Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»


Инновационная технология в дошкольном образовании «Клубный час»

 Инновационные технологии в детских дошкольных учреждениях играют огромную роль в развитии детей. И чем интереснее технология, тем эффективнее результат. В моей статье я хочу рассказать об эффективности такой инновационной технологии, как «Клубный час», и об опытно — экспериментальной деятельности, которую апробировали в нашем дошкольном учреждении. По данной деятельности мной был написан проект, который реализовывался, как на Клубном часе, так и в свободное время.

Детство — это обетование, которое не сбывается никогда.

Кен Хилл

«Сейчас много проблем с интеллектуальным развитием современных детей дошкольного возраста. А ведь развитие детей начинается с детства. А что мы знаем о детстве? » В силу широкой распространённости данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве всё, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрываются неопознанность и не объяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам». [1, с.16]

Поэтому в дошкольных организациях педагоги начали применять разные современные инновационные технология, чтобы уровень подготовки детей к школе был высоким. Ведущий вид деятельности в ДОУ — игра. «Игра — занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». [2]. Одной из игровых технологий является Клубный час.

«Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты. Невозможно реализовать педагогическую технологию без чёткого определения задач.

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой педагог — социализация воспитанников. Именно в детском саду дети учатся дружить, играть, общаться, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. У детей формируются основы патриотических чувств.

«Клубный час, технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения» .

Через Клубный час происходит живое общение с другими педагогами, детьми.

Основные цели КЧ:

– воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

– развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

– приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

– обучение ориентировки в пространстве;

– воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

– развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

– закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

– обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

– способствование проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

– поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

По Гришаевой Клубные часы делятся на типы:

  1. Деятельностный — в основу этого типа положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности;
  2. Тематический — в этом случае «Клубные часы включены в ситуацию месяца»;
  3. Свободный — дети свободно перемещаются по территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
  4. Творческий — дети подготовительной группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;
  5. Группообразование — дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков;
  6. Квест — дети на территории участка или помещения по одиночке или командой ищут по схеме какую — либо вещь, предмет, решают какую — либо задачу;
  7. Музейный — дети в «ситуации месяца» собирают экспонаты, а затем в конце месяца, самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей. [3]

Мной был разработан проект «Опыты — фокусы — эксперименты». Он был включен в общий инновационный проект нашего дошкольного учреждения «Познание через опыт, опыт через познание». Целю общего проекта было, создание условий для поддержки исследовательского поведения у дошкольников в детском саду. Этот проект включал в себя четыре подпроекта: «Лаборатория», «Волшебный песок», «Чарующий мир микроскопа» и мой «Опыты — фокусы — эксперименты».

Целью моего проекта было, создание условий для экспериментальной деятельности детей в детском саду, формирования экологической культуры, развитие познавательного интереса. Работая много лет в детском дошкольном учреждении, много раз наблюдала за тем, как детям нравится что-то необычное, чудесное. Поэтому в актуальности моего проекта было указано то, что исследования представляют возможность ребенку самому ответить на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать всё уметь сам. Это огромная возможность для детей думать, размышлять, пробовать, экспериментировать, и самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи моего проекта:

– создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

– развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.

– формировать навыки мыслительных действий, анализа в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

– развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

– учить объяснять наблюдаемое.

Темы, запланированные для Клубного часа, были запланированы и в моём проекте. Мы с детьми смешивали краски, получали новые цвета, изучали свойства воды, магнита, железа, ткани. Проводили опыты со светом, зеркалом. Была разработана картотека опытов, с объяснениями. Были разработаны и нарисованы таблицы по проведению опытов. На Клубном часе дети просматривали опыт, который проводил педагог. Затем шло обсуждение, и в конце дети самостоятельно могли провести опыт и самостоятельно его зарисовать. Мной, родителям была дана консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». В детском дошкольном образовательном учреждении, по опытно — экспериментальной деятельности, мной был проведён мастер — класс для педагогов «Опыты с детьми». Целью мастер-класса было повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

Как итог, в конце учебного года, дети могли самостоятельно, опираясь на схемы, провести опыты, и объяснить их.

Литература:

  1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петпрбург: Питер, 2015. — 460 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова — онлайн / С. И. Ожегов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 24.01.2021).
  3. Щетинина, М. В. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы» / М. В. Щетинина. — Текст: электронный // Дошколёнок.рф: [сайт]. — URL: https://doshkolnik.ru/pedagogika/27367-tehnologiya-klubnyiy-chas-kak-forma-podderzhki-detskoiy-iniciativy.html (дата обращения: 24.01.2021).

Технология «Клубный час» применяется в течение 15 лет в нескольких ДОУ г. Москвы. Автор технологии: Гришаева Наталья Петровна, психолог, старший научный сотрудник института социологии РАН.

Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Цели «Клубного часа»:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
  • поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

«Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

Типы «Клубного часа»:

  • «Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
  • «Тематический» клубный час, который включен в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».
  • «Деятельностный» клубный час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Правила поведения детей во время «Клубного часа»:

  • Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
  • Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
  • Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ
  • Говори спокойно.
  • Ходи спокойно.
  • Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  • Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Непосредственно перед проведением первого клубного часа дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым клубным часом. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения клубного часа все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Описание технологии «Клубный час»: Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015. Купить.

Педагогическая технология клубный часстатья (подготовительная группа) по теме

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КЛУБНЫЙ ЧАС»

С.Н. Воронцова , воспитатель

«Клубный час» это особая современная технология развития личности ребёнка. Опыт использования «Клубного часа» представлен Гришаевой Н.П. ст. научным сотрудником ИС РАН и Струковой Л.М. педагогом-психологом ГБОУ 2620. Авторы отмечают, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.

Развитие саморегуляции — это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. В разнообразных видах деятельности формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, основными целями «Клубного часа» являются:

  • воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • обучение ориентировки в пространстве;
  • воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
  • поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
  • приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Для реализации данной педагогикой технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении К.Ч. , а так же предлагать новую тематику клубных часов.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа»:

  • «Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
  • «Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
  • «Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К.Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К.Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.

5. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч.

После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого К.Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

Литература:

Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // https://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Педагогическая статья «Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»

Педагоги:

  • Куляева Ирина Геннадиевна
  • Гулько Виктория Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 102» Рязань, 2020

Актуальность

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Детская социализация (в педагогике) — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших детей в школе и в дальнейшей жизни.

Мы хотим рассказать о педагогической технологии социализации дошкольников — «Клубный час».

«Клубный час» –это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Данную технологию социализации ребенка в ДОУ разработали сотрудники Института социологии РАН (Российской академии наук) (в частности, старший научный сотрудник Наталья Петровна Гришаева).

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Эта технология уже более 15 лет успешно применяется в садах. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Цель «Клубного часа» — создание условий для активного общения детей со сверстниками и взрослыми в условиях ДОУ.

Основные задачи «Клубного часа»:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
  • учить детей ориентироваться в пространстве
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты
  • поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогами другими детьми разнообразными впечатлениями
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции).

Участники клубного часа

В клубном часе принимают участие дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Алгоритм проведения «Клубного часа»:

1этап – подготовительный;

2этап – практический;

3 этап – рефлексивно-оценочный.

Ресурсное обеспечение «Клубного часа»:

  • планы-схемы
  • коробочки, корзиночки, сумочки и т.д.
  • кружки красного цвета
  • спокойная музыка.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

  • свободный.

Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

  • тематический

В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт» и т.д.;

  • деятельностный

В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, в одной группе «пекут пирожки», в другой – делают поделки и т. д.;

  • творческий

Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

  • квест

Дети поодиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу.

  • музейный

Дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца проводят экскурсии для других пришедших детей.

Предварительная работа

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди педагогов. А во вторую очередь среди родителей.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

  1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
  2. Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
  3. Правила поведения детей во время «Клубного часа»:
  • «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»
  • «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»
  • «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»
  • «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»
  • «Говори спокойно»
  • «Ходи спокойно»
  • «Возвращайся в группу по сигналу звонка»
  • «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»

4) Организационные моменты «Клубного часа».

Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам, например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

5) Порядок начала программы «Клубного часа».

Коллектив ДОУ определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».

Родители также могут принимать активное участие в «Клубном часе». На родительском собрании они заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Предварительная работа с детьми:

  1. организуется дискуссия, во время которой дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать вовремя этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
  2. обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
  3. объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
  4. выдается план (карта, что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельности или творческий);
  5. устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.

Проведение клубного часа

После того, как правила «Клубного часа» оговорены и розданы план – схемы, дети ждут сигнал колокольчика и начинают движение.

По сигналу колокольчика дети выходят из группы, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, отмеченные условным изображением, где для них организована образовательная деятельность.

Каждый ребёнок посещает те места, которые захочет, с учётом отведенного времени. В разных помещениях ДОУ организованы различные виды деятельности. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

Так, например, в средней группе дети с удовольствием побывают в роли врача, продавца, пожарника, посетив «Кидзанию». Для старшей группы можно организовать спортивные игры с нестандартным оборудованием. Дети подготовительной группы могут получить незабываемые впечатления от рисования на воде в технике «Эбру».

Во время «Клубного часа» можно внедрять такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети подготовительных и старших групп с удовольствием будут играть с малышами в сюжетно-ролевые игры, разучивают песни, показывают сказки. Помогают воспитателю одевать малышей на прогулку.

Рефлексия.

После завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча (электронная), включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

Обсуждаются такие вопросы:

— Где ребёнок был?

— Что тебе запомнилось?

— Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?

— Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми. А в последствии и с родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).

Не все дети могут соблюдать правила для этого вводится система «Красных кружков». Каждому ребёнку, на время «Клубного часа», выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в специально сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. если у ребёнка забирают один кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час» ребенок пропускает.

После проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

  • что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей
  • как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости
  • соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; — какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Данная технология позволяет зафиксировать следующие предполагаемые результаты у детей:

  • дети становятся более открытыми и свободными в общении с детьми других возрастных групп и педагогами
  • осваивают нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми
  • дети научатся коллективно трудиться и получать от этого удовольствие
  • дошкольники станут отзывчивее друг к другу
  • стеснительные дошкольники станут более активными и смелыми в общении, гиперактивные – уравновешенными и рассудительными
  • научатся саморегуляции своего поведения
  • научатся осуществлять самооценку своих действий
  • родители постепенно поменяют своё скептическое отношение к детскому саду, активно будут взаимодействовать с педагогами, предлагать свои идеи для очередного клубного часа.

Таким образом, с помощью технологии «Клубный час» педагоги создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми.

На фото примеры деятельности с детьми во время «Клубного часа».

Следующая >

Опыт работы по технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой

Опыт применения технологии Н.П. Гришаевой.

Современное общество испытывает потребность в самостоятельной активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной решать и преодолевать как личные проблемы, так и проблемы общества. Успешность жизнедеятельности человека, в интенсивно меняющемся мире, зависит от умений найти оригинальные, неожиданные решения в соответствии с возникшей ситуацией.

Социализация, согласно психологическому словарю Б. Мещерякова, В. Зинченко, является процессом усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, а также получает дальнейшее развитие социально — личностных качеств.

Одним из основополагающих принципов обновления содержания современного образования является личностно-ориентированный подход. Выдвижение на первый план цели развития личности находит свое отражение в государственных документах. Национальный проект «Образование» ставит целью «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально культурных традиций». Закон РФ «Об образовании» определяет сущность образования в «развитии личности и приобретении в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе». Введение в действие ФГОС ДО позволяет решать задачи реорганизации дошкольной образовательной организации по созданию условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитии инициативы.

Технологизация процесса гарантирует качественный результат педагогической деятельности, уделяя особое внимания механизмам становления социально успешной личности. Новые технологии социализации ребёнка — дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у него саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Одной из эффективных технологий, направленных на социализацию дошкольника, на наш взгляд, является система Н.П. Гришаевой.

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения. Процесс социально-личностного развития включает разные виды деятельности, в основу которых положено самоопределение ребенка в их выборе. Раскрывая содержание педагогической технологии «Клубный час» Н.П. Гришаева дает следующие методические рекомендации: «Дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу».

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа: воспитатели и специалисты предварительно подбирают и обсуждают тематику «Клубных часов», рабочая группа составляет перспективный тематический план, определяет периодичность и длительность мероприятия. «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведении досуга.

Залогом полноценного развития ребенка и успешной реализации, поставленных дошкольной образовательной организацией задач является равноправное творческое взаимодействие с семьями воспитанников.

Н.П. Гришаева в своих методических рекомендациях обращает внимание на то, что в подготовке клубного часа: «Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение клубного часа, а также предлагать свою новую тематику и т. п.».

МБДОУ д/с «Солнечный круг» г. Нижний Тагил в течение двух лет активно использует данную технологию. Опыт работы показывает эффективность работы по педагогической технологии «Клубный час». Педагоги понимают и решают задачи данного направления, конструктивно выстраивают общение с воспитанниками и взаимодействуют с их родителями. Родители дают высокую оценку организации воспитательного процесса в детском саду, участвуют в жизни дошкольной организации. Повысилась их педагогическая компетентность, методы по воспитанию ребенка, которые освоили в общении с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации в процессе мероприятий, используют дома, отмечаются положительные изменения детско-родительских отношений.

В течение данного периода нами было проведено четыре клубных часа: деятельностный, в основекоторого положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности; квест «Нам дороги эти позабыть нельзя»; свободный, в ходе которого дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых и тематический.

Например, организация тематического клубного часа «Полет на орбитальную станцию» посвященного Дню космонавтики. Задачами данного мероприятия являлись: социализация детей дошкольного возраста через вовлечение в сюжетно-ролевую игру; формирование первичных представлений о космосе, профессии космонавта, устройстве МКС, развитие свободного общения детей и взрослых в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа.

С педагогами: консультация по составлению тематического плана в разделе клубного часа; оказание помощи в подборе заданий для детей и родителей, выборе музыкального сопровождения и дидактического оборудования, оформление среды.

С детьми: беседы и просмотр видео «Космос далекий и близкий», «Космическое пространство», «МКС»; физкультурный досуг «Мы готовимся в полет»; чтение художественной литературы, разучивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность «Воздух невидимка», конструирование «Обсерватория», «Планетарий», художественно-изобразительная деятельность «Изготовление приглашений для родителей», «Лети ракета», «Звездное небо», дидактические, режиссерские и сюжетно-ролевые игры и т.п.

С родителями: родительское собрание, анкетирование, выставка детско-родительских работ «Космос», изготовление родителями костюмов для игры, консультации по проведению мастер-класса во время клубного часа.

Ход

В день проведения клубного часа, утром проводился рефлексивный круг с целью ознакомления детей с видами деятельности во время игры. Детям напомнили правила безопасного поведения и общения.

Перед началом клубного часа участники собрались на «Международной космической станции» (музыкальный зал). Руководитель полета раздал маршрутные листы «космонавтам». Далее дети отправляются по своему маршруту.

Задание для детей в отсеках МКС:

  1. «Обсерватория» — найди полярную звезду.
  2. Столовая – космическое печенье.
  3. Лаборатория – запусти ракету.
  4. Учебный отсек – решение логических задач.

Родители, которые принимали участие в игре, могли выполнять задание как вместе с детьми, так и самостоятельно: «Собери созвездие», мастер класс по изготовлению и украшению печенья; «Расшифруй письмо инопланетян»

По окончании выполненных заданий участники вернулись в главный отсек, представили отчет о выполненной работе. Затем, под марш космонавтов, воспитатели вместе с детьми отправились «на Землю», где в группах провели рефлексивный круг. Старший воспитатель с родителями в зале провели тренинг «Передай свечу», в ходе которого родители делились впечатлениями о проведенном мероприятии, предлагали тематику следующих клубных часов, определяли свою роль в этих мероприятиях.

Практика проведения клубного часа свидетельствует о том, что данная технология позволяет обеспечить рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. Вовлечь детей и родителей в активную совместную познавательно-творческую, поисковую, продуктивную деятельность, при этом применяется метод погружения, что позволяет участникам познакомиться с новой информацией, проникнуть в ее суть, а свобода выбора деятельности стимулирует к проявлению и развитию их социально-личностных качеств и социализации.

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] /Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

3. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2022.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]