Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками.план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему


Конспект логопедического занятия «Звуки гласные и согласные»

Логопедическое занятие «Звуки гласные и согласные»

Цель

: учить детей различать гласные и согласные звуки.

Задачи:

1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей. 2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение. 3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других.
Оборудование:
карточки, картинки, веер букв.

Ход занятия

I. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). — А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

II. Повторение пройденного. — Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные) — Чем отличаются гласные звуки от согласных? — С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии? — Почему они называются гласными? (Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся, Этот звук как песня льётся. Звук, свободно ты лети, Нет преграды на пути! — Сколько гласных звуков в русском языке? — Каким цветом они обозначаются? IV. Работа на уровне звука. Игра “Эхо”. — Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ

Песенка гласных — Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки). — Сколько всего гласных звуков существует? (6). — А сколько гласных букв в русском алфавите? (10).

Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке ребенка баюкать, Но не желают скрипеть и ворчать.

— А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть. 1. Дидактическое упражнение:“Узнай букву на ощупь”. Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.

— Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы
Э
) 2. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка» Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. — Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:
ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.
V. Пальчиковая гимнастика. «Медвежата» — веселые пуговички. — К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам. (карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками) VI. Работа на уровне слога и слова. 1. Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.

2. Работа на уровне слова. На столе разложены перевернутые карточки со словами: СОСНА КАМЫШ РАНО. ВЕСНА БАНКА

— Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось. Дети выполняют задание: соc|на — на|сос — а|о. VII. Физминутка Д/упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения. Карточки–противоположности. Составь предложение с 2-мя словами. VIII. Работа на уровне текста, развитие связной речи. Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

(37 слов). Вопросы и задания:

1. О ком говорится в рассказе?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка? — Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом. Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью. IХ. Итог занятия. — Над какой темой мы сегодня с вами работали? — Что вам понравилось на занятии? — С чем вам было трудно справиться? — Спасибо всем за отличную работу на занятии!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]