Проведение семинаров для воспитателей детского сада

Для улучшения качества работы педагогического персонала и внедрения новейших теоретических профессиональных разработок в жизнь используются семинары для воспитателей детского сада на разные темы. Они помогают научиться применять полученные знания на практике, поэтому чрезвычайно полезны для работы самих воспитателей и опосредованно – для обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях.

Поскольку задачей любого семинара является применение теоретических знаний в практических условиях, такого рода тренинги могут использовать различные темы в зависимости от назначения практикума. Они рассчитаны на определенную направленность, например, бывают семинары для воспитателей младшей группы или же тематические заседания, связанные с конкретным заданием, например, с развитием речи у детей второй младшей группы, с подготовкой выпускников к школе, со спецификой использования изобразительного искусства в обучении и так далее.

Назначение семинаров практикумов

Семинар – это интерактивная форма обучения с высоким уровнем эффективности. С его помощью можно успешно решать многочисленные сложные задачи, а также глубоко и со всех сторон изучить рассматриваемый на семинаре вопрос.

Любой семинар практикум в детском саду для воспитателей ставит перед собой конкретные задачи и цели. Он не может иметь абстрактного назначения, так как предполагает внедрения в практическое использование в ДОУ конкретного знания и умения.

Основными задачами семинаров практикумов являются следующие:

  • Развитие творческой фантазии и мышления.
  • Совершенствование знаний и умений.
  • Ведение дискуссий и обсуждений.
  • Создание и обсуждение проблемных ситуаций для их коллективного решения.
  • Формирование грамотных рекомендаций.

Для того, чтобы такой семинар не был простой отметкой о проведенном мероприятии, его тема должна быть актуальной именно для конкретного учреждения. Например, в детском саду, где воспитываются дети с ограниченными возможностями по слуху, важной темой для такого собрания может быть использование изобразительных средств для развития у детей ассоциативных связей между названием и окружающей предметной средой.

Также тема семинара не должна быть формальной, то есть на нем предполагается решение конкретных вопросов. Например, если речь идет о внедрении требований ФГОС и профессионального стандарта воспитателей ДОУ, рассматриваться должны такие вопросы, которые в первую очередь интересны и не совсем понятны собравшимся. Задачей семинара должно быть получение практических знаний по использованной теме, что позволит внедрить их в свою повседневную практику в работе группы и всего детского сада в целом.

Подготовка к семинару:

  1. Анкетирование педагогов «Формирование ранней профориентации дошкольников. Ознакомление детей с трудовой деятельностью взрослых»
  2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы с дошкольниками
  3. Методические рекомендации педагогам Ход семинара — практикума:
  1. Теоретическая часть

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с

развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: такие как Н.Е. Веракса и Т.С.

Комарова, они рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в том числе и образовательная область «Социально – коммуникативное

развитие», в которой одним из подразделов выделен раздел

« Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание».

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности.

Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.

После проведенного анкетирования с целью определения места профориентационной работы в дошкольной образовательной организации было выявлено, что:

  • (100% дети проявляют интерес в рамках данной темы),
  • мероприятия по ознакомлению с трудом взрослых планируются в течение всех режимных моментов, в совместной и в свободной деятельности.
  • Используются различные формы, методы и приемы при организации работы по ранней профориентации дошкольников? приемы — (беседа, экскурсия, игра, НОД, чтение художественной литературы, тематические встречи, выставки, родительские собрания, наблюдения, развлечения и праздники, викторины)

Приемы — ( наглядный, словесный , практический)

  • созданы условия в группах (игры, оборудование, ширмы, куклы в специализированной одежде, атрибуты к с/р играм, картотеки, альбомы т.е – оснащение ППРС).
  • работа с родителями воспитанников по данной проблеме ( беседы, консультации, родительские собрания, мастер – классы, наглядная информация, открытые занятия, анкетирование, привлечение родителей к совместному творчеству, праздники и развлечения).
  • Знают ли воспитанники Вашей группы место работы родителей, и какие трудовые процессы они выполняют?( 23% — да, 77% — плохо, не все)
  • Кем хотят работать дети Вашей группы в будущем?( врач, полицейский, учитель, шофер, продавец, строитель, повар, пожарный, ветеринар, воспитатель, парикмахер- профессии простые, нет новых профессий, профессий , актуальных для нашего села)
  • В чем Вы видите проблемы по реализации задач данного направления в ДОУ:

  • Недостаточно владею знаниями по данной проблеме- 2 чел.
  • Считаю, что данная проблема не актуальна
  • Другое — 6 ( должно проводится в системе)
  • Определите уровень реализации работы по профориентации в Вашей группе (самооценивание):

Где и как могут проходить семинары и практикумы

Семинары можно использовать как эффективные средства подготовки педагогического состава детского дошкольного учреждения и как способ развития творческих способностей сотрудников. Они могут проводиться на самых разных уровнях – начиная с самого ДОУ и завершая крупными собраниями на районном, областном или общегосударственном уровне.

Обычно семинары, проводимые в детских садах, касаются более конкретных актуальных тем или же связаны с вопросами внедрения теории в практику, в частности, с новыми требованиями законодательства. Если же речь идет о семинарах, организуемых специализированными предприятиями, то они могут касаться более широких вопросов, например, социализации воспитанников из разных социальных слоев общества или психологической разгрузки сотрудников ДОУ.

В ряде случаев можно пройти семинары для воспитателей детского сада бесплатно. В сети можно найти сайты с полезными публикациями по этому направлению, которые могут использоваться педагогами и воспитателями детских садов в качестве основы для самообразования и саморазвития.

Конкурс «Закончи пословицу»

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.

«Какой мастер — …..» (такова и работа)

«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда,… (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)

«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)

Кому необходимы семинары практикумы

Так как педагогическая наука постоянно развивается, используются все новые системы, методики и направления работы, которые предстоит изучить и применить в своей деятельности практикующим педагогам и воспитателям. Это необходимо для того, чтобы прогресс в области педагогики не оставался лишь теоретическими достижениями, а оказывал непосредственное воздействие на практический процесс воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях.

Именно поэтому принимать участие в таких семинарах необходимо всем сотрудникам детского сада вне зависимости от занимаемой ими должности и наличия опыта работы. Даже если человек трудится воспитателем несколько десятилетий, это не означает, что ему не нужно самосовершенствоваться и профессионально развиваться. Зачастую этой категории сотрудников ДОУ такие практикумы жизненно важны, так как профессиональное обучение они проходили давно, в те времена, когда требования к преподаванию и воспитанию разительно отличались от современных. Семинары помогут им внедрить передовой опыт в свою повседневную деятельность, сделать ее современной, более качественной и продвинутой.

Столь же большое значение имеет семинар для начинающих воспитателей в детском саду. Только что закончившие среднее или высшее педагогическое учебное заведение, они имеют большой багаж знаний по своей профессии. Но это всего лишь теоретические выкладки, которые им еще предстоит применить к настоящей, реальной работе с детьми. Поэтому для них семинары практикумы являются жизненной необходимостью. На них начинающие воспитатели и педагоги обучаются применять свои знания в практических целях, узнают тонкости своей профессии, становятся настоящими сотрудниками детских образовательных учреждений.

Семинар практикум поможет систематизировать полученные знания и трансформировать их в специальные действия, направленные на достижение поставленной перед собой цели. Это эффективный способ обучения и самосовершенствования педагогов и воспитателей ДОУ.

Задачи:

  • обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Кулебаки, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:

  1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
  2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
  3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
  4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
  5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры)

6.. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную

деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество

детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-

исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий.

Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение

театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных,

музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями,

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой

деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы). Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в

самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
  • продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
  • выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
  • экспериментирование.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

  1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

  1. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношенийпри выполнении посильной работы).
  1. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственноготрудовое воспитание».

«Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

  1. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода.

Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

  1. Предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в

группах необходимо создать предметно – развивающую среду. Для этого оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться

поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно- пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета. Я представлю вашему

вниманию несколько предполагает знакомство детей с многообразием профессий нашего района, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.

  • — представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа должна быть представлена

определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка

  • Цент «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.
  • Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в нашей области.
  • представлен игровыми центрами в группе, макетами, папками «Lapbook», конструкторами разного вида.
  • позволяет детям открывать себя в роли ведущих,

журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных является сьёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.

  • создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.
  • . Основная цель центра – воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и

ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и

уменьшения количества бытовых отходов.

Созданные условия позволят в дальнейшем проводить интересные

экскурсии (в прачечную, в библиотеку, в школу; на почту), квэст-игры, игры-путешествия и пр. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий

человека той или иной профессии.

Во второй части семинара педагогам предложено поучаствовать в

«Игротеке», в ходе которой необходимо обобщить и расширить

представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника. Педагогам было предложено поделиться на команды.

Обеим командам предлагались задания. В конце игротеки подводились итоги.

Конкурсы по единой тематике

(на примере профессии «Журналист»)

  1. Ведущий читает загадку о профессии журналист: Почерком быстрым исписан весь лист —

Очерк в газету строчит… (Журналист.)

  1. Ведущий: Журналист должен обладать хорошей дикцией, предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Чистоговорки».

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой записана скороговорка и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: проговорить чистоговорку хором.

  • Встретил в чаще ёж ежа:

«Как погода, ёж, — свежа». И пошли домой дрожа,

Сгорбясь, съёжась два ежа.

  • Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

-Чайничек с крышечкой, Крышечка с шишечкой, Шишечка с дырочкой,

В дырочку пар идёт.

— Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, Да все тридцать три пирога с творогом.

— Наш чеботарь

Всем чеботарям чеботарь,

Нашего чеботаря никому не перечеботарить.

— У пеньков опять

Пять опят нашли пять ребят.

  1. Ведущий: Общаясь с разными людьми журналист должен иметь богатый словарный запас. Предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Предметы

гардероба на букву «П»

Задача команды: назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук. Условия конкурса: каждая команда называет по одному предмету, друг за другом, не повторяясь, без предварительной подготовки.

  1. Ведущий: Журналист может написать заметку в газету или журнал на любую тему. Предлагаю каждой команде принять участие в конкурсе:

«Написать заметку о своей профессии»

Задача команды: рассказать о «своей» профессии по следующей схеме: название профессии – место работы –условия труда – инструменты для

работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности).

Условия конкурса: На выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы.

  1. Ведущий: Журналист должен хорошо знать произведения других писателей. Предлагаю командам принять участие в литературном конкурсе «

Отгадай сказочную профессию».

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой написано название известной детской сказки и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: назвать профессии литературных героев конкретного

произведения, указанного на карточке.

По итогам практической работы обе команды набрали одинаковое количество очков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]