Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО


Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ

Проектный метод в деятельности педагогов ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению пришло развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованию ФГОС ДО и может быть осуществлен, как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ дости­жения дидактической цели посредством детальной разработки пробле­мы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным об­разом.

Метод проектов

— образовательная технология, которая позволяет соз­давать естественную среду для формирования у дошкольников интегратив­ных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной дея­тельности детей.

Цель метода проектов

— направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который по­лучается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно – образовательных задач:

1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, реф­лексивные, самооценочные.

2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию, детей.

Особенности педагогической технологии – метод проектов:

  • предоставляет возможность приобретать умение ставить и осозна­вать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;
  • предоставляет возможность саморазвития и самореализации в лично­стно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на фор­мирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляю­щая роль взрослого);
  • позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информа­ции, что влияет на формирование информационной и технологической ком­петентностей участников проекта.

Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть:

исследовательскими, информаци­онными, творческими, ролевыми. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные. По продолжительно­сти — на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.

Исследовательские проекты

– проекты, направленные на осуществление исследовательского поиска, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газета, драматизация, картотека опытов, кулинарная книга и т.д.).

Информационные проекты

– направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта состоит из получения и обработки информации, получение результата и презентации.

Творческие проекты

– как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников и классифицируются по преобладающему виду творчества (художественно-изобразительные, художественно-речевые, оформительские, театральные и т.д.).

Ролевые проекты

– проекты с элементами игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

Монопроекты

– это творческие проекты, потому как используется один вид деятельности.

Межпредметные

– это смешанные проекты.

Краткосрочные

– 1-2 недели,
среднесрочные
– 2-3 месяца,
долгосрочные
– на весь учебный год.

Основные этапы педагогической технологии – метод проектов.

1. Ценностно-ориентированный этап

: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка на­правлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельно­сти, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап

: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельно­сти, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включа­ются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3. Практический этап

: осуществляется координация деятельности де­тей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятель­ности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению про­блемы.

4. Заключительный этап

: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап

включает подготовку экспертов, организа­цию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его ос­новных позиций.

6. Оценочно-рефлексивный этап

предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогиче­ской эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка ре­зультативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

При реализации технологии метод проектов в воспитательно-­образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной дея­тельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных во­просов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, уме­ния видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.

Совокупность методов можно представить следующей классифика­цией:

  • Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.
  • Творческие методы: презентация.
  • Информационные методы: составление модели источников ин­формации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение до­школьников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Алгоритм работы над проектом.

  1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
  2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.
  3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.
  4. Активизация способов получения информации.
  5. Получение необходимой информации.
  6. Обобщение полученной информации.
  7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.
  8. Реализация проекта.
  9. Обсуждение результата, хода работы.
  10. Презентация результатов.
  11. Совместное определение перспективы развития проекта.

Определим проектную деятельность педагога и детей поэтапно

Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
  1. Постановка проблемы
Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы
  1. Определение цели деятельности
Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окрvжающего мира)
3. Конкретный замысел Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных
4. Планирование Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно- материальных и индивидуально-личностных условий Перечисляют занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций
5. Реализация проекта и постоянная рефлексия Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя
6. Анализ результатов и презентация Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Задачи исследовательской деятельности

специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Памятка «Оформление педагогического проекта»

  1. Педагогический проект, название, возрастная группа.
  2. Актуальность.

    Краткое описание почему здесь и сейчас возникла проблема?

  3. Обоснование значимости проекта.

    Н.: недостаточные знания детей о том-то…

  4. Цель проекта.
  5. Задачи проекта.
  6. Педагогические принципы.

    Этот пункт носит рекомендательный характер.

  7. Тип проекта.
  8. Вид проекта.
  9. Участники проекта.
  10. Длительность.
  11. Формы реализации проекта.

    Непосредственная образовательная деятельность.

  12. Познавательные беседы, экскурсии и т.п.
  13. Продуктивная деятельность.
  14. Взаимодействие с родителями.
  • Ожидаемый результат проекта.
      Воспитатель.
  • Дети.
  • Родители.
  • Основные направления реализации проекта.
  • Этапы проекта.
      Подготовительный этап. Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.
  • Практический этап.
    Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.
  • Заключительный этап.
    Цель, содержание работы с детьми, содержание работы с родителями.
  • Использованная литература:

    1. https://detstvogid.ru/glavnaya-2 Б.Г.Головина «Проектная деятельность вДОУ»
    2. https://www.maam.ru/ М.Касымова «Проектная деятельность в детском саду».
    3. О.В.Толстикова «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.-200 с.

    Этапы организации проектного метода обучения

    Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:

    1. Определение исследовательской проблемы проекта, на ее основании формулировка и постановка задач исследования.
    2. Выдвижение гипотезы исследования, направленной на решение поставленных задач.
    3. Определение методов исследования.
    4. Осуществление сбора данных и первичной информации, необходимых для проведения исследования.
    5. Анализ полученных данных и информации.
    6. Формулировка и оформление конечных результатов исследования.
    7. Подведение итогов: выводы, корректировка (осуществляется посредством использования следующих методов: «мозговой штурм», «круглый стол», творческие отчеты и т.п.).

    Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:

    • Не умеет вести статистику
    • Не владеет методами обработки данных
    • Не владеет различными методами творческой деятельности
    • Не способен логично и последовательно организовать учебный процесс в целом

    Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:

    1. Определяются и утверждаются специалистами органов образования в рамках утвержденной образовательной программы учебного заведения.
    2. Выдвигается непосредственно педагогом, на основании учебной ситуации в рамках той образовательной дисциплины, которую он преподает, а также с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся.
    3. Предложение тематики проектов поступает от самих учащихся, которые ориентируется не только на познавательные, творческие и прикладные интересы, но и на свои собственные.

    Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]