Развивающее пособие «Кольца Луллия» учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

«Круги Лулля» – это набор взаимосвязанных кругов или колец в форме пирамиды. Создателем этого комплекса разработок является французский монах Раймон Лулль. История создания игры началась с работы по развитию речевых функций и логического мышления.

В настоящее время «Кружки Умиротворения» активно используют в детских садах воспитатели и логопеды. Благодаря простоте конструкции и широкому функционалу такой продукт понятен и удобен в использовании, незаменим в работе учителей.

Как использовать «круги Луллия»?

Круги Лулля – что это? Это своего рода пирамида с картинками, словами или числами. Стрелка расположена над кружками. Все кольца подвижные, их можно вращать в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. По мере вращения кружков стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. Секторы могут содержать рисунки, загадки и целые предложения.

Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Получившуюся комбинацию можно интерпретировать как ответ на вопрос, а с расшифровкой связаны воображение и логика.

Современные «кружки» делятся по тематике. Вместе с детьми вы можете изучить «Фрукты и овощи», «Животные», «Одежда» и так далее. «Круги затишья» идеально подходят для знакомства ребенка с окружающим миром. В игровой форме дошкольники изучают новые слова, их значения и функции.

«Круги затишья» особенно рекомендуются для следующих занятий в дошкольном образовательном учреждении:

  • Ознакомление с окружающими предметами;
  • Развитие связной речи;
  • Знание математики;
  • Развитие мысли;
  • Умение устанавливать логические связи между объектами;
  • Комфортная социализация и общение с людьми и тд

Вы можете создавать «круги Лулля» своими руками. Тема подбирается на усмотрение учителя для конкретного урока.

Частное общеобразовательное учреждение современный модульный центр «Развитие»

Волкова Наталья Борисовна педагог-психолог 1квалификационной категории

Золина Венера Егоровна воспитатель по обучению татарского языка 1квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад№120комбинированного вида» Советского района г.Казани

В настоящее время ФГОС ДО и Профессиональный Стандарт воспитателя устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования — обеспечить достижение воспитанниками готовности к школе. Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является формирование и развитие логического мышления. Одной из наиболее сложных мыслительных операций является классификация. Для достижения оптимального уровня развития этой мыслительной операции очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребенку зрительно представлять понятия. Поэтому одной из основных задач является овладение действием наглядного моделирования, так как именно наглядные модели наиболее приемлемы для занятий с дошкольниками, поскольку присущи детской деятельности.

В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия научиться работать с ними.

В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Одну практичную и удобную модель для решения логических задач предлагает выдающийся ученый Леонард Эйлер.

Круги Эйлера — это графическая модель, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. А народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она с успехом используется в детских садах.

Наша игра «Волшебные круги» – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение.

Используя «Волшебные круги», ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

— анализ объектов с целью выделения признаков;

— синтез — составление целого из частей;

— выбор критериев для сравнения, классификации объектов;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений.

Метод наглядного моделирования с помощью нашей игры чаще всего используется для познавательного развития дошкольников. Начиная с 4-5 лет детям доступно решение простейших задач, сначала с разъяснениями взрослых, а потом и самостоятельно. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.

Актуальность разработки дидактической игры «Волшебные круги» определяется направленностью на реализацию развивающей функции образования, что является ключевой задачей современной образовательной ситуации в целом и в дошкольном образовании в частности.

Дидактическая игра призвана:

  • развитию познавательных процессов и умственных способностей,
  • обучению и закреплению родного языка,
  • развитию памяти, внимания, логического мышления,
  • развитию эмоционального интеллекта.

Содержание методических рекомендаций включает в себя:

— описание игры.

— этапы овладения действием наглядного моделирования.

— методические рекомендации по организации деятельности детей.

Практическая значимость предлагаемой дидактической игры связана с включением в содержание конкретных примеров работы с использованием метода наглядного моделирования.

Формы работы с игрой – подгрупповая и индивидуальная.

Для начала педагог объясняет детям пространственные понятия «внутри круга» и «вне круга». Важно научить ребенка использовать частицу НЕ для обозначения признака предметов вне круга.

Педагог кладет на стол обруч, показывает то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть стола находится вне обруча.

Цель работы с одним кругом — учить классифицировать предметы по одному признаку, понимать и применять логическую операцию отрицания НЕ, не называя её.

У каждого ребенка в руке один предмет. Дети по очереди располагают предметы в соответствии с заданием воспитателя. Расположите внутри обруча – все игрушки, а вне обруча – все остальные предметы. Затем проводится беседа по следующим вопросам:

  • Какие предметы лежат внутри обруча? (игрушки)
  • Какие предметы оказались вне обруча?

Важно то, что внутри обруча лежат игрушки, и никаких других предметов там нет.

Затем мы приступаем к распределению предметов на два круга. Мы объясняем понятия «внутри круга» и «вне круга», используя уже два признака.

Дети выполняют эти простые задания:

— Положите внутрь красного круга игрушки.

— Положите внутрь синего круга кубики.

После того как все фигуры размещены, воспитатель задает два новых вопроса:

— Какие предметы лежат внутри красного круга? (Внутри круга лежат игрушки).

— Какие предметы лежат внутри синего круга? (Внутри круга лежат кубики).

— Какие предметы лежат вне круга? (Вне круга лежат НЕ игрушки, НЕ кубики).

С дошкольниками можно использовать несколько моделей кругов:

  • непересекающиеся круги;
  • пересекающиеся круги;
  • один круг вложен в другой.

Цель работы над задачами с двумя кругами — развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию конъюнкции.

Теперь дети будут работать с двумя кругами или обручами разных цветов (синий, красный) с пересекающимися областями.

После успешного выполнения подготовительных упражнений можно приступить к решению задач.

Метод наглядного моделирования с помощью игры можно использовать и в речевом развитии дошкольников. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Такими средствами являются графические модели с использованием кругов Эйлера.

Элементами описательного рассказа являются качественные характеристики объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию, величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов), как он используется (какую пользу приносит).

Сначала ребенок составляет модель описания предметов по плану. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются в обручи.

Затем в пересечении кругов выделяются одинаковые признаки предметов. Теперь можно составлять описательный рассказ по данной схеме, определяя сначала сходство, а затем различия предметов.

Метод наглядного моделирования с помощью нашей игры можно использовать при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Детям предлагается набор карточек для решения задач. Например:

  1. Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты (один круг вложен в другой). Дети определяют предметы, подходящий под описания кругов. Важно обратить внимание ребенка на те, качества, которые присущи объекту всегда.
  2. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи (непересекающиеся круги). Дети определяют предметы, подходящий под описания кругов.
  3. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все красные предметы (пересекающиеся круги, в пересечении – карточка с яблоком). Сначала дети определяют предмет, подходящий под описания кругов. Каждой из пересекающихся окружностей присваивается какое-либо качество. Затем необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение.

Во время следующих занятий детям можно предлагать и более сложные задачи, когда в пересечении двух кругов может оказаться не одна, а несколько карточек.

Еще один аспект использования этой игры может быть освещен в развитии эмоционального интеллекта дошкольника в работе педагога-психолога ДОУ.

Сначала мы знакомим детей с базовыми эмоциями: грусть, радость. Предлагаем детям в один круг положить все пиктограммы, вызывающие положительные эмоции, а в другой – отрицательные. Задаем вопросы, помогающие проанализировать ситуации:

  • Как вы думаете, все события расположенные в первом кругу можно отнести к радостным?
  • Какие события относятся к грустным и печальным?

Затем соединяем круги и в пересечение двух кругов ставим карточку эмоции и подбираем пиктограммы, соответствующие и противоположные данной эмоции.

С течением времени набор исследуемых эмоции расширяется и набор пиктограмм, соответствующих им тоже.

Данную игру можно использовать и в качестве диагностического проекционного материала внутрисемейных отношений, страхов, тревожности и задатков к лидерству.

Также игру «Волшебные круги» использует воспитатель по обучению родному языку в качестве закрепления материала по определенным темам

Например, в пересечение кругов кладем рисунок зайца, а в круги дети кладут пиктограммы обозначающие признаки, свойственные данному животному (цвет, действие).

В изучении овощей и фруктов используются три круга, в которые одни дети кладут признаки (цвет, вкус, размер), а другие должны определить о каком овоще или фрукте идет речь.

Итак, в данной методической разработке были рассмотрены основные действия, которые можно производить с множествами, изучены возможности их применения для решения задач, даны методические советы по организации образовательной деятельности детей с использованием игры «Волшебные круги».

Используя в работе с детьми данную игру, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать.

Материал можно использовать как раздаточный материал для группы детей, так и в индивидуальной работе с дошкольниками воспитателями ДОУ, можно рекомендовать и родителям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Поддъяков А. Развитие комбинированных способностей.// Дошкольное воспитание.- 2001, № Ю.-С.90-96
  2. Корнеева Г. Современные походы к обучению дошкольников математике.// Дошкольное воспитание.- 2001, № 3.- С.46-49.
  3. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 400 с.
  4. Степанова О.А. Игровая школа мышления.-М.: Просвещение, 2003.
  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников.-Ярославль.: Академия развития,2001.

Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.

ТРИЗ технологии в детском саду Круги Лулля.

Одной из эффективных педагогических технологий развития творческих способностей детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.

Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких мыслительных качеств, как гибкость, мобильность, связность, а с другой стороны, исследования, стремления к новизне, языкового развития и творческого воображения.

Предлагаю вашему вниманию игровую систему заданий и упражнений, основанную на изобретении Раймунда Лулля – «Круги затишья». Что напрямую связано с технологией ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени его создателя. В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кружков.

В своей работе я использую кружки Лулля как игровой прием, направленный на обогащение словарного запаса ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах. Их эффективно используют в педагогике для развития языковых, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Круги Лулля преподносятся дошкольникам в виде чудесных колец или загадочных кругов. Для работы с детьми 3-4 лет рекомендуется брать всего два круга разного диаметра по 4 сектора в каждом.

При работе с детьми 5-6 лет используют два-три кружка (по 4-6 секторов на каждом).

Что еще почитать: Мастер — класс «Многофункциональное развивающее панно для детей дошкольного возраста»

Дети 7-го года жизни справляются с достаточным количеством заданий, в которых используются четыре круга по 8 секторов в каждом.

Рекомендуется играть в игры вне класса в виде игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). К секторам прикреплены картинки по определенной теме.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальная задача);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

Технологическая цепочка игры:

1. На всех участках круга изображения или знаки обозначают какие-либо предметы.

2. Деятельность настроена.

3. Кружки крутятся, дети смотрят, какие изображения на кружочках под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического перевоплощения придумайте историю.

Диски подходят для разного возраста. Для своих старших детей использую игры типа «Из чего?», «Профессии», «Более или менее».

Но игра также подходит для людей молодого и среднего возраста. Я подготовил такие игры, как «Чей хвост?», «Противоположности»

, «Чья это тень?», «Возьми пару».

Игры с «Кругами затишья» условно можно разделить на три типа:

1. Соответствующие игры:

“” “Назовите щенка».

2. Вы играете с элементом случайности в размещении колец:

D / I «Уменьшить, увеличить» D / I

3. Игры на развитие творческого воображения:

Д / И “Чей щенок?” D / E “сезоны»

Вы можете составить это руководство самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию.

Для изготовления потребуются: лист фанеры толщиной 4 мм, прокладки из ДСП (для опоры), шпилька с резьбой, шайбы, гайки.

Нарисуйте три круга диаметром 40, 20 и 10 см и лобзиком вырежьте круги.

Просверлите отверстие в центре каждого круга. Я покрасил его аэрозольной краской. Сделанную нами конструкцию делим линиями на 8 частей – секторов. К каждой детали прикрепляем по кусочку липы, после чего идет долгий и кропотливый процесс выбора изображений, на которые также крепится липа.

Ребята участвовали в вырезании и наклеивании изображений для маленьких клубов Lilluj».

Следовательно, использовать круги Ллулля можно в любой сфере: закрепить знания чисел и умение считать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующее число), знание геометрических фигур (соединить предмет определенной формы со стандартом, для развития фонематического слуха (связать образ с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и подсчитать слоги в словах).

Варианты использования этой техники безграничны. Наши учителя активно изучают его, детям он очень нравится, и вам в работе, мы тоже рекомендуем.

Спасибо за внимание.

Детский мастер-класс по ручному труду «Дидактическая игра «Волшебный круг. Угадай сказку»»

Морозова Марина Юрьевна

Детский мастер-класс по ручному труду «Дидактическая игра «Волшебный круг. Угадай сказку»»

Материал для выполнения мастер – класса: картон цветной, набор цветной бумаги, ножницы, клеевой карандаш, распечатки с изображением сказочных персонажей.

Мастер – класс выполняли ребята всей группы попарно.

На подготовительном этапе мастер – класса ребята вырезали сказочных героев.

Настя и Родион старательно вырезали персонажей сказки.

Макар и Егор аккуратно выполнили часть своей работы.

Мартин и Захар ответственно отнеслись к своему заданию.

На следующем этапе мастер – класса Макар и Родион очень аккуратно по контуру вырезали две детали – заготовки круглой формы.

Родион вырезал из белого картона круг, разделённый на равные секторы. Это основание «Волшебного круга»

.

Макар вырезал красочный вращающийся круг, который накладывается на круг с секторами.

Примеры игр с «кругами Луллия»

«Животные и детеныши»

На верхнем кольце изображены животные, на большом – их детеныши. Воспитатель называет любое животное. Поворачивая круги, ребенок должен найти ребенка по имени животное. Например, котенок находится в паре с кошкой, а щенок – с собакой. Задача игрока – найти каждому ребенку свою маму и наоборот.

«Сказки и герои»

На перстнях изображены герои известных сказок и принадлежащие им предметы. Учитель называет героя, а ребенок ищет то, что персонаж использует в рассказе. Например, Баба Яга – ступа или метла, Буратино – ключ и т.д. Задача детей – найти для каждого героя свою вещь.

Что еще почитать: Делаем игрушки своими руками: пошаговая инструкция и наглядные примеры

«Посчитайка»

Кольца представляют собой предметы и числа. Как играть? Учитель вращает стрелку и называет выпущенное изображение. Задача ребенка – посчитать, сколько предметов на картинке и назвать правильное число. Например, два мяча, четыре книги и т.д.

«Сочетайка»

На кольцах изображены случайные предметы: деревья, цвета, слова. Учитель крутит стрелу. Задача детей – рассказать, как можно связать упавшие изображения. Например, у вас получится пара деревянных – красного цвета. Это означает, что осенью листья меняются и краснеют. Проделайте то же самое со следующими комбинациями.

Lull’s Circles – это простая развивающая игра, положительно влияющая на мозговую активность детей. В игровой форме малыш не только стимулирует мышление, но и проводит приятные и забавные моменты с друзьями.

Развивающая дидактическая игра «Волшебный круг»

Алена Чумак

Развивающая дидактическая игра «Волшебный круг»

Презентация авторской развивающей игры

Ф. И. О.автора: Чумак Алена Сергеевна

Наименование ДОУ: «Д/С «Настенька»

Название игры: «Волшебный круг»

Возрастная группа детей: 2-3 года

Цели: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной и игровой деятельности «Волшебный круг»

; сенсорных способностей детей
(представлений о цвете, форме, величине)
.

1. создать условия для формирования представления об игре «Волшебный круг»

;

2. создать условия для развития мышления, слухового внимания и активной речи детей;

3. создать условия для ознакомления с дикими и домашними животными и их пищей;

4. создать условия для ознакомления разных геометрических форм и цвета;

5. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]