Должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада)

Должностная инструкция воспитателя детского сада нужна как дополнение к трудовому договору, где поясняются его пункты. Хотя в современном законодательстве она не упоминается, бизнес-практика и рекомендации контролирующих инстанций приводят к тому, что её включает в типовые пакеты трудовой документации большинство работодателей. Как документ, имеющий правовую силу, эта инструкция должна быть правильно написана и оформлена.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

Обязательно ли нужна должностная инструкция

Должностная инструкция – это не обязательный акт. Теоретически воспитатель может вполне успешно трудится и без этого документа. Однако на практике большинство работодателей предпочитают все же не отказываться от должностных инструкций. И это вполне объяснимая тенденция, ведь любому работнику проще работать, когда он четко знает:

  • какие требования предъявляются к его должности;
  • какие именно должностные обязанности за ним закреплены;
  • какими профессиональными правами он вправе пользоваться.

Работодателю также выгодно, чтобы на каждого подчиненного специалиста была разработана и утверждена должностная инструкция. С помощью последней наниматель сможет доказать правомерность:

  • отказа в приеме на работу (соискатель не соответствует требованиям, перечисленным в инструкции);
  • применения дисциплинарного взыскания за неисполнение трудовых обязанностей (работник не выполняет или выполняет ненадлежащим образом свои обязанности, хотя знал о необходимости их выполнения, что подтверждает подпись работника об ознакомлении с содержанием должностной инструкции).

Основные обязанности

Перечислим, какие имеются обязанности воспитателя в детском саду в младшей группе и любой другой, открытой в дошкольном учреждении:

  • осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
  • проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
  • создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
  • прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
  • разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
  • контролировать состояние здоровья воспитанников;
  • немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
  • проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.

ВАЖНО!

Некоторые обязанности в ясельной группе детского сада отличаются от того, что приходится делать в младших или старших. В ясли приходят дети совсем маленькие, часто даже не умеющие говорить, полноценно обслуживать себя сами они еще не в состоянии, и часто плачут. А в младшей группе воспитанники постарше, более ответственны, и большинство уже прошли первоначальную адаптацию к новым условиям. А если говорить про старших и «выпускников», то им нужна полноценная подготовка и развитие, а не обучение навыкам самообслуживания, как малышам.

Профессия «воспитатель детского сада»

Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет). Основная сфера деятельности представителей этой профессии связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состоянием здоровья.

Воспитатели востребованы в государственных, муниципальных, частных и ведомственных детских садах, центрах детского развития, а также на дому.

Воспитатели могут трудится как самостоятельно, например, в небольшом частном детском саду, так и в коллективе.

Сферы профессиональной деятельности воспитателя – это образование и обслуживание.

особенности деятельности воспитателя в дошкольном учреждениистатья по теме

Особенности деятельности воспитателя в дошкольном учреждении.

Особую роль при осуществлении образовательных и воспитательных функций играет воспитатель дошкольного учреждения. Он является специалистом, осуществляющим воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. А.И.Григорьева определяет воспитателя-педагога как «самобытную творческую личность, отличающуюся гуманистической ценностной ориентацией собственного бытия, высокой коммуникативной и рефлексивной культурой; профессионала, способного создавать условия для развития личности ребенка, системно видеть педагогическую реальность, применять современные воспитательные технологии». То есть к личности воспитателя предъявляются определенные требования, он должен обладать специальными знаниями и навыками, а также определенными личностными качествами. Среди них можно выделить главные качества и второстепенные. Без наличия главных качеств невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и к ним относятся прежде всего любовь к детям, к самой воспитательной деятельности, наличие специальных педагогических знаний, высокий уровень интеллекта и общей культуры и нравственности, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, а также владение различными методами обучения и воспитания детей. Соответствие второстепенным требованиям не обязательно для воспитателя, но способствует более эффективному воспитанию и обучению детей. К второстепенным (нестабильным) качествам можно отнести: коммуникативность, доброжелательность, веселый нрав, преобладание положительного настроения, хороший вкус и др. Сочетание главных и второстепенных качеств составляет уникальную и своеобразную личность воспитателя. (Вайнер 2001)

Приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.

Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть определенными знаниями: методологическими — знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими — знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста ;методическими — знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции воспитателя в дошкольном учреждении

В качестве основных функций воспитателя можно выделить: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.

Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Развивающая функция заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.

Информационная функция в работе воспитателя связана со всеми ее функциональными компонентами. Воспитатель должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Данная функция является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. С реализацией координирующей функции связана образовательная функция.

Рефлексивная функция. Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Педагогическая рефлексия — это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция. Коммуникативные способности воспитателя детского сада понимаются прежде всего как способность к общению, имеющая свою специфику в сфере педагогического взаимодействия. Воспитатель выступает здесь как субъект влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы; субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя; субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями (институтами), «выходящими» на ребенка, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала. Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, и кроме того, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса.

Воспитатель должен уметь правильно оценить ситуацию взаимодействия, что заключается в способности наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

К самим коммуникативным способностям можно отнести способность к общению с самыми разными людьми; умение извлекать из общения максимум необходимой информации; умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, способность разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другими людьми; способность давать другому человеку возможность проявить свои интересы и чувства. Кроме того, следует учитывать, что в процессе общения, наряду с вербальными формами, большую роль играют невербальные формы педагогического взаимодействия, так как часто невербальные средства выражения несут в себе большое количество полезной информации.

Также следует учитывать, что в воспитательном процессе задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и разнообразные общности. Следует различать формальные, структурированные, организованные объединения людей и неформальные, неструктурированные, событийные общности. Критерии различения таких идеальных конструкций как организации и общности – в особенностях объединения людей. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре; общность складывается стихийно. Отношения в организации определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности; в общности – нормами и ценностями, которые не заданы, а привносятся ее членами. Так как в дошкольном учреждении в коллективе педагогов необходимо возникают и организации, и общности, то необходимо обратить внимание на формирование отношений между педагогами, которое подвержено многим факторам. Нормы и ценности, заданные характером работы, могут изменяться под влиянием привнесенных норм. Сложные принципы взаимодействия могут отразиться и на воспитательном процессе.

Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Кроме того, воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны прежде всего с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка.

Личностное развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении заключается в приобщении к общечеловеческим и культурным ценностям, развитии нравственности, положительных личностных качеств, развитии эмоций и чувств, развитии навыков социального взаимодействия и т.д.

Интеллектуальное воспитание ребенка направлено на развитие познавательных процессов, и осуществляется по средствам различной познавательной и творческой деятельности (рисование, лепка, игры, конструирование и т.д.), проводится минимальная подготовка детей к обучению в школе.

Особое значение имеет организация физического воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В дошкольный период осваиваются основы движения, создается база двигательного опыта, из элементов которой складывается в дальнейшем вся двигательная деятельность человека. (Ашикова С. 2004)

Список литературы:

  1. Ашикова С. Воспитатель и родители. Дошкольное воспитание — №10, 2004 стр. 44-47
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26

Как составить должностную инструкцию воспитателя?

Должностная инструкция воспитателя обычно составляется уполномоченным лицом, например, юристом или сотрудником кадровой службы ведомства либо управления, в структуру которого входит ДОУ. Иногда разработкой этого документа занимается сам заведующий сада.

При составлении должностной инструкции необходимо учитывать действующее трудовое законодательство, в частности, ТК РФ, а также:

  • Профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013;
  • ФГОСС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20.

Если речь идет о специалисте в государственном, муниципальном или ведомственном учреждении, то должностную инструкцию обязательно следует разработать в соответствии с профстандартом. Для частных организаций предписания профессионального стандарта носят рекомендательный характер. Но нужно учесть, что в любом случае работа воспитателя подразумевает контакт с детьми, поэтому профильное образование и соблюдение других законодательно установленных требований (наличие профильного образования, отсутствие медицинских противопоказаний, отсутствие судимости) обязательно.

Разработка плана

Старший воспитатель обязан разрабатывать план работы и график дня для малышей. Причем желательно согласовывать его с родителями. Например, на первом родительском собрании, которое, как правило, проводится до начала учебного года. При всем этом приходится учитывать особенности поведения каждого малыша и развитие детей. И уже в соответствии с полученными данными продумывать эффективный план. Иными словами, он должен учитывать индивидуальные особенности.

На деле же получается немного другая ситуация. Планы занятий с подробными инструкциями чаще всего скачиваются из интернета, немного редактируются (обычно редактированию подвергаются название и адрес садика, а также инициалы воспитателя-«разработчика») и преподносятся родителям. Те, в свою очередь, со всем соглашаются. А ведь в должностные обязанности воспитателя входит разработка правильного и эффективного графика действий на весь учебный год! И, как правило, такие планы не поддаются редактированию.

В действительности это очень удобно — позаимствовать чьи-то разработки. Только вот дети все разные. И им необходим сугубо индивидуальный подход. Кто-то развивается быстрее — им нужны занятия посложнее (лучше давать каждому что-то свое), а кто-то медленнее. Таким малышам придется уделять отдельное внимание. Хороший педагог должен учитывать эти особенности и подстраивать уже готовый план под детей. Или же разрабатывать его самостоятельно.

Структура должностной инструкции

Поскольку должностная инструкция – это не обязательный документ, то какого-то универсального шаблона законом не предусмотрено. Фактически каждый работодатель вправе самостоятельно разработать подходящую для него форму инструкции.

Очень часто структуру должностной инструкции формируют таких 4 основных блока:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

При желании либо при необходимости содержание документа можно дополнить и другими разделами, например, «Квалификационные требования», «Условия труда на рабочем месте», «Порядок внесения изменений в должностную инструкцию», «Заключительные положения».

Гигиена и медицина

Должностные обязанности воспитателя также подразумевают соблюдение самим сотрудником санитарных норм и правил гигиены. Это касается и детей. То есть воспитатель обязан следить за санитарными нормами в группе, а также за соблюдением правил гигиены малышами.

Придется побеспокоиться и о здоровье, как о своем, так и о детском. Иными словами, работник обязан своевременно проходить медицинский осмотр. И, помимо этого, водить детей на плановые осмотры. Обычно медсестра или врач-педиатр есть прямо в здании садика.

Кроме того, именно воспитатель обязан докладывать о подозрениях на какие-то заболевания, а также показывать ребенка врачу, если у малыша уже наблюдаются определенные симптомы болезни. Когда ребенку становится плохо, педагог должен также показать его медсестре в садике. При необходимости, как уже было сказано, придется позвонить родителям, рассказать о случившемся, а также попросить забрать малыша и показать его доктору.

Содержание должностной инструкции

Далее разберем, что конкретно указать в каждом из разделов должностной инструкции воспитателя детского сада.

Общие положения

Первым пунктом укажите, что настоящий документ разработан в соответствии действующим трудовым законодательством, профстандартом, ФГОС и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Отметьте, что данная инструкция утверждается с целью регламентации основных трудовых функций, должностных обязанностей, прав и ответственности воспитателя, а также его взаимоотношений и связей по должности.

Пропишите механизм, согласно которому воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности.

В следующем пункте перечислите требования, предъявляемые к кандидату на должность воспитателя. Требования можно взять из профстандарта. В частности, педагог ДОУ должен соответствовать следующим параметрам:

  • высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профобразование по направлению деятельности;
  • прохождение предварительного и периодических медосмотров, внеочередных медосмотров, обязательного психиатрического освидетельствования (1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при устройстве на работу и каждые 2 года), вакцинации, наличие личной медкнижки с результатами медицинских обследований, данными о прививках и результатах прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, что указаны в ст. 331 ТК РФ.

Далее нужно зафиксировать, кому в процессе своей трудовой деятельности будет подчиняться воспитатель. Это может быть старший воспитатель либо непосредственно заведующий.

Укажите, что свою трудовую деятельность в детском саду воспитатель осуществляет согласно данной должностной инструкции.

В следующем пункте перечислите законы, подзаконно-правовые акты, а также локально-нормативные акты, которыми в процессе работы руководствуется педагог.

Следующие два блока можно посвятить тому, что должен знать и что должен уметь воспитатель. Перечни необходимых знаний и умений лучше расписать максимально подробно. Например, воспитателю нужно хорошо ориентироваться в основных закономерностях возрастного развития, основах дошкольной педагогики, теории и методики воспитательной работы. Педагог дошкольного образования в старшей, средней или младшей группе также должен уметь общаться с детьми, владеть методами и формами обучения, налаживать партнерские отношения с родителями и многое другое.

Аттестация воспитателей. Особенности процесса

Разумеется, младший воспитатель, старший, да и вообще все ответственные работники в детском саду обязаны проходить своевременную аттестацию. Обычно она проводится раз в несколько лет. При всем этом учитываются успехи детей-воспитанников.

Но с этим, как правило, проблем не возникает. Проводится аттестация под видом сдачи учебного плана, разработанного самостоятельно, а также при помощи информации от родителей обучающихся в саду детей. Учитывается и портфолио сотрудника. При успешном прохождении аттестации воспитатель может повысить свою квалификацию. Это то, что поможет ему в работе в дальнейшем.

Заключительные положения

В последнем разделе отметьте, что сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией при приеме на работу.

Укажите количество экземпляров составленного документа, а также установите, на кого возлагается контроль исполнения инструкции.

Должностная инструкция утверждается заведующим ДОУ. Факт ознакомления сотрудника с документом подтверждается подписью ознакомляемого, которая проставляется как на одном из экземпляров инструкции, так и в специальном журнале ознакомления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]