Перспективное планирование на 1 младшую группу по рисованию


Значение изобразительной деятельности

Рисование (ФГОС) в первой младшей группе входит в программу по изобразительной деятельности. Дети не только рисуют, но и делают разнообразные аппликации, занимаются лепкой, что необходимо для всестороннего развития личности дошкольников.

Рисование в первой младшей группе привлекает малышей тем, что они самостоятельно создают что-то красивое и оригинальное. У детей накапливается и расширяется личный опыт, полученный ими благодаря органам чувств. Целесообразно приобщать детей к активной изобразительной деятельности с 2-3-летнего возраста.

Разнообразное рисование в первой младшей группе осуществляется по программе, разработанной М. А. Васильевой.

Предварительный просмотр:

Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе

Тема: «Спрячем зайку»

Составил: воспитатель Шилова А.В.

При составлении конспекта использовалась литература: Художественное творчество. Первая младшая группа О.В.Павлова. Издательство Учитель2014г.

Задачи: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, память, внимание, речь. Вызвать у детей желание помочь спрятаться зайчику в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.

Материал: Листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика; гуашь белого цвета; чашечки; салфетки. Предварительная работа: беседа «Зимний лес и его обитатели», чтение книги «Кто как живет» Е. Чарушина рассказ «Зайка».

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель: Ребята! Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, увидела, что кто-то спрятался у нас в группе в игровом уголке. Как думаете, кто? (Ответы детей).

Воспитатель: Нет, не угадали. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Загадка о зайце:

Прыгает ловко, Любит морковку?

Дети: Зайчик Воспитатель: Правильно, это зайчик. Давайте позовем его. Дети: Зайчик, выходи! Иди к нам!

( Воспитатель вынимает из — за спины игрушку. Дети здороваются с Зайкой.)

Воспитатель: Ребята, Зайка мне сейчас на ушко рассказал, почему он прибежал в детский сад. Оказывается, он никак не может спрятаться от лисы в лесу. Он не сменил серую шубку — летнюю, на белую — зимнюю. В лесу кругом снег, сугробы. Снег белый, а у зайчика шубка серого цвета.

Вот почему зайца видно на снегу и он не может спрятаться! Надо помочь зайчику — подарить ему белую шубку. Но сначала покажем зайчику, как мы умеем играть с пальчиками:

Пальчиковая гимнастика «Зайцы»

Скачет зайка косой (Правой рукой изобразить скачущего зайчика: покачивать рукой вверх-вниз).

Под высокою сосной. ( Правой рукой изобразить дерево).

Под другою сосной, (Левой рукой изобразить дерево).

Скачет зайка другой. ( Левой рукой изобразить скачущего зайчика).

Мы с вами хорошо поиграли с пальчиками. А теперь, давайте поможем зайчику. Предлагаю сесть за столы и нарисовать зайчишке белую шубку. У вас на столах лежат листы бумаги голубого цвета с контуром зайчика, стоит в чашечках гуашь белого цвета. Сегодня мы будем рисовать пальчиками. Воспитатель показывает нетрадиционный приём рисования — пальчиком (макаем пальчик в гуашь, делаем отпечатки внутри контура). Раскрасить нужно всего зайчишку. Воспитатель напоминает, что с краской нужно работать аккуратно. Дети выполняют самостоятельную работу, по возможности воспитатель контролирует выполнение работ. При затруднении индивидуально помогает.

Воспитатель: Вот и готова шубка для зайчика! Ребята, какие же вы у меня молодцы! Какие красивые рисунки у вас получились! Все – то вы умеете: и рисовать, и играть, а самое главное — вы добрые, никого и никогда не оставите в беде.

Поменяли шубки зайки

Разбежались по лужайке.

Шубки белые у всех!

То ли зайки – то ли снег?

Мы с вами плодотворно поработали, теперь давайте поиграем.

Подвижная игра «Зайчики и лисичка»

По лесной лужайке разбежались зайки. Вот какие зайки, зайки – побегайки. Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок. Вот какие зайки, зайки – побегайки. Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка, Ищет, где же зайки, зайки – побегайки. ( По окончании песни «зайки» убегают от воспитателя, надевшего шапочку лисы).

Воспитатель: Ребята, Зайка снами прощается, теперь он в лесу никого не боится! До свидания Зайка.

Предназначение программы

Она включает в себя не только рисование в первой младшей группе, но и лепку, аппликации. Располагаются занятия в определенном порядке, в порядке увеличения сложности. В случае необходимости (с учетом индивидуальных особенностей детей) возможна некоторая корректировка содержания занятий, а также изменение последовательности их проведения.

В программе необходимо учитывать региональные особенности территории, направленность дошкольного учреждения.

Положения программы

Рисование ватными палочками в первой младшей группе осуществляется с учетом следующих теоретических положений:

1. Подобная изобразительная деятельность в дошкольном учреждении является составной частью образовательной и воспитательной работы, она имеет связь с разнообразными направлениями.

Для полноценного развития и воспитания ребенка важна связь занятий лепкой, рисованием с активной игровой деятельностью. Нетрадиционное рисование в первой младшей группе повышает интерес у дошкольников к искусству. Воспитатель применяет разнообразные формы связи игры и художественного творчества.

Например, дети раскрашивают салфетки, чтобы украсить ими стол в кукольном уголке. Кроме того, педагогом используются разнообразные игровые приемы и методы. Дети рисуют друзей для любимой игрушки, лепят угощения для домашних животных.

Пластилин и краски для детей превращаются в интересную игру, наполненную приятными сюрпризами.

2. Для формирования детской фантазии и творчества важно создавать развивающую эстетическую среду.

С этой задачей успешно справляются краски для детей. Малыши вовлекаются в увлекательный и захватывающий процесс. Вместе с воспитателем они становятся настоящими художниками-оформителями. Детские рисунки карандашом, а также акварельными красками превращаются в декорации, ими украшают стены в группе.

Особое значение для формирования у дошкольников художественного вкуса имеет правильный подбор материалов, а также доброжелательность педагогов к своим воспитанникам.

3. Для развития способностей необходимо познание явлений и предметов.

Детские рисунки карандашом помогают развивать моторику пальцев. Во время работы над рисунком у дошкольника формируется образное представление о размерах предмета, оно фиксируется мозгом. При постоянном обогащении и развитии такого опыта происходит создание правильного представления о разных предметах и явлениях.

Рисование цветов в первой младшей группе позволяет научить детей формообразующим движениям рук. При постепенном переходе от простых фигур к сложным геометрическим формам дошкольник учится изображать разные явления и предметы окружающего мира.

Рисование пальчиком в первой младшей группе отличается от процесса лепки. Рисование предполагает передачу линий контура, а лепка связана с объемом, массой. Благодаря овладению формообразующими движениями дети получают полную свободу для творчества. Например, на первом этапе малыши просто обводят пальчиком шаблоны, получая представление о художественном творчестве.

Психологи убеждены в том, что именно рисование, аппликации, лепка позитивно воздействуют на воображение, мышление, внимание, память ребенка. Кроме того, художественное творчество способствует развитию самостоятельности, творческой активности детей, что и является одной из главных задач, поставленных министерством образования перед воспитателями дошкольных учреждений.

Воспитатель побуждает детей к анализу проведенной работы. Например, рисование в первой младшей группе на тему «Зима» можно превратить в настоящий праздник. Сначала ребята с помощью красок изображают свои ассоциации, связанные с зимой, новогодними праздниками. Затем картинки «оживают», к ним вместе с воспитателями дошкольники придумывают интересные и необычные сказочные истории.

Желательно рисование в первой младшей группе на тему «зима» завершить коллективным просмотром всех изображений, сделанных ребятами. Можно также устроить перед новогодним утренником красочную выставку для родителей.

В каждой возрастной группе есть свои отличительные особенности, поэтому воспитатель проводит корректировку занятий по изобразительной деятельности. Постепенно увеличивается количество цветов палитры, усложняется задание. Предлагаем варианты занятий, которые можно проводить с малышами в дошкольном учреждении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приучать ребенка слушать песенку и выполнять, в соответствии с ней, движения; определять характер; воспитывать чувство заботы.

Конспект игрового сеанса в группах посещающих Центр Игровой Поддержки ребенка.

Конспект непосредственно образовательной деятельностив группе раннего возрастапо освоению направления«Познавательно – речевое развитие».

Конспект занятия по развитию речи «Мишка, зайка и лошадка», 1 младшая группа.

Конспект содержит материал из Образовательной области «Здоровье». Одной из задач является дать детям представление о ценности здоровья, о полезной и вредной пище.

Цель: приучать ребенка слушать песенку и выполнять в соответствии с ней движения; определять характер «грустный»; воспитывать чувство заботы; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, ле.

Конспект ООД для детей младшей группы на тему: «Дружба и друзья» (социально-коммуникативное развитие) «К зайке в гости».

Источник

Особенности программы по изобразительной деятельности

Занятия направлены на развитие эстетического восприятия, формирование чувства радости и красоты. В процесс рисования постепенно включаются движения двумя руками по предмету, его обхват, работа по обведению контура.

Благодаря созданию положительного эмоционального настроя, дошкольники получают представление об особенностях изготовления аппликации, рисунка.

Рисование

Детям предлагаются на занятиях такие темы, которые бы помогали передавать красоту и уникальность окружающего мира, формировать у подрастающего поколения бережное отношение к окружающим живым объектам. Рисование в первой младшей группе на тему «Осень» предполагает изображение разноцветных падающих листочков. В процессе работы малыши учатся работать по шаблону, смешивать краски. Воспитатель развивает у своих подопечных навыки правильного захвата карандаша, кисти, фломастера.

Он контролирует правильность работы кистью, проверяет расслабленность руки во время движений кисточкой. Во время занятий у малышей развивается аккуратность, ведь они должны обмакивать кисть в воду, чтобы удалять остатки одной краски, наносить на кисть другой цвет. Воспитатель приучает дошкольников и к работе с бумажной салфеткой. Ребята аккуратно сушат кисть о тряпочку или салфетку, чтобы убрать избыток воды.

Для закрепления полученных навыков можно провести рисование в первой младшей группе на тему «Домашние животные». Тема занятия выбирается неслучайно. Ведь помимо привития дошкольникам изобразительных навыков, в задачу воспитателя входит и развитие детей. При рисовании любимых питомцев у малышей не только совершенствуются художественные навыки, но и формируется представление о внешнем виде животного, его отличительных признаках.

Не менее познавательным будет и рисование в первой младшей группе «Дикие животные». После того как малыши получат представление о домашних питомцах, можно двигаться дальше и предлагать им изображать других представителей животного мира.

Для закрепления у ребят представлений о названиях цветов воспитатель может проводить интересные игры. Для приобщения малышей к декоративной деятельности одно из занятий можно посвятить изготовлению новогодних игрушек. Готовые украшения можно использовать для того, чтобы украсить новогоднюю красавицу, поставленную в группе.

Для обучения ритмичному нанесению мазков, пятен, штрихов, линий идеально подходят изображения снега, падающих листьев, капелек дождя.

Для того чтобы подводить дошкольников к изображению прямоугольных, округлых предметов, а также комбинации нескольких форм, можно рисовать вагончики с паровозиком, неваляшек, снеговиков.

Путем многократного повторения несложных сюжетных линий, например елочек, жучков, бабочек, воспитатель учит ребенка располагать изображаемые предметы равномерно по всему листу.

Во время занятий по художественному творчеству воспитатель учит своих подопечных создавать небольшие сюжетные композиции. Такая деятельность увлекает детей, стимулирует развитие их воображения, творческой фантазии.

Картотека дидактических игр для младшей группы

Ход игры

: детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Игра «Закончи картинку».

Дидактическая задача:

выявить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Материалы и оборудование:

картинки с частично нарисоваными предметы (зайка, елка.)

Ход игры:

детям нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Игра«Угадай-ка время года»

Дидактическая задача:

закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, соответствующей временам года.

Материалы и оборудование:

картины, присущие осени, лету, зиме, весне; кукла Незнайка.

Ход игры:

педагог держит в руках Незнайку и говорит, что он пришел ко мне в гости и поведал, что забыл, какие есть времена года. Он просит, чтоб мы помогли ему вспомнить. Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года, а как можно узнать то или иное время года. Затем выслушивает ответы, хвалит, если у них возникли затруднения, наводящими вопросами напоминает что характерно для каждого сезона. Незнайка говорит спасибо и уходит, а педагог приглашает детей поиграть в игру « Угадай-ка». Дети располагаются полукругом на паласе, а воспитатель показывает им картины и просит назвать изображенное время года. Игра заканчивается: рисованием любимого времени года; выставкой детских работ в приёмной (Трофимова М.В., Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: изобразительное искусство).

Игра«Необыкновенные рисунки»Дидактическая задача:

развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

Материалы и оборудование:

манная крупа; тарелки по количеству детей.

Ход игры:

воспитатель говорит: « Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и при помощи неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т.д. Игра заканчивается: фотографированием полученных картин; помощью воспитателю в уборке. (Прокофьева А.Г. Развивающие игры для детей.)

Игра «Что бывает красного цвета?»

Дидактическая задача:

закрепить знание основных цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.

Материалы и оборудование:

кукла Катя, предметы разного цвета.

Ход игры:

воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.

Требования к навыкам дошкольников после занятий рисованием

К концу первого года обучения рисованию малыши должны демонстрировать эмоциональную отзывчивость при просмотре разнообразных иллюстраций, рассмотрении природных объектов, произведений художественного промысла.

Они с легкостью должны распознавать материалы, с помощью которых можно рисовать картинки, отличать цвета, иметь представление о народных игрушках (матрешке, неваляшке).

Кроме того, дошкольники должны изображать фломастерами, карандашами, красками простые композиции, продумывать несложный сюжет своего художественного произведения. К требованиям, которые выдвигаются к детям, прошедшим первый год обучения рисования в детском саду, предъявляются требования по федеральным государственным стандартам:

  • подбирать цветовую гамму с учетом особенностей изображения;
  • правильно держать фломастеры, карандаш, краски, кисть;
  • выбирать композицию из нескольких предметов.

Вариант распределения программного материала на учебный год

На осень можно запланировать вводное занятие, на котором ребята познакомятся с карандашами. Помимо правильного удерживания его в руке, воспитатель должен научить малышей оставлять на бумаге след от карандаша. Потом дети проводят пальчиком по сделанным ими линиям, чтобы запомнить особенности разных конфигураций и предметов.

Для максимального эффекта от проведенного занятия, помимо рисования, также можно предложить ребятам лепку разных по форме предметов. Например, если дошкольники будут изображать кружочки карандашом на бумаге, они должны будут слепить их и из пластилина.

Второе занятие можно сделать по теме «Дождь». Целью его будет обучение малышей передаче изображений, которые они видят в повседневной жизни, на бумаге. В ходе занятия дети учатся рисовать короткие линии и мелкие штрихи, удерживать в руке карандаш. Используя на занятии игровые приемы, воспитатель развивает у своих малышей желание рисовать.

Занятие — игра «Знакомство с карандашами «Спрячь картинку»

Марина Обухова
Занятие — игра «Знакомство с карандашами «Спрячь картинку»

Цель: учить детей правильно держать карандаш, самостоятельно рисовать (черкание, формировать интерес к изобразительной деятельности, учить играть в подвижные игры, используя имитационные движения, обыгрывая их игрушками; развивать речь детей, на примере звукоподражания; закрепить в речи детей названия основных цветов (синий, желтый, красный, зеленый)

.

Материал: игрушка- кошка, нарисованные на листьях белой бумаги мышки, карандаши основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети под музыку входят в группу, педагог обращает внимание на гостей, дети здороваются с ними.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.После чтения педагог задает вопрос: О ком идет речь в этом стихотворении?

В шубке теплой и пушистой,

В мягких тапочках на лапках

И мурлычет тихо- тихо

Правильно кошка, а к нам в гости тоже пришла кошка Мурка.

Посмотрите какая она мягкая, пушистая. А как она мяукает,давайте все вместе помяукаем: Мяу, мяу, мяу. Кошка очень любит молочко,когда она сытая она мурлычет : Мур, мур, мур. Кошки очень любят играть, вот и наша Мурка хочет с вами поиграть. Мы с вами будем мышками. Подвижная игра «Кошка и мышки»

.

Вот мы с вами опять дети, а наши мышки спрятались на листках бумаги. Педагог показывает лист бумаги, где нарисованы мышки, посмотрите, что у вас нарисовано? Маша у тебя что нарисовано? А у тебя? Предлагает их спрятать от кошки. Показывает карандаши, основных цветов, закрепляем, как правильно его держать. Предложить детям спрятать мышек черканьем, дать возможность выбрать цвет карандаша самим. При необходимости помочь взять его правильно — расположить пальчики малыша на карандаше и, держа руку ребенка в своей руке, нарисовать несколько линий, давая возможность ребенку почувствовать силу давления на карандаш.

Вот теперь все мышки спрятались от кошки.

Что ты, кошка, сторожишь? Сторожу у норки мышь. Выйдет мышка невзначай приглашу её на чай!


Сенсорное воспитание детей младшего возраста. Игра — основной вид деятельности. Дидактическая игра «Зацепи вагончики» д/игра: «Зацепи вагончики» цель: Учить детей различать квадрат; закрепить основные цвета: красный, синий, желтый. зеленый; развивать мелкую. Дидактическая игра «Найди свой домик» Для изучения основных цветов (желтый, красный,синий, зеленый, мною была создана дидактическая игра » «Найди свой домик» мне понадобилось.

Источник

Цветные ниточки для шариков

Данное занятие направлено на знакомство малышей с прямыми линиями. Дополняя прямые и ровные линии к шарикам, дети формируют представление об образе предметов. В процессе работы происходит формирование у дошкольников эстетического восприятия получаемого изображения.

Для развития навыка рисования сплошных линий можно провести занятие по теме «Полосатый коврик». Воспитатель демонстрирует ребятам свою работу, объясняет, какие именно цвета использовал в работе он. Далее детям предлагается проявить фантазию и создать свои собственные творения. Для того чтобы у малышей развивалось воображение, их не ограничивают в выборе цветовой гаммы.

Кроме карандашей, такое занятие проводят и с кистью. Малыши учатся набирать на кисть краску, аккуратно распределять ее по поверхности бумаги, чтобы получался красивый и ровный слой. Кроме того, на занятии дошкольники приобретают и умение снимать с кисточки лишнюю капельку, промывать кисточку в воде, наносить на нее новый цвет краски. Воспитатель продолжает знакомить детей с цветовой палитрой, формирует у них представление о возможном смешивании нескольких цветов.

На занятии по теме «Разноцветный ковер из листьев» развивается эстетическое восприятие, формируются образные представления о предметах, природных объектах. Малыши учатся опускать кисть полным ворсом в выбираемую краску, рисовать ею листочки определенной формы.

На занятии «Цветные клубочки» дошкольники рисуют слитные круговые линии плавными движениями, не отрывая от бумаги карандаш или фломастер. Во время занятия воспитатель предлагает им воспользоваться разными цветами, чтобы увидеть красоту получаемой палитры.

При рисовании разноцветных мыльных пузырей дети получают навыки правильного удерживания в руке карандаша, что пригодится им во время обучения в школе. К тому же занятие предполагает развитие цветового восприятия, так как для работы дошкольникам предлагаются разные цвета.

Среди интересных вариантов занятий выделим такие уроки по рисованию в детском саду, в процессе которых малыши получают возможность самостоятельно продумать сюжет будущего рисунка. Подобный подход стимулирует развитие творческого мышления дошкольников, помогает им развивать воображение.

«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ».

«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ».

Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека будет

душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить

радость в своем труде.

Роден

Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественно-образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, т. к. процесс рисования, лепки не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.

Первые действия малыша с кистью, карандашом, комком глины обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает. Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом процесс восприятия своего рисунка, лепки приятен ребенку и радует его.

Любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры, и занятия по изодеятельности в том числе. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них становится живым.

Например: пришел в гости грустный гномик — мы для него нарисовали солнышко, в конце занятия он стал очень веселым и водит с нами хоровод; дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей слепить им колобок. Колобки получились красивые.

Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить в течение недели одно занятие рисованием и одно лепкой. Количество занятий лепкой и рисованием должно быть одинаковым. Однако чередование их иногда может быть нарушено: в одну неделю могут проводиться два занятия рисованием, а в другую — два занятия лепкой. Это дает возможность закрепить полученные умения: недельный перерыв велик для малыша, и он забывает, что узнал, чему научился на предыдущем занятии.

Программными задачами по рисованию в I младшей группе являются:

-вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

-формировать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют, а из пластилина лепят;

— развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой рукой;

— подводить детей к изображению знакомых предметов;

— обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге;

— привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразными линиями, конфигурациями;

— побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;

— вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами;

— побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;

— развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы путем организации их восприятия окружающей жизни и игры;

— формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок) ;

— учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;

— учить держать карандаш и кисть свободно, правильно.

Материал, используемый в I младшей группе

при проведении занятий по изодеятельности – это карандаши, фломастеры, краски, кисти, пластилин. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный).

На первых занятиях по рисованию лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски двух-четырех цветов.

При этом используем следующие приемы рисования

красками:

— примакивания (листопад, следы): “топ-топ” — гуляет кисточка по бумаге;

— протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента, слева-направо – длинная дорога;

— сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой

— красивый заборчик ;

При рисовании карандашами — следующие приемы:

— штрихи короткие вертикальные — дождик, травка, заборчик,

-горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота) ;

— кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток) ;

— кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики) .

На первых занятиях знакомим детей с карандашами и красками и на занятие могут приходить король — Карандаш и принцесса -Кисточка, которые рассказывают о правилах работы с ними. В дальнейшем эти материалы чередуются на занятиях, но чтобы закрепить навыки работы с ними, надо проводить несколько занятий рисования карандашом, затем несколько — красками.

Например: карандашом рисуем дождик: ритмом штрихов передаем капельки дождя, при этом учим держать карандаш правильно в правой руке, выделяем синий цвет среди других цветов;

Дорисовывали усы коту путем ритмичности проведения коротких горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга;

Рисовали разноцветные клубочки (красный, зеленый, синий) -учили круговыми движениями рисовать клубки ниток, закрепляли при этом цвета.

После двух-трех занятий, на которых содержание рисунка определяется педагогом, проводится занятие по замыслу детей. Конечно, назвать эти занятия в буквальном смысле слова занятиями “по замыслу” нельзя: малыши изображают то, что хотят, многие просто водят карандашом по бумаге или повторяют изображения, усвоенные ранее.

Когда дети овладевают некоторыми умениями и навыками, можно рисовать коллективно. Коллективные работы выполняются небольшими подгруппами по 8-10 детей. Эта работа доставляет детям радость от рисования “рядом” и всегда очень красиво смотрится.

По рисованию красками могут быть следующие темы:

“По ровненькой дорожке” — учим рисовать кисточкой, ритмично наносить отпечаток на бумаге;

“Курочка” (отпечаток ладоши) – вызвать у детей эмоциональный отклик на яркий цвет краски, радоваться цветовым пятнам;

“Осенний листопад” — ритмом мазков передаем явления природы, учим правильно держать кисть в правой руке, радоваться ярким мазкам.

“Украсим матрешке сарафан” — украшаем мазками сарафаны матрешек, наносим мазки на силуэт сарафана, закрепляем цвета.

В группе должен быть стенд или мольберт для рассматривания готовых рисунков. Рассматривая их с детьми, прежде всего нужно обращать внимание детей на работы в целом: хвалить, обращать внимание на цвет. Это развивает у детей образное восприятие, способствует обогащению словаря.

Например: “Вот как много красивых цветов мы нарисовали. Получилось нарядно, как будто большое поле усеяно цветами”, или “Как много больших орешков упало с дерева – хватит белочке на обед”.

Работы, выполненные в течение месяца можно вывесить на выставке-стенде (файловая папка) для просмотра родителями, где указана тема, цель работы, какого числа выполнена.

Каждая работа должна быть подписана в правом нижнем углу (имя и первая буква фамилии ребенка). Остальные работы можно хранить в пластмассовой папке, в отдельных файлах для каждого ребенка. Они необходимы для того, чтобы наблюдать за процессом развития умения и навыков детей, для диагностики и для оценки работы воспитателя.

Для проведения мониторинга по развитию ребенка, можно пользоваться диагностическими картами по рисованию и лепке, в которые вносятся результаты обследования детей 3 раза в год. По результатам мониторинга необходимо проводить индивидуальную работу, вносить изменения в планирование.

На занятиях по рисованию необходимо использовать следующие методы и приемы:

1. Наблюдение за объектом изображения,

т. е. рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах (наблюдение за листопадом, прогулка по лужайке, игры- “прокати мяч воротца”, “намотай ниточку на клубочек”, “по ровненькой дорожке ходили наши ножки”.

2. Метод пассивных движений

— используется для того, чтобы ребенок легче овладел соответствующими движениями при рисовании; в воздухе проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.

3. Показ способов изображения

. — многочисленные точки или штрихи – это снег или дождь;

— вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;

— однонаправленные движения – горизонтальные: дорожки, линеечки;

— вертикальные: столбики, заборчик, травка.

Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.

4. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности

для создания образной ситуации -рассматривание книг-сказок с иллюстрациями: “Колобок”, “Теремок”, стихи А. Барто, потешки “Я пеку, пеку, пеку. ”, альбомов с домашними животными.

Занятия по лепке в детском саду начинается в I младшей группе. Они открывают для малыша большие возможности, развивает детское творчество, вооружает детей изобразительными и техническими умениями.

Обучение лепке в I младшей группе сводится к следующим задачам:

— вызвать у детей интерес к лепке;

— знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой;

— учить аккуратно пользоваться материалами;

— учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.) ;

— учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники) ; делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце) ;

— учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.

— приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Занятия лепкой чередуются с рисованием (по 1 занятию в неделю) .

Знакомство с пластилином проводили так: “Это пластилин. От него можно оторвать кусочек и, положив между ладонями раскатать колбаску, колобок.

Вначале дети начинают лепить предметы простейшей цилиндрической формы. Например: столбики, карандаши, палочки. Затем шаровидной формы: колобки, мячи, шары.

После чего начинают изображать более сложные формы. Например: “бревенчатый домик для Мишки”, “баранки для угощения любимой куклы”, “печенье и пряники для новогодних подарков”.

Используя раннее изученные способы работы с пластилином, к концу года дети могут по-разному объединять кусочки , скатывая-раскатывая их, получать сходство с реальными предметами, именно в такой игре с глиной и заключается у малышей занятия лепкой по замыслу.

Готовые работы можно располагать на выставочную доску, где у каждого ребенка своя картинка.

При анализе, необходимо обращать внимание на все работы в целом, хвалить работу детей и обыгрывать их.

Например, вылепленные “колобки” пришли похвалить Дед и Баба; вылепленные “баранки” предложили для угощения медвежатам, щенятам; “пряники” и “печенье” – под новогоднюю песенку подарили клоуну Клепе.

До следующего занятия можно обратиться к этим работам еще раз, полюбоваться на них, и снова обыграть их (“Какие вкусные баранки мы приготовили на угощение”, “Скорей бы пришла весна, чтобы наша красивая гусеница вышла погулять на травку) .

Работы хранятся до следующего занятия, по желанию родители могут забрать их домой.

Индивидуальная работа

Чтобы быстрее развить и закрепить навыки рисования и лепки надо проводить индивидуальную работу с детьми. Заниматься можно вне занятий утром или во второй половине дня.

Работать надо по подгруппам 2-3 ребенка под руководством воспитателя.

Во время этой работы необходимо закреплять навыки правильного выполнения работы, использования оборудования, следить за осанкой, за эмоциональным состоянием ребенка, вызывать желание рассказать о своей работе, необходимо использовать при этом потешки, песенки, попевки.

Для индивидуальной работы по лепке можно использовать пластилин или соленое тесто, т. к. организация работы с глиной занимает много времени и из нее более «грязный»процесс лепки.

В группе необходимо создать развивающую среду, способствующую художественно-эстетическому развитию детей.

Для работы по изодеятельности необходимо приобрести различного вида бумагу, гуашь, большие кисти, большие карандаши, восковые мелки, маркеры, фломастеры, всевозможные печати, тычки, глину, пластилин, емкость для краски и воды, дощечки, мольберт – это оборудование находится в специальных контейнерах в недоступном для детей месте. На полках можно разместить – игры на цвет, форму; альбомы для раскрашивания и рассматривания, контуры для раскрашивания, книги, трафареты, шаблоны, вкладыши, пирамиды, кубы (цветные, пазлы по цвету, цветные конструкторы, фланелеграф – все это должно находиться в доступном для детей месте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]