Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе


Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе

Олеся Пшенникова

Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»

?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова»

в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

«Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро»

и
«зло»
. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно «

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

» Учимся прощать своих друзей «

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.

карточка-9

» Почему бывают драки? «

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

» Фантазеры и лгунишки «

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

» Давай помиримся «

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

» Хороший друг познается в беде «

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные»

слова. Смотри в лицо
собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
карточка-14

«Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость»

, учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить)

.

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.

карточка-21

«Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность»

и
«щедрость»
. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитыватьотрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

НОД по социально-нравственному воспитанию в средней группе «Научим Карлсона вежливости»

НОД по социально – нравственному воспитанию в средней группе

«Научим Карлсона вежливости»

Задачи:

— формировать у детей представления о нравственных нормах: доброжелательности, вежливости; — продолжать воспитывать культуру общения: учить приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу; — активизировать в речи детей «вежливые» слова и выражения; — вызвать желание быть культурными, воспитанными, вежливыми.

Предварительная работа:

— чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» — упражнение: «Добрый — злой» — чтение «Сказки о невоспитанном мышонке» С.Прокофьева — беседа: «Какие слова называют «волшебными» — рассуждение: «Для чего нужны «волшебные» слова?»

Формы работы:

— беседа — поощрение — сюрпризный момент (внесение письма, появление Карлсона) — создание игровой ситуации — инсценировка заданных ситуаций

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Какое замечательное слово — здравствуйте! Когда мы говорим это вежливое слово – это значит, что мы желаем здоровья человеку, с которым здороваемся. А вы, ребята всегда желаете здоровья своим близким и знакомым? Не забываете, приходя утром в детский сад поздороваться со всеми? Для того чтобы вы не забывали здороваться при встрече, мы сейчас научим здороваться свои пальчики.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю — Всех я вас приветствую!

(Пальцы правой руки по очереди “здороваются” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Воспитатель:

Ребята, а теперь я вам что-то покажу. Вчера вечером почтальон принёс в нашу группу вот такую посылку, а сегодня рано утром вот это письмо. Давайте сначала посмотрим на письмо. Посмотрите, конверт грязный, липкий. Я догадываюсь от кого могло прийти такое письмо, но открывать без вас его мне не хотелось, а теперь, когда мы вместе, можно его распечатать и прочитать. (Воспитатель достаёт из конверта записку и читает её) — Ну так я и знала, что это письмо от него, уж очень оно перепачкано вареньем.

Воспитатель:

Я загадаю вам загадку и, если вы её отгадаете, то поймёте, кто автор этого письма: «Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше» (Карлсон)
Воспитатель:
А пишет нам Карлсон вот что: «Я к вам залечу, ждите меня и готовьте угощение»
Воспитатель:
Меня пугает такое послание: ни здравствуйте, ни представился нам в письме. Готовьте угощение. И письмо такое грязное…Мне даже и не очень хочется принимать такого гостя. И я чувствую, что нам Карлсона придётся познакомить с правилами вежливости. (Слышен шум, стук, дверь распахивается, забегает Карлсон)

Карлсон:

А что это вы тут делаете? меня уже ждёте? А где угощение?
Воспитатель:
Подожди, остановись, присядь, отдышись.
Карлсон:
Ну, сел, дышу. А угощение где?
Воспитатель:
Дорогой, Карлсон, мы сегодня хотели поговорить о вежливости и воспитанности, но ты так стремительно к нам ворвался, что я сразу хочу спросить у ребят: — Можно ли сказать о Карлсоне, что он воспитанный? — Что ему надо было сделать, когда он вошёл? — А как правильно нужно было войти? (постучаться в дверь)
Воспитатель:
Карлсон, ребята на тебя обидятся, ведь ты забыл сделать то, что делают все воспитанные люди при встрече.
Карлсон:
А, всем привет! А где угощение?
Воспитатель:
Ай – я — яй, Карслсон. Разве так здороваются воспитанные люди? Сейчас
Ксюша
расскажет тебе про волшебное слово «Здравствуй».

(Чтение стихотворения)

Что такое «здравствуй» Лучшее из слов. Потому что «здравствуй» Значит — будь здоров! Вечером расстались, Встретились с утра Значит, снова «здравствуй» Говорить пора! Правило запомни, Знаешь – повтори. Всем, кого встречаешь «Здравствуй» говори!

Воспитатель:

Ребята, подскажите Карлсону, как ещё можно поздороваться при встрече («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро», «добрый вечер»).

Воспитатель:

Ну, теперь выйди и попробуй снова войти и поздороваться со всеми ребятами, как воспитанный человек (Карлсон выходит, снова входит, здоровается со всеми, просит разрешения пройти в группу)
Воспитатель:
Вот и молодец, правильно поздоровался.

Воспитатель:

Ребята, Карлсон либо не знал, либо позабыл про волшебные слова, поэтому я предлагаю ему рассказать, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

(Илья

— вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

Мирон

— вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста»

Арианна

— вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите пожалуйста»)

Воспитатель:

Ребята, мне очень хочется, чтобы вы показали нашему гостю, как нужно себя вести в разных ситуациях:

— Что нужно сказать, если обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (показ –
Маша даёт свою машинку Денису)
— Какие слова благодарности вы знаете?
(показ– Аня угощает ребят печеньем)
— Если вы обидели друга, как вы помиритесь с ним?
(показ –Тимофей и Ксюша обнимают друг друга)
— Какие слова надо говорить на прощание?
(все ребята)
Игра «Пожалуйста»

(Если воспитатель просит выполнить действие и говорит слово «пожалуйста» дети его выполняют, а если не говорит слово «пожалуйста» дети не выполняют действие)

Воспитатель:

У меня есть необычный коробок (ящик с двумя боковыми отверстиями, закрытыми «рукавами»).

— Как вы думаете, что лежит в нём? — Как это можно узнать? (можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» Дети на ощупь определяют различия между двумя предметами, находящимися в ящике, делают вывод: мягкий – добрый, колючий – злой. Воспитатель:

Оказывается в нашем коробке находятся 2 совсем разных предмета: один мягкий – добрый, а другой колючий, острый – злой. Вот так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но, наверное, даже почувствовать, потому что добрые, вежливые слова приятны каждому человеку и доставляют радость, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Игра «Вежливые слова»

(проводится с участием Карлсона)

(воспитатель собирает «вежливые» слова в ладошку, а затем их кладёт в шкатулку)

Воспитатель:

Ну вот, Карлсон, думаю, что наш урок вежливости был полезен для тебя, и ты не зря побывал сегодня у нас в гостях.
Карлсон:
— Я всё запомнил, и теперь постараюсь всегда быть вежливым.

Воспитатель:

Мы совсем забыли про посылку. Давайте посмотрим, что на ней написано и кому её прислали.

(На посылке написано: «Для невоспитанных и непослушных детей»)

Воспитатель:

Ребята, а разве эта посылка для нас? У нас все ребята вежливые и воспитанные, знают как и умеют себя вести. Наверное, почтальон что-то перепутал. Милый, Карлсон, ты бы не смог занести эту посылку назад на почту, потому что она точно не для наших ребят.
Карлсон:
Конечно, я только буду рад вам помочь.
Воспитатель:
А на прощание мы хотим угостить тебя вкусными булочками и кексами, ведь мы знаем какой ты сладкоежка
Карлсон:
Ребята, вы настоящие друзья! И вежливости меня научили, и про мои любимые сладости не забыли. Спасибо вам большое, до новой встречи, до свидания.
Воспитатель:
Ну вот, наш друг улетел, я когда провожала Карлсона и проходила мимо волшебной шкатулки, услыхала из неё какой-то непонятный шорох. Наверное в шкатулке что-то волшебное сотворилось. Давайте снова в неё заглянем.

(Воспитатель вместе с ребятами заглядывает в шкатулку и обнаруживает там маленькие сердечки. Воспитатель дарит каждому участнику игры сердечко на память с пожеланиями оставаться всегда добрыми и вежливыми)

Картотека этических бесед дошкольникамикартотека (средняя группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 общеразвивающего вида городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Картотека этических бесед

для детей средней группы

Подготовила : воспитатель Юминская Н.И.

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

«Что такое доброта»

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

«Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

“Если добрый ты…”

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

«Нечаянно и нарочно «

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

» Учимся прощать своих друзей «

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.

» Почему бывают драки? «

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

» Фантазеры и лгунишки «

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

» Давай помиримся «

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

» Хороший друг познается в беде «

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

«Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

«Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

«Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

«Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

«Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

«Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..

«Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

«Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

«Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

«Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]