Детям о доброте. Топ-10 добрых книг от Рослит


Поучительные рассказы для детей

Предлагаем вам прочесть рассказ Осеевой В.А. “Волшебное слово” о том, как мальчик Павлик узнал волшебное слово,с помощью которого смог добиться того, чего ему очень хотелось.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь,- сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет!- крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю:

– Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берет тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

– А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

– Обманул старик !- с досадой подумал мальчик.- Разве такая поймет волшебное слово!

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

– Ка-кую тебе?

– Мне синюю, – робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре.

Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

– Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал – Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

-Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. -Конечно, возьми.

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

– Эх ты,путешественник! Ну ладно, собирайся!

“Помогло! Опять помогло!”

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начертанные зонтиком непонятные знаки.

А теперь подумайте и ответьте на такие вопросы :

1) Павлик вел себя грубо, требовательно, неуважительно. Как на это реагировали его сестра, бабушка, брат?

2) Какое волшебное слово прошептал Павлику добрый старик и как его нужно говорить?

3) Поменялось ли отношение сестры Лены к Павлику после того, как он попросил её дать ему краску, добавив волшебное слово?

4) Почему так засияли глаза бабушки и она улыбнулась Павлику, когда он обратился к ней с волшебным словом?

5) Помогло ли Павлику волшебное слово, когда он попросил брата взять его с собой покататься на лодке?

6) Лучше или хуже стало Павлику после того, как он вежливо, по доброму, уважительно стал обращаться к членам своей семьи?

А замечали ли вы, что добрыми могут быть не только люди но и звери? Об этом вы сможете узнать, прочитав поучительный рассказ К. Д. Ушинского “Играющие собаки”. Этот рассказ о доброй, умной большой собаке.

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

-Видишь ли, – сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем,что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(Источник: Ушинский К. Д. Рассказы и сказки – М.: Дет. лит., 1986. -159 с.)

Говоря о добре, хочется сказать, что есть такая наука – ЭТИКА, которая учит быть добрым и внимательным к окружающим людям. Она увеличивает количество добра в мире.

Есть такая замечательная книга “ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЭТИКЕ”. Это маленькие рассказы о добре и зле, которые учат развивать в себе чуткость и доброе отношение к людям и к природе. Написал “Хрестоматию по этике” выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Вы, наверное, уже прочли в нашем сайте некоторые рассказы В. А. Сухомлинского. Теперь мы продолжим знакомить вас с его творчеством, но сначала вкратце расскажем о его биографии.


Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970)

Василий Александрович Сухомлинскй родился в Кировоградской области в семье деревенского плотника. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Кировоградской области.

Сухомлинский – участник Великой отечественной войны. В 1942 году тяжело ранен под сердце. Награжден за боевые заслуги Орденом Красной Звезды.

Работал директором школы, а с 1944 года – заведующим Онуфриевского районного отдела народного образования. С 1948 года и до последних дней жизни – директором средней школы в Кировоградской области.

В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию. В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Василий Сухомлинский автор 30 книг и 500 статей. Книга его жизни “Сердце отдаю детям”.

В. А. Сухомлинский был членом-корреспондентом Академии педагогических наук,кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем школы, Героем социалистического труда.

Предлагаем вам прочитать несколько рассказов В. А. Сухомлинского о чуткости, доброте и зле.

Рассказы для детей

ЯБЛОНЬКА ОЖИВАЕТ

Первоклассник Мишко бегал по двору и сломал маленькую яблоньку.

– Мишко яблоньку сломал! Мишко яблоньку сломал! – закричали дети, побежали к учительнице и рассказали ей, как всё было.

– Почему же ты не смотришь, куда бежишь? – с укором спросила учительница. – Что же теперь делать? Яблонька умерла. Пусть стоит сломанный ствол.

Мишко стал молчаливый и задумчивый. Он приходил в школу задолго до уроков, смотрел на зелёный рядочек яблонь.

Сломанная Яблонька стояла сухая, покалеченная. Мишке было тяжело смотреть на неё.

Однажды учительница повела класс в сад.

– Дети, – сказала она, – давайте посчитаем, сколько в нашем молодом саду яблонек, груш, вишен.

Мишко пошел вдоль ряда яблонек.Он хорошо знал,что живых яблонек тринадцать и одна мертвая. Ему больно было смотреть на сухой ствол. Он подошел к погибшей яблоньке и от удивления чуть не вскрикнул: от засохшего ствола отрастала веточка.

– Яблонька оживает! – сказал он взволнованно учительнице. Учительница подошла к сухому деревцу.

– Да, яблонька оживает, – обрадовалась она. – Это будет твоя яблонька. Хорошо,Мишко?

– Хорошо!- воскликнул Мишко, и глаза его сияли. Он побежал к колодцу.

– Куда же ты побежал, Мишко? – спросила учительница.

– Полью свою яблоньку.

КОНЬ УБЕЖАЛ

В четвертом классе на уроке математики учитель дал задачи для самостоятельной работы. Все склонились над тетрадями и сосредоточенно писали.

На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.

“Это опять, наверное, от Петрика, – подумал Витя. – Опять просит коньки. Что же я ему все время буду давать свои коньки?”

– Иван Петрович, – поднялся Витя, – мне кто-то записку бросил… Разве можно на уроке записки писать?

– Записки на уроке писать нельзя, – сказал Иван Петрович. – Но если уж тебе кто-то написал записку, то рассказывать о ней учителю – нехорошо, Витя. Записка – это же тайна, которая должна быть известна только тебе и твоему товарищу. А ты раскрываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь…

Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотрели на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.

Витя развернул записку и прочитал. “Витя,- писал Петрик,- я нарисовал тебе огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе”.

На перемене Витя подошел к Петрику.

– Давай коня,- сказал Витя.

– Конь убежал… -тихо ответил Петрик.

УГОСТИЛИСЬ ЯБЛОКАМИ

У старенькой бабушки возле хаты растет большая яблоня. Густо уродились яблоки в этом году. Даже ветки гнутся. Пришла осень. Дозрели яблоки. Шли из школы три весёлых мальчика – Петр, Николай и Иван. Видят, на яблоне яблоки висят, ароматные, краснобокие.

Говорит Петр:

– Давайте попросим у бабушки яблок.

Попросили. Бабушка приглашает ребят.

– Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.

Нарвали мальчики полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки бросают возле хаты.

Наелись, встали и пошли домой. Забыли поблагодарить, а об огрызках и говорить нечего: лежат под хатой. Встала старенькая бабушка, вздохнула и пошла огрызки собирать. Собрала и отдала козе.

Неблагодарность за добро – это уродливо.

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ

В одной семье случилось большое горе – умер отец. Похоронили отца.

Возвратился юноша домой, а в это время приходит к нему товарищ и говорит:

– Сегодня футбольные соревнования. Мы играем с командой из соседнего села. А ведь ты – лучший наш игрок. Надо идти играть.

– Ну,что ж – пойду, поиграю,- сказал юноша.

И он играл в футбол. Как будто ничего не случилось дома, как будто и не умер отец, как будто и не было похорон…

Это человек с жестким, каменным сердцем. Как мог вырасти такой страшный,бездушный, бессердечный человек?

Этот юноша жил только собственными желаниями. Ничего и никогда не делал он доброго для людей. И вырос человеком с каменным сердцем.

БАБУШКА ОТДЫХАЕТ

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка,слушай…

Галинка пригрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо,Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В её глазах светилась радость.

КРАСИВЫЕ СЛОВА И КРАСИВЫЕ ДЕЛА

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик..

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Прочтите и эту интересную народную сказку о добром молодце, который уважительно, вежливо относится к старикам, помогает им во всём и добивается своей цели в жизни.

Детям о доброте. Топ-10 добрых книг от Рослит

С детства ребенок часто слышит от взрослых такие слова как «добро» и «доброта», но начинает задумываться над их смыслом гораздо позже. Как же объяснить малышу что это такое? Кто такой добрый человек? И нужно ли быть добрым?

Маленький ребенок как губка впитывает информацию об окружающем мире и очень важно, чтобы у него перед глазами было правильное поведение взрослых. Ведь большую часть времени он проводит с родителями и учится у них, перенимает взгляды на мир и отношение к другим людям. Важно научить ребенка тому, что нужно не только принимать, но и уметь отдавать и быть благодарным. Думать не только о себе и своих желаниях, но и об окружающих. Ведь так устроен мир, что искренне кому-то помогая и совершая добрые дела, человек становится чуточку счастливее.

Может, она и не всегда умеет себя прилично вести. Но у нее доброе сердце, а это куда важнее.

Астрид Линдгрен
«Пеппи Длинный Чулок»

Мы советуем читать детям как можно больше книг, которые учат чему-то светлому и доброму. Ребенку проще воспринимать информацию через призму сюжетов произведений и судеб главных героев. После прочтения очередной книги необходимо обсудить со своим малышом прочитанное. Вместе подумать, почему кто-то из героев поступил так, а не иначе и к чему это привело. Сделать выводы.

Вспомните, какие книги в детстве читали вам ваши родители. Какие истории вас вдохновили и чему-то научили? Может стоит поискать эти книги на чердаке и прочитать их уже своему ребенку? А заодно с ностальгией окунуться в детские воспоминания, когда вы впервые с интересом слушали эти добрые сказки.

Рослит собрал 10 книг, которые учат добрым делам.

1. Поллианна, Элинор Портер

Элинор Портер написала эту замечательную историю еще в 1913 году, но до сих пор взрослые и дети читают ее с большим удовольствием. 11-летняя Поллианна, оставшись сиротой, приезжает в другой город, чтобы поселиться у своей единственной тёти. Тётя очень строгая и даже суровая женщина, которая любит во всем придерживаться правил. Но со временем Полли сумеет завоевать ее сердце, впрочем, как и многих других жителей городка. Как же у нее это получится? Дело в том, что Поллианна играет в игру, которой её научил отец. Суть в том, чтобы найти повод для радости даже в самой трудной и неразрешимой ситуации. И девочке прекрасно это удается. Она смогла заразить своей добротой, радостью и отзывчивостью весь городок и покорить сердца даже самых хмурых и мрачных его жителей.

2.
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями, Сельма Лагерлёф
Шведская писательница Сельма Лагерлёф написала эту повесть очень давно, в 1907 году. Сюжет книги рассказывает нам о непослушном и злом мальчике Нильсе, который из-за своего скверного характера оказывается в очень плачевном положении. Лесной гном, которого Нильс обидел, превращает его в такого же маленького человечка, как и он сам. Впереди мальчика ждет большое путешествие со стаей диких гусей, которое изменит его навсегда. В этой сказке автор показывает нам как выбор, который мы совершаем каждый день меняет нас в лучшую или худшую сторону, в зависимости от того, сделан ли он под руководством добрых или злых намерений.

3.
Рассказы, Вера Чаплина
На произведениях Веры Чаплиной выросло не одно поколение читателей. Вера Васильевна много лет работала в зоопарке и заботилась о разных диких животных. В своих книгах она рассказывает реальные истории, которые происходили за время ее работы. Медвежонок Фомка, обезьянка Малышка, волк Арго, лис Куцый, моржиха Нюрка и многие другие ее воспитанники хорошо знакомы маленьким читателям. Вера Чаплина с любовью и нежностью относится к своим подопечным и это хорошо чувствуется во всех ее рассказах. Автор учит ребят, что нужно по-доброму, терпеливо и ответственно относится к братьям нашим меньшим и они отплатят теплом, лаской и преданностью в ответ. 4.
Волшебник Изумрудного города, Александр Волков
Однажды жизнь девочки Элли из Канзаса резко меняется, когда её вместе с пёсиком Тотошкой ураган уносит в волшебную страну. Вернуться домой девочке может помочь только Волшебник Гудвин из Изумрудного города. По дороге в Изумрудный город Элли встречает новых сказочных друзей вместе с которыми ей предстоит пережить множество приключений и испытаний. Именно доброта и честность Элли помогут ей и её друзьям на их пути.

5.
Карлик Нос, Вильгельм Гауф
Один из главных посылов сказок Гауфа – это толерантность по отношению к другим людям, пусть они даже кажутся смешными или странными. Любая грубость в их адрес чревата последствиями. Вот и в сказке «Карлик нос» с главным героем случается несчастье как раз после того, как он оскорбил ведьму. Однако, когда он сам побывал в шкуре уродца, то все-таки сумел стать лучше и добрее. Прекрасная сказка о дружбе и о том, что добро всегда побеждает зло, главное – не сдаваться и бороться до последнего.

6.
Маленький лорд Фаунтлерой, Фрэнсис Бёрнетт
История написана более ста лет назад в 1886 году, но до сих пор покоряет сердца читателей разных стран. Книга рассказывает о семилетнем Седрике, который однажды узнал, что он самый настоящий лорд. Мальчик отправляется в Англию к своему деду, который оказывается довольно мрачным и надменным человеком. Но благодаря своей доброте и открытой душе, Седрик сумеет завоевать его расположение. Ведь доброе отношение и искренность могут сильно изменить окружающих людей. 7.
Серебряное копытце, Павел Бажов
Кокованя – простой уральский мужик без семьи решил взять себе на воспитание сиротку Дарёнку вместе с кошкой Муренкой. И за свой добрый поступок получил возможность увидеть то, что другим не показывается. Рассказал он Дарёнке легенду о Серебряном копытце – волшебном козлике, который выбивает копытом драгоценные камешки. Девочке захотелось увидеть этого козлика и увязалась она в лес за Кокованей и чудо случилось. Автор указывает нам на то, что только добрым, отзывчивым и трудолюбивым людям судьба преподносит волшебные сюрпризы. После прочтения этой сказки как-то тепло и уютно становится на душе.

8.
Маленький принц, Антуан де Сент-Экзюпери
Это произведение, пожалуй, самое известное у Антуана де Сент-Экзюпери. Небольшое по объему, но сколько мудрости и смысла! Маленький принц живет на своей планете, он заботится о розе и любуется закатами, а иногда путешествует на другие планеты. На других планетах тоже есть жители, но они совсем непохожи на маленького принца. Обитатели других планет напоминают человеческие пороки, а маленький принц наоборот олицетворяет всё самое доброе, трогательное и чистое, что есть в каждом из нас. Берегите в себе «маленького принца»!

9.
Динка, Валентина Осеева
Повесть «Динка» написана в 1959 году. По словам писательницы, произведение является автобиографичным. Книга знакомит читателей с неугомонной и живой восьмилетней девочкой Динкой. Действие книги переносит нас в годы после революции 1905 года и рассказывает о непростой жизни семьи революционера Арсеньева. Описание политических реалий того времени занимает определенную часть книги, но они являются лишь фоном, а не основой истории. А история о вечных ценностях: о доброте и сострадании, о справедливости и преданности, о вере и надежде.

10. Цветик-семицветик, Валентин Катаев

Чудесная история о девочке Жене в руки которой попадает волшебный цветок с семью лепестками, каждый лепесток может исполнить одно желание. Сначала Женя бездумно тратила лепестки на исправление своих проступков или, чтобы похвастаться перед другими детьми. Но постепенно стала понимать, что она что-то делает не так. Поэтому последний лепесток Женя тратит не на свои прихоти, а решает помочь больному мальчику. В этой сказке есть и доброта, и волшебство, и мечта. А что бы Вы сделали, получив такой цветок?

Читайте своему ребенку добрые книги и прививайте с детства чуткое отношение к окружающему миру и любовь к чтению.

Сказка о доброте

ЖИВАЯ ВОДА И МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ

Жил-был царь, у него было три сына. Сыновья повзрослели, а царь состарился и заболел неизвестной болезнью. Позвали самых лучших врачей, откуда только можно, ничем не смогли они помочь царю, здоровье его становилось все хуже и хуже. Привели во дворец знахарей. Осмотрели знахари царя и говорят:

– Помочь могут только живая вода и молодильные яблоки. Все это находится в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Как туда попасть, никто не знает, вот там-то есть колодец с живой водой и растет яблоня с молодильными яблоками.

Призвал царь к себе своих сынов и говорит:

– Кто из вас добудет для меня живой воды и молодильных яблок, тому отдам полцарства при моей жизни, а когда помру, то и все ему достанется.

– Я первым буду испытывать свое счастье, – сказал старший сын. – Если у меня ничего не получится, тогда на поиск отправится средний брат, а если и у него не выйдет, тогда младший, Иван-царевич, отправится в путь.

Приказал царь снарядить корабль и отправил старшего сына на поиск. Сутки плывет корабль, вторые, а на третьи вдруг корабль полетел, как птица. Что ни делали моряки: спускали паруса, бросали якоря – ничто не могло удержать его, пока на четвертые сутки приплыли они к какому-то острову. Сошел царевич на берег, а там такая красота, что и описать трудно. Везде цветы диковенные цветут, на деревьях плоды необычные растут и птицы красивые поют, а между деревьями ручей весело журчит. Ходил-бродил царевич по острову и дивился его красе, как вдруг увидел маленькую птичку. Она так красиво пела, что царевич захотел ее поймать. Только подкрадется к ней, а она перелетает с одного куста на другой. Так охотился царевич много времени, пока не наступила ночь и птичка пропала куда-то. Оглянулся царевич и понял, что заблудился, и не понятно,как к кораблю вернуться. Стал пристальнее смотреть по сторонам и увидел еле заметную тропинку. Пошел по этой тропинке и видит, стоит старая хижина. Зашел он в хижину, а в ней сидит старик с большой седой бородой.

– Здравствуй, добрый молодец! С чем пожаловал? – приветствовал его старик.

– Ах ты, старый хрыч! Я царевич, и ты должен меня накормить и напоить, а потом, если я позволю, можешь всякие вопросы задавать.

Старик посмотрел на царевича сурово, встал, и вся его невзрачная одежда превратилась в шитый золотом царский кафтан, на голове засверкала драгоценными камнями царская корона, а хижина стала дворцом.

– Эй! Стража! Этот молодой человек неуважительно относится к старикам, взять его!- громким голосом приказал старик.

Не понятно откуда выскочившие стражники схватили царевича и бросили его в темницу.

Три дня команда корабля искала царевича. Весь остров обошли, все деревья и кусты осмотрели, нет нигде царевича, как сквозь землю провалился. Поплыл корабль назад.

Очень огорчился царь-батюшка, узнав о пропаже своего старшего сына, и еще сильнее заболел.

Пришел средний сын к отцу и просит его отпустить в путь-дорогу.

Жаль было царю отпускать среднего сына, но делать нечего. Снарядили корабль, и поплыл он по воле волн. Опять два дня плыл спокойно, а на третий – полетел стрелой и ничто не могло его остановить.

На четвертый день, как и прежде, пристал корабль к острову, спустился царевич на берег и опять произошла та же история, что и со старшим братом.

Десять дней команда искала царевича. Обыскали всё, а царевич как сквозь землю провалился. Так ни с чем корабль вернулся назад.

Совсем слег царь-батюшка, узнав печальную новость. Спустя некоторое время призывает он к себе младшего сына и говорит:

– Знаю я, что и ты хочешь по примеру своих старших братьев отправиться за живой водой и молодильными яблоками, но я тебе велю не делать этого, судя по всему, мне недолго осталось жить и я об одном прошу, отыщи своих старших братьев, хочу перед смертью посмотреть на них в последний раз, а живой воды и молодильных яблок мне не надо, видать не судьба.

Снарядили корабль в третий раз. И в третий раз повторилась история, но не вся…

Вошел царевич в хижину, увидел старика, поклонился ему и говорит:

– Здравствуй, дедушка! Что же ты сидишь впотьмах, да и печь не топлена, а сам, поди, голоден. Ну, ничего, я сейчас нарублю дров, растоплю печь и что-нибудь приготовлю на ужин.

С этими словами он снял с себя кафтан, взял топор, и закипела работа. Вскоре в хижине стало тепло и светло. Старик с гостем сидели за столом, пили чай и вели неторопливую беседу. Старик спрашивал, а юноша ему рассказывал себе. Потом они легли спать.

Утром царевич проснулся и диву дается: все вокруг изменилось. Вчерашняя хижина превратилась в царский дворец, жесткая лавка, на которой он спал,- в мягкую кровать. Подошел к окну и видит за окном чудесный сад. Вышел царевич в сад, а навстречу ему идет девица необычной красоты.

– Здравствуй, красавица!- поклонился ей царевич,- меня зовут Иван-царевич, где я нахожусь и кто ты?

– Здравствуй, Иван-царевич, зовут меня Елена Прекрасная, я единственная дочь царя-волшебника. Батюшка мой решил выдать меня замуж и ищет мне жениха, – заманивает на волшебный остров царевичей и испытывает их. Тех, кто не проходит его испытаний, он сажает в темницу, и ты у него во дворце.

– И много ли царевичей в темнице сидит?

– Пока только двое, но если ты не пройдешь испытания, то и тебя посадит, грустно ответила царевна.

– А где же сейчас твой отец?

– Он сейчас занят и велел мне, чтобы я встретила тебя и показала дворец и сад, так что, если ты хочешь, пойдем со мной.

С этими словами Елена Прекрасная взяла Ивана-царевича за руку и повела его по садовой аллее. Долго ли, коротко ли гуляли молодые люди по саду, но полюбили друг друга так, что Иван-царевич забыл зачем он здесь. Так прошло несколько дней. Как-то приснился Ивану-царевичу царь-отец и вроде бы он говорит:

– Совсем мне худо, и нет возле меня моих сыновей, видать, так и помру, не попрощавшись.

Наутро Иван-царевич говорит Елене Прекрасной:

– Пора мне домой, но прежде, чем уехать, я хотел бы поговорить с твоим батюшкой, отведи меня к нему.

– Что ты хочешь, или тебе надоело быть у меня в гостях, или какая забота гонит, или просьба у тебя есть?

Отвечай, чем могу помочь – помогу, – говорит приветливо царь.

– Твоя правда! Есть у меня к тебе просьба, да не одна, а целых две. Отец мой помирает, хочет попрощаться со своими детьми, поэтому прошу отпустить меня и моих братьев к отцу.

Нахмурился царь, сердито посмотрел на Ивана-царевича и говорит:

– Не этого ждал я от тебя. Ну а какая твоя вторая просьба?

– А еще я прошу тебя, отдай за меня замуж свою дочь Елену Прекрасную. Не представляю себе свою жизнь без нее.

Повеселел царь.

– Нравится мне, что ты сперва о других думаешь, а потом о себе. Ладно, так и быть, отпущу я тебя и передам твоему отцу живой воды и молодильных яблок. Ступай на корабль и плыви к своему батюшке.

– А как же мои братья? – спрашивает Иван-Царевич.

– Братья? – снова нахмурился царь, не хочу отпускать я твоих братьев, плохие они люди, да и тебе навредят. Чувствую я, быть беде! На коленях умолял Иван-царевич отпустить братьев и в конце концов добился своего.

Счастливые братья сели на корабль и поплыли домой. День плывут, второй. Стали старшие братья между собой говорить, что Ивану-царевичу досталось всё: и живая вода, и молодильные яблоки, и отец ему царство отдаст, а им ничего не достанется, и решили они убить Ивана-царевича. Когда корабль пристал к берегу, они заманили его в лес, убили и бросили, а сами взяли живую воду и молодильные яблоки, пришли к отцу и сказали, что будто бы это они всё сами добыли, а где младший брат, не знают. Поел отец молодильных яблок, выпил живой воды и сразу стал молодым и здоровым.

В это время Елена Прекрасная, почувствовав неладное, пришла к отцу и уговорила его превратить её в чайку.

Набрала чайка в клюв живой воды из колодца и полетела искать любимого Ивана-царевича. Пять дней и ночей летела чайка. Очень ей хотелось есть, а еще больше мучила жажда, но чайка не могла ни есть, ни пить, так как в клюве у нее была живая вода, которую она берегла для Ивана-царевича.

На шестой день обессиленная чайка перелетела море и подлетела к Ивану-царевичу. Села птица ему на грудь и осторожно вылила живую воду ему на губы, а сама упала бездыханно. Иван-царевич вздрогнул и открыл глаза, увидел мертвую птицу и все понял, взял чайку в руки, поцеловал ее в клюв, и она превратилась в Елену Прекрасную.

Каково было удивление старших братьев, когда они увидели входящих во дворец Ивана-царевича, живого и невредимого и Елену Прекрасную. Пали они к ногам младшего брата, стали его умолять не губить их. Иван-царевич подошел к отцу и все ему рассказал. Велик был гнев царя-батюшки, хотел он навеки посадить старших братьев в темницу, но Иван-царевич уговорил его этого не делать. Тогда велел царь изгнать старших братьев навсегда из царства и благословил Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

Вскоре сыграли всем царством свадьбу, и стали Иван-царевич и Елена прекрасная жить-поживать да добра наживать.

(Источник: ЖИВАЯ ВОДА И МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ. Донецк: ВЕСКО, 2003. -5 с.: ил.)

ВОПРОСЫ ПО СКАЗКЕ

1) На поиски чего отправился старший царский сын на корабле?

2) Как встретил царевича старик в хижине?

3) Вежливо ли отвечал старику царевич и что с ним затем произошло?

4) О чем просил своего младшего сына Ивана-царевича царь?

5) Как вел себя Иван-царевич в хижине старика, что он увидел утром?

6) Что понравилось царю-волшебнику в просьбах Ивана-царевича?

7) Добром ли отплатили старшие братья Ивану-царевичу за свое освобождение из темницы?

8) Какой ценой вернула Ивана-царевича к жизни Елена Прекрасная?

9) Восторжествовало ли добро над злом в этой сказке?

10) Приведи примеры добра и зла из других сказок.

11) Подумай и объясни, что значит быть добрым человеком?

12) Как ты думаешь, почему народы мира решили проводить Международный день доброты?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]