Логоритмика для детей 4-5 леткартотека по логопедии (средняя группа)


Цели и задачи логоритмики

Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В логопедии речевая и двигательная формы развития считаются взаимосвязанными. Движения, производимые в определенном ритме, легко запоминаются. На их основе легко строить речевой ритм. Двигаясь и одновременно в таком же темпе произнося фразы, ребенок учится четко и красиво говорить.

Цель логоритмики – предотвращение и коррекция речевых дефектов, физическое и психоэмоциональное развитие.

Задачи:

  • коррекция нарушений речи;
  • улучшение дыхания;
  • усовершенствование артикуляции, фонематического слуха;
  • улучшение координации движений;
  • расширение индивидуального словаря;
  • формирование интереса к музыке как к культурному явлению;
  • развитие памяти, концентрации внимания, умения ориентироваться в пространстве;
  • совершенствование чувства ритма;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • стимуляция речевой активности.

Какое занятие выбрать, зависит от имеющейся у ребенка проблемы. Если это заикание, преобладающими должны быть упражнения на ритм и дыхание. А если дошкольник затрудняется воспроизводить определенные звуки, то обязательными становятся артикуляционные занятия.

Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Что входит в логоритмику

Занятия по логоритмике в дошкольном учреждении включают:

  • разные виды двигательной активности – шаг, приседания, прыжки, танцы, хлопанья в ладоши, размахивания руками – такие упражнения обычно применяют как разминку;
  • методы коррекции речи;
  • артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения;
  • пение, зачитывание стихов, произнесение скороговорок;
  • пальчиковую гимнастику;
  • игры для развития концентрации внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти;
  • упражнения для совершенствования мимики, укрепления лицевой и челюстной мускулатуры;
  • расслабляющие упражнения, которыми обычно завершаются занятия.

Развиваем речь, голос, память с помощью проверенных методов логоритмики.

Содержится в разделах:

  • Работа логопеда. Логопедия 8500

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1488. Все разделы | Логоритмика. Логоритмические занятия

Новое

Фото

Лучшее

Логоритмика в жизни детей «Логоритмика в жизни детей»

Актуальность: С каждым годом, в детских садах растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения детей современными технологиями: телевидиние, компьютеры и телефоны…

Динамический час с элементами логоритмики Цель: Создать условия для совершенствования двигательной активности детей на основе формирования потребности в движениях. Задачи: -плавный переход от сна к бодрствованию в течении дня; -обеспечение необходимого объема двигательной активности детей; — повышение физической…

Правила проведения занятий по логоритмике

Логоритмика подразумевает привлекательную для ребенка игровую форму. Чтобы повысить интерес дошкольника к занятиям, используйте игрушки, иллюстрации, литературные произведения, музыкальные инструменты, аудиозаписи, необычные предметы, марионетки и пальчиковые куклы.

При заикании ребенок должен заниматься через день. Со здоровым дошкольником достаточно работать дважды в неделю.

Темп упражнений при каждом очередном занятии должен постепенно возрастать по мере успешности их выполнения ребенком. Музыкальное сопровождение должно соответствовать темпу двигательной активности и эмоциональной наполненности действий.

Не показывайте ребенку, что вы им недовольны. Разочаровавшись в себе, в следующий раз он может отказаться от выполнения упражнений.

Тема логоритмического занятия: «В осеннем лесу»

Неречевые цели:

  • развитие координации движений, ориентировок в пространстве;
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • формирование умения работать в коллективе сверстников;
  • развитие чувства ритма и музыкального слуха;
  • развитие креативного мышления;
  • нормализация мышечного тонуса.

Речевые цели:

  • развитие речевого дыхания и голосообразования;
  • развитие мимической и артикуляционной моторики;
  • синхронизация речи с движением;
  • развитие просодических компонентов;
  • активизация словаря по лексическим темам «Осень», Лес», «Деревья»,»Дикие животные».

Оборудование: сюжетная картина «Осенний лес»; игрушечные деревья; муляжи грибов (или предметные картинки); сказочные герои — ежик, медведь; деревянные ложки, трещотки, технические средства для воспроизведения музыкального сопровождения.

Логоритмика для детей 3 лет

3-летний возраст – период активного развития речи. Поэтому упражнения логоритмики для детей должны стимулировать речевую активность, улучшать мыслительные способности, развивать артикуляцию. Про физическую активность тоже забывать нельзя, подвижные игры обязательны.

Далеко или близко

Объясните детям, что далеко находящиеся объекты издают тихие звуки, а близкие – громкие. Предложите воспроизвести голоса животных. Например, собака лает далеко – дети произносят тихо «гав-гав», собака лает близко – дети говорят громко «ГАВ-ГАВ». Аналогично для кошки, овцы, коровы, петуха, кукушки, лягушки и других животных.

Моя семья

Зачитывайте стишок, а воспитанники должны после каждой строчки сгибать палец руки:

  • «этот палец – дедушка» – малыши сгибают большой палец;
  • «этот палец – бабушка» – указательный;
  • «этот палец – папочка» – средний;
  • «этот палец – мамочка» – безымянный;
  • «а этот палец – я» – мизинец;
  • «вот моя семья» – дети выставляют вперед получившийся кулак.

Веселый животик

Игра по логоритмике предназначена для улучшения дыхания диафрагмой. Дошкольник ложится на спину, расслабляется, кладет на живот любимую игрушку. Попросите ребенка глубоко вдохнуть, чтобы живот поднялся, а вместе с ним игрушка. Затем выдохнуть, чтобы живот с игрушкой опустился. Пусть повторит действие несколько раз.

Скажи по порядку

Игра по логоритмике развивает речевое дыхание. Ребенок должен вдохнуть, затем на выдохе пересчитать объекты на картинке: один, два, три… Количество произнесенных на выдохе слов должно соответствовать возрасту воспитанника.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения в рамках логоритмики тонизируют мускулатуру языка, челюстей. Вот некоторые примеры:

  • «Облизываюсь» – рот нешироко раскрыт, язык плавно движется по кругу по губам;
  • «Зубки прячутся» – губы то крепко сжаты, то растягиваются в широкой улыбке;
  • «Футболист» – язык движется внутри ротовой полости вправо-влево с давлением на слизистые стенки;
  • «Сердитый язык» – кончик языка упирается в задние стенки верхней пары резцов.

Ходьба

Под музыкальное сопровождение малыши идут цепочкой, держа левой рукой шнурок. Сначала делают обычные шаги, музыка передает соответствующий ритм. Далее темп меняется, игроки проходят около 3 м приставным шагом, высоко поднимая ноги. На 3-ем этапе дети, продолжая двигаться один за другим, должны переступить через 5 кубиков и ступеньки положенной на пол лестницы.

Логоритмика для детей 4 лет

Для 4-летнего ребенка первостепенную важность имеет физическое развитие, совершенствование двигательных навыков. Также важно учить дошкольников правильному общению, красивому произношению, четкому проговариванию звуков.

Делай, как животные

Предложите воспитанникам имитировать движения и звуки разных животных. Например, как ходит и рычит медведь – дети отвечают «р-р-р», при этом двигаются вразвалочку косолапыми шагами. Или, как летит и кричит гусь – игроки отвечают «га-га-га», при этом широко размахивают руками.

Иду-плыву-лечу

Услышав слово «земля», дети топают по полу. При слове «вода» они делают движения руками, словно плывут. А при слове «воздух» взмахивают руками, как птицы при полете.

Овощи

Показывайте воспитаннику иллюстрации овощей, при этом произносите их названия четко по слогам: по-ми-дор, ка-ба-чок, ре-дис, ку-ку-ру-за. Ребенок должен хлопать в ладоши после каждого услышанного слога.

Покорми птиц

Для игры по логоритмике нужно подготовить зерно, горох и небольшие камушки, а также 6 емкостей. Предложите воспитаннику покормить птиц, прилетевших к кормушке. Для этого он должен переложить зерно, горошины и камушки в другую тару. Сначала малыш делает это одной рукой, затем другой, потом двумя. Далее использует только пальцы: большой с указательным, затем со средним, с безымянным и, наконец, с мизинцем.

Поезд

Дошкольники имитируют вагоны поезда: становятся друг за другом, сгибают руки в локтевом суставе, прижимают к бокам, ладони сжимают в кулаки. Начинают двигаться под музыку в соответствующем ритме, топая ногами и одновременно совершая круговые движения руками. Темп музыки меняется, вслед за ним дети меняют скорость движений.

Автомобиль

Дети отвечают на вопросы, сопровождая ответы соответствующими действиями:

  • как гудит автомобиль – «би-би-би» – дети давят кулаком о раскрытую ладонь другой руки;
  • как шумит мотор – «ж-ж-ж» – делают круговые движения руками, словно управляют рулем;
  • как мы быстро едем – «р-р-р» – громко и быстро стучат ногами о пол;
  • как шины шуршат об асфальт – «ш-ш-ш» – дети трут ладони одну о другую;
  • как вертятся колеса – «та-та-та» – делают круговые движения руками в одну сторону.

Логоритмика для детей 5 лет

В конспекте логоритмики для дошкольников средней группы должны быть активные игры, направленные на физическое развитие и оздоровление. Движения усложняются, дополняются другими разными действиями, нагрузка становится интенсивнее. Занятия должны развивать гибкость, способствовать сохранению здоровой осанки, а также улучшать творческие способности.

Передай другу

Игра по логоритмике развивает концентрацию внимания и скорость реакции. Игроки становятся попарно напротив друг друга. В руке одного – кегля, другого – кольцо от игрушечной пирамиды. Когда зазвучит музыка, начинается передача предметов: один игрок принимает у второго кеглю правой рукой, а кольцо отдает левой, и так по кругу.

Готовим капусту

Рассказывайте стишок, производя соответствующие сюжету действия, а ребенок должен их повторять:

  • «мы капусту порубили» – малыш делает рубящие движения руками;
  • «мы капусту посолили» – складывает пальцы, двигает ими, как будто сыпля соль;
  • «мы капусту подавили» – делает руками давящие и разжимающие движения;
  • «вкусную еду получили» – хлопает в ладоши.

Что зазвенело

Покажите воспитанникам 4 предмета: деревянные ложки, погремушку, стеклянный стакан, металлический колокольчик. Позвените предметами, спрячьте их. Повторно позвените ими из тайника. Дети должны догадаться, что звенит.

Зоопарк

Разделите игроков на 4 группы: зайцы, медведи, зебры, попугаи. Под музыкальное сопровождение дети движутся, имитируя животных: «зайцы» прыгают, «медведи» шагают вразвалку, «зебры» высоко поднимают ноги над полом, «попугаи» машут руками.

Гуси

Игра по логоритмике улучшает моторику. Задача воспитанников – воспроизведение действий птиц по стишку:

  • «гуси прилетели» – дети машут руками, бегают на цыпочках;
  • «на лужайке сели» – садятся на корточки;
  • «походили» – игроки поднимаются, медленно ходят на цыпочках;
  • «поклевали» – останавливаются, наклоняются вниз;
  • «и быстро убежали» – игроки бегут к своим стульям, садятся на них.

Логоритмика: развиваем речь движением

Чем обычно занимаются дети в садике? Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить. Логопедическая ритмика, или логоритмика, — это возможность заниматься всем этим сразу, развивая моторику, речь, слух и умение двигаться координированно. Чем и почему полезна логоритмика и как ею заниматься дома, рассказывает логопед Екатерина Савина.

Екатерина Савина, учитель-логопед

В середине прошлого века биологи и врачи доказали: регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме помогает при самых разных заболеваниях и не только улучшает самочувствие, но и поднимает «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая — лечебная, а потом и узкоспециализированная — логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Что такое логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.

По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает малышу легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.

Для кого она будет полезна

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;
  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
  • часто болеющим и ослабленным;
  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия по возрастам

В каждом периоде — разные потребности и возможности. Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер.

От 0 до 2 с половиной лет

Читайте малышу стишок или потешку, одновременно ритмично хлопая в ладоши. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно делать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

«Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходим на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)

«Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Скажите ребенку, что пошел дождик. Можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10−15 секунд. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап… А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…»

Задача ребенка — проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)

На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев),

Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы — в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются),

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх).

«Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо (качаем поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево).

Ветерок все тише, тише (медленно покачиваем руками).

Деревца все выше, выше (тянемся вверх на носках, руки подняты вверх).

«Вьюга» (развитие речевого дыхания)

Вы говорите: «Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?» Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «У-у-у…»


От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

«Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил.

«Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)

Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)

Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

«Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон — подходит все, что может издавать ритмичные удары.

Более сложный уровень: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

«Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

Подготовьте картинки со схематичными изображениями двигающихся человечков. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать — главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

Как заниматься дома

Логопедическая ритмика — это очень просто: все задания может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Но важно учесть несколько ключевых моментов.

  1. В основе — подражание. Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. Сначала текст читает взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Когда он сможет повторить все фразы в нужном ритме и без ошибок, путь проявляет инициативу.
  2. Результат будет нескоро. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).
  3. Занятия должны быть веселыми. Пусть логоритмика приносит удовольствие! Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы, если они не мешают двигаться. Словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!
  4. Мастерство нужно оттачивать. Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить какое-то задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.
  5. Внимательно подбирайте музыку. Для медленной части занятий подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной — марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Запаситесь детскими песенками и записями звуков природы.
  6. Ориентируйтесь на ребенка. Если у малыша что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками? Смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное — соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном простор фантазии не ограничен.
  7. Тщательно выполняйте речевые упражнения. Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
  8. Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли ребенку занятия, получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к малышу, занимайтесь в удобном для него ритме, и вы обязательно увидите улучшения.

Для детей 6 лет

С 6-летнего возраста дошкольники уже готовятся к школе, упражнения по логоритмике усложняются. В этом возрасте важно развивать ритм, интонацию, четкость речи, умение выражать эмоции, расширять кругозор.

Живое-неживое

Произносите слова, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат название живого и маленького существа. Например: пчела, телефон, карандаш, комар, бегемот, жираф, муравей, кузнечик, мяч, птенец, кнопка, стрекоза, окно, лошадь, улитка.

Узнай животное

Игроки с помощью мимики и телодвижений должны изобразить заданных животных. Например, важного индюка, трусливого кролика, медлительную черепаху. А остальные должны догадаться, кого показывает товарищ.

Путешествие

Расскажите воспитанникам, что они сейчас отправятся путешествовать на разных видах транспорта. Сначала на машине – дети произносят протяжно звук «р-р-р». Затем на самолете – «у-у-у». Самолет снижается – дети произносят звук тише. Путешествие продолжается на поезде – «ту-ту-у-у-у». Поезд едет быстро – «чух-чух-чух». Приближаясь к станции, замедляет ход – дети произносят «чух-чух» медленнее. Поезд остановился, из-под колес пошел пар – «ш-ш-ш». Дальше путешествие продолжается на лошади – дети издают цокающий звук языком.

Узнай по мимике

Дети по очереди называют междометия, изображают мимикой соответствующую эмоцию. Остальные должны догадаться, о чем речь:

  • Ах! – удивление;
  • Ох! – боль;
  • Ай! – испуг;
  • Эх! – веселье;
  • Эй! – недовольство;
  • Ой! – растерянность.

Логоритмика: зачем нужна?

Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз.Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: исследования середины прошлого века подтвердили, что регулярные движения в определенном ритме улучшают самочувствие, поднимают настроение и даже могут побороть самые разные заболевания. Так появилась логоритмика — специализированная логопедическая методика, помогающая речевому развитию детей..


Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько «элементов»: дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма. Благодаря логоритмике можно восстановить целостность системы и сделать ее работу более стабильной.

Среди преимуществ, которые дает логоритмика, стоит отметить то, что она тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и крайне положительно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему усвоить правильные двигательные навыки.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • творческой фантазии и воображения.

Занятия логоритмикой также развивает моторику (общую и тонкую), речевое дыхание и нормализуют мышечный тонус. Кроме того, она является отличным «регулятором» психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.

В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Когда нужна логоритмика?

Можно выделить несколько ситуаций, когда логоритмика будет особенно эффективна. К ним относятся случаи, когда:

  • у малыша есть заикание или наследственная предрасположенность к нему;
  • ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • у крохи недостаточно развита моторика и координация движений;
  • карапуз часто болеет;
  • для ребенка характерна дизартрия, задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • для малышей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 2,5 до 4 лет).

Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.

Интенсивное становление речи происходит у детей, начиная с трех лет. Логоритмика для малышей помогает не только ее развитию, а еще и укрепляет мышечный аппарат, формирует правильное дыхание. Благодаря синхронизации движений с текстом данная методика позволяет сформировать основы фонематического слуха, темпа речи. В становлении правильной осанки и развитии двигательной координации она также играет далеко не последнюю роль.

Раннее развитие речи ребенка — в настоящее время редкость. Если еще двадцать лет назад большинство детей в возрасте полутора-двух лет с выражением рассказывали небольшие стихи, то сегодня подобных ребят очень мало. Основная масса малышей начинает более-менее связно говорить лишь к трем годам. Объяснений, почему это происходит, нет. Возможно, потому, что модным стало развивать детей с пеленок, хвастаться тем, что уже в 4 года сын или дочка выполняют простейшие математические действия и бегло читают. В дошкольном периоде у ребенка развивается правое полушарие головного мозга, а за связи между буквами отвечает левое. Стало быть, интенсивно развивая не то что следует, родители добиваются, что в дальнейшем у ребенка могут появиться проблемы: он будет отлично читать, но не сможет выполнить звуко-буквенный анализ, найти причинно-следственные связи.

Логоритмика для малышей помогает выразительности мимических движений, учит детей распознавать и показывать эмоциональные состояния, синхронизируя их с музыкой. Она является как методом профилактического, так и коррекционного воздействия.

Для детей 7 лет

В 7-летнем возрасте дошкольники могут выполнять сложные задания по логоритмике.

Какое это животное

Один игрок двигается под музыку, изображая телодвижениями, мимикой и звуками определенное животное. Когда музыка прерывается, замирает. Остальные должны догадаться, какое животное он изображал.

Связист

Производите ладонями по 3-4 хлопка в разном ритме наподобие азбуки Морзе. А воспитанник должен повторить их в том же ритме. Например: 3 быстрых, 1 медленный.

Зеркало

Для игры по музыкальной логоритмике подготовьте картинки людей в разных позах. Включите музыку, пусть дети танцуют. Как только мелодия прервется, игроки должны принять позу того человека, который изображен на демонстрируемом изображении.

Логоритмика Железновой для детей

Педагог Екатерина Железнова разработала уникальную программу логоритмики для дошкольников всех возрастных групп. Занятия подразумевают одновременное выполнение речевых, двигательных и музыкальных упражнений.

В программу включены:

  • движения под музыку;
  • пальчиковые игры;
  • подражательные сказки;
  • веселые упражнения;
  • подвижные игры;
  • гимнастика и аэробика;
  • массажные игры;
  • инсценировки;
  • колыбельные.

Программы логоритмики Железновой для разных возрастных групп выпущены в виде дидактических пособий, записаны на аудио и видео, их можно найти в интернете.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]