«Подвижные игры их виды. Значение для развития личности»


«Подвижные игры их виды. Значение для развития личности»

«Подвижные игры их виды. Значение для развития личности»

Подвижная игра

– это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и другие.

Подвижная игра

– незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Цель:

Основной целью подвижных игр является развитие в ребенке физических качеств: скорости, выносливости, ловкости, силы.

Задачи подвижных игр

  • Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;
  • Развитие креативных возможностей и физических качеств;
  • Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;
  • Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Для успеха игры необходимо учитывать

  • Сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей.
  • Соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года.
  • Использование разных приемов выбора детей на ведущие роли.
  • Вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении.

ВИДЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ИГРЫ

Сюжетные игры

имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в т.ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», «Золотые ворота», «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т.д.

Бессюжетные игры

содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

  • игры типа перебежек и ловишек

    (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): «Краски», «Пятнашки»

  • игры с элементами соревнования

    (индивидуального и группового): «Жмурки», «Третий лишний», «Пустое место»

  • игры-эстафеты

    (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

  • игры с использованием предметов

    (кегли, серсо, кольцеброс, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

  • игры-аттракционы

    — в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки», «Сматываем веревочку»

СЛОЖНЫЕ ИГРЫ

К ним относятсяспортивные игры: городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции.

В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т.ч. в разновозрастных группах).

Подвижные игры различаются:

  • по сложности движений;
  • по содержанию сюжета;
  • по количеству правил и ролей;
  • по характеру взаимоотношений между играющими;
  • по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

Так же подвижные игры различаются и по двигательному содержанию:

  • игры с бегом,
  • прыжками,
  • метанием и др.

По степени физической нагрузки:

  • игры большой подвижности,
  • средней и малой.

Значение подвижных игр для развития личности

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка в игре одновременно осуществляется:
  • физическое,
  • умственное,
  • нравственное,
  • эстетическое
  • трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы

в организме:

  • эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
  • способствуют укреплению нервной системы,
  • двигательного аппарата,
  • улучшению общего обмена веществ,
  • повышению деятельности всех органов и систем организма человека,
  • возбуждают аппетит
  • способствуют крепкому сну.

С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие

ребенка.

Велика роль подвижной игры и в умственном развитии

ребенка:

  • дети учатся действовать в соответствии с правилами,
  • овладевать пространственной терминологией,
  • осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.
В процессе игры активизируются

память,

представления,

развиваются мышление,

воображение.

Дети усваивают смысл игры,

запоминают правила,

учатся действовать в соответствии с избранной ролью,

творчески применяют имеющиеся двигательные навыки,

учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры также для нравственного воспитания.

Дети:
  • учатся действовать в коллективе,
  • подчиняться общим требованиям,
  • правила игры дети воспринимают как закон,
  • сознательное выполнение их формирует волю,
  • развивает самообладание,
  • выдержку,
  • умение контролировать свои поступки,
  • свое поведение.
  • формируется честность,
  • дисциплинированность,
  • справедливость.

Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.

Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду:
  • дети изготавливают игровые атрибуты,
  • располагают и убирают их в определенной последовательности,
  • совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.

По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.

Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Школьники средних и старших классов

Для школьников постарше будут интересны другие игры, чем для учащихся начальных классов. С педагогической точки зрения увлечь подростка сложнее, чем ребят младшего возраста.

С этой задачей будет легче справиться, если вводить новые игры, идущие в ногу со временем. Игры на природе особо полезны для школьников, ведь обычные прогулки не дадут нужную физическую нагрузку.

Ляп снежком от Линкольна

Поиграть в увлекательную игру с популярным сюжетом захотят и старшеклассники. Зимняя забава увлечет каждого ребенка.

Особенности: проводиться зимой, когда достаточно свежего снега, и не сильный мороз, есть достаточное пространство на улице.

Реквизиты: бутылка пластиковая с цветным рисом (рис красится пищевыми красками) будет имитировать бутылку святой воды; картинка с изображением карты города, ленточки красного и синего цвета для каждого участника.

Что еще почитать: Игры с детьми дома: идеи для прекрасного времяпрепровождения

История для сюжета: президент Линкольн борется с оборотнями. Оборотни сидят в крепости, президент и его помощники в квартире. Они решают идти бороться со злом. Предмет борьбы – карта города, которую держат в своей крепости оборотни.

Организация игры:

  1. Накануне нужно слепить 2 крепости на расстоянии 9-10 м друг от друга, высотой с ребенка.
  2. Выбираются команды оборотней, Линкольна и его помощников.
  3. Каждый участник отмечает себя ленточкой: оборотни красной, команда борцов – синей.
  4. Оборотни занимают позицию в своей крепости, в этой крепости находится и карта. Оружие оборотней: снежки.
  5. Президент и его команда занимают вторую крепость-квартиру. Их оружие: бутылка святой воды (подкрашенный рис) и снежки.
  6. Линкольн выполняет прыжок вверх так, чтоб это видели оборотни и машет рукой, говоря: «Я легкой жизни вам не дам, а покажу пример. Для вас один способ себя спасти – отдать карту нам!».
  7. После этого охотники на оборотней пытаются добежать до крепости соперников и забрать карту. Оборотни пытаются проникнуть в квартиру президента.
  8. При попадании снежка в участника одной из команд он выбывает из игры на три минуты. При попадании на оборотня святой воды он выбывает на 10 минут.
  9. Игра заканчивается, когда команда президента захватила карту, или если треть оборотней зашла в квартиру.

Эстафета

Эстафеты известны в каждой школе, проводится они на уроках физкультуры. Проведение эстафет улучшает физическую подготовку, укрепляет соревновательный дух. Общий принцип проведения:

  1. Предложить детям поделиться на команды.
  2. Построить команды в колонны у линии старта.
  3. По команде «Марш!» капитан бежит (прыгает) до флажка, касается его рукой и возвращается к команде.
  4. Хлопает по плечу следующего в колонне, который выполняет те же действия, что и капитан и так далее.
  5. Побеждает та команда, последнее звено которой вернется к линии старта раньше.


Другие игры

Старшеклассники занимаются атлетикой, бегут на малые дистанции. Но все же, с большим удовольствием будут играть в футбол. Цель подвижной игры – не только улучшить физические характеристики, но и привить любовь к спорту на всю жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]