ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Определяются в соответствии с ФГОС ДО, Уставом ДОО.
Цели реализации Программы:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
•Могут быть дополнены целями коррекционно-развивающей работы
Задачи реализации программы определятся на основе п. 1.6 ФГОС дошкольного образования:
•Могут быть дополнены в соответствии с целями реализации парциальных образовательных программ и коррекционно-развивающих программ (в соответствии с Уставом)
Принципы и подходы к формированию Программы
•Формулируются на основе ФГОС ДО п.1.4.
•Могут быть дополнены принципами и подходами авторской комплексной образовательной программы и парциальных образовательных программ, при условии их непротиворечивости и отсутствия дублирования.
Значимые для разработки Программы характеристики
Место расположения дошкольной образовательной организации, особенности здания и прогулочной площадки, их влияние на организацию образовательной деятельности.
Характеристика национально-культурных особенностей, социального окружения, влияющих на организацию образовательной деятельности.
Сведения о группах, функционирующих в дошкольной образовательной организации (количество функционирующих групп, наполняемость, направленность групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная направленность), количество групп разной направленности)
Сведения о родителях как участниках образовательных отношений (характеристика благополучия / неблагополучия семей на момент создания программы, образовательных запросов родителей на момент создания программы).
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (указываются основные возрастные психолого-педагогические характеристики, их значимость для реализации Программы)
Планируемые результаты освоения Программы
1 вариант оформления.
Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе целевых ориентиров ФГОС ДО
2 вариант оформления.
Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе образовательных областей ФГОС и с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО
Пример образовательной области познавательное развитие.
Пример. Социально-коммуникативное развитие (3-4 года)
- Ребенок участвует в совместных действиях с воспитателем
- Договаривается о совместных действиях со сверстниками, вступает в парное взаимодействие по поводу игрушек, игровых действий
- Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение в детском саду
- Эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких взрослых и сверстников
- Использует формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности
- В самообслуживании требуется небольшая помощь взрослых
- Подражает трудовым действиям взрослых
- Показывает на картинках способы безопасного и потенциально опасного использования предметов
ФГОС ДО «Тематические дни в образовательном процессе».
О том как интересно организовать жизнь детей в детском саду написано немало статей из опыта работы. Воспитатели разрабатывают сценарии занятий, праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это также важно, как спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельные мероприятия. Другими словами, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса.
Педагогические задачи по всем образовательным областям ФГ’ОС ДО реализуются в образовательном процессе детского сада. Каждое учреждение самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания дошкольников и составляет свою основную образовательную программу.
Принцип комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей предполагает включение тематических недель, тематических дней, тематических прогулок.
Попытаемся разобраться в этих понятиях. Во всех авторских вариативных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели.
Подбор тем придает системность образовательному процессу и направлен на расширение осведомленности ребенка об окружающем его мире.
Творческий подход к моделированию образовательного процесса предполагает, что педагог самостоятельно (по своему усмотрению) частично или полностью может заменить тему, скорректировать содержание работы, включить региональный и культурный компонент с учетом особенностей своей ДОО.
Если заглянуть в историю, тематический принцип организации образовательного процесса в работе с дошкольниками предлагался многими специалистами.
Бельгийский педагог-психолог, врач Ж.О. Декроли (1871-— 1932)
в своей работе «Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью создать связь между науками заставить их сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому сходятся и от которого все расходится». Он создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разработаны «центры интересов», сущность которых состояла в организации работы детей вокруг тем, отвечающих детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили то, что было связано с заданной им темой.
В современной практике учителя-логопеды активно используют тематический принцип планирования и организации работы с дошкольниками, подбирая разнообразный материал по темам. Книга Е. Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду» издательства «ТЦ Сфера» давно пользуется повышенным спросом у воспитателей.
Отвечая на вопрос «Что же такое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для детей — это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фантазируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.
Для воспитателя тематический день — педагогические творчество, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих — режимных моментов. Чтобы этот день запомнился детям, воспитатель придумывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия.
В обычном, традиционном дне в основе — режим, а содержание как бы нанизывается на режимные моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совершенно не объединяться с содержанием непосредственно образовательной деятельности и существовать сами по себе.
Отличие тематического дня от традиционного в том, что в центре педагогического процесса находится тема, выбранная педагогом под образовательные задачи и объединенная с праздником или событием календаря. Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная).
Игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, драматизация, с правилами и др.) — также одна из форм реализации содержания. Рассматривая игру в качестве свободной самостоятельной деятельности детей, воспитатель продумывает, как может быть реализована большая часть содержания тематического дня. Так, в старших группах появляются игры-путешествия, например во времени. И тогда заинтересованное участие детей по принципу «давайте еще придумаем…» насыщает образовательный процесс интересами детей, а не только взрослого. Они становятся не исполнителями, а активными участниками в моделировании такой игры.
При организации тематического дня содержание образовательных областей естественным образом интегрируется. Это дает возможность воспитателю интегрировать образовательную деятельность, избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Во время проведения таких дней воспитатель проявляет свое творчество, учитывает особенности, уровень знаний и умений детей своей группы.
Тематический день — это погружение детей в тему, что дает возможность осознать, прочувствовать, что хочет донести до них педагог.
Тема дня может быть единой для всех возрастных групп или выбираться только для конкретного возраста. Например, в первый день лета (1 июня) отмечается Всемирный день молока (по предложению продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН с 2001 г.). Цель праздника — популяризация молока и молочных продуктов, информирование населения о деятельности, связанной с молочным производством.
В этот день в ДОО можно устроить веселые представления на молочную тему со сказочными героями, игры и спортивные соревнования. Рассказы о пользе молока, о блюдах, которые можно приготовить с его использованием, угощение детей молоком сделают этот тематический день не только веселым, но и вкусным. Тематический день может быть организован для всех групп одновременно, но содержание и формы организаций каждый педагог подбирает свои, ориентируясь на общие мероприятия (развлечение, спектакль, соревнование и др.).
Единая тема в разных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в развитии от возраста к возрасту.
При составлении сценария тематического дня воспитателю важно соблюдать несколько важных условий:
- уметь объективно оценивать уровень своей работы, реальную обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что мы с детьми уже прошли, какие результаты получены);
- уметь выделять цель и задачи, соотнося их с образовательной программой, возрастным составом группы детей, приоритетными направлениями всего образовательного процесса в ДОО;
- четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты (что нового дети узнают, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
- выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и интеграцию образовательных областей.
Хочется напомнить, что принцип интеграции образовательных областей лежит в основе всей работы воспитателя, и, по нашему убеждению, совсем не обязательно после спланированной работы постоянно указывать в скобках, к каким образовательным областям та или иная деятельность относится.
С введением ФГОС ДО и следуя логике, можно утверждать, что если образовательный процесс в детском саду развертывается в комплексно-тематической модели и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в режимных моментах по разработанному сценарию дня в каждой группе и во всем детском саду.
В нашем детском саду тематические дни включены в образовательную программу. И сделано это достаточно творчески, не загоняя воспитателя еще в одну «ловушку» —- обязательность! Копилка интересных сценариев тематических дней создается творческими усилиями всего педагогического коллектива. Каждый сценарий активно обсуждается как до, так и после проведения тематического дня, и только удачный сохраняется в методическом кабинете детского сада. Такой опыт работы может в будущем пригодиться другим воспитателям. Это делает модель нашего образовательного процесса разнообразной и находит отражение в образовательной программе детского сада.
В комплексно-тематическом планировании соблюдаются требования к условиям реализации программы дошкольного образования, одним из которых является «использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так искусственного замедления развития детей)» (ФГОС ДО).
Наш педагогический коллектив самостоятельно решает, как часто будут планироваться тематические недели, тематические дни, тематические прогулки. Мы уверены, что здесь не может быть жесткого регламентирования.
Принцип комплексно-тематического планирования и включение в модель организации образовательного процесса разрабатывается и широко обсуждается на педсоветах.
Модель образовательного прцесса ФГОС ДО
Галина Дорошенко
Модель образовательного прцесса ФГОС ДО
Уходит эпоха «образования на всю жизнь»
. На смену приходит новая эпоха, принцип которой
«образование длиною в жизнь»
, эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию.? НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ)
В последние годы в системе образованияпроизошли значительные изменения:
1. 15.03.2013 года распоряжением Правительства РФ № 792-р утверждена Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2022 г. г.»
, где определён вектор развития системы
образования и взят курс на стандартизацию.
Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление норм, правил, характеристик обязательных или рекомендованных для исполнения в той или иной области (сфере)
2. Вступил в силу ФЗ № 273 от 29.12.13 г. «Об образовании»
, где дошкольное
образование признано первой ступенью системы общего образования.
3. Отмена Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.11 г. N 2562) и введение «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» (приказ № 1014 от 30.08.13г. Минобрнауки)
;
В области образованиярезультатом стандартизации стала разработка и введение в действие:
— Федеральных государственных образовательных стандартов на разных уровнях образования;
— стандарта педагога (Приказ Минтруда России №544н от 18.10.13)
.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования был утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013.Данный документ устанавливает обязательные к выполнению требования к:
— структуре основной общеобразовательной программы;
— условиям её реализации;
— результатам её освоения.
Во всех дошкольных образовательных организациях есть образовательные программы, которые разработаны в соответствие с требованиями ФГОС ДО, и каждая дошкольная организация ищет возможность создания «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.»[ФГОС ДО 2.2.4]
Говоря иными словами, педагогические коллективы активно работают над созданием модели образовательного процесса, с использованием новых форм его организации.
Однако, у педагогов возникает множество вопросов по организации современного образовательного процесса: как организовать образовательный процесс без занятий, какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности и прочее.
В ходе нашего методического объединения мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Структура образовательного процесса включает в себя его цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие его организацию и осуществление и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Остановимся более подробно на формах организации образовательного процесса.
До недавнего времени одной из форм организации образовательного процесса в дошкольной организации были занятия.
Наиболее распространённая модель образовательного процесса
(до введения ФГОС ДО)
Учебный блок Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
Основная форма проведение занятий (с расписанием, на которых решались образовательные задачи, в комплексных программах по разделам- методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание идр.)
Предметно-развивающую среду создаёт педагог
(уголки, зоны и др.)
Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательногопроцесса включает в себя:
— совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно образовательнаядеятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа)
и решение
образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;
— самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда
ВАРИАНТЫ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(по проекту ФГОС ДО)
Совместная деятельность взрослого и ребёнка
(взаимодействие детей и взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках) Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно-пространственной среды)
Взаимодействие с семьёй
Виды детской деятельности Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую и другую активность детей Формы работы с семьёй, в том числе посредством совместных образовательных технологий
Особенность образовательного процесса заключается в организации различных видов детской деятельности (игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная деятельность; двигательная деятельность) и их интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.
«При этом процесс обучения остается, но реализуется по средствам использования» различных форм и методов работы с детьми, которые педагоги выбирают самостоятельно с учетом решения поставленных задач, контингента детей.Иными словами: занятие -это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД)
. Непосредственно
образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей — наличие партнёрской позиции взрослого
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А.Короткова:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
;
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства)
;
• открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является её открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников.
Воспитатель, основываясь на интересах детей и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять.
Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз
Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности. Это делает воспитательно — образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.
Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их организации.
То, что предлагает делать взрослый ребёнку, ребёнку должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребёнка предлагаемой взрослым деятельности – главный залог развивающего эффекта.
Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом работы с дошкольником должен быть принцип заинтересованности ребёнка, который обуславливается, прежде всего, потребностью новых впечатлениях. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность.
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. (СЛАЙД6-70
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих этапах работы с детьми:
• Уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
• Обеспечение двигательной активности в различных формах;
• Использование многообразных форм обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
• Обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др)
;
• Использование цикличности и проектной организации содержания образования;
• Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;
• Широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
• Широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
• Обеспечение ребёнку возможности ориентироваться на партнёра – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого)
;
• Выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребёнка, формирует уважение и доверие к взрослому;
• Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности
Как мы видим, все представленные формы организации образовательного процесса нам, педагогам, хорошо знакомы. И сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции «не над ребенком, а вместе с ним»
.