Конспект занятия «Ориентировка во времени» в старшей группе детского сада


Конспект занятия «Ориентировка во времени» в старшей группе детского сада

Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старшая группа. Тема: Ориентировка во времени
Программное содержание: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; развивать внимание, усидчивость; мелкую моторику пальцев рук; формировать навыки самоконтроля. Демонстрационный материал: карточки для игры «Танграм»; раздаточный материал: иллюстрации из «Умной книжки»; цифры до семи; палочки X. Кюизенера.
Ход занятия
1. Игра «Что где?». Можно использовать сюжетные картинки или игрушки. Дети называют, где что находится:
• Белка сидит на ветке. • Зайчик под кустом. • Машина за домом. • Кукла на диване. • Кубик под столом. И т. п.
Воспитатель предлагает детям спросить друг у друга, что справа (слева, вверху, внизу).
— Кто справа от елки? — Что внизу? — Что вверху, над домом? И т. п.
2. Гимнастика для глаз. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Движения глазными яблоками: • глаза вправо — вверх; • глаза влево — вверх; • глаза вправо — вниз; • глаза влево — вниз. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с. 3. Игра «Неделька, стройся». На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками (или цифрами). Дети по сигналу берут карточки со стола, выстраиваются по порядку. Задания: • выходят дети с карточками, на которых цифрами обозначены дни недели, стоящие после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); • выходит ребенок с карточкой «Понедельник»; • выходит ребенок с карточкой с названием дня, который стоит после вторника, и так далее. 4. Игра «Кто знает, пусть дальше считает». Воспитатель предлагает посчитать цветы (например: тюльпаны, одуванчики и т. п.). Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Один одуванчик» — и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч и продолжает: «Два одуванчика», бросая мяч другому ребенку. И так далее. Физкультминутка Мы пойдём сначала вправо – Раз, два, три. А теперь пойдём налево – Раз, два, три. А теперь мы все присядем – Раз, два, три. Дружно и тихонько встанем – Раз, два, три. А теперь мы все станцуем – Раз, два, три. 5. Состав чисел 6 и 7. Работа с палочками X. Кюизенера. Воспитатель читает стихотворение:
Цифра 1 — самый первый снежок, 2 — нежно головку повесил цветок, 3 — ветер играет с морского волной, 4 — алеет флажок (он по цвету какой?), 5 — солнышка и одуванчика цвет, 6 — цвета фиалки прекраснее нет, 7 — сажа в трубе всё чернее, 8 — спелая вишня стала вкуснее, 9 — как колокольчик хрупкий, приятный, 10 — как апельсин свежий и ароматный.
Г. ПоповаЗадание: положите на стол палочку, которая соответствует числу 6 (фиолетовая). Дети выкладывают число шесть из других палочек (шесть белых или желтая и белая; две голубых; три розовых и так далее). 6. Игра с палочками. В понедельник — мандарин, А во вторник — апельсин, В среду — шоколад, В четверг — мармелад, В пятницу — виноград, В субботу — печенье, В воскресенье — варенье. В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. 7. Игра «Танграм». На доске образец:


Дети самостоятельно собирают квадрат. Тот, кто собрал, может составить изображение по собственному замыслу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада с презентацией. Состав числа 5 НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Конспект занятия в старшей группе. Свойства бумаги Конспект НОД в старшей группе на тему: «Одуванчик»

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Наша родина – Россия»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Посуда». Ознакомление с окружающим

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

1. Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

2. Содержание работы по развитию временных представлений у детей в ДОУ

3. Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию

Список используемой литературы

1. Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его»

Как же ребенку показать время?

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют зна­ния о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, не­деля, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

Большое значение имеет то, насколько часто дети использу­ют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день»!

Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей.

чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.

Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни дру­гими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. По­следовательность дней каждой недели всегда одна и та же: по­недельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.

Важно как можно чаще побуждать детей к установле­нию временных отношений, к использованию слов завтра, се­годня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.

При составлении рассказов из опыта, пересказа воспита­тель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существен­ное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.

Еще большее значение имеет использование словесных иг­ровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают сло­ва противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или не­деля, неделя или месяц, месяц или год.

Детей подготовительной группы знакомят с названием те­кущего месяца. Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспи­тать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие длитель­ности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длитель­ности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.

Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например, сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисо­вать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу

Развитое чувство времени помогает детям стать более орга­низованными, дисциплинированными.

Воспитатель предлагает кому-либо из детей разместить круги в 2 ряда так, чтобы под каждым большим находился маленький, и говорит! «Остался ли круг без пары? Что же можно сказать о количестве кругов! Если добавить 1 большой круг, то сколько их станет? (Добавляет 1 большой круг.) Сколько теперь больших кругов? Как мы получили 6 кругов? Каких кругов больше (меньше): больших или маленьких! Сколько их? Какое число больше (меньше): 5 или 6? Как сделать, чтобы больших кругов стало опять столько же, сколько маленьких? (Кто-либо из детей убирает 1 большой круг.) Сколько осталось больших кругові Как мы получили 5 кругов? Поровну ли больших и маленьких кругов! По сколько их?»

Воспитатель добавляет большой круг и говорит: «К 5 большим кру­гам я добавляю 1. Сколько их получилось? Что надо сделать, чтобы маленьких кругов было столько же? (Ребенок добавляет 1 маленький круг.) Сколько стало маленьких кругов? Как мы получили 6 кругов! Поровну ли теперь кругов? По сколько их?»

Аналогично рассматривается способ получения числа 7 (иллюстра­тивный материал может быть заменен).

2-я часть (работа с раздаточным материалом). «Отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов услышите, и поставьте на верхнюю (ниж­нюю) полоску. (Воспитатель стучит 5 и 6 раз.) На какой полоске боль­ше (меньше) игрушек и почему? Как сделать, чтобы игрушек стала поровну — по 6? Добавьте 1 игрушку на верхнюю полоску. По сколько игрушек стало на верхней и нижней полосках? Внимательно слушайте! сколько раз ударит молоточек, и поставьте столько же игрушек в нижнюю полоску. («7».) Сколько игрушек вы поставили на нижнюю полоску и почему? На какой полоске больше игрушек? Почему? Как сде­лать, чтобы на верхней и нижней полосках игрушек стало поровну! Уравняйте количество игрушек».

3-я часть (работа с числовой лесенкой). «Какое самое маленькое (большое) число квадратов на нашей лесенке? Сколько квадратов надо поместить в шестом столбике, чтобы там было на 1 квадрат больше, чем в пятом? (Ребенок расставляет квадраты в шестом столбике.) Если в седьмом столбике поместить столько же квадратов, сколько их в шестом, и еще 1, то сколько их тогда будет и почему? (Кто-либо из детей расставляет 7 квадратов.) Какое теперь самое большое число в нашей лесенке?»

4-я часть. Вариант 1. Воспитатель обращается к детям: «Сейчас мы будем учиться сравнивать предметы по размеру, находить, чем они похожи и чем отличаются. Сравните шарфики: одинаковы! ли они по длине? по ширине? Какой из них шире? уже? Как проверить, правильно ли вы ответили? Кто хочет это сделать?» (Кто-то из детей, пользуясь приемом приложения, доказывает правильность ответа.)

Вариант 2. Педагог дает ребенку предмет и предлагает: «Найди предмет длиннее (короче, шире, уже и т. д.), чем этот».

Вариант 3. «Найди на столе предметы, про которые можно сказать, что един из них длиннее (короче, шире, уже, выше, ниже и т. д. другого».

Примечание. Данные упражнения могут использоваться в последующих занятиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]