Рабочая тетрадь. Раздел: «Конструирование» по программе «Развитие» Л.А. Венгера, под редакцией А.И. Булычевой для детей старшей группы

Екатерина Пучкина

Схемы и картотека построек по Лего-конструированию

Картотека игр по лего- конструированию.

1. Где Матрешка?

Наглядный материал: постройки из лего (домик, кровать, машина, игрушечная матрешка

Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину.

Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.

2. Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Цель.

Упражнять детей в конструировании по уменьшенным чертежам, в плоскостном моделировании, в умении строить элементарные схемы; уточнять пространственные понятия.

Материал.

Строительные наборы, ножницы, фломастеры.

Ход работы

Работа с иллюстрацией «Постройки».

Дети рассматривают иллюстрацию (рис. 47).

Рис. 47

Педагог

. Рассмотрите рисунки-чертежи уменьшенного масштаба. Что здесь нарисовано? Из каких деталей состоит каждая постройка?

Предложите детям разнообразные строительные детали и организуйте конструирование любых изображенных на картинке построек (по желанию).

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите с детьми изображение постройки (рис. 48 а), проанализируйте, из каких деталей она построена и каким способом.

Предложите ребятам определить на какой картинке (рис. 48 б, 48 в) изображены детали, из которых сооружена данная постройка, и аргументировать свой выбор.

Рис. 48

Советы воспитателю

Поиграйте с детьми, используя геометрические фигуры, строительные материалы и конструкторы «Лего».

Работа с иллюстрациями.

Предложите детям найти лист, на котором изображен квадрат, разрезать его на геометрические фигуры по разметкам, затем выложить из фигур изображения по предложенным схемам (рис. 49, 50).

Рис. 49

Рис. 50
Побуждайте детей придумывать свои фигуры, делать схемы (обводить фигуры фломастерами).

Работа с иллюстрацией «Жители Формандии».

Предложите детям рассмотреть «фотографии» жителей Формандии (рис. 51, 52) и спросите: «Что делают детали? Кто играет в мяч? Чем отличаются цилиндры? И т. д.».

Рис. 51


Рис. 52

В ходе беседы упражняйте детей в определении понятий: «вблизи», «вдали», «вверх», «вниз», «выше», «ниже», «наверху», «внизу», «далеко друг от друга», «слева», «справа», «посередине», «рядом», «на», «над», «внутри»; в определении свойств предметов (большой, маленький, длинный, короткий, одинаковые; шире, уже, широкая, узкая, толстый, тонкий, тяжелый, легкий, высокий, низкий).

Игровые задания.

Напомните детям об их друзьях – зверюшках (рис. 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10) и предложите навестить их. Пусть ребята снова встретятся с полюбившимися героями, вспомнят и расскажут, на какие строительные детали похожи голова мишки, туловище лисички и т. д.

Игра «Убери фигуру (деталь)».

Задания: «Уберите из трех фигур лишнюю» (квадрат, прямоугольник, круг и др.); «Уберите из трех деталей лишнюю» (цилиндр, конус, кирпичик и др.).

Игра «Отбери детали, у которых есть что-нибудь одинаковое».

Дети отбирают детали, объединенные общими признаками.

Игра «Подбери к фигуре (форме) такую же большую (маленькую) фигуру (форму)».

Советы воспитателю

Усложняйте задания, предлагая детям большее количество элементов.

Игра «Преврати фигуру».

Поупражняйте детей в рисовании геометрических фигур и придании им определенных образов.

Игра «Тень».

Установите настольную лампу таким образом, чтобы на стене можно было получить тени от предметов. Предложите детям отбирать предметы разной формы и демонстрировать на стене. Обратите их внимание на шар (как не поверни – всегда виден круг). Сравните шар с плоским круглым предметом: пластинкой, крышкой от кастрюли (круг виден не всегда). Продемонстрируйте детали крупного настольного строителя (куб, кирпичик, призму и др.). Побуждайте детей самостоятельно делать выводы («Когда у предмета есть разные стороны (грани), тени у них разные» и т. д.).

Установите на столе несколько деталей таким образом, чтобы они отбрасывали на стену тени – четкие геометрические фигуры, например, на два кубика, стоящих на расстоянии друг от друга, положите толстую пластину, а на нее – призму.

Предложите детям смоделировать постройку из геометрических фигур (на столах).

Игра «Выложи фигурами».

Соорудите на столе элементарные постройки и предложите детям выкладывать их изображения геометрическими фигурами (вид спереди). Подведите детей к построению элементарных схем построек, предлагая затем обводить фигуры фломастерами.

Организуйте конструирование из строительного материала и конструкторов. Предлагайте детям строить знакомые сооружения и придумывать новые. Обращайте их внимание на то, что любой предмет можно сконструировать разными способами; упражняйте в поиске способов конструирования.

Чаще играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры с использованием строительного материала, конструкторов «Лего» и др.

Ключевое слово

Грань.

Ход игры: Посмотрите и скажите, какая деталь лишняя.

3. «Опиши деталь»

Цель:

Ход игры: Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Воспитатель показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь. (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа)

4. «Я строитель»

Цель:

Ход игры: Перед ребенком лежит схема постройки предмета. Ребенок строит постройку, проговаривая свои действия (я беру кирпичик 2*6 зеленого цвета, рядом с ним ставлю точно такой же кирпичик зелёного цвета 2*6,закрепляю эти два кирпичика- синим кирпичиков 2*4, справа ставлю кубик жёлтого цвета 2*2,слева ставлю кубик жёлтого цвета 2*2 и. т. д)

5. «Цветные детали»

Цель: Развитие сенсорики.

Ход: Детям предлагается конструктор разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий)

и корзинки, нужно разложить конструктор одинакового цвета в корзинки.

6. «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены лего- предметы в определенной последовательности.

Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

Описать предмет, которого не стало

рассказать о месте, где он стоял

на какой звук начиналось название этого предмет

в названии каких еще предметов есть этот звук?

7. «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского)

рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют постройку, которая на ней изображена.

8. «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок)

вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются,воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

9.»Собери кирпичики- лего«

Цель: Закреплять знание основных цветов.

Оборудование: кирпичики лего 4 цветов.

Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки,распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто соберёт быстрее.

10.«Собери модель по памяти»

Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

11. Дидактическая игра «Сосчитай и назови»

Цель: способствует закреплению грамматических конструкций.

Ход игры:- поиграем в игру, у меня одна лего-елка, а скажи как будет много?Например :один кубик – а много будет – кубиков.

-у меня одна елка, сколько елок у вас?

-Сколько ёлок у Кати(4)

-Катя подари одну ёлку Лизе. Сколько ёлок стало у Лизы?

-Посчитай, сколько всего у тебя елок?

12. Дидактическая игра «Башня»

Цель: закрепляем предлоги (на, под, между)

Конструирование в детском саду по ФГОС

Развитие воображения и детского творчества посредством использования различных видов конструирования.
Целью обучения является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать. 2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание. 3. Развивать художественно-творческие способности детей. 4. Развивать эстетического восприятия художественного вкуса. 5. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек. 6. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала. 7. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов. 8. Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа. Конструирование — это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Виды конструирования в детском саду: В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: Конструирование из строительных материалов: Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада. Я использую на прогулке – это песочные наборы, в зимнее время — это лопатки и ведра для строительства крепостей, горок.


В группе используем готовые настольные игры для конструирования и строительства: различные мозаики, шнуровки, маленькие деревянные кубики, бумажный конструктор, танграм и. д. Игры на полу: модульные кубики, большие деревянные, пластмассовые кубики, наборы: «Ферма», «Железная дорога» и т. д., они используются как самостоятельный вид материала для конструирования, могут использоваться совместно друг с другом (кубики и конструктор)


Конструирование из бумаги, картона, коробок (бросовый материал): Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить материал (бумага, коробки, пенопласт, пластмассовые ложки, вилки, тарелки и. д.). В работе активно использую оригами (конструирование из бумаги)- поделка может использоваться как самостоятельная игрушка, так и в качестве праздничного подарка (открытка на новый год, 8 марта и т. д.)


Весь процесс требует умения измерять, верно складывать бумагу, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Так же в работе с детьми использую бросовый материал, например ложки, тарелки, коробочки и т. д. Соединяя с помощью клея или пластилина детали между собой (возможно соединение различных материалов между собой), дети получают интересные игрушки. Конструирование из природного материала: Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего и песок, и снег, и вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, горку с помощью форм (песочниц) — пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.


Я, используя в своей работе природный материал, знакомлю детей с его свойствами, они учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Из веток, коры, листьев, каштанов, шишек, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян и т. д., можно создать целые композиции. Создавая лесных животных и деревья, мы погружаем детей в мир игры. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат детской деятельности предназначается в основном для практического применения.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Конструирование для старших дошкольников Кукла Кувадка своими руками для детей Конспект занятия по конструированию на тему «Гжель». Подготовительная группа

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]