Для улучшения качества работы педагогического персонала и внедрения новейших теоретических профессиональных разработок в жизнь используются семинары для воспитателей детского сада на разные темы. Они помогают научиться применять полученные знания на практике, поэтому чрезвычайно полезны для работы самих воспитателей и опосредованно – для обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях.
Поскольку задачей любого семинара является применение теоретических знаний в практических условиях, такого рода тренинги могут использовать различные темы в зависимости от назначения практикума. Они рассчитаны на определенную направленность, например, бывают семинары для воспитателей младшей группы или же тематические заседания, связанные с конкретным заданием, например, с развитием речи у детей второй младшей группы, с подготовкой выпускников к школе, со спецификой использования изобразительного искусства в обучении и так далее.
Назначение семинаров практикумов
Семинар – это интерактивная форма обучения с высоким уровнем эффективности. С его помощью можно успешно решать многочисленные сложные задачи, а также глубоко и со всех сторон изучить рассматриваемый на семинаре вопрос.
Любой семинар практикум в детском саду для воспитателей ставит перед собой конкретные задачи и цели. Он не может иметь абстрактного назначения, так как предполагает внедрения в практическое использование в ДОУ конкретного знания и умения.
Основными задачами семинаров практикумов являются следующие:
- Развитие творческой фантазии и мышления.
- Совершенствование знаний и умений.
- Ведение дискуссий и обсуждений.
- Создание и обсуждение проблемных ситуаций для их коллективного решения.
- Формирование грамотных рекомендаций.
Для того, чтобы такой семинар не был простой отметкой о проведенном мероприятии, его тема должна быть актуальной именно для конкретного учреждения. Например, в детском саду, где воспитываются дети с ограниченными возможностями по слуху, важной темой для такого собрания может быть использование изобразительных средств для развития у детей ассоциативных связей между названием и окружающей предметной средой.
Также тема семинара не должна быть формальной, то есть на нем предполагается решение конкретных вопросов. Например, если речь идет о внедрении требований ФГОС и профессионального стандарта воспитателей ДОУ, рассматриваться должны такие вопросы, которые в первую очередь интересны и не совсем понятны собравшимся. Задачей семинара должно быть получение практических знаний по использованной теме, что позволит внедрить их в свою повседневную практику в работе группы и всего детского сада в целом.
Подготовка к семинару:
- Анкетирование педагогов «Формирование ранней профориентации дошкольников. Ознакомление детей с трудовой деятельностью взрослых»
- Анализ ППРС по организации профориентационной работы с дошкольниками
- Методические рекомендации педагогам Ход семинара — практикума:
- Теоретическая часть
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с
развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: такие как Н.Е. Веракса и Т.С.
Комарова, они рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в том числе и образовательная область «Социально – коммуникативное
развитие», в которой одним из подразделов выделен раздел
« Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание».
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности .
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности.
Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.
После проведенного анкетирования с целью определения места профориентационной работы в дошкольной образовательной организации было выявлено, что:
- (100% дети проявляют интерес в рамках данной темы),
- мероприятия по ознакомлению с трудом взрослых планируются в течение всех режимных моментов, в совместной и в свободной деятельности.
- Используются различные формы, методы и приемы при организации работы по ранней профориентации дошкольников? приемы — (беседа, экскурсия, игра, НОД, чтение художественной литературы, тематические встречи, выставки, родительские собрания, наблюдения, развлечения и праздники, викторины)
Приемы — ( наглядный, словесный , практический)
- созданы условия в группах (игры, оборудование, ширмы, куклы в специализированной одежде, атрибуты к с/р играм, картотеки, альбомы т.е – оснащение ППРС).
- работа с родителями воспитанников по данной проблеме ( беседы, консультации, родительские собрания, мастер – классы, наглядная информация, открытые занятия, анкетирование, привлечение родителей к совместному творчеству, праздники и развлечения).
- Знают ли воспитанники Вашей группы место работы родителей, и какие трудовые процессы они выполняют?( 23% — да, 77% — плохо, не все)
- Кем хотят работать дети Вашей группы в будущем?( врач, полицейский, учитель, шофер, продавец, строитель, повар, пожарный, ветеринар, воспитатель, парикмахер- профессии простые, нет новых профессий, профессий , актуальных для нашего села)
- В чем Вы видите проблемы по реализации задач данного направления в ДОУ:
∙
- Недостаточно владею знаниями по данной проблеме- 2 чел.
- Считаю, что данная проблема не актуальна
- Другое — 6 ( должно проводится в системе)
- Определите уровень реализации работы по профориентации в Вашей группе (самооценивание):
Где и как могут проходить семинары и практикумы
Семинары можно использовать как эффективные средства подготовки педагогического состава детского дошкольного учреждения и как способ развития творческих способностей сотрудников. Они могут проводиться на самых разных уровнях – начиная с самого ДОУ и завершая крупными собраниями на районном, областном или общегосударственном уровне.
Обычно семинары, проводимые в детских садах, касаются более конкретных актуальных тем или же связаны с вопросами внедрения теории в практику, в частности, с новыми требованиями законодательства. Если же речь идет о семинарах, организуемых специализированными предприятиями, то они могут касаться более широких вопросов, например, социализации воспитанников из разных социальных слоев общества или психологической разгрузки сотрудников ДОУ.
В ряде случаев можно пройти семинары для воспитателей детского сада бесплатно. В сети можно найти сайты с полезными публикациями по этому направлению, которые могут использоваться педагогами и воспитателями детских садов в качестве основы для самообразования и саморазвития.
Конкурс «Закончи пословицу»
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.
Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.
«Какой мастер — …..» (такова и работа)
«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)
«Словами туда и сюда,… (а делами – никуда)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)
«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)
Кому необходимы семинары практикумы
Так как педагогическая наука постоянно развивается, используются все новые системы, методики и направления работы, которые предстоит изучить и применить в своей деятельности практикующим педагогам и воспитателям. Это необходимо для того, чтобы прогресс в области педагогики не оставался лишь теоретическими достижениями, а оказывал непосредственное воздействие на практический процесс воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях.
Именно поэтому принимать участие в таких семинарах необходимо всем сотрудникам детского сада вне зависимости от занимаемой ими должности и наличия опыта работы. Даже если человек трудится воспитателем несколько десятилетий, это не означает, что ему не нужно самосовершенствоваться и профессионально развиваться. Зачастую этой категории сотрудников ДОУ такие практикумы жизненно важны, так как профессиональное обучение они проходили давно, в те времена, когда требования к преподаванию и воспитанию разительно отличались от современных. Семинары помогут им внедрить передовой опыт в свою повседневную деятельность, сделать ее современной, более качественной и продвинутой.
Столь же большое значение имеет семинар для начинающих воспитателей в детском саду. Только что закончившие среднее или высшее педагогическое учебное заведение, они имеют большой багаж знаний по своей профессии. Но это всего лишь теоретические выкладки, которые им еще предстоит применить к настоящей, реальной работе с детьми. Поэтому для них семинары практикумы являются жизненной необходимостью. На них начинающие воспитатели и педагоги обучаются применять свои знания в практических целях, узнают тонкости своей профессии, становятся настоящими сотрудниками детских образовательных учреждений.
Семинар практикум поможет систематизировать полученные знания и трансформировать их в специальные действия, направленные на достижение поставленной перед собой цели. Это эффективный способ обучения и самосовершенствования педагогов и воспитателей ДОУ.
Задачи:
- обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Кулебаки, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
- Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
- Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
- Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
- Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры)
6.. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную
деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество
детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-
исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий.
Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение
театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных,
музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями,
Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой
деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы). Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в
самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
- экспериментирование.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
- Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
- Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношенийпри выполнении посильной работы).
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственноготрудовое воспитание».
«Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
- Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода.
Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
- Предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в
группах необходимо создать предметно – развивающую среду. Для этого оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться
поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.
Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно- пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета. Я представлю вашему
вниманию несколько предполагает знакомство детей с многообразием профессий нашего района, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.
- — представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа должна быть представлена
определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка
- Цент «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.
- Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в нашей области.
- представлен игровыми центрами в группе, макетами, папками «Lapbook», конструкторами разного вида.
- позволяет детям открывать себя в роли ведущих,
журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных является сьёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.
- создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.
- . Основная цель центра – воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и
ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и
уменьшения количества бытовых отходов.
Созданные условия позволят в дальнейшем проводить интересные
экскурсии (в прачечную, в библиотеку, в школу; на почту), квэст-игры, игры-путешествия и пр. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий
человека той или иной профессии.
Во второй части семинара педагогам предложено поучаствовать в
«Игротеке», в ходе которой необходимо обобщить и расширить
представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника. Педагогам было предложено поделиться на команды.
Обеим командам предлагались задания. В конце игротеки подводились итоги.
Конкурсы по единой тематике
(на примере профессии «Журналист»)
- Ведущий читает загадку о профессии журналист: Почерком быстрым исписан весь лист —
Очерк в газету строчит… (Журналист.)
- Ведущий: Журналист должен обладать хорошей дикцией, предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Чистоговорки».
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой записана скороговорка и получает две минуты на выполнение задания.
Задача команды: проговорить чистоговорку хором.
- Встретил в чаще ёж ежа:
«Как погода, ёж, — свежа». И пошли домой дрожа,
Сгорбясь, съёжась два ежа.
- Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
-Чайничек с крышечкой, Крышечка с шишечкой, Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идёт.
— Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, Да все тридцать три пирога с творогом.
— Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Нашего чеботаря никому не перечеботарить.
— У пеньков опять
Пять опят нашли пять ребят.
- Ведущий: Общаясь с разными людьми журналист должен иметь богатый словарный запас. Предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Предметы
гардероба на букву «П»
Задача команды: назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук. Условия конкурса: каждая команда называет по одному предмету, друг за другом, не повторяясь, без предварительной подготовки.
- Ведущий: Журналист может написать заметку в газету или журнал на любую тему. Предлагаю каждой команде принять участие в конкурсе:
«Написать заметку о своей профессии»
Задача команды: рассказать о «своей» профессии по следующей схеме: название профессии – место работы –условия труда – инструменты для
работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности).
Условия конкурса: На выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы.
- Ведущий: Журналист должен хорошо знать произведения других писателей. Предлагаю командам принять участие в литературном конкурсе «
Отгадай сказочную профессию».
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой написано название известной детской сказки и получает две минуты на выполнение задания.
Задача команды: назвать профессии литературных героев конкретного
произведения, указанного на карточке.
По итогам практической работы обе команды набрали одинаковое количество очков.