«Воспитание социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей»
«Воспитание социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не куратор , имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить воспитанника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, — включить воспитанника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Эффективность нравственного воспитания возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в различных формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
При условии правильно организованной воспитательной работы, повышается вероятность приобретения черт нравственно – устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме.
Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Формирование такой личности нужно начинать с нравственного воспитания. Необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанными с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется, представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются.
Нравственное воспитание, благотворно влияят на все стороны и формы взаимоотношений подростка с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Воспитание нравственных начал личности — наиважнейшая задача. Чем быстрее ребёнок освоит, поймёт нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен процесс, в становлении зрелой личности.
Цель нравственного воспитания
: воспитание морально-нравственных ценностей; формирование необходимых знаний и умений, способствующих развитию зрелой личности; использование полученных знаний в практических целях для коррекции межличностных отношений; формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения; повышение уровня культуры школьников.
Задачи:
— формирование устойчивых морально-нравственных свойств зрелой личности воспитанника;
— развитие навыков культурного общения и поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка;
— воспитание уважительного отношения к труду взрослых, чуткого, заботливого отношения к друзьям, товарищам, родным и близким;
— повышение уровня общего развития;
— помогать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
Основные блоки работы:
1.Я и я (формирование потребности самовоспитания своих моральных качеств, воспитание культуры общения и поведения).
2.Я и общество (воспитание понимания принадлежности к коллективу, стремление сочетать личный и общественный интерес, создание атмосферы дружбы и товарищества, взаимовыручки).
3. Я и Отечество (воспитание чувства патриотизма, мужества, чести, верности к Родине, закрепление духовных традиций).
4.Я и семья (формирование представлений о семейных ценностях, воспитание семьянина).
Приоритетным направлением воспитания должно быть формирование морально-нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом воспитания. Для этого необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.
Чтобы мотивировать детей к нравственным поступкам, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, использовать положительные примеры из жизни, личный пример. Высокую целительную силу, настрой на жизнеутверждающий лад, хорошее настроение детей вызывают массовые мероприятия и праздники, организация выставок детского творчества, рисунков, поделок, а так же проигрывание различных ситуаций и выход их них.
Примеры упражнений.
РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ
Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.
Твой друг попросил у тебя твой любимый плеер, а вернул его сломанным. Твои действия, слова.
Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?
Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ
Цель: Развитие творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения и поведения.
Детям раздается несколько последовательных картинок (по числу участников) с общим сюжетом, представляющих собой основу для связного рассказа. Каждый выбирает себе одну картинку и готовит по ней рассказ (но все вместе раскладывают картинки по порядку, чтобы иметь представление об общем сюжете).
Для лучшего усвоения материала можно использовать этические игры.
(Кривчинкова Э.Н. Этическая игра как средство формирования нравственных и социальных устремлений ребенка// Этическое воспитание, 2005, № 1)
Задания №1: «Тумба честности»
. Перед выполнением задания спросить у детей, что такое честность. Можно предупредить их о том, что если они не хотят отвечать правду на заданный вопрос, то лучше промолчать, чем сказать неправду. Выбрать один из предложенных вопросов, встать на «Тумбу честности» и ответить на него.
Задание №2: «Волшебный стул»
Перед выполнением задания напомнить детям, что говорить правду о себе легче, чем выслушивать её от других. Важно настроить детей на положительные высказывания и не заставлять ребенка садиться на «Волшебный стул», если он этого не хочет. Сесть на стул и послушать мнение коллектива о себе.
Задание №3: «Панорама поступков»
Выбрать 10 плохих и 10 хороших поступков. Попросить детей прокомментировать свои ответы, заострить внимание на поступках, несущих угрозу жизни.
Задание №4: «Оцени ситуацию»
Прослушать ситуацию и сказать, какими качествами характера обладает герой. Попросить детей поставить себя на место обиженного и высказать свои чувства.
Задание №5: «Законы коллектива
» Подумайте вместе и решите, какие законы важно соблюдать каждый день, чтобы ни у кого не портилось настроение? Взять с детей обещание выполнять те законы, которые они выбрали и каждый месяц поощрять тех, кто ни разу не нарушил их.
Немаловажное значение играют отношения между воспитанниками в коллективе, поэтому очень часто провожу с подростками такие небольшие пятиминутки:
• «Этические пятиминутки»
: коллективный поиск выхода из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определение способов их преодоления.
• «Этическую зарядку»:
каждодневная установка на доброжелательность, уважение в отношениях с другими.
Большое внимание в работе с подростками надо уделять формированию чувства патриотизма, сопричастность к героической истории Российского государства.
1.Воспитательский час-презентация «Факты о ВОВ».
2.Подготовка к смотру строя и песни.
3.Декоративно-прикладное творчество (открытки для ветеранов и выпуск стен. газеты).
4.Беседа «Россия-Родина моя», «Башкортостан-мой край родной».
Все это способствует закреплению элементарных представлении о национальных героях и важнейших событиях истории России, Республики Башкортостан.
Большую работу нужно проводить по воспитанию семейных ценностей, чтобы у воспитанников формировалось правильное представление о семье, уважение к старшему поколению, защита и помощь младшего поколения.
1.Беседа — игра «Семья — а что это?»
2.Дискуссия « Семейные традиции».
3.Воспитательский час «Семейный бюджет».
4.Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном».
Большая работа проводится при повседневной и трудовой деятельности ведь уборка кабинета, своей комнаты, субботники, дежурство в столовой и по колледжу так же играют важную роль в воспитание морально-нравственных ценностей. Эти мероприятия способствуют развитию таких важных качеств как: трудолюбие; помощь другим; соблюдение определённых норм и правил в обществе; ответственности не только за себя, но и за окружающих; созданию атмосферы товарищества в группе.
Надо учить воспитанников совершать больше положительных, обдуманных поступков, а если оступились, попытаться вместе с ними разобраться, проанализировать ситуацию. Всему этому способствуют такие беседы:
1.«Как научиться жить без конфликтов».
2.«По каким правилам мы живем».
3. Воспитательский час «Я культурный человек».
4.Беседа — рассуждение «Мое место в жизни».
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
У подростков появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление подростков к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.
Для воспитания морально-нравственных ценностей подростков и в дальнейшем необходимо выстраивать работу в соответствии с разработанной мной программой, ключевым системообразующим средством которой является индивидуально-дифференцированный подход. Поэтому необходимо сформировать сознательную установку на воспитание морально-нравственных качеств в себе, чтоб стать зрелой личностью и существовать в социуме.
Понятие нравственного воспитания
Современное российское общество оказалось в эпицентре моральных и нравственных проблем. Процессы глобализации и универсализации воздействуют на культуры страны, происходит разрушение традиционных национальных духовных ценностей, в результате этого возрастает социальное зло, а так же усиливается моральное недоверие друг к другу, межличностные и межнациональные конфликты воспринимаются как обычное явление, исчезает эмпатия, устанавливается тенденция разрушения национальных культурных традиций, идеалы молодежи переориентируются с духовных на материальные.
Актуальным остается вопрос этического измерения отрицательных последствий навязывания нашему социуму элементов жизненных стандартов Запада, что еще больше усугубляет кризис духовности российского общества. Это можно заметить в обесценивании морали и моральных императивов, а также в отсутствии на уровне межличностных отношений гуманных установок, благодаря которым происходит полноценное становление личности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Российскому обществу, как никогда, требуется наличие социально ценной и духовно стойкой личности, «Человека морального» с высоким уровнем культуры, способного стать ответственным, деятельным, активным субъектом общественного развития.
Среди исследователей нет в определении понятия «нравственное воспитание», он характеризуют его как:
- сложный интегрированный процесс;
- процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения;
- общественное явление, которое подчиняется законам общественного развития;
- целенаправленное воздействие старшего поколения на младшее с целью выработки у него устойчивых моральных качеств;
- целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности и общения, направленный на овладение нравственной культурой поведения, отношением к окружающему миру;
- процесс, специфические функции которого осуществляются по своим собственными правилам и закономерностям;
- стержень гармоничного развития личности;
- форма трансформации опыта и сфера реализации человеческой нравственной культуры;
- выработка умений и навыков нравственного поведения, формирование гуманных взаимоотношений.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Нравственное воспитание – цели, особенности, методы 440 ₽ Реферат Нравственное воспитание – цели, особенности, методы 240 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание – цели, особенности, методы 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость