ЗОЖ в условиях дошкольной организации
Известно, что здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального экономического развития любой страны.Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее — наши дети. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Современные ученые констатируют, что проблема сохранения и укрепления здоровья не теряет своей актуальности, а наоборот, становится более значимой, так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция растёт. Поэтому очень важно особое внимание уделять укреплению здоровья и развитию физических качеств, формированию основ здорового образа жизни, согласно ФГОС ДО.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив кадровый и информационный потенциал при введении ФГОС ДО в образовательный процесс, коллектив детского сада, встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, повышения уровня их здоровья. Но не только детей, но и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.
Изменилась роль педагогов. Мы должны не только обучить детей основным видам двигательных навыков, давать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Итак, состояние здоровья детей, в целом, становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, как одно из основных составляющих культуры здорового образа жизни. Понимая значимость данной проблемы, мы начали работу в данном направлении, осознавая, что отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированной в его сознании понятия «здоровой образ жизни». Для этого определили, что для каждой возрастной группы ставятся свои задачи и формы организации здоровьесберегающей работы.
В младших группах:
- это правила выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнёра, контролировать и координировать движения),
- выполнение гигиенических процедур;
- знакомство с полезными продуктами питания.
Рекламное сообщение
В старших и подготовительных группах
- это формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности, знакомство с профилактикой заболеваний, самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха;
- развитие настойчивости, целеустремлённости в уходе за своим телом, при помощи физкультурно-оздоровительной деятельности;
- знакомство с культурой еды, правилами поведения за столом;
- знакомство с правилами первой помощи при травме;
- знакомство с активным отдыхом;
- развитие привычки к занятиям физической культурой и выполнение утренней зарядки;
- привить соблюдение гигиенических правил.
Данные задачи позволили дифференцированно подходить к организации работы в данном направлении.
Для формирования здорового образа жизни, полноценного физического развития в детском саду создали все необходимые условия:
- ·Спортивный зал, оборудован «Дорожками здоровья», «Шведской стенкой», «Спортивный комплекс»;
- ·современный инвентарь для спортивных и подвижных игр;
- ·нестандартное физкультурное оборудование для ОРУ, ориентиры;
- ·великолепная спортивная площадка на улице, с зеленым газоном;
- ·оборудованы спортивные уголки для самостоятельной двигательной активности в каждой возрастной группе, согласно ФГОС ДОО;
- ·имеются пуговичные дорожки, дорожки «Здоровья» для закаливания;
- ·в группах имеется наглядный материал по темам «Первая помощь при травме», «Здоровый образ жизни», «Продукты здорового питания», «Вредные привычки – что это?».
Выстраивая работу с детьми, мы старались максимально задействовать различные физические качества, в процессе обучения, используя разнообразные формы игрового и соревновательного характера, это нравится детям. Но одним из основных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является работа с родителями воспитанников. Ведь проблема воспитания, формирования основ ЗОЖ могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями и педагогами. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьей, если в детском саду не создано детско—взрослое сообщество дети — родители — педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. С первых дней знакомства с родителями, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в детском саду, обращая внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Наша задача донести до родителей, насколько важно осознавать тот факт, что только они взрослые и близкие детям люди, смогут заложить фундамент полноценного отношение к своему здоровью, что они, родители, являются примером для подражания своих детей. В связи с этим к данной работе мы привлекали семьи воспитанников. Совместно с родителями были проведены мероприятия такие как «День здоровья», «Олимпийские игры». Но не только родители являлись участниками спортивных праздников нашего детского сада, к этой работе привлекали и молодое поколение студентов ВГИ (филиала) ВолГУ в г. Волжском. Ребята, вместе с воспитанниками детского сада, проводили «Летние игры», «Осенний марафон» тематический праздник «Азбука здорового питания». Они с радостью принимали участие в различных мероприятиях, проводимых в детском саду, связанных с ЗОЖ.
Следует отметить: формы организации работы с родителями по пропаганде ЗОЖ в детском саду.
Наглядные: информационные странички, консультации, рекомендации, плакаты, выпуск буклетов для родителей по пропаганде ЗОЖ.
Практические: совместные праздники и развлечения. Эта форма работы с родителями заслуживает особого внимания.
- «День здоровья» для детей подготовительной группы. Во время праздничного мероприятия, роли исполняли родители воспитанников. Праздник проходил целый день, доставил много радости и удовольствия, во время мероприятия, присутствующие играли, проводили викторины, конкурсы по теме ЗОЖ.
- «Спортивный праздник «День защиты детей», совместно со студентами ВГИ (филиал) ВолГУ, запомнился многообразием эстафет, конкурсов, разнообразием подвижных игр.
- «Областной Константиновский фестиваль» (участие детей и родителей в конкурсах и эстафетах);
- «Олимпийские надежды» (спортивный праздник для детей и родителей);
- «Кросс нации»;
- Спортивный праздник «Детский сад «Гулливер — территория здоровья» (в рамках сетевого взаимодействия между детскими садами № 105,111,113).
Благодаря системной работе, сотрудничеству с родителями, с социальными партнёрами повысился интерес к проблеме воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их родителей. Взрослые стали больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки. Опыт, приобретённый детьми и родителями в данном направлении, позволил выработать разумное отношение к своему организму, соблюдению санитарно-гигиенических навыков, ЗОЖ. Родители стали активными участниками спортивных мероприятий детского сада.
Литература:
1.Галанов А.С. Физкультура – это радость – спортивные игры с нестандартным оборудованием. М-Сфера, 2004-26с.
2.Ефименко Н.Н.Театр физического развития и оздоровления. М-Сфера,2007-123с.
3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М-«Просвещение», 2004-122с.
4.Моргунова О.Н. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ. М-«Сфера»,2007-143 с.
Синицына Татьяна Владимировна, инструктор по физическому воспитанию Изворяну Юлия Евгеньевна, старший воспитатель Томчук Римма Петровна, воспитатель МДОУ д\с № 113 «Гулливер» г. Волжский, Волгоградская область
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Авторы: Маранина Ирина Антоновна заведующий,
Н.Н. Падалка старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного и учреждения детский сад №18 «Солнышко»
г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и их родителей, приобщению детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой и художественной гимнастикой.
Ключевые слова
Здоровье, здоровый образ жизни, преемственность, сотрудничество с родителями, физическая культура, художественная гимнастика.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим
- рациональное питание; закаливание
- личная гигиена
- положительные эмоции.
Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Да и сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Актуальность данной проблемы способствовала созданию в ДОУ системы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и их родителей.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий была разработана программа «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольников», которая стала инструментом реализации задач, поставленных перед коллективом.
Программа включает в себя 4 основных блока:
- приобщение к физической культуре и спорту
- сохранение психологического здоровья
- основы безопасности и жизнедеятельности
- культура питания.
Цель программы:
- воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представлений дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.
Задачи программы:
- воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры
- приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол), к занятиям ритмикой и художественной гимнастикой
- развивать основные физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта и питания
- развивать представления о строении собственного тела, назначении органов
- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма
- обучать детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах
- формировать ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях
- создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие.
Для реализации данной программы в детском саду созданы условия для полноценного развития личности ребенка, обеспечения его эмоционального благополучия, уважения к чувствам и потребностям.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник
- консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
По целевым установкам мы выделили три основных направления работы с родителями:
- мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах: дни открытых дверей, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, выпуск газет, оформление информационных уголков
- мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать своего ребёнка: праздники, досуги, развлечения, туристические поездки и походы и т.д.
- мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей: выставки совместных работ, конкурсы, создание альбомов, проектов.
В рамках данных мероприятий решались следующие задачи:
- преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ
- пропагандировать опыт семейного воспитания
- сплотить родительский коллектив
- установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
- вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья детей
- осуществление комплексного подхода к формированию ЗОЖ, по средствам организационной деятельности, физкультурных занятий, досугов, развлечений, праздников и кружковой работы.
- формирование положительного отношения к ЗОЖ детей, родителей
педагогов, через создание благоприятных условий, предметно-пространственной развивающей среды, общения и активных форм работы (праздники, турпоходы, экскурсии и т.д.)
- формирование валеологической культуры детей, родителей
педагогов по средствам информационного обеспечения, организации круглого стола, диспутов, занятий и развлечений.
Планируя работу в этом направлении, мы хотели при активной поддержке родителей сформировать у детей основы навыков здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья и приобщить их к занятиям физической культурой и спортом. С целью повышения уровня знаний и компетентности сотрудников в вопросе физического воспитания и оздоровления дошкольников, мы провели ряд мероприятий:
- педсовет с участием специалистов здравоохранения;
- круглый стол на тему: «Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и поиск подходов к их решению»;
- семинар – практикум «Я здоровье берегу!»;
- мастер-класс «Как научить ребенка навыкам здорового образа жизни»;
- дискуссию с участием педагога-психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию из детской спортивной школы.
Налаженная работа по пропаганде здорового образа жизни в учреждении позволила принимать участие в ней всем сотрудникам ДОУ. В режим рабочего дня были включены Дни здоровья, производственная гимнастика. Мы регулярно стали заниматься в оздоровительном кружке «Грация».
Уже стало традицией проводить в стенах детского сада Спартакиаду для взрослых между командами сотрудников и родителей.
Совместную работу с семьей мы строили по следующим принципам:
- Единство целей и задач в воспитании здорового ребенка – то есть, все чему научился он в детском саду, находило бы свое продолжение и поддержку в семье.
- Систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течение всего периода пребывания детей в детском саду.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье с учётом их интересов и потребностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ.
В соответствии с этими принципами мы решили ознакомить родителей не только с содержанием физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, но и обучили конкретным приёмам и методам оздоровления, создав при этом индивидуальные маршруты для каждой семьи.
В этот маршрут были включены группа здоровья ребёнка, закаливающие и профилактические мероприятия, план работы с семьёй (консультации, практические занятия).
С его помощью мы вели систематическое медико-педагогическое наблюдение за каждым ребёнком. Это позволило нам не только осуществить индивидуальный подход, но и привлечь родителей к совместному оздоровлению детского организма.
К концу первого года работы по данной системе мы решили узнать мнение родителей и подвести итоги. Результаты опроса показали, что нам удалось заинтересовать и привлечь родителей к оздоровлению детей и занятиям спортом. Большинство из них высказали пожелание «просто поиграть и позаниматься со своим ребенком в физкультурном или тренажерном залах». Так родилась идея создать на базе детского сада физкультурно-оздоровительный клуб «Здоровая семья».
Нами были разработаны Положение о работе клуба, его Устав и план мероприятий.
Участие родителей в ставших традиционными спортивно-массовых досугах, таких как «Спартакиада для взрослых и детей», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровой семьи», сделали их гораздо интереснее и разнообразнее. В летний период совместно с родителями организовывались походы к морю, экскурсии, выезды на природу.
Учитывая многочисленные пожелания родителей, педагогами детской спортивной школы города на базе ДОУ были организованы занятия художественной гимнастикой с девочками 5-7 лет. Занятия проводились 3 раза в неделю в вечернее время, мамы сидели и ждали своих детей в фойе детского сада. Мы решили, что можно использовать данную ситуацию и предложили мамам воспитанниц принять участие в совместных со своими детьми занятиях. Как показала практика, данная идея понравилась всем и педагогам и родителям и детям.
Со словом гимнастика большинство связывают понятие красивого стройного тела, крепких мышц и грациозных движений и правильной осанки. Благодаря этому виду спорта дети избавляются от неуклюжей походки, застенчивости, угловатости. А музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувства ритма, повышает эмоциональное состояние детей. Художественная гимнастика — наиболее зрелищный вид спорта, способствующий совершенствованию двигательных функций, всестороннему гармоническому физическому развитию ребенка.
Таким образом, нам удалось создать прочную мотивацию к занятиям физическими упражнениями у родителей и их детей. А совместные выступления родителей и детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня способствовали развитию устойчивого интереса к здоровому образу жизни, приобщению к занятиям физической культурой всех участников образовательного процесса.
Благодаря проделанной работе, родители стали не просто больше уделять внимание своим детям, но и изменили свое отношение к их физическому развитию и оздоровлению.
На сегодняшний день мы можем подвести итоги своей работы:
- — 98% родителей интересуются, чем занимаются их дети на физкультурных занятиях;
- — 12% детей дома регулярно выполняют зарядку.
- — 25 % семей положительно ответили на вопрос: «Являетесь ли Вы примером для Вашего ребенка в пропаганде здорового образа жизни»? Из них 16 человек стали регулярно заниматься в оздоровительном кружке и 9 человек в оздоровительном клубе города.
- — 81 % опрошенных семей сегодня регулярно смотрят спортивные программы.
- — 77% дошкольников самостоятельно (без напоминания взрослого) выполняют правила личной гигиены.
За два года работы по данной системе 40 наших воспитанников стали дополнительно заниматься в спортивных секциях, и 45 в организованных в нашем учреждении кружках «Юный спортсмен».
По результатам мониторинга более 65 % выпускников нашего детского сада продолжают занятия в спортивных кружках и секциях города.
Благодаря систематизированной, планомерной работе и использованию разнообразных форм, видов совместной работы сотрудников и родителей, мы смогли уменьшить к концу учебного года количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности с 25% до 16%, в то же время мы добились снижения уровня заболеваемости на 3%.
Использование системы в работе способствовало созданию микроклимата в нашем учреждении, в основе которого лежат ответственность в деле сохранения собственного здоровья, доверительные отношения между взрослыми и детьми и приобщение всех к занятиям спортом.
Понимая, какое значение для сохранения здоровья имеет привычка здорового образа жизни, мы стремимся и дальше создавать условия для этого. В будущем мы намерены сотрудничать с другими учреждениями города и района, вовлекая в процесс приобщения к занятиям физической культурой и спортом как можно больше участников.
Литература
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: ТЦ Сфера, 1993.
- Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение. 1996. – 128с.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 120с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160с.
- Змановский Ю.Ф. «Двигательная активность и закаливание — ведущие факторы укрепления здоровья ребенка». — М.: ТЦ Сфера, 1998.
- Змановский Ю.Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей. — М.: ТЦ Сфера. 1999.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208с;
- Кирилова Ю.А., Лебедева М.Е. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. — CПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2005.
- Кудрявцев Б.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: АРКТИ, 1999. — 120с.
- Кудрявцев Б.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление — М.: АРКТИ, 1999. — 120с.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ под ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. — 224с.
- Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду. — СПб.: Паритет, 2008. — 96с.
- Уманская А.А. Использование массажа активных жизненных точек для повышения защитных свойств организма. — М.: ТЦ Сфера, 1987.
- Юрко Г.П. Возрастные особенности ответных реакций у детей дошкольного возраста на физическую нагрузку. – М.: Просвещение, 1998.
Следующая > |