Расширяйте вариативность образовательного пространства вместе с МААМ.
Содержится в разделах:
- Кружковая работа. Дополнительное образование 3791
- Программы образовательные, основные и дополнительные 5296
- Профессиональное педагогическое образование, студенты 195
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
Показаны публикации 1-10 из 484. Все разделы | Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
Новое
Фото
Лучшее
Краткосрочная образовательная практика «Насекомые» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 400»
г. Перми Утверждено экспертно- методическим советом МАДОУ
«Детский сад № 400»
г. Перми Приказ №_ от_ Заведующий ДОУ_ Программа
краткосрочной образовательной практики для детей младшего дошкольного…
Технологическая карта КОП для детей дошкольного возраста «Новогодняя игрушка» Технологическая карта краткосрочной образовательной практики (КОП)
по выбору для детей дошкольного возраста
«Новогодняя игрушка»
Аннотация На занятиях разработанной
краткосрочной образовательной практики дети научатся делать закладки для книг. Цель Изготовление закладки для…
Для чего нужна КОП технической направленности в ДОУ?
Краткосрочная практика по конструированию очень важна для детей, особенно для малышей пятилетнего возраста. Создавая собственный проект, ребенок учится синтезу и анализу, так необходимым для обучения в школе. Исследуя образец, дошкольник придумывает новую конструкцию для него, учится исправлять допущенные ошибки. Такая тренировка отлично стимулирует развитие мышления. Игры с конструктором «Лего» можно начинать уже со средней группы.
Такой материал поможет решить многие задачи и проблемы развития дошкольников. Он обязательно должен быть включен в арсенал КОП технической направленности в ДОУ. «Лего» не только помогает развить цветовое восприятие, логику и пространственное воображение, но и активизирует цепкость пальцев. Этот конструктор не надоедает ребенку, ведь с его помощью можно создать тысячи различных поделок. Такое разнообразие очень ценят дошкольники.
Статья КОП в младшей группе Игры с песком. Автор: Ястребова Мария Ивановна
Кратковременная образовательная практика (КОП)
в младшей группе «Игры с песком»
Актуальность
Игры с песком для детей в самом раннем возрасте являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка. По утверждению психологов снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию, позитивно влияет на эмоциональное состояние детей и является прекрасным средством для развития и саморазвития.
Цель: развитие мелкой моторики и навыков общения, творческих способностей, умение
сотрудничать друг с другом, играя сообща..
Задачи:
— познакомить детей со свойствами песка;
— активизировать интерес детей к экспериментированию в песочнице;
— развивать мелкую моторику рук, речь детей, зрительно – моторную координацию.
Ожидаемые результаты:
Возраст: дети 3-4лет (вторая младшая группа)
Срок реализации:Сентябь — Май
Продолжительность занятия: 10 минут.
Формы и режим: Индивидуальные и подгрупповые встречи по 10-15 минут в вечернее время.
Ожидаемый результат:
-Стабилизировать психоэмоциональное состояние
-Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
-Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
-Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
-Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
Материал: лопатки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной
• миниатюрные игрушки «киндер-сюрпризов»;
• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Здравствуй, песок! | снизить психофизическое напряжение, закрепить знания о свойствах песка. Воспитатель просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого: — дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно; — сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу; — дотронуться до песка всей ладошкой; — перетереть песок между ладонями. Затем дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой и т.д. |
Маленький исследователь | познакомить с компонентом неживой природы — сухим песком. Дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе белой или черной бумаги. Воспитатель предлагает рассмотреть песок через лупу, потрогать его. Затем задает детям вопросы (можно усложнить задание): — Какого цвета песок? (Можно предложить детям выбрать из коробки с цветными карандашами соответствующие цвета.) — Расскажите о песчинке (можно с детьми придумать несколько сказок о песке и песчинках). — Легко ли сыплется песок? Показать детям и дать возможность пересыпать горсть песка с листа на лист, из ладони в формочку и т.д. | |
Октябрь | Игры в песке. | Развивать мелкую моторику рук, речь детей, зрительно – моторную координацию. Педагог расспрашивает детей об игре в «прятки», нравится им или нет. И предлагает поиграть в прятки в песочнице, спрятав игрушки. Сначала прячет воспитатель, а затем тот, кто найдет. Помогать в поиске «клада»можно словами: холодно, горячо, тепло. |
Игра «Я пеку, пеку, пеку» | знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол. | |
Игра «Волшебные отпечатки на песке» | знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание: Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д. | |
Ноябрь | Узоры на песке | развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны. Воспитатель показывает детям, чем и как можно рисовать на песке: кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды, можно выкладывать узоры камешками, пуговицами. Давайте нарисуем на песке цветы струйкой воды. Из маленькой леечки дети поливают песок, образуя лепестки, середину, стебель, листья. Воспитатель предлагает сюжеты и помогает детям рисовать на песке разными способами. |
Отпечатки | научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией. Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт, геометрические фигуры и т.д. Воспитатель и дети по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем каждый ребенок, следуя словесной инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну». | |
Автомобильные дороги | Учить детей нагребать песок и делать ямки (тоннели для автомобильной дороги). Воспитывать у детей грамотность в поведение на дорогах. Педагог загадывает загадки об автомобилях.Предлагает рассказать детям четверостишие на тему: «Светофор» и дорожное движение. Далее педагог предлагает детям поиграть в строителей автодороги, показывает как нужно строить тоннели и разглаживать участки дороги. После постройки дети все вместе играют. | |
Декабрь | Песочный дождик | регуляция мышечного напряжения, расслабление. Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с ведерком, разными формочками |
Герой мультфильма. | Познакомить детей со свойствами песка (сырой-сухой). Заинтересовать детей в создании совместной работы. Развивать интерес к играм в песочнице. Педагог рассказывает детям о свойствах песка. Воспитатель рассказывает детям, где применяется песок. Предлагает детям разделиться на пары и слепить из сырого песка героямультфильма. | |
Песочная фея. | Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Давайте посмотрим, как это происходит. Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого. Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком. Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его. Воспитатель играет с каждым ребенком. | |
Подсказки | обучить порядковому счету. Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых спрятана игрушка. (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между третьим и пятым куличиком. Тем самым воспитатель стимулирует ребенка считать и искать игрушку. Игра проводится с каждым из детей. | |
Январь | Вылечи букву | изучать с детьми буквы, знакомить с их написанием. Воспитатель показывает детям буквы алфавита, потом рисует их на песке и стирает какую-то часть. Предлагает каждому из детей «вылечить» какую-либо букву, дорисовать недостающую часть. |
«Пересыпание сухого песка через воронку» | Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Воспитатель подводит группу детей к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт». | |
Февраль | Вершки и корешки | развивать внимание, наблюдательность, память. Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок, а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. (Морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох). |
«Что нашёл» | Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать и назвать игрушку. | |
Опытно-экспериментальная деятельность. «Из чего состоит песок» | Цель:выяснить, из чего состоит песок. Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы. Описание:Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. | |
Март | «Теплый — холодный» | Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка. Материал: пакеты с теплым и холодным песком. Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком. С каким песком было приятнее играть? Вывод: С тёплым песком играть приятнее. |
«Сухой песок сыпучий» | Цель: знакомить детей со свойствами песка. Материал: песочница, сухой песок, формочки. Описание: Предложите сделать куличики из сухого песка. Не получились, рассыпались. Почему? Вывод: сухой песок сыпучий. | |
«Слепим куличики» | Цель: выделить свойства мокрого песка. Материал: песок, вода. Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок Можно ли из песка лепить? Попробуйте слепить куличики из сухого песка. Почему не получается? Пробуем слепить из влажного. Вывод: из влажного песка можно слепить куличики. | |
Апрель | «Куда исчезла вода» | Цель:показать, что песок легко впитывает воду. Материал: стаканчики с песком и водой. Описание:в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? Вывод: вода быстро впитывается в песок. |
«Строим башни» | Учить детей делать башни, насыпая песок сверху, аккуратно обращаться с песком, сравнивать башни по высоте, использовать соответствующую лексику. | |
Май | Игра «Ручеек течет» | развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка. Содержание. В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика. |
Игра «Сеем, сеем» | развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза») |
Какие задачи решает КОП в ДОУ?
КОП технической направленности в ДОУ, проводимая в дошкольных учреждениях, позволяет решать такие задачи:
- Образовательная — дети обучаются различным техникам конструирования.
- Развивающая — у детей тренируется логика и мышление, воображение и мелкая моторика.
- Воспитательная — методика позволяет воспитать в дошкольнике настойчивость, целеустремленность, терпение.
В работе могут быть использованы методы наблюдения, рассматривания, демонстрации, словесный метод и метод сюжетных игр.
Все они одинаково результативны, но важным условием для занятия является продуманный сюжет и положительная мотивация.
На занятиях по техническому конструированию дети создают поделки на основе реально существующих предметов или фантазируют на тему сказок, стихов или песен.
Организация деятельности КОПов как средство расширения образовательного пространства в ДОУ
Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, благополучие ребенка и социальный статус связаны с освоением позиции творца детской деятельности.
Расширение спектра образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, потребностей семьи является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка – вот суть построения системы краткосрочных образовательных практик по выбору. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Программа краткосрочных образовательных практик предполагает, что построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Ребенок сможет приобрести новые умения, навыки, свойства личности, которые позволят ему выстроить индивидуальный путь развития.
Направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов семьи и интересов ребенка. Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта.
МБДОУ «Детский сад №11» в 2015-2016 учебном году начало апробировать конструирование институциональной системы краткосрочных образовательных практик.
Краткосрочные образовательные практики(КОПы) — это практики, позволяющие ребёнку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Это практико-ориентированная законченная образовательная деятельность детей совместно с педагогом продолжительностью 4–8 академических часов, длительностью 20–25 мин.
Цель краткосрочных образовательных практик –расширение вариативности образовательного пространства, при котором сам ребенок выбирает содержание своего образования, становясь субъектом образовательной деятельности. При этом решаются следующие задачи: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности; развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству; поддержка инициативы детей в разных видах деятельности; развитие умений и навыков, предусмотренных ООП ДОУ; вовлечение родителей в образовательную деятельность; обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
КОП по выбору в ДОУ осуществляются по направлениям: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Реализация КОП по выбору осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений по авторским и авторизированным программам. Занятия строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Направления деятельности КОП по выбору, их количество может дополняться (изменяться) в соответствии с запросом детей и родителей (законных представителей). Результаты освоения КОП могут быть представлены в виде собственного продукта деятельности ребёнка или сформированности у него конкретного практического умения.
В сентябре 2015 года в ДОУ в форме анкетирования родителей был определён образовательный заказ. Родители равноправно отметили образовательные практики (кружки) основных направлений развития и образования детей (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное). В течение года педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения было разработано и реализовано 34 образовательные практики по данным направлениям развития ребёнка и 1 программа КОП для родителей. Кратковременные образовательные практики направлены на детей в возрасте 2–7 лет.
В апробировании образовательных практик задействованы все возрастные группы детского сада и все педагоги ДОУ. Реализация КОП осуществляется в течение календарного года поквартально: сентябрь – ноябрь, декабрь – февраль, март – май, июнь –август. В течение квартала у ребёнка будет возможность освоить 2–3 образовательные практики, а в течение года 6-10 практик. Для проведения КОП дети объединены в подгруппы по 9–10 человек. Время проведения: с 11.50 или 12.15, с 16.30 или 17.00(возможно другое время).
Место проведения: помещения музыкально-физкультурного зала, групповые помещения, кабинет психолога, учителя-логопеда. Выбор КОП осуществляется один раз в квартал на 1-2 образовательных практики. В осенний квартал выбор практики предложено определить родителям совместно с ребёнком. На последующие практики ребёнок может выбрать КОП сам.
Для осуществления выбора КОП родителям и детям предложена реклама всех образовательных практик на информационном листке (фото продуктов деятельности детей, фотофрагменты с деятельностью детей, посещающих тот или иной КОП).
Самостоятельный выбор дети осуществляют с помощью выбора символа-картинки (фото, отражающее направление деятельности КОП). С помощью данных картинок воспитатель группы формирует список детей на КОПы. После прохождения ребёнком КОПа в будущем учебном году планируем выдавать сертификат, в котором отражены успехи ребёнка по данному направлению, после чего данный сертификат может быть вложен в портфолио дошкольника.
Анализируя деятельность ДОУ по реализации программ КОПов, необходимо отметить, что педагогический коллектив достаточно активно включился в данную деятельность, был обобщен опыт работы по данному направлению на всех уровнях. Актуальным для настоящего момента является разработка программ КОП по направлениям: социально-коммуникативное развитие, развитие предпосылок инженерного мышления.
Составление технологической карты воспитателем
Перед тем как начать работу по программе, педагог должен создать технологическую карту КОП технической направленности в ДОУ. Составляется она очень просто. Для начала выберите название занятия, например «Космический корабль», «Веселые человечки», «Бабочки». Укажите возраст детей, продолжительность практики, ее задачи, цели. Используемые ресурсы и желаемый результат тоже нужно внести в карту. Последнее, что необходимо указать, какие ключевые компетентности будут сформированы у детей в ходе КОП технической направленности в ДОУ.
Пример таких компетентностей:
- технологическая — учить собирать собаку, учить собирать машину по схеме, учить соединять элементы в целую модель;
- информационная — учить выбирать материал для работы, учить выбирать нестандартный материал для творчества, учить использовать информацию в работе с другими материалами;
- социально-коммуникативная — учить разговаривать правильно со сверстниками и взрослым, учить взаимодействовать со сверстниками.