Картотека игр по трудовому воспитанию детей во 2 младшей группе


Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада

Наталья Кравченко

Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада

«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд»

В. А. Сухомлинский

Художественный ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Художественный ручной труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.)

и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
(в скобхах не говорить)
Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Отдельные элементы художественного ручного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову смешного клоуна. Это «волшебство»

завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Занимаются художественным ручным трудом дети младших и средних групп в утренние и вечерние отрезки времени совместно с воспитателем.

Известно, что в жизнь детей в детскомсаду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют ребенку радость. Игра и художественное ручное творчество имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь художественной ручной деятельности с игрой.

Остановимся на сюжетно-ролевой игре. Дети средней группы могут создавать предметы для игры.

(фото-конфеты, бусы, декоративные салфетки, коврики)

Так, для игры в «Дом»

дети изготовили конфеты для чаепития из фантиков, для
«мамы»
– аксессуар к одежде — бусы из бумаги Для кукольной комнаты – декоративно оформленные предметы – салфетки, коврики.

(фото с предметами для Поликлиники)

Для игры в «Поликлинику»

дети сами готовили из бумаги тетради – истории болезни, бланки для рецептов. Вырезали из картона градусники и таблетки.

Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключается во взаимосвязи ручного труда и игры-драматизации. Для игр-драматизаций дети могут изготовить сами декорации или их части, детали костюмов, маски.

(фото с ободками)

Так, подгруппа детей подготовила маски для драматизации русской народной сказки «Теремок»

(самостоятельно вырезали готовые изображения, использовали дополнительный материал для оформления усов, глаз, ушей, носов, с помощью клея крепили изображения персонажей на ободок).

С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать маски для подвижных игр: «Кот и мыши»

,
«Лохматый пес»
,
«Караси и щука»
и т. д.

Интересные возможности для установления связи между художественным ручным трудом и игрой содержатся в дидактических играх. Дети средней группы способны изготовить дидактические игры (в аппликации)

: домино, лото, парные картинки, разрезные картинки.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого ребенка есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение создать изображения сказочных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя создать общий макет к какому-либо произведению.

(фото – макет)

В совместной деятельности мы с детьми изготовили макет к сказке «Три медведя»

(дети – самостоятельно сделали бревна из бумаги, раскрасили втулки для персонажей и дерева)

Интерес педагогов к созданию коллективных панно не случаен: во первых, коллективные работы предусмотрены итоговым мероприятием по теме недели, во вторых детей радует коллективная работа, совместная деятельность по созданию одного общего изображения. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае богат по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных работ создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Создание коллективных изображений организуют в разных возрастных группах детского сада. В младших и средних группахиспользуется наиболее простая форма организации такой деятельности: каждый ребенок вырезает и склеивает какой-то объект (птица, цветок, цыпленок, дом и т. п., а затем из этих изображений составляется коллективное панно. Конечно, вместе с детьми работает воспитатель. Он выполняет ту часть работы, которая не по силам детям. В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, её ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого. Рассмотрим некоторые возможные темы коллективных композиций для средней группы;

«Птицы на ветке»

— тема недели
«Встречаем птиц»
«Улица города»

— тема недели
«Мой город»
«Цветы на поляне»

— тема недели
«Праздник весны и труда»
или
«Мир природы»
«Осенний ковер»
(узор из осенних листьев)
– тема недели
«Краски осени»
«Веселая карусель»
(по мотивам дымковских игрушек)
– тема недели
«Город мастеров»
или
«Народная культура и традиции»
«Веселый поезд»

(поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком) – тема недели
«Транспорт»
.

(фото с новогодним панно)

В нашей группесозданы индивидуальные и коллективные композиции:

Так, например, в декабре месяце по теме недели «Новогодний калейдоскоп»

было изготовлено коллективное панно
«Новогоднее»
.

По теме недели «Здравствуй Зимушка Зима»

была изготовлена коллективная работа
«Снегири на ветки»
По теме недели «Мир природы»

была изготовлена коллективная работа

«Цветы на поляне»

Работы детей можно использовать и для организации выставок детского творчества, для украшения группы к праздникам так дети нашей группы изготовили индивидуальные композиции.

Ежики» (ежик сделан из шишки, — тема недели «Животный мир»

Леопард», леопард сделан из круп (рис и гречка)

— тема недели
«Животный мир»
«Осенний подсолнух»
(узор из осенних листьев)
– тема недели
«Краски осени»
«Груша»
(стружка карандашная)
– тема недели

«Быть здоровыми хотим»

(фото елочки, снеговики)

Для украшения группы к Новому году дети изготовили елочки из ватных дисков, снеговиков из втулок. Дети испытали радость от того, что сами украсили свой «дом»

. Осознать это помогает и оценка воспитателем их вклада в общую работу.

Детские работы, поделки должны «жить»

в
детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. (Уже обговорены варианты подарков или открыток для пап на 23 февраля и мам на 8 марта).
В группе есть очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются к педагогу за помощью, некоторые ребята сильно переживают неудачи. Поэтому целесообразно включать в совместную деятельность слова поддержки, шутку, юмор, сюрпризные моменты. При работе атмосфера должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Необходимо заинтересовать детей.

Таким образом, занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде». Роден

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Трудовая деятельность на прогулке «Посев семян декоративных растений» (вторая младшая группа)


Трудовая деятельность на прогулке «ПОСЕВ СЕМЯН ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ»

Формировать представления: • об особенностях внешнего вида семян декоративных растений
(форма, цвет, характер поверхности)
; • последовательности действий по посеву семян декоративных растений (разложить семена…

Консультация для родителей «Как организовать труд детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка 3-4 лет»

Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили
труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:…

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ТЕМА: «НОВОГОДНИЙ КОЛОКОЛЬЧИК» ЦЕЛЬ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: — ОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДИЧНЫХ ДНЕЙ. — СПОСОБСТВОВАТЬ СПЛОЧЕНИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА — РАССКАЗАТЬ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПОДЕЛКИ РАЗВИВАЮЩИЕ: — РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК ПУТЕМ НАВЫКОВ РАБОТЫ С МИШУРОЙ, ЦВЕТНОЙ ФОЛЬГОЙ, ПЛАСТИКОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, ПРОВОЛОКОЙ, КЛЕЕМ. — СОДЕЙСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ РЕЧИ: ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ, РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. — ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, НАЛАЖИВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ С ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: — ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖИТЕЛЬНОЕ, ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЛИЖНИМ, НАВЫКАМ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ,СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ. — ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОЙ КУЛЬТЫРЫ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: — РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К НОВОМУ ГОДУ, ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ, ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. МАТЕРИАЛ: НАРЕЗАННАЯ МИШУРА, ФОЛЬГА, НА ТАРЕЛОЧКАХ КЛЕЙ, ПРОВОЛОКА ТОНКАЯ, ОБРЕЗАННЫЕ ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛКИ С ПРОБКОЙ И РОВОЛОКОЙ, ПИСЬМО, КОРОБКА, ГОТОВЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК, САЛФЕТКИ. ХОД ЗАНЯТИЯ: ДЕТИ ИГРАЮТ, ВХОДЯТ ВЗРОСЛЫЕ, ЗДОРОВАЮТСЯ. ВОСПИТАТЕЛЬ — ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОХОДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ. -РЕБЯТА, ПОЗДОРОВАЙТЕСЬ С ГОСТЯМИ. ВДРУГ СЛЫШИТСЯ СТУК В ДВЕРЬ, ПРИЛЕТАЕТ СНЕГИРЬ С КОНВЕРТОМ И КОРОБКОЙ ОТ Д.МОРОЗА И ГОВОРИТ. СНЕГИРЬ: — ЭТО РЕБЯТА ГР. «ЗВЕЗДОЧКИ?» ДЕТИ — «ДА» СНЕГИРЬ: — ДЕД МОРОЗ ПЕРЕДАЛ ВАМ Е ПИСЬМО И КОРОБКУ, А Я ПОЛЕТЕЛ ДАЛЬШЕ ПО СВОИМ ЛЕСНЫМ ДЕЛАМ, «УЛЕТАТ». ВОСПИТАТЕЛЬ: — ОЙ, РЕБЯТА, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ В ЭТОМ КОНВЕРТЕ? «УКРАШЕНО СНЕЖИНКАМИ. — ДАШЕНЬКА, ОТКРЫВАЙ СКОРЕЙ, СЕЙЧАС МЫ ВСЕ УЗНАЕМ, (НАКЛОНЯЮСЬ К РЕБЯТАМ И ЧИТАЮ ПИСЬМО): «ДОРОГИЕ РЕБЯТА, У МЕНЯ ПРОПАЛИ ИГРУШКИ ДЛЯ ГЛАВНОЙ ЕЛКИ ПОС. ОРИЧИ. ПРОШУ ВАС, ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАТЬ НОВЫЕ ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ. ДЕДУШКА МОРОЗ» ВОСПИТАТЕЛЬ: (ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА КОРОБКУ) — РЕБЯТА, А ЧТО ЖЕ В КОРОБКЕ, ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ. ДА ЗДЕСЬ ОСТАЛАСЬ ОДНА ИГРУШКА, КАКАЯ КРАСИВАЯ! ЧТО ЭТО? КОЛОКОЛЬЧИК (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) — А КАК ЖЕ ОН СДЕЛАН? ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? (ЯЗЫЧОК НА ТОНКОЙ ПРОВОЛОЧКЕ И ПРОПКА ОТКРЫВАЕТСЯ , А УКРАШЕНО КАК КРАСИВО:- ЗВЕЗДОЧКИ, КРУЖОЧКИ. — ДАВАЙТЕ НА НОСОЧКАХ ПОКРУЖИМСЯ ПОД ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) ДЕТИ ПРОБЕЖАЛИ ПО КРУГУ. — РЕБЯТА, А МЫ С ВАМИ ПОМОЖЕМ ДЕДУ МОРОЗУ СДЕЛАТЬ НОВОГОДНИЙ КОЛОКОЛЬЧИК? ТОГДА ДАВАЙТЕ РАЗОМНЕМ НАШИ ПАЛЬЧИКИ

ФИЗМИНУТКА: «1 2 3 4 5 — СОЕДИНЯТЬ ОДНОИМЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ РУК БУДЕМ ЕЛКУ УКРАШАТЬ — ПОКАЗАТЬ «ЕЛКУ» — ПЕРЕПЛЕСТИ ПАЛЬЦЫ РУК. БУСЫ, ШАРИКИ, ИГРУШКИ — ЗАГИБАТЬ ПАЛЬЦЫ В КУЛАК ДОЖДИК, ЗВЕЗДОЧКИ, ХЛОПУШКИ ЕЛЬ В СИЯНИИ ОГНЕЙ СЖИМАТЬ И РАЗЖИМАТЬ «ЩЕПОТЬ» МОЖНО ПРИГЛАШАТЬГОСТЕЙ — ХЛОПОК,ЗАТЕМ ВЫТЯНУТЬ РУКИ ВПЕРЕД ЛАДОШКАМИ

ВОСПИТАТЕЛЬ – А СЕЙЧАС ВОЗЬМИТЕ ЗАГОТОВКИ ДЛЯ КОЛОКОЛЬЧИКА, КАКИЕ ХОТИТЕ, ВЫБИРАЙТЕ СЕБЕ МЕСТО ЗА СТОЛОМ И ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ — ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ЕЩЕ ЕСТЬ НА СТОЛЕ? (КЛЕЙ, ПРОВОЛОКА ТОЛСТАЯ И ТОНКАЯ, ФОЛЬГА, МИШУРА НАРЕЗАННАЯ ) -ВОСПИТАТЕЛЬ — ВЫ ЗНАЕТЕ РЕБЯТА, Я ТОЖЕ ХОЧУ ДЛЯ Д. МОРОЗА СДЕЛАТЬ ТАКОЙ КОЛОКОЛЬЧИК, ЕМУ БУДЕТ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ТОЛЬКО ВЫ МНЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ, ЕСЛИ Я ЧТО-ТО ЗАБУДУ. (КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРОГОВАРИВАЮ) — А ИЗ ЧЕГО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЯЗЫЧОК? ДЕТИ: (ФОЛЬГИ) ВОСПИТАТЕЛЬ – КАКАЯ ТЫ МОЛОДЕЦ, ЕЕ НУЖНО В ЛАДОШКЕ СМЯТЬ. — РЕБЯТА, ЧТО ЧУВСТВУЮТЕ В ЛАДОШКАХ ? МНЕ ТОЖЕ ПОКАЛЫВАЕТ И ХОЛОДИТ, А ШАРИК НАДО СКАТАТЬ КРУГЛЫМ. -А ТЕПЕРЬ, КАК ДУМАЕТЕ, КАКУЮ НАМ ЛУЧШЕ ВЗЯТЬ ПРОВОЛОКУ? (ТОНКУЮ) ВОСПИТАТЕЛЬ — Я ТОЖЕ ТАК СЧИТАЮ, УДОБНЕЕ ЯЗЫЧОК ПРИКРУЧИВАТЬ. — ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ШАРИКИ ПОЛУЧИЛИСЬ, А КАК ОНИ КАЧАЮТСЯ! ТОНКОЙ ПРОВОЛОКОЙ ОБМАТЫВАЕМ ХОРОШО ШАРИК, ПОСМОТРИТЕ, Я ПОКАЖУ. -КАК ЖЕ НАМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЯЗЫЧОК ОКАЗАЛСЯ ВНУТРИ КОЛОКОЛЬЧИКА? ДЕТИ: — (ЧЕРЕЗ ГОРЛЫШКО, ИЛИ СВЕРХУ ВСУНУТЬ) ВОСПИТАТЕЛЬ — ПРАВИЛЬНО! КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ! — РЕБЯТА, А У МЕНЯ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК, СЛЫШУ, А У ВАС? ДАВАЙТЕ ПОЗВОНИМ, ТАК ЗДОРОВО. ДЕТИ: — У МЕНЯ ТОЖЕ ЗВЕНИТ….. ВОСПИТАТЕЛЬ: – КОЛОКОЛЬЧИК ГОТОВ, МОЖНО УКРАШАТЬ ЕЛКУ, ИЛИ ЧТО-ТО ТУТ НЕ ХВАТАЕТ? ДЕТИ: — УКРАСИТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ: — КОНЕЧНО, ТЫ ПРАВА, ВЕДЬ СКОРО НОВЫЙ ГОД, ВСЕ ДОЛЖНО БЛЕСТЕТЬ И ИСКРИТЬСЯ, РАДОВАТЬ ГЛАЗ. У ВАС НА СТОЛЕ ФИГУРЫ ИЗ САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ФОЛЬГИ, БЕРЕМ ЛЮБОЙ ЦВЕТ, ОСТОРОЖНО ОТГИБАЕМ УГОЛОК, УБИРАЕМ НИЖНИЙ СЛОЙ И ПРИКЛЕИВАЕМ К СВОЕМУ КОЛОКОЛЬЧИКУ. УКРАШАЙТЕ, КТО КАК ХОЧЕТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: — ПОДНИМИТЕ, ПОЛЮБУЙТЕСЬ, КРАСИВО, НО ЧЕГО-ТО ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ… А Я ЗНАЮ СЕКРЕТ, КАК СДЕЛАТЬ НАШ КОЛОКЛЬЧИК ЕЩЕ КРАСИВЕЕ. ПОСМОТРИТЕ: ВОТ ТАК ОБМАКНУЛИ В ТАРЕЛОЧКИ С КЛЕЕМ, А ПОТОМ В НАРЕЗАННУЮ МИШУРУ, ОНА , КАК ПАЛОЧКИ, — ОЙ, КАКАЯ КРАСОТА ПОЛУЧАЕТСЯ, А У ТЕБЯ, МАРИНА… Д. МОРОЗУ НАШИ КОЛОКОЛЬЧИКИ ТОЧНО ПОНРАВЯТСЯ. — А ВАМ, РЕБЯТА, ОНИ НРАВЯТСЯ? ДЕТИ: — НРАВЯТСЯ ОЧЕНЬ. ВОСПИТАТЕЛЬ: — ТОГДА ВОЗЬМИТЕ В РУКИ СВОИ КОЛОКОЛЬЧИКИ, ПОЛЮБУЙТЕСЬ, ПОКРУЖИТЕСЬ С НИМИ. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) — А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ПОСТАВИМ ИХ ВОТ В ЭТУ КРАСИВУЮ КОРОБКУ И ОТРПАВИМ Д.МОРОЗУ. (ДЕТИ АККУРАТНО СТАВЯТ В КРАСИВУЮ КОРОБКУ СВОИ КОЛОКОЛЬЧИКИ) ВОСПИТАТЕЛЬ: — ВОТ КАК ОБРАДУЕТСЯ Д.МОРОЗ! ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО УКРАСИТ НАШИМИ НОВОГОДНИМИ ИГРУШКАМИ ГЛАВНУЮ ЕЛКУ ПОСЕЛКА, И МЫ С ВАМИ СХОДИМ ПОЛЮБОВАТЬСЯ НАШИМИ КОЛОКОЛЬЧИКАМИ.

Следующая >

содержание .. 1 2 3 9 ..

Воспитание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ

Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания. С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит: «Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!» Или: «Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с Олей, Ирой и Сережей… Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну, помогают ей трудиться». Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах — стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки — стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки — ощутил приятное чувство удовлетворения и т.п. Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и обращается к поросенку: «Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки! А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком». И т.п. Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их, смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например: Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке — ладоши, А пальчики — Антоше. Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает. Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: «Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки». И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость, удовлетворение. С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи. В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: «Какая у Вовы большая автомашина! На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу, и сложит их аккуратно на полку». Или: «Хорошая хозяйка наша Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и будут у нее в доме чистота и порядок». В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с ним. Например: «Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!» Такая совместная деятельность особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым. Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию («Коля, давай поможем Оле собрать кубики… Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!»). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: «Кто тебя потерял, кто твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи в коляску». Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания («Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки»; «Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться»). Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой, воспитатель приговаривает: «Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки». И т.д. Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику («Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!» Или: «Ребята! А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим… Он мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся Андрюша и Ирочка»). Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа «Уложим зайчика спать», «Оденем куклу Настю», «Угостим кукол» и т.д.

содержание .. 1 2 3 9 ..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]