Проект «Солнышко лучистое»
Закаливание полезно всем детям, особенно ослабленным, для которых вид закаливания следует выбирать только по совету врача, постепенно и осторожно увеличивая дозировку назначенной процедуры.
Закаливание надо проводить, используя все доступные мероприятия в комплексе. Для достижения эффекта важно, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз. Закаливание следует усиливать постепенно. Обязательно учитываются индивидуальные особенности личности и здоровья ребенка. И самое главное, закаливание должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось в течение двух-трех месяцев и затем было прекращено, то результат исчезает уже через месяц! Поэтому при длительных перерывах в закаливающих процедурах, их начинают снова с исходных температур. Средства закаливания просты и доступны.
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ
В зимнее время закаливание детей проводится в домашних условиях. Комнату проветривают, снижая температуру воздуха до 19-20°С. Разумеется, во время проветривания ребенка в комнате нет. Но сразу же после того, как форточка закрыта, он может вернуться к себе. Конечно, воздух покажется ему прохладнее, чем в соседней комнате, но это как раз тот эффект, который и был нужен. Впоследствии необходимо увеличивать время проветривания, доводя комнатную температуру до 16-17 °С. Входя в проветренную комнату, ребенок не должен быть одет как на улицу. Пусть на нем будет обычная домашняя одежда.
Детей, у которых нет привычки к закаливанию или отличающихся слабым здоровьем, лучше приучать к прохладному воздуху постепенно.
В летнее время воздушные ванны лучше проводить на открытом воздухе в тени деревьев или под навесом, где солнечный свет богат ультрафиолетом. В отличие от квартир, куда ультрафиолет почти не проникает.
ОБТИРАНИЕ
После воздушных ванн еще большей эффективностью при закаливании обладает влажное обтирание. Оно также проводится с увеличением интенсивности воздействия.
Прежде, чем приступить к этой процедуре, необходимо проконсультироваться с врачом и затем предварительно подготовить кожу ребенка. Для этого нужно каждый день утром растирать тело, руки и ноги ребенка сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до розового цвета. Спустя полторы-две недели можно переходить к влажным обтираниям.
В первые один-два дня обтирания чисто символические – обтирают только руки и ноги ребенка. Растирать нужно полотенцем, смоченным в воде температурой 28 °С.
Обтирание без изменения температуры проводят один раз в день в течение недели. За это время малыш привыкает к процедуре. Следующим шагом будет понижение температуры воды на пару градусов. И так понижать ее следует через каждые один-два дня. В результате, в течение не очень продолжительного времени можно снизить температуру используемой воды до 17-18 °С. За этот же срок область обтирания увеличивается. Уже не только руки и ноги участвуют в закаливании, но и все тело. Обтирание рук и ног проводится так же, как и массаж, – от пальцев к туловищу. Общее обтирание занимает одну-две минуты. После влажного обтирания обязательно нужно растереть ребенка сухим полотенцем. Это разогреет его и вызовет реакцию сосудов кожи. Они расширятся. Малыш сразу же почувствует прилив бодрости. Самое главное – всегда прислушиваться к своему ребенку. Если он жалуется на дискомфорт, неудобство, неприятные ощущения, то это знак для родителей сменить тактику. Возможно, нужно чуть-чуть повысить температуру воды или понижать ее каждые три дня.
Проект «Солнце» для детей 4-6 лет
Актуальность:
Лето – пора теплых, солнечных дней и благоприятное время для наблюдений за солнцем, проведения опытов и экспериментов с солнечными лучами. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о солнце.
Его сравнивали с матерью: «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Оно определяло во многом жизненный уклад русского народа «Солнце встает, так и день настает». От количества солнечных дней зависел урожай. «Солнце пригреет – все поспеет».
Исследование «Для чего нужно солнце?» призвано способствовать созданию положительного эмоционального настроя у дошкольников в летнее время, объединению детского коллектива.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательной активности детей при изучении природного объекта – солнца.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать активному получению элементарных представлений о природе солнца, его влиянии на окружающий мир.
- Познакомить с правилами безопасного поведения в жаркое время года.
- Закрепить навыки вырезания, приклеивания, рисования карандашами.
- Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
- Обогатить словарный запас детей по данной теме.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей детей.
- Побуждать детей к продуктивной деятельности по теме проекта.
- Развивать связную речь детей, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
- Приучать работать в команде, согласовывать свои действия друг с другом.
Основополагающий вопрос:
Для чего нужно солнце?
Частные вопросы и темы исследований:
- Почему солнце светит?
- Тема исследования: В гостях у солнышка. Что будет, если солнце перестанет светить?
- Тема исследования: Солнце – наш друг. Когда солнце может быть опасным?
- Тема исследования: Будьте здоровы!
Мотивация:
Предложить детям отгадать загадку про солнце.
Оно на небосвод взошло, И смотрит к нам в оконце. Оно нам дарит свет, тепло. Всегда пусть светит… (Солнце)
Спросить, что дети хотят узнать про солнце.
Интегрируемые образовательные области:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Формы и методы работы:
- непосредственная образовательная деятельность;
- проведение опытов и экспериментов с солнечными лучами;
- рассматривание иллюстраций;
- пальчиковые и подвижные игры, физкультминутки;
- слушание и разучивание стихов, загадок и песен про солнце;
- изучение пословиц и поговорок о солнце;
- консультации и информационные уголки для родителей.
Итоговое мероприятие:
- Выставка творческих работ «Солнышко лучистое», выполненных детьми в детском саду и дома, совместно с родителями.
- Просмотр видеоролика «Для чего нужно солнце».
Ожидаемый результат:
Дети рассказывают (или отвечают на вопросы) о солнце, его влиянии на окружающий мир. Знают правила безопасного поведения в жаркое время года. Самостоятельно проводят эксперименты и опыты с солнцем. Играют в пальчиковые и подвижные игры, связанные с солнцем. Увлечены созданием рисунков и поделок солнца. Поют песню про солнце и читают стихи.
Учебно-методический пакет с приложениями:
- Визитная карточка проекта.
- Конспекты НОД.
- Картотека пальчиковых и подвижных игр, физкультминуток.
- Картотека стихов и загадок про солнце.
- Картотека пословиц о солнце.
- Картотека опытов и экспериментов с солнцем.
- Информационные уголки для родителей.
- Фототека с песнями про солнце.
- Иллюстративные материалы.
Гипотеза: Солнце нужно для того, чтобы оно светило и грело. Оно светит потому, что там горячая лава. Если солнце перестанет светить, то будет темно и холодно. Солнце может быть опасным. Если к нему близко подлететь, то можно сгореть. Шоколад может расплавиться на солнце.
Выводы:
Солнце – это самая близкая к нам звезда. Оно похоже на огромный огненный шар. Солнце дает свет и тепло. Оно нагревает землю, воду в реках, морях и океанах. Скорость солнечного света очень быстрая. Всего 8 секунд. В то время, если бы ракета летела до солнца, то ей понадобилось бы 8 месяцев, а самолету 20 лет. Если солнце перестанет светить, на Земле не будет жизни, она превратится в ледышку. Люди, животные и растения погибнут. Если человек долго живет без солнечных лучей, он может заболеть. Солнце может быть опасным. Если долго смотреть на солнце, можно ослепнуть. Если долго загорать, то можно сгореть и будет больно. В жаркую погоду надо пить больше воды, носить панаму и стараться не выходить на улицу в самую жару. Загорать лучше в утреннее и вечернее время.
Результаты проведённой работы:
Дошкольники осознанно относятся к своему здоровью, объясняют правила пребывания на солнце. Рассказывают про солнце как природный объект, о его влиянии на окружающую жизнь. Делятся впечатлениями о проведенных опытах и экспериментах. С увлечением играют в подвижные игры «Солнышко-ведрышко», «Солнечные зайчики». Поют песню про солнце, читают стихи. Самостоятельно рисуют и лепят солнце.
Дальнейшая перспектива:
Продолжить изучение солнца как центра солнечной системы. Обогатить выставку «Солнышко лучистое»