Темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС: повышаем уровень мастерства


Как выбрать тему для самообразования?

Основных критериев всего два:

  • требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
  • работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).

Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.

Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС (2017 год и позднее)

В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:

  • Методы и средства амплификации развития дошкольника.
  • Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
  • Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
  • Воспитание доброты у дошкольников.
  • Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
  • Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
  • Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  • Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  • Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  • Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
  • Формирование у дошкольников представлений о космосе.
  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  • Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
  • Формирование у дошкольников понятия числа.
  • Развитие форм общения у дошкольников.
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
  • Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
  • Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
  • Творческое рассказывание в детском саду.
  • Обучение грамоте в ДОУ.
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  • Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  • Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
  • Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  • Преемственность дошкольного и начального образования.
  • Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.

В 2016 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2022 может быть:

  • «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».

Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:

  • Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  • Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  • Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  • Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2022 может быть заявлена тематика:

  • Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  • Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  • Общественные отношения в дошкольном образовании.

Теоретические аспекты самообразования

Хороший педагог не может быть пассивным — это аксиома. Причём профессиональная активность важна не только для самой личности, но и для создания положительного имиджа дошкольного учреждения, ведь родители, выбирая детский сад для своего чада, интересуются, насколько инициативен педагог, который будет работать с детьми конкретной группы. Кроме того, совершенствование профессиональных навыков через работу по самообучению является требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и отражается на компетентности педагога, его квалификации и размере заработной платы. Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.

Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.

М. Горький

https://www.aforism.su/73_5.html

Самообразование — это комбинация изучения опыта прошлого и внедрение элементов современных педтехнологий

Согласно ФГОС, усилия воспитателя, направленные на самообразование, основываются на необходимости достичь следующих целей:

  • познакомиться и овладеть новыми педагогическими технологиями;
  • систематизировать работу по поиску методик, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс для детей средней группы;
  • создать условия для всестороннего развития подопечных (физического, умственного, психического, эмоционального).

Для выполнения поставленных целей следует работать над решением следующих задач:

  • научиться применять современные педагогические технологии в личной практике;
  • развивать познавательную, трудовую, игровую активность у детей;

    Развивать познавательную активность детей позволяют разнообразные дидактические игры

  • постоянно повышать свой уровень владения методикой работы с дошкольниками;
  • изучать классические и современные методические подходы, касающиеся выбранной темы самообразования;
  • предпринимать попытки обобщения и распространения собственного полученного опыта.

Принципы самообразования

В своей работе по профессиональному самосовершенствованию педагог должен руководствоваться определёнными принципами:

  1. Непрерывность. Работа над выбранной темой предполагает её всестороннее освещение на протяжении учебного года (иногда 2–3 лет).
  2. Преемственность и взаимосвязь. Последующая тема должна быть связана с предыдущей. Например, если педагог взялся за тему духовно-нравственного воспитания дошкольников средней группы, что подразумевает рассмотрение вопроса в общем, то после окончания работы логично взяться за более конкретный аспект, к примеру, «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы». Таким образом, предыдущее требование — непрерывность — будет соблюдаться не просто в рамках рассмотрения одной темы по самообразованию, а в целом во всей методической работе педагога.
  3. Соответствие целям и задачам образовательного процесса в детском саду. То есть для учреждений, которые занимаются разработкой систем закаливания, этот компонент должен быть включён во все возможные формулировки тем. А если детский сад работает с детьми, имеющими определённые отклонения в развитии или проблемы со здоровьем (например, коллектив занимается малышами с плохим зрением), то тематика программы самообразования должна отражать этот аспект и в теоретическом блоке, и в практическом.
  4. Доступность воплощения теории на практике с конкретной группой детей. Например, в рамках проработки темы о нетрадиционных техниках рисования создание изображений мыльными пузырями в средней группе будет не вполне уместно, так как малыши ещё не владеют в нужной степени навыком создания направленного движения воздушной струи при помощи дыхательного аппарата.

    Задача педагога — найти такое методическое объяснение того или иного приёма, чтобы малыш смог справиться самостоятельно

Это важно. Повышение квалификации — необходимое условие жизни в современном стремительно меняющемся мире.

Формы организации деятельности

Процесс самообразования педагога может проходить в следующих формах:

  • Индивидуальная: посещение библиотек;
  • изучение научно-методической и учебной литературы по теме;
  • посещение занятий воспитателей других групп;
  • участие в педсоветах детского сада и заседаниях методического объединения воспитателей ДОУ города;
  • теоретическая разработка и практическая апробация разных форм занятий и мероприятий.

    Индивидуальная форма включает самостоятельную подготовку, отбор информации и составление отчёта-выступления по реализации идеи самообразования

  • Групповая, включающая подготовку педагогических советов и других форм обмена методическим опытом совместно с коллегами.
  • Выбор форм работ зависит от того, с кем из участников образовательного процесса в данный момент освоения темы взаимодействует педагог:

    1. С детьми. Реализуется такое взаимодействие в процессе учебно-воспитательной деятельности, во время досуга. Проходит в форме:
        учебных занятий;
    2. разного рода игр (в том числе дидактических, подвижных);
    3. прогулок.
    4. С родителями. Осуществляется в виде:
        консультаций;
    5. заседаний круглых столов;
    6. педагогических тренингов, во время которых родители получают практические рекомендации, например, о речевом развитии детей 4–5 лет.
    7. С коллегами. Достигается за счёт совместной организации мастер-классов, заседаний педагогических советов, методического объединения воспитателей, работающих с конкретной возрастной группой малышей, где происходит обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания и методов обучения. Проводится в виде:
        презентаций;
    8. докладов;
    9. публикаций на ресурсах, связанных с образованием;
    10. статей в журналах и других печатных изданиях.

    Как работать по темам

    Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

    • обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
    • содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

    Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

    Требования к оформлению документации по самообразованию

    Документация по самообразованию должна быть оформлена в папку-скоросшиватель и подразделена на следующие разделы:

    1. Титульный лист, на котором должно быть указано:
      • полное название образовательного учреждения;
      • материалы по самообразованию;

    2. ФИО воспитателя, его квалификационная категория;
    3. тема самообразования.
    4. Содержание;
    5. Тема, цель работы и основные задачи, которые должны быть решены в процессе деятельности по самообразованию;
    6. Ожидаемые результаты;
    7. План работы, составляемый на учебный год;
    8. Реализация полученных знаний на практике. Воспитатели могут осуществлять ее следующими способами:
      • проведение открытого занятия;
      • подготовка и проведение семинара;

    9. проведение мастер-класса для педагогов по выбранной теме;
    10. оформление папки-передвижки;
    11. составление сборника советов для родителей и т. д.
    12. Список литературы
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]