Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в детском саду


Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Кондрашова, Н. В. Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, В. А. Мялькина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (9). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2564/ (дата обращения: 13.01.2022).


В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание гуманных чувств у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявление по отношению друг к другу гуманных чувств, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей, а также проявление гуманных чувств старшими дошкольниками в повседневной жизни по отношению друг к другу.

Эффективным средством воспитания гуманных чувств являются культурные практики. Культурные практики дошкольников рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольного образования многогранно:

1) поиск и апробация новых способов поведения и приобретение нравственного опыта общения с окружающими;

2) способы освоения позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма;

3) разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, включающие обычные для него способы самоопределения и самореализации, обеспечивающие реализацию культурных умений;

4) универсальное и эффективное средство воспитания, в котором ребенок — полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения [2–5; 9–11].

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Игровая культурная практика согласуется с ФГОС дошкольного образования, она направлена на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, обеспечения социальной успешности детей дошкольного возраста» [2, с. 115; 4; 10–11].

Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения), эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм) и поведенческого аспектов (обогащения опыта гуманного поведения) гуманного отношения [2; 4; 10–11].

Обобщая современные достижения педагогической теории и практики следует отметить, что игровые культурные практики воспитания гуманных чувств могут быть разнообразны по формам организации: игр-предположения, игры-путешествия, игры экспериментирование, игры для обогащения нравственного опыта [1–11]. Эффективно использовать игры-предположения когда дети вербально проектируют возможные варианты развития событий с учетом нескольких вариантов развития событий (в случае проявления или непроявления гуманных чувств, совершения нравственных поступков). Например, в игре «Сложные ситуации» дошкольникам предлагают оценить поведение участников определенной истории (зачитывается фрагмент из сказки или художественного произведения) в которой требуется проявление доброжелательного и гуманного отношения к окружающим, лояльного отношения к иному мнению или идее и пр. Далее детям предлагают придумать иной ход течения событий с учетом изменения поведения одного из героев, который неожиданно становиться гуманным и добрым [2; 4; 6; 10–11].

В процессе игр-экспериментов дошкольники используют волшебные предметы или попадают в необыкновенную ситуацию и имеют возможность осмысливать или совершать гуманные поступки. Например, в игре «Волшебные очки» педагог объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех». Сначала в этих очках оценивает и хвалит детей воспитатель, а потом просит примерить по-очереди такие очки каждого ребенка, чтобы они смогли увидеть и назвать достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств. В игре «Обмен ролями» − участники обмениваются ролями или игровыми действиями, которые получили при выполнении заданий. Это позволяет: лучше понять другого и побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию более широко с двух противоположных позиций и пр. [2–6].

Во время игры-путешествия в воображаемой ситуации совершается преодоление пространства и времени, передвижение участников в определенное место для просмотра и оценивания специально подготовленных ситуаций или совершения нравственных действий. Можно провести «Путешествие встрану гуманных поступков» с 6 остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманных чувств имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности. Поскольку игра может проводится несколько раз, то дети по очереди могут быть актерами и путешественниками, имеют возможность наглядно увидеть значимость проявления гуманного отношения к другому человеку и как актеры попрактиковаться в совершении гуманных поступков. Первая остановка — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка», остановка 2. — инсценирование стихотворения Е. А. Благининой «Посидим в тишине», остановка 3 — инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», остановка 4. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», остановка 5. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Синие листья», остановка 6. игра-драматизация по рассказу Н. Носова «Милиционер» [6–8].

Можно создать «театр пословиц», где выступают персонажи сказок, литературных произведений с созвучными их сюжетам пословицами. Это позволит воспитателю снимать монотонность этических бесед и занятий при необходимости возвращения к одному и тому же изучаемому объекту. Роль кукловода охотно выполнят дети. Одной из итоговых форм работы с пословицами может стать путешествие по стране пословиц. Это будет неделя детского творчества, каждый день в которой имеет свою идею и девиз. Например: «Добро», «Сочувствие», «Сорадость», «Отзывчивость», «Чуткость» и т. д.

Игры для обогащения нравственного опыта предполагают непосредственное практикование участниками нравственных поступков, гуманных чувств и отношений. Например, в игре «Комплименты» дети становятся в круг и глядя в глаза соседу произносят ему несколько добрых слов, за что-то хвалят или желают что-то хорошее. Игровое упражнение проводится по кругу. Можно организовать «Утро спословицей», которую воспитатель предлагает сделать девизом определенного дня, может стать началом интересной работы и жизни на целый день (например, «Жизнь дана на добрые дела»). В течение дня найдётся немало поводов для того, чтобы вспомнить пословицу. Сначала это делает воспитатель, затем побуждает ребят к повторению и самостоятельному обращению к пословице [1–7].

Можно организовать в группе «Уголок пословиц». Это может быть небольшая по размеру театральная ширма в виде фронтона избушки с открывающимся окошком, в котором, в зависимости от замысла ребёнка, могут появляться самые разные персонажи. Среди различных самоинициативных театральных игр можно инициировать игры с употреблением пословиц устами самых различных персонажей.

В игре «Царевна Несмеяна» взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить и утешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выиграет тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. При этом в качестве Царевны Несмеяны лучше выбирать отвергаемого, необщительного ребенка, а остальные всеми силами должны постараются ее развеселить [3].

Для поощрения детей, совершивших гуманные поступки, в детских садах использую: «Сундучок поощрений» (шкатулка с различными небольшими сюрпризами и мелкими игрушками, которые доставляют детям минутную радость и маленькое счастье); «Сундучок сладостей» с жевательными конфетками, чупа-чупсами и пр.; «Открытка маме» (воспитатель вечером вручает благодарственную открытку и говорит ребенку при других детях о том как ребенок хорошо поступил); наградные значки («Доброе сердце», «Рыцарь дня», «Самый душевный» и пр.), которые присуждаются детям, обладающим хорошим потенциалом, но которые по каким либо причинам не могут его реализовать полностью) и др.

Итак, воспитательный потенциал игровых культурных практик можно рассматривать в нескольких аспектах: инсценирование произведений, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизма, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников; активное участие в деятельности позволяет детям не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения, сравнивать со своим поведением и тем самым уточнять представления о гуманизме; выполнение действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях и пр.

Литература:

  1. Авраменко О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Авраменко О. В. — Липецк, 1998. — 21 с.
  2. Буянова Е. М. Игровые культурные практики в ДОУ // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 114–116.
  3. Дошкольник. — URL: https://doshkolnik.ru/nravstvennost/14427.html)
  4. Зайцева О. И., Драйлинг И. В. Игровые культурные практики как приоритет ФГОС дошкольного образования // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 120–122.
  5. Кондрашова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2012. — № 7. — URL: https://ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf
  6. Кондрашова Н. В., Мялькина В. А. Воспитание гуманных чувств как одна из важных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в современном детском саду // Концепт. — 2016. — Т. 15. — URL: https://e-koncept.ru/2016/96257.htm.
  7. Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. — 2014. — № 4. — URL: http: //ekoncept.ru/2014/14080.htm
  8. Кондрашова Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх // Воспитатель. — 2011. — № 7. — С. 69–74.
  9. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007. — 192 с.
  10. Мокшина О. В. Игровая деятельность дошкольника как культурная практика // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 139–140.
  11. Пушкина Н. В. Игровая деятельность дошкольников как культурная практика // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 153–155.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, гуманное отношение, гуманное поведение, ребенок, чувство, дошкольник, дошкольное образование, игровая культурная практика, нравственный опыт, эффективное средство воспитания.

«Культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях ФГОС ДО» — презентация


«Культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях ФГОС ДО»
Что такое «культурная практика»? Культурная практика… СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИНЯТИЕ ИЛИ НЕПРИНЯТИЕ ЧЕГО- ЛИБО, ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ РАЗЛИЧНОГО ОПЫТА ОБЩЕНИЯ, КУЛЬТУРНЫХ НОРМ ОСВОЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВАЖНО! Результат реализации культурных практик — готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, приобретение культурных эталонов. Основная цель организации культурных практик:

1. Правовые практики — это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. РЕЗУЛЬТАТ! Воспитание у дошкольников уважения и терпимости друг к другу, формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, умение контролировать свое поведение, вовлечение в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения. ВАЖНО! Разработка правил! Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)

2. Практики культурной идентификации — это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры. РЕЗУЛЬТАТ! Формирование у ребенка представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; реализация ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др., интеграция ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей. ВАЖНО! Включение исследовательской и продуктивно-творческой деятельности! Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)

3. Практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка — это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность. РЕЗУЛЬТАТ! Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни, способность планировать познавательно-исследовательскую деятельность, проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы, усвоение правил безопасного поведения. Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)

4. Практики свободы — практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. РЕЗУЛЬТАТ! Принятие живого и заинтересованного участия в образовательном процессе; умение обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением; способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), проявление инициативы и творчества. Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)

5. Практики расширения возможностей ребенка — практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности. РЕЗУЛЬТАТ! Развитие способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; способности преобразовывать способы решения задач (проблем). Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)

Виды детской деятельности для детей от 3 до 8 лет (ФГОС ДО п.2.7 ) Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование Изобразительная (рисование, лепка, аппликация); Музыкальная Двигательная

1. СОВМЕСТНАЯ ИГРА ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности

2. СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности

3. ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ! РЕЗУЛЬТАТ Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности

4. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности

5. СЕНСОРНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ — ЭТО система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности


6. КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Формы проведения: 1. Хозяйственно-бытовой труд 2. Труд в природе Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности


Слово «адвент» происходит от латинского «adventus», что означает «приход», «пришествие». Адвент-календарь в работе с дошкольниками

Серия книг «Почемучкины книжки»


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

Елена Петрова

Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

1. Как вы считаете, что значит быть хорошим воспитателем?

• Какую роль играет образование в профессии педагога?

• Набором, каких личностных и профессиональных качеств должен обладать педагог? (грамотная речь, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты, умение слушать, находить общий язык с родителями, воспитывать правильные ценности, иметь представление о детской педагогике и психологии)

• Какие специальные знания, умения и навыки необходимы ли педагогу в работе? (владеть методикой дошкольного образования, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Воспитатель должен быть творческой личностью. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять»

кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего).

2. Каким на ваш взгляд, должен быть современный педагог?

• Какими качествами обладать (терпеливость, доброжелательность, быть красивым, аккуратным, не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки)

• Какие черты характера должен сочетать в себе воспитатель (это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника).

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

3. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.

Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики»

не существует.

Как можно трактовать это понятие?

• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.

Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.

4. Что относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?

В литературе выделены следующие виды культурных практик:

• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно — исследовательская деятельность и др.)

практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры)

.

практики игрового взаимодействия (сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры)

.

• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.

Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).

Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд)

.

Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно -исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно — патриотическое воспитание, самопознание)

5. Через какие виды детский деятельности согласно ФГОС ДО формируются культурные практики? (ФГОС ДО п. 2.7.)

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

• восприятие художественной литературы и фольклора

• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

• двигательная (овладение основными движениями)
формы активности ребенка.
6. Ведущая культурная практика?

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

7. Зачем нужны культурные практики?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.

• В результате реализации культурных практик происходит формированиеуниверсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

8. Приведите примеры культурных практик, формирующихся в процессе вашей деятельности?

• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

• Творческие мастерские.

• Музыкально-театральные и литературные гостиные.Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

• Сенсорные и интеллектуальные тренинги — это система заданий, преимущественно игрового характера.

• Экспериментирование.

• Детский досуг,например: развлечение «Развеселая матрешка»

, развлечение
«День матери»
и др.

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

9. Назовите условия организации и проведения культурных практик.

• Осознанная мотивация педагогов.

• Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т. д)

• Готовность педагога организовать содержание деятельности.

• Компетенция педагога в области культурной практики.

• Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.

• Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.

• Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска»
культурной практики.
• Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка

• Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике

10. По каким направлениям идет процесс Проектирования культурных практик в образовательном процессе?

• Кто является их инициатором?

Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

11. Когда практика ребенка становится культурной?

(когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

12. Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики

Кто ответит?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

• с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.

культурные практики напрямую решают задачи социализации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» (Н. Б. Крылова – кандидат философских наук)

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]