Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой
Мм;
учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).
Оборудование.
Картинки со звуками [м—м’]; палочки; картинки с изображением цветов; фломастеры; звуковые домики.
Ход занятия
I. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.
1. — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»
Какой первый звук в песенке коровы? ([м]).
Какой первый звук в песенке кошки? ([м’]).
Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м—м’]». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».
— Какие два звука имела в виду Маша? ([м]). Где в слове мама
слышен звук [м]? (В начале и середине слова)
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м—м’]. На клумбе росли цветы: ирисы, маки,
пионы.
— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки) Почему? Маша вернулась с букетом маков.
Поставила их в вазу. А на столе уже стояла
манная
каша и
молоко.
Маша засмеялась:
«Мамочка,
какая ты молодец! Ты помогаешь
мне
в
моей
игре».
— Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко
— первый звук [м]).
После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша
сорвала
морковь
для супа,
малину
для компота.
— Какой первый звук в словах морковь
и
малина?
(Звук [м]). Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали
макароны
и
мясо
. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
— Какие звуки слышны в начале слов макароны,
мясо? (Звуки [м—м’]).
К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»
«Я играю в слова со звуками [м—м’]», — ответила Маша.
«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. Кто это?» (Мышки)
— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:
Бьют его рукой и палкой —
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут». (Мяч)
— Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?
2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м—м’] в словах мышь
и
мяч.
Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.
Артикуляция звуков.
При произнесении звуков [м—м’] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда; воздушная струя как бы разрывает губы.
Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными.
Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Характеристика звуков.
Звуки [м—м’] — согласные; могут быть твердыми и мягкими.
II. 1. Звуковой анализ слов мышь
и
мяч
(с закрашиванием фломастерами окошечек в домиках).
2. Игровая ситуация «Фокус».
Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых гласные звуки [м—м’] закрашены синим фломастером.
— Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, но солнышко растопило всю его твердость?
Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синий квадратик во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синий квадратик превращается на глазах детей в зеленый. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые остаются синими. Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.
III. Закрепление нового материала.
1. Воспитатель предлагает из пары слов выбрать и назвать те, которые начинаются со звука [м’].
Примерные пары слов: масло
—
мясо, мак
—
мяч, море
—
мель, мышка
—
мишка, машина
—
метро
и т. п.
2. Воспитатель показывает картинки со звуком [м] — дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха
—
летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл)
и др.
IV. 1. Знакомство с образом буквы. Педагог интересуется у детей:
— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м—м’]. Показ демонстрационной буквы и размещение ее на панно по адресу: четвертый этаж (четвертый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева). Квартиры для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим цветом.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
V. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет».
Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.
Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т. п) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?
Проект «Город Букв» — всё о букве «М» для 1 класса
Цель проекта: Познакомиться со всеми буквами русского алфавита и выбрать свою самую любимую букву. Нарисовать и рассказать о её характере, а также поведении в Городе Букв, узнав о ней из произведений учебника «Литературное чтение». Сделать макет буквы, подготовить доклад для выступления и презентацию с иллюстрациями.
План выполнения проекта:
- Моя любимая буква
- Сделаем макет буквы из картона.
- Характер буквы «М».
- Стихотворения о букве «М».
- Загадки о букве «М».
- Текст о букве «М» для Музея букв.
- Пример готовой презентации.
Доклад к проекту
Я выбрала для Музея букв — букву «М». Так как она моя самая любимая. Об этой букве различные писатели сказали много интересного.
С буквы М начинается слово Мышь, которое обозначает грызуна, спасающегося от кошки в стихотворении В. Данько.
Весёлый Маскарад затеяли буквы в стихотворении Саши Чёрного.
Буква М является согласной и её нельзя петь.
Зато её можно Мычать, как это сделал цыплёнок в стихотворении И. Гамазковой.
В стихотворении С. Маршака с буквы М начинается слово Медведь, который угрожал съесть всех остальных пассажиров.
Также с этой буквы начинаются слова Мужество, Мама, Малина, Мяч.