Самоанализ на тему: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность


Самоанализ открытого занятия «Берегите воду ! «статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Самоанализ занятия по экологии в средней группе .

Количество детей : На занятии присутствовало 7 детей возрастом 4г .

Тема занятия : « Берегите воду ! »

Проводилось занятие в соответствии требованиям Сан Пин. При проведении занятия освещение в групповой комнате было достаточное ,все источники освещения содержались в исправном состоянии. Группа оборудована детской мебелью ( стульчики и столы )которые соответствуют возрасту детей.

Просмотр телевизора и видео проводилось в соответствии норм с требованиями Сан Пин.

Мною было представлено занятие, на котором была произведена интеграция следующих образовательных областей речевое развитие , познание ,художественно-эстетическое развитие.

Мотив занятия : Формирование представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Цель занятия : развитие познавательной активности в процессе экспериментирования ; обучение бережному отношению к воде ,формировать познавательный процесс к природе.

Средства использованные на занятии : на занятии были использованы следующие методы : игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны .

Процесс занятия состоял из 3-х взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.

1 часть – подготовительная была направлена на мотивацию детей. На данном этапе были обобщены знания детей о воде и ее роли в жизни живых организмов. Использован словесный метод: рассказ , загадывание загадок, наглядный метод – презентация. Использован сюрпризный момент (Гостья –Капелька )

2 часть -основная строилась на экспериментальной деятельности : проводились опыты с водой,

Словесные: в процессе занятия задавались наводящие вопросы (беседа с детьми), педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;

Практический : выполнение физкультминутки

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Старалась, чтобы деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов.

3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы. Детям была предложена продуктивная деятельность – раскрасить рыбку.

Результаты занятия: Считаю, что оборудование и материал, использованный на занятии, позволили мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Для предотвращения переутомления детей ,поддержания постоянного интереса я обеспечила смену видов деятельности .Весь процесс я выстраивала на основе деятельностного подхода ,создавая условия для того чтобы сделать приобретение знаний и проявление имеющихся умений ребенком мотивированным ,способствуя развитию любознательности и активности

Дети с самого начала деятельности были готовы к решению проблемной ситуации , так как они были уверены в направляющей помощи с моей стороны. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно–образовательной атмосферы. Для достижения результата я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Самоанализ праздничного мероприятия «Родина моя Россия»

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

в старшей подготовительной группе:

музыкально – познавательное занятие

«Россия – Родина моя»

Задачи:

Образовательные: Расширять представление о России, как о родной стране; о Москве, как о столице России. Формировать чувство сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе приобщения к культуре, традициям, историческим праздникам. Способствовать развитию творческих, познавательных способностей, навыков общения, коммуникативных навыков.

Развивающие: Развивать представления о талантах и трудолюбии русского народа; чувство ответственности и гордости за достижения Родины.

Воспитательные: Воспитывать гражданско – патриотические чувства через изучение государственной символики России; уважение к культурному прошлому нашей страны средствами эстетического воспитания: художественное слово, музыкальная деятельность, ритмопластика. Воспитывать уважение к труду людей.

Считаю, что в программных задачах раскрыта триединая дидактическая цель: обучение, развитие, воспитание. Все задачи решались в единстве. Основные этапы четко переходили от одного к другому.

Преимущественно были интегрированы моменты из следующих образовательных областей:

— «Речевое развитие» — развитие умений давать полные развернутые ответы; выразительно и эмоционально читать стихи.

— «Познавательное развитие» — обобщение знаний о родной стране.

— «Социально — коммуникативное развитие» — развитие диалогической и монологической речи, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

— «Художественно – эстетическое развитие» — развитие умений видеть красоту природы нашей Родины, любоваться ею; умений приобщаться к истокам народного творчества.

Организационная деятельность, подготовка к занятию.

Форма НОД — викторина, такой тип деятельности не только в полной мере позволяет достигнуть поставленных задач, но и является стимулом для саморазвития ребенка.

Обоснованность выбора темы: в старшем дошкольном возрасте повышается уровень самостоятельности детей в игровых занятиях, они регулируют свое

поведение в соответствии с темой, учатся действовать в коллективе сверстников, работать в команде.

НОД осуществлялась в соответствии с конспектом, который соответствует задачам основной образовательной программы и возрасту детей.

На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера и в необходимом количестве. Я думаю, что их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НОД.

Стихи, загадки, используемые в деятельности, усиливали эмоциональное восприятие.

Выполнение СанПинов к проведению НОД:

Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Деятельность детей была динамичной, ее разнообразие позволило избежать утомляемости. Физминутка, игровое упражнение «Животные России» способствовали снятию физической усталости, повышению умственной работоспособности.

Дидактическая деятельность воспитателя.

Я считаю, что все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, присутствовали задания на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Использование динамической модели «Викторина», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу, способствовало активизации детей к работе. А моя роль сводилась к закреплению умения давать развернутые ответы. Я думаю, это помогло добиться оптимального результата.

Приемы НОД носили игровой характер, побуждали детей к самостоятельной эвристической деятельности, применению накопленного опыта. Так в конкурсах «Узнай флаг и герб России», «Народы России» дети сами находили отличительные признаки и элементы государственных символов и национальных костюмов, в конкурсе «Города России», используя свои знания, дети сравнивали города нашей страны и выделяли отличительный признак.

Мне кажется, что на протяжении всей деятельности отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания), интерес к деятельности поддерживался постоянно. Наличие командных отношений способствовало интересу и игровому замыслу.

Специфика работы с детьми разновозрастной группы и разного уровня подготовленности (в силу неодинакового времени пребывания детей в саду) отражалась в личностно – ориентированном подходе. Старшим детям и тем, которые более длительное время посещают группу, я задавала более сложные вопросы. Робких хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, не доминировать над ними, старалась быть в позиции «рядом, вместе».

Итог деятельности был организован в форме напутствия: обращение к детям – маленьким гражданам нашей страны, пожелание — любить своих близких, не ссориться, быть добрыми и терпеливыми. Ведь, если дружба велика – будет Родина крепка!

Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе НОД были выполнены. Это было заметно по ответам, действиям детей и их желаниям выполнять задания.

Дети умеют слышать, понимать и выполнять учебные задания, излагать свои мысли, слушать ответы товарищей и помогать им. Ребята работали увлеченно, старательно, активно.

Самоанализстатья на тему

Структурное подразделение ГБОУ гимназии

«Образовательный

г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Самоанализ

работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Гладышева

Юлия Николаевна

2014 год

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь.

В своей работе пользуюсь основными нормативными документами определяющие правовое содержание работы с детьми и их родителями:

Международные документы, касающиеся прав детей.

  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательные акты.

  • Семейный кодекс РФ.
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании».

Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения:

  • Устав дошкольного образовательного учреждения.
  • Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка.

В своей профессиональной деятельности я выбрала приоритетное направление экологическое воспитание дошкольников.

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать ее следует уже в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Экологическое воспитание, несомненно, вносит свой весомый вклад в формирование тех качеств детей, которые необходимы социализации дошкольников.

Целью данного направления считаю, создание благоприятных условий развития личности дошкольников через экологическое воспитание.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста;
  • развитие познавательной активности через экспериментирование;
  • формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Для более успешного экологического воспитания детей учитывала условия (материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса, системность, экологизация, двусторонняя взаимосвязь с родителями). В нашем детском саду существует методический кабинет, в котором собрана богатая библиотека методической, научной литературы, в группе создана благоприятная предметно-развивающая среда для образовательно-воспитательного процесса детей.

Проведя мониторинг по экологическому воспитанию, я увидела, что у детей младшего возраста, недостаточно сформированы положительные и нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе; не сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Мною были определены следующие задачи:

1. Расширять представления детей о растениях и животных.

2. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

3. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

4. Дать представления о свойствах воды (льётся, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла – тает).

5. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.

6. Знакомить с правилами поведения в природе.

Учитывая возрастные особенности детей младшего возраста, я построила свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Основным условием моей работы является создание благоприятной творческой атмосферы. Для этого создаю в группе безопасную развивающую среду, которая способствует гармоничному развитию ребёнка, создаёт у него чувство уверенности в себе, а так же даёт возможность самостоятельно распоряжаться её составляющими. Моими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделали, с помощью родителей, бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков. И совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, определяем их настроение. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту и доброту. Был изготовлен календарь погоды, где дети могут сами отмечать изменения с помощью картинок, предметов, фишек. Были подобраны картинки разных размеров с растениями и животными по сезонам и ореолу обитания. Был изготовлен альбом «Времена года» с движущимися картинками. Для дидактической игры «Кукла Маша одевается на прогулку» была разработана мультимедийная презентация, где детям предоставлялась возможность выбирать одежду по погоде.

Младший возраст, самый благоприятный для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Поэтому в непосредственно организованной деятельности я широко использую наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. В непосредственно организованной деятельности я широко использую наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. НОД с детьми я строю в форме игры. Главное звено игры – воображаемая ситуация и игровая мотвация, которую я поддерживаю в течение всего НОД: «Путешествие к Лесовичку», «В гости к бабушке Матрене», «Заколдованное письмо» и т.п.. На них дети слушают аудиозаписи, помогают животным и героям художественных произведений, изготавливают поделки и т.д.

Для стимулирования умственной активность ребёнка, расширения круга его интересов проводились занимательные игры: «Построй дорогу для зайчика из камней», «Снежинка в гостях у ребят», «Великие помощники», «Купание куклы Даши». Такие виды деятельности создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

В середине учебного года я увидела, что дети с трудом усваивают полученный материал по экологическому воспитанию, и я решила создать опытно-экспериментальный центр в группе, в котором дети с совместной деятельности со мной имели возможность проводить простые опыты. С этой целью был привлечен родительский комитет группы. С помощью родителей мы организовали опытно-экспериментальный уголок (был привезен речной песок, камни, ракушки, глина, приобретен материал для опытно-экспериментальной деятельности). После того, как организовали опытно-экспериментальный уголок, работа стала проходить более насыщенно и интересно. Для формирования представления о свойствах воды и песка, проводили с детьми опыты с водой: рассматривали чистую и грязную воду, холодную и горячую, опыты с песком: сухой — рассыпается, влажный – лепится. В зимнее время года проводили опыт с снегом и льдом, определяли что быстрее растает лед или снег и т.д. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.

В опытно-экспериментальном уголке дети не только проводят опыты, но и проводят самостоятельную деятельность. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.

После того, как обеспечили группу опытно-экспериментальным уголком , работа стала проходить более насыщенно и интересно. Дети стали более активны в играх, беседах, во время целевых прогулок.

Природный уголок был дополнен карточками с правилами поведения в природе, и было изготовлено электронное дидактическое пособие «Береги природу!»

С помощью родителей была обогащена развивающая среда дидактическими играми: «Вершки-корешки», «Чудесный мешочек», «Чей детеныш».

В конце учебного года проведя мониторинг я у выдела, что поставленные задачи мной были решены не все. Таким образом, возникла необходимость для дальнейшего апробирования системы работы по повышению уровня экологической воспитанности детей.

Вывод: Проведенная работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

  • дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром

растений и животных;

  • у детей сформировались первоначальные представления о себе

(человек — часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней;

  • у детей выработались первые навыки экологически грамотного и

безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Исходя и этого, были поставлены задачи на следующий возрастной период:

— освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы;

— расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников;

— формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

— формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь;

— развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

-привлечь к активному сотрудничеству родительское сообщество.

Дети старшего дошкольного возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они владеют довольно большим словарным запасом, что даёт им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. В этом возрасте экологические представления конкретизируются и дополняются новым материалом.

При построении системы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников я выделила следующие основные направления:

  • познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;
  • познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
  • практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;
  • исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.

Мною реализуются пути по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

  • создание условий (экологизация, программно – методическое обеспечение);
  • повышение собственной экологической грамотности;
  • изучение и применение современных методик и технологий в обучении и воспитании детей;
  • экологическое просвещение родителей.

В своей работе большое внимание уделяла поисково-экспериментальной деятельности, поэтому все занятия с детьми строю используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), но и проблемные методы обучения (проблемного изложения, частичнопоисковый, исследовательский). Также в занятия включала моменты экспериментирования, как демонстрационного, так и самостоятельного.

Продолжала работу в опытно-экспериментальном уголке, экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. В течение года, родители пополняли экспериментальный центр пособиями и природным, бросовым материалом, колбочками, пробирками, микроскоп, лупы, компасами. Очень ответственным является конечный этап эксперимента — анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия. Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною подобран различный материал на цифровых носителях о живой и не живой природе, составлены разнообразные презентации «Космос», «Жители леса», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица водица». В занятия по ознакомлению с окружающим миром включала разнообразные экологические электронно-дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет…?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом», широко использую игры с природным материалом, словесные игры. Все это помогает детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей, умение общаться, а самое главное позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.

В течение каждого занятия предусматривла время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 2-4 минуты. Содержание таких физкультминуток подбирала, опираясь на тематику занятия и ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз, при работе в логопедических группах использую проговаривание чистоговорок с движениями, упражнения для язычка.

В совместной и самостоятельной деятельности использовала различные формы организации детей. Предлагала детям настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки, также в работе использовала игры – инсценировки. Каждое утро с детьми проводила «Зарядка для ума», в которой использовала разнообразные словесные экологические игры, загадки, задачки, игры с мячом.

В группе при помощи родителей, в соответствии с возрастными особенностями, мы организовали «Уголок природы», в котором находится календарь природы, где мы с детьми отмечали состояние погоды. Так же при помощи родителей была создана «Экологическая библиотека», гербарии, уголок для самостоятельного экспериментирования, настольно- дидактические игры ««Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Кому нужна вода» и т.д., подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе и временах года, макеты. Ребенок может в любое время играть в этом уголке, проводить опыты и эксперименты. Также в «Уголке природы» находится коллекция дидактических часов, они помогают детям закрепить знания о временах года, месяцах, сутках. В «Уголке природы» действует постоянно обновляющаяся выставка детских работ о природных явлениях, животных, птиц, обитателях морей и т.п. Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы (дежурство), что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.

В ходе прогулок я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Действенной формой при формировании экологических представлений у детей стали экологические проекты: «Этот удивительный лед», «Огород на окне», «Вода, вода». В содержании проектов входило экспериментирование и опыты. Опыты строились на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе работы я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, снега, льда, воды.

Большое значение при закреплении экологических знаний у детей я придавала ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях мною были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например «Приготовь лекарство», «Построй домик животному».

Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Еще с младшей группы проводились различные занятия, беседы с детьми о птицах. Вместе с детьми на прогулках зимой мы подкармливали птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетают на участок, как они клюют корм, как перемещаются по нашему участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах. Видя этот интерес детей к птицам я решила при помощи родителей организовать акцию «Покорми птиц зимой» с целью — воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой. Где дети при помощи родителей сделали кормушки и развесили по всему городу для того чтобы жители кормили птиц, так же в течение года проводила акции «Украсим землю цветами», провожу ресурсосберегающую акцию «Береги водицу нашу», «Елочка красавица». Родителям понравилось учувствовать в подобных акциях и предложили мне совместно организовать экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем».

Я организовала проект «Огород на окне» где главными учасниками стали родители, они приносили семена, землю, папы сделали ящики для рассады. Дети с удовольствием выращивают рассаду для цветников. Такая форма работы позволяет выявлять и развивать в ребенке новые способности, развивать гуманистические и эстетические черты личности ребенка, способность сопереживать, бережно относиться к вещам не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что это материалы, взятые из природы.

Для работы с родителями оформляю папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные растения и экология жилища» и др. Провожу родительские собрания (темы: «Учите детей чувствовать природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников», «Ребенок и природа». Совместно с родителями выпускаем экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем».

Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, с которыми участвовали в конкурсах «Осенний калейдоскоп» и «Зеленая планета . Работа с родителями помогает достичь желаемых результатов в экологическом воспитании ребенка. Только совместными усилиями можно развивать личностные качества дошкольника.

Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.

Самоанализ работы по экологии

Самоанализ работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

воспитателя МБДОУ – детский сад «Муравей» с.Новопервомайское

Сергиенко Ольги Валентиновны

Сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.

По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

Формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся страна и вся планета. Этот вопрос актуален везде и повсюду, и начинается с дошкольного детства.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения – это и есть начала экологической культуры.

Экологическое воспитание может осуществляться при создании условий, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

К таким условиям относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдения, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, проведение тематических занятий, труд в природе.

Велико значение в процессе экологического воспитания совместная деятельность взрослого и детей.

Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче.

При проведении бесед об уникальности каждого объекта природы и ее самоценности, подвожу к мысли о необходимости бережного отношения к окружающему миру и зависимости нашего здоровья от ее благополучия.

В образовательном процессе, чтобы заинтересовать детей, я использую загадки, стихи, приметы, пословицы, считалки о природе, экологические игры, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия.

Тщательно подхожу к подбору демонстрационного и раздаточного материала. В группе имеется картотека словесных игр, символов, схем, дидактических игр и пособий по экологии.

Одним из основных условий формирования экологической культуры является создание соответствующей развивающей среды.

Это уголок природы в группе, где происходит наблюдение и уход за комнатными растениями;

— оборудование для самостоятельного экспериментирования: различные колбы, пробирки, весы, различные материалы (камень, бумага, магнит, дерево, перышко…)

— дидактические, настольные игры по различной тематике на классификацию, внимание, мышление.

— альбомы примет, признаков времен года, видов города Краснодара.

— детские энциклопедии.

-фоно- и видеотека.

Участок группы также являются развивающей средой. Путешествуя с детьми по экологической тропе мы проходим природные объекты. Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, воспитателей. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов по родной земле. Я стараюсь расширять и систематизировать знания детей о флоре и фауне родного края. Дети активно участвуют в фольклорных праздниках.

Ребенок воспитывается, прежде всего, в семье. Вместе с родителями мы проводим всевозможные акции: по озеленению участка, изготовлению кормушек, развешиванию скворечников. Родители принимают активное участие в спортивных и тематических праздниках.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Актуальность
проблемы
* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Главная цель

: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Исследуемые объекты:

Макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, газеты экологические 6 выпусков, экологические знаки.

Три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Моя работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребенка, и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным объектам.

Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям. Был проведен праздник «Наш дом — Земля».

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц. Проводились трудовые десанты: «Посадим дерево», «Покормим птиц зимой»; «Листья желтые кружатся», «Санитарный день» (участие в уборке площадок от мусора) и др.

Большое значение мы придавали работе с родителями. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое. Самым активным родителям были вручены благодарственные письма.

Результат:

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической культуры, а также представлений об универсальности и самоценности природы, привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом: заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Сергиенко Ольга Валентиновна

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]