Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада
Наталья Кравченко
Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада
«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд»
В. А. Сухомлинский
Художественный ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Художественный ручной труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.)
и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
(в скобхах не говорить)
Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Отдельные элементы художественного ручного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову смешного клоуна. Это «волшебство»
завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.
Занимаются художественным ручным трудом дети младших и средних групп в утренние и вечерние отрезки времени совместно с воспитателем.
Известно, что в жизнь детей в детскомсаду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют ребенку радость. Игра и художественное ручное творчество имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь художественной ручной деятельности с игрой.
Остановимся на сюжетно-ролевой игре. Дети средней группы могут создавать предметы для игры.
(фото-конфеты, бусы, декоративные салфетки, коврики)
Так, для игры в «Дом»
дети изготовили конфеты для чаепития из фантиков, для
«мамы»
– аксессуар к одежде — бусы из бумаги Для кукольной комнаты – декоративно оформленные предметы – салфетки, коврики.
(фото с предметами для Поликлиники)
Для игры в «Поликлинику»
дети сами готовили из бумаги тетради – истории болезни, бланки для рецептов. Вырезали из картона градусники и таблетки.
Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключается во взаимосвязи ручного труда и игры-драматизации. Для игр-драматизаций дети могут изготовить сами декорации или их части, детали костюмов, маски.
(фото с ободками)
Так, подгруппа детей подготовила маски для драматизации русской народной сказки «Теремок»
(самостоятельно вырезали готовые изображения, использовали дополнительный материал для оформления усов, глаз, ушей, носов, с помощью клея крепили изображения персонажей на ободок).
С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать маски для подвижных игр: «Кот и мыши»
,
«Лохматый пес»
,
«Караси и щука»
и т. д.
Интересные возможности для установления связи между художественным ручным трудом и игрой содержатся в дидактических играх. Дети средней группы способны изготовить дидактические игры (в аппликации)
: домино, лото, парные картинки, разрезные картинки.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого ребенка есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение создать изображения сказочных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя создать общий макет к какому-либо произведению.
(фото – макет)
В совместной деятельности мы с детьми изготовили макет к сказке «Три медведя»
(дети – самостоятельно сделали бревна из бумаги, раскрасили втулки для персонажей и дерева)
Интерес педагогов к созданию коллективных панно не случаен: во первых, коллективные работы предусмотрены итоговым мероприятием по теме недели, во вторых детей радует коллективная работа, совместная деятельность по созданию одного общего изображения. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае богат по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных работ создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Создание коллективных изображений организуют в разных возрастных группах детского сада. В младших и средних группахиспользуется наиболее простая форма организации такой деятельности: каждый ребенок вырезает и склеивает какой-то объект (птица, цветок, цыпленок, дом и т. п., а затем из этих изображений составляется коллективное панно. Конечно, вместе с детьми работает воспитатель. Он выполняет ту часть работы, которая не по силам детям. В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, её ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого. Рассмотрим некоторые возможные темы коллективных композиций для средней группы;
«Птицы на ветке»
— тема недели
«Встречаем птиц»
«Улица города»
— тема недели
«Мой город»
«Цветы на поляне»
— тема недели
«Праздник весны и труда»
или
«Мир природы»
«Осенний ковер»
(узор из осенних листьев)
– тема недели
«Краски осени»
«Веселая карусель»
(по мотивам дымковских игрушек)
– тема недели
«Город мастеров»
или
«Народная культура и традиции»
«Веселый поезд»
(поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком) – тема недели
«Транспорт»
.
(фото с новогодним панно)
В нашей группесозданы индивидуальные и коллективные композиции:
Так, например, в декабре месяце по теме недели «Новогодний калейдоскоп»
было изготовлено коллективное панно
«Новогоднее»
.
По теме недели «Здравствуй Зимушка Зима»
была изготовлена коллективная работа
«Снегири на ветки»
По теме недели «Мир природы»
была изготовлена коллективная работа
«Цветы на поляне»
Работы детей можно использовать и для организации выставок детского творчества, для украшения группы к праздникам так дети нашей группы изготовили индивидуальные композиции.
Ежики» (ежик сделан из шишки, — тема недели «Животный мир»
Леопард», леопард сделан из круп (рис и гречка)
— тема недели
«Животный мир»
«Осенний подсолнух»
(узор из осенних листьев)
– тема недели
«Краски осени»
«Груша»
(стружка карандашная)
– тема недели
«Быть здоровыми хотим»
(фото елочки, снеговики)
Для украшения группы к Новому году дети изготовили елочки из ватных дисков, снеговиков из втулок. Дети испытали радость от того, что сами украсили свой «дом»
. Осознать это помогает и оценка воспитателем их вклада в общую работу.
Детские работы, поделки должны «жить»
в
детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. (Уже обговорены варианты подарков или открыток для пап на 23 февраля и мам на 8 марта).
В группе есть очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются к педагогу за помощью, некоторые ребята сильно переживают неудачи. Поэтому целесообразно включать в совместную деятельность слова поддержки, шутку, юмор, сюрпризные моменты. При работе атмосфера должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Необходимо заинтересовать детей.
Таким образом, занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде». Роден
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Трудовая деятельность на прогулке «Посев семян декоративных растений» (вторая младшая группа)
Трудовая деятельность на прогулке «ПОСЕВ СЕМЯН ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ»
Формировать представления: • об особенностях внешнего вида семян декоративных растений
(форма, цвет, характер поверхности)
; • последовательности действий по посеву семян декоративных растений (разложить семена…
Консультация для родителей «Как организовать труд детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка 3-4 лет»
Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили
труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:…
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ФИЗМИНУТКА: «1 2 3 4 5 — СОЕДИНЯТЬ ОДНОИМЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ РУК БУДЕМ ЕЛКУ УКРАШАТЬ — ПОКАЗАТЬ «ЕЛКУ» — ПЕРЕПЛЕСТИ ПАЛЬЦЫ РУК. БУСЫ, ШАРИКИ, ИГРУШКИ — ЗАГИБАТЬ ПАЛЬЦЫ В КУЛАК ДОЖДИК, ЗВЕЗДОЧКИ, ХЛОПУШКИ ЕЛЬ В СИЯНИИ ОГНЕЙ СЖИМАТЬ И РАЗЖИМАТЬ «ЩЕПОТЬ» МОЖНО ПРИГЛАШАТЬГОСТЕЙ — ХЛОПОК,ЗАТЕМ ВЫТЯНУТЬ РУКИ ВПЕРЕД ЛАДОШКАМИ
ВОСПИТАТЕЛЬ – А СЕЙЧАС ВОЗЬМИТЕ ЗАГОТОВКИ ДЛЯ КОЛОКОЛЬЧИКА, КАКИЕ ХОТИТЕ, ВЫБИРАЙТЕ СЕБЕ МЕСТО ЗА СТОЛОМ И ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ — ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ЕЩЕ ЕСТЬ НА СТОЛЕ? (КЛЕЙ, ПРОВОЛОКА ТОЛСТАЯ И ТОНКАЯ, ФОЛЬГА, МИШУРА НАРЕЗАННАЯ ) -ВОСПИТАТЕЛЬ — ВЫ ЗНАЕТЕ РЕБЯТА, Я ТОЖЕ ХОЧУ ДЛЯ Д. МОРОЗА СДЕЛАТЬ ТАКОЙ КОЛОКОЛЬЧИК, ЕМУ БУДЕТ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ТОЛЬКО ВЫ МНЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ, ЕСЛИ Я ЧТО-ТО ЗАБУДУ. (КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРОГОВАРИВАЮ) — А ИЗ ЧЕГО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЯЗЫЧОК? ДЕТИ: (ФОЛЬГИ) ВОСПИТАТЕЛЬ – КАКАЯ ТЫ МОЛОДЕЦ, ЕЕ НУЖНО В ЛАДОШКЕ СМЯТЬ. — РЕБЯТА, ЧТО ЧУВСТВУЮТЕ В ЛАДОШКАХ ? МНЕ ТОЖЕ ПОКАЛЫВАЕТ И ХОЛОДИТ, А ШАРИК НАДО СКАТАТЬ КРУГЛЫМ. -А ТЕПЕРЬ, КАК ДУМАЕТЕ, КАКУЮ НАМ ЛУЧШЕ ВЗЯТЬ ПРОВОЛОКУ? (ТОНКУЮ) ВОСПИТАТЕЛЬ — Я ТОЖЕ ТАК СЧИТАЮ, УДОБНЕЕ ЯЗЫЧОК ПРИКРУЧИВАТЬ. — ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ШАРИКИ ПОЛУЧИЛИСЬ, А КАК ОНИ КАЧАЮТСЯ! ТОНКОЙ ПРОВОЛОКОЙ ОБМАТЫВАЕМ ХОРОШО ШАРИК, ПОСМОТРИТЕ, Я ПОКАЖУ. -КАК ЖЕ НАМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЯЗЫЧОК ОКАЗАЛСЯ ВНУТРИ КОЛОКОЛЬЧИКА? ДЕТИ: — (ЧЕРЕЗ ГОРЛЫШКО, ИЛИ СВЕРХУ ВСУНУТЬ) ВОСПИТАТЕЛЬ — ПРАВИЛЬНО! КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ! — РЕБЯТА, А У МЕНЯ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК, СЛЫШУ, А У ВАС? ДАВАЙТЕ ПОЗВОНИМ, ТАК ЗДОРОВО. ДЕТИ: — У МЕНЯ ТОЖЕ ЗВЕНИТ….. ВОСПИТАТЕЛЬ: – КОЛОКОЛЬЧИК ГОТОВ, МОЖНО УКРАШАТЬ ЕЛКУ, ИЛИ ЧТО-ТО ТУТ НЕ ХВАТАЕТ? ДЕТИ: — УКРАСИТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ: — КОНЕЧНО, ТЫ ПРАВА, ВЕДЬ СКОРО НОВЫЙ ГОД, ВСЕ ДОЛЖНО БЛЕСТЕТЬ И ИСКРИТЬСЯ, РАДОВАТЬ ГЛАЗ. У ВАС НА СТОЛЕ ФИГУРЫ ИЗ САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ФОЛЬГИ, БЕРЕМ ЛЮБОЙ ЦВЕТ, ОСТОРОЖНО ОТГИБАЕМ УГОЛОК, УБИРАЕМ НИЖНИЙ СЛОЙ И ПРИКЛЕИВАЕМ К СВОЕМУ КОЛОКОЛЬЧИКУ. УКРАШАЙТЕ, КТО КАК ХОЧЕТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: — ПОДНИМИТЕ, ПОЛЮБУЙТЕСЬ, КРАСИВО, НО ЧЕГО-ТО ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ… А Я ЗНАЮ СЕКРЕТ, КАК СДЕЛАТЬ НАШ КОЛОКЛЬЧИК ЕЩЕ КРАСИВЕЕ. ПОСМОТРИТЕ: ВОТ ТАК ОБМАКНУЛИ В ТАРЕЛОЧКИ С КЛЕЕМ, А ПОТОМ В НАРЕЗАННУЮ МИШУРУ, ОНА , КАК ПАЛОЧКИ, — ОЙ, КАКАЯ КРАСОТА ПОЛУЧАЕТСЯ, А У ТЕБЯ, МАРИНА… Д. МОРОЗУ НАШИ КОЛОКОЛЬЧИКИ ТОЧНО ПОНРАВЯТСЯ. — А ВАМ, РЕБЯТА, ОНИ НРАВЯТСЯ? ДЕТИ: — НРАВЯТСЯ ОЧЕНЬ. ВОСПИТАТЕЛЬ: — ТОГДА ВОЗЬМИТЕ В РУКИ СВОИ КОЛОКОЛЬЧИКИ, ПОЛЮБУЙТЕСЬ, ПОКРУЖИТЕСЬ С НИМИ. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) — А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ПОСТАВИМ ИХ ВОТ В ЭТУ КРАСИВУЮ КОРОБКУ И ОТРПАВИМ Д.МОРОЗУ. (ДЕТИ АККУРАТНО СТАВЯТ В КРАСИВУЮ КОРОБКУ СВОИ КОЛОКОЛЬЧИКИ) ВОСПИТАТЕЛЬ: — ВОТ КАК ОБРАДУЕТСЯ Д.МОРОЗ! ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО УКРАСИТ НАШИМИ НОВОГОДНИМИ ИГРУШКАМИ ГЛАВНУЮ ЕЛКУ ПОСЕЛКА, И МЫ С ВАМИ СХОДИМ ПОЛЮБОВАТЬСЯ НАШИМИ КОЛОКОЛЬЧИКАМИ.
Следующая > |
Воспитание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания. С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит: «Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!» Или: «Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с Олей, Ирой и Сережей… Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну, помогают ей трудиться». Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах — стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки — стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки — ощутил приятное чувство удовлетворения и т.п. Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и обращается к поросенку: «Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки! А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком». И т.п. Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их, смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например: Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке — ладоши, А пальчики — Антоше. Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает. Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: «Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки». И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость, удовлетворение. С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи. В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: «Какая у Вовы большая автомашина! На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу, и сложит их аккуратно на полку». Или: «Хорошая хозяйка наша Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и будут у нее в доме чистота и порядок». В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с ним. Например: «Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!» Такая совместная деятельность особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым. Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию («Коля, давай поможем Оле собрать кубики… Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!»). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: «Кто тебя потерял, кто твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи в коляску». Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания («Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки»; «Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться»). Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой, воспитатель приговаривает: «Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки». И т.д. Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику («Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!» Или: «Ребята! А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим… Он мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся Андрюша и Ирочка»). Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа «Уложим зайчика спать», «Оденем куклу Настю», «Угостим кукол» и т.д.
содержание .. 1 2 3 9 ..