статей в журналах и других печатных изданиях.
Как работать по темам
Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:
- обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
- содержание работы по ОБЖ в ДОУ.
Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.
Требования к оформлению документации по самообразованию
Документация по самообразованию должна быть оформлена в папку-скоросшиватель и подразделена на следующие разделы:
- Титульный лист, на котором должно быть указано:
- полное название образовательного учреждения;
материалы по самообразованию;
- ФИО воспитателя, его квалификационная категория;
- тема самообразования.
- Содержание;
- Тема, цель работы и основные задачи, которые должны быть решены в процессе деятельности по самообразованию;
- Ожидаемые результаты;
- План работы, составляемый на учебный год;
- Реализация полученных знаний на практике. Воспитатели могут осуществлять ее следующими способами:
- проведение открытого занятия;
подготовка и проведение семинара;
- проведение мастер-класса для педагогов по выбранной теме;
- оформление папки-передвижки;
- составление сборника советов для родителей и т. д.
- Список литературы