5 типов логопедических игр для запуска речи у младших дошкольников.


Игры на общую моторику

Речь ребенка является показателем его общего развития. Про взаимозависимость речевой деятельности и моторики уже сказано и написано очень много. Работа над развитием моторики позволяет корректировать нарушения речи и стимулировать речевое развитие детей, посредством улучшения мышления ребенка.


Игра «Зайка»

Зайка серенький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так И ушами шевелит.
(Руками ребенок изображает уши зайчика).
Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть. Вот так, вот так. Надо лапочки погреть. (Ребенок трет ладошками друг об друга).

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! (Ребенок прыгает, изображая зайчика).

Для игры можно использовать мягкую игрушку-зайчика.

Игры на речевое дыхание

Правильное дыхание очень важно для речи. Речевое дыхание от произвольного отличается тем, что это осознанный процесс. Вдох и выдох не равны между собой, выдох гораздо длиннее. Сколько воздуха нужно вдохнуть — зависит от длины фразы, которую предстоит сказать.

Для речи у дошкольников, особенно долгой, обычно дыхания не хватает: ребенок часто дышит, при этом выдох укорочен, а добор воздуха при речи заметен для окружающих. Чтобы научить ребенка верно и размеренно говорить, его приходится учить правильно дышать.

Игра «Бабочки»

Берется карточка в виде цветочной поляны и много-много бабочек, вырезанных из цветной бумаги. Воспитатель помещает бабочек на полянку и говорит: «Посмотри, как много бабочек прилетели. Подуй на них, и они улетят!»

Ребенок дует на бабочек и одновременно педагог приговаривает «Дуй! Летиии». Дети тоже могут повторять это «Лети!», растягивая последнюю гласную.

Как проводить занятия в домашних условиях

Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности. Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты. Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.

Современные методики и игры по обучению речи для неговорящих детей

К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:

  • «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
  • «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.

Постановка звука «Л»:

  • «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
  • Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
  • «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.

Постановка звука «Р»:

  • «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
  • «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
  • «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
  • «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
  • «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.

Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение.

Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

Игры на мелкую моторику

Мелкая моторика — универсальный путь развития речи у детей. Если специально тренировать движения кисти, развитие речи у детей дошкольного возраста ускоряется, потому что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются, получая импульс из пальцев.


Игра «Коза»

Козе нужно пробраться к стогу сена на другом берегу реки. Задача — помочь ей перебраться на другой берег, построив мостик. Хочется заметить, что дети очень эмоционально отзываются на просьбу о помощи даже со стороны нарисованной козы. Для строительства мостика можно использовать зерна кофе, пуговицы, палочки корицы, фасоль, крупы.

«Иди, коза, иди! Вот. Там сено», — приговаривает педагог с ребенком.

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно — логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.

Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
  • знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»

«Познавательное развитие»

  • развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

«Физического развития»

  • совершенствовать мелкую моторику

Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.

В комплект входят 6 логопедических игр:

  • «Ромашки для Наташки»,
  • «Собери семью»,
  • «Логопедическая ромашка»,
  • «Кто? Где?»,
  • «Чистоговорки»,
  • Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».

«Ромашки для Наташки»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.

Словарный материал:

  • звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
  • звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
  • звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.

Ход игры

Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].

Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.

«Собери семью»

Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р — Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
  • звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.

Ход игры

Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р — Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.

«Логопедическая ромашка»

Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р

Ход игры

Логопед:

Погляди-ка из оконца, Там – ромашка, капля солнца. Лепесточки собирай — звук, старайся, называй!

Логопед раздаёт лепестки играющим детям.

Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».

Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
  • звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
  • звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
  • звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
  • звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
  • звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.

«Кто? Где?»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4

Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.

Ход игры

Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.

Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.

Кто сидит на кровати?

Кто стоит за стулом?

Кто стоит за столом?

Кто сидит на стуле?

Кто стоит между стулом и кроватью?

Кто стоит перед печкой?

Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.

«Чистоговорки»

Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.

Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.

Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.

Варианты использования чистоговорок:

  • проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
  • проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
  • проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
  • проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
  • проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.

Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.

В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его — Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.

Так гласит легенда.

После прочтения задаёт вопросы:

  • В каком городе княжил Павел?
  • Как звали его брата?
  • Кто прилетал к жене Павла?
  • При помощи чего Петр расправился со змеем?
  • Что случилось с Петром?
  • Как исцелился Петр?
  • Как звали девушку, исцелившую Петра?

После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.

Игры на развитие артикуляции и звукоподражание

Их принцип: от звука — к слову, от слова — к фразе. Для нормального произношения звуков, нужен хороший артикуляционный аппарат. Дефекты в произношении, которые возникают в детстве, очень тяжело исправить впоследствии. Поэтому артикуляционному аппарату также требуется гимнастика.
Игра «Птенчики»
Воспитатель говорит ребенку: «Посмотри, какие птенчики! Как они пищат?». Ребенок отвечает, подражая птенчикам. «Что они просят? Пи-пи-пиииить». Нужно «напоить» птенчиков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]