Пол и гендер
В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».
Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой. В американской социологической теории концепция гендера складывалась постепенно. При этом на разных этапах развития данной концепции в центре внимания были различные аспекты:
— гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,
— гендер как выражение отношений власти,
— гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,
— гендер в качестве особого социального института.
Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).
Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.
Развитие детей с учетом гендерной принадлежности в ДОУ
Екатерина Ковалева
Развитие детей с учетом гендерной принадлежности в ДОУ
«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик.»
,
«Девочки не могут быть пожарными.»
,
«Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?.»
Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу
развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.
Что же такое гендер?
В переводе с английского gender обозначает «род»
,
«пол»
. Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия
«пол»
, которое отвечает за биологические функции человеческих особей,
гендер — это «социальный пол»
индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий
(в психологическом, культурном и социальном смысле)
между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл
«мальчики не плачут»
или
«уступи, ты же девочка»
— это уже сфера
гендерных стереотипов.
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я»
начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание
гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности.
В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной.Среди причин можно отметить следующее:
— унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
— притупление чувства гендерной принадлежности;
— рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
— рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.
Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.
Гендерное воспитание — комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.
Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:
• Психологические особенности развития мальчиков и девочек в различных видах деятельности
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше. Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.
• Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.
• Изобразительная деятельность
Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.
Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.
• Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.
Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
• Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники, девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы)
. Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс, мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки — на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.
• Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
• Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
— различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)
— различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
— различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
— различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
— распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
— различия в оценке деятельности (для мальчиков важно – что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
— различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)
— акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.
Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола,важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.
Фемининный тип
Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:
— женственность,
— отзывчивость,
— пассивность,
— мягкость,
— эмоциональность,
— уступчивость и др.
При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем – неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.
Гендерное воспитание
Каждый человек рождается личностью со своими индивидуальными установками, которые больше не найдешь ни в ком. Люди могут быть похожи между собой в чем-то, но именно одинаковых личностей не бывает.
- Разделение людей на две группы по принадлежности к полу (мальчик и девочка) является центральной установкой по различию между собой всех окружающих индивидов.
- По исследованиям специалистов все психологические различия между мужчиной и женщиной связаны с особенностями генетики и физиологии.
- Сама природа требует от прекрасной половины человечества быть любящими и заботливыми женами и матерями.
А от мужчин быть смелыми, сильными и уважительными по отношению ко всем окружающим людям. Также оберегать свою семью и чтить семейные ценности. В этом и заключаются главные задачи гендерного воспитания.
Андрогинный тип
Андрогинная гендерная принадлежность подразумевает совмещение в себе маскулинных и фемининных черт. Считается, что в с точки зрения адаптивности данная позиция наиболее оптимальная – личность как бы вбирает в себя все самое лучшее от двух типов. Многочисленные исследования показали, что мужественность и женственность не являются в строгом смысле антиподами друг друга – их жесткое противопоставление является ошибочным. Было установлено, что лица, строго придерживающиеся характеристик, традиционно приписываемых их полу, часто плохо приспособлены к жизненным условиям. Были выявлены следующие закономерности:
— женщины с низким уровнем маскулинности и мужчины, с высоким уровнем фемининности часто тревожны, беспомощны, пассивны и более склонны к депрессии;
— женщины и мужчины с высоким уровнем маскулинности имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов;
— молодые семейные пары, жестко придерживающиеся традиционных моделей мужского/ женского поведения, часто имеют сексуально-психологические дисгармонии в семье, а также половые расстройства;
— андрогинность, как психологическая характеристика, имеет положительную связь с уровнем самоуважения, мотивацией к достижению, ощущением внутреннего благополучия и др.
Андрогинная личность обладает богатым набором полоролевого поведения, гибко используя его в зависимости от динамики изменяющихся социальных ситуаций.
Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.
Что такое гендерная роль
Каждый ребенок ближе к 2-3 годам начинает понимать к какому полу он относится. Это видно прежде всего по выбору детских игрушек. Многие исследования показали, что мальчики из предложенных предметов выбирают машинки, роботов, игрушечное оружие и т.п.
А девочки останавливают свой выбор на куклах, детской бижутерии, сказочных замках и других предметах, относящихся к данной половой категории игр.
- Ближе к возрасту 4-7 лет дети понимают, что принадлежность к полу уже не поменяется и начинают себя вести соответственно, принимая во внимание поведение окружающих их женщин и мужчин.
- В этом и заключается гендерная роль каждого человека в этой жизни. Поэтому на данном этапе стараются закрепить гендерное воспитание дошкольников, но не всегда для этого есть условия.
- Ведь в современном мире часто можно наблюдать такую картину, где мужчина и женщина поменялись местами. Женский род стал сильным и смелым, а мужчина больше проявляет качества слабого пола. Но здесь есть свои причины.
К примеру, девочка воспитывалась одной мамой и за нее некому было постоять в мужском лице. Поэтому женщина уже с детства переняла на себя мужской характер.
Или наоборот ситуация с мальчиком, который воспитывался бабушкой и мамой. И они из лучших своих побуждений ограждали мальчишку от всякой мужской работы и трудностей, компенсируя тем самым недостающее мужское плечо.
Полоролевой подход
Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине – роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.
В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек – на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества – воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Автор: Шаповалова Ольга Викторовна
Тема: Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Пояснительная записка
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Несмотря на все трудности педагогической работы, очень важно воспитателю самому быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».
Актуальность гендерного воспитания
на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Цель:
повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.
Задачи:
- познакомиться с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
- организовать образовательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;
- способствовать формированию у родителей гендерной компитентности.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми
Период | Тема | Цель | Содержание |
Сентябрь | «Смотрите, какой я!» | Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности | • Дидактическая игра «Одень куклу». • Рисование «Мой портрет». • Работа с зеркалом «Мои эмоции». • Отгадывание загадок о частях тела |
Октябрь | «Кто есть кто» | Развивать умения соотносить свое полороле-вое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное | • Инсценирование сказки «Курочка Ряба» • Чтение «Шли по лесу два товарища…» Л. Толстого с обсуждением. • Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе» |
Ноябрь | «Я среди других» | Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения | • Подвижная игра «Ловишки парами». • Дидактическая игра «Опиши того, кто справа…» • Разучивание песен о дружбе. • Просмотр мультфильма «Чебурашка» • Конструирование из строительного материала «Домик для друзей» |
Декабрь | «Я и моя семья» | Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье | • Выставка семейных фотографий. • Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница» • Рисование «Моя семья» • Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Про- стоквашино», «Кошкин дом» |
Январь | «Кто я?» | Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности | • Лото «Профессии» • Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля. • Дидактическая игра «Женская и мужская работа» • Экскурсии на стройку, в парикмахерскую. • Работа с картинками «Манеры поведения» |
Февраль | «Из чего сделаны мальчишки?» | Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли | Чтение стихотворения Э Успенского «Если был девчонкой». Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака. Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова. Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества |
Март | «Мир девочек» | Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. | Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Открытка для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку…» Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками» |
Апрель | «Я родился!» | Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения | Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций. |
Май | «Я среди чужих» | Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе. | Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3 Александровой. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер) |
Работа с родителями
.
Сентябрь
Папка-передвижка: » Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?»
Октябрь
Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Ноябрь
Советы по воспитанию дочери: «Как воспитывать девочку»
Декабрь
Советы родителям по воспитанию сыновей: «Психологическое развитие мальчиков».
Январь
Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию.
Февраль
Памятка : «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях».
Март
Конкурс фотографий: «Папа с ребенком» и «Мама с ребенком»
Апрель
Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».
Май
Анкета по гендерному воспитанию для родителей.
comments powered by HyperComments
Гендерный подход
В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом прежде всего ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.
Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у дошкольников должно обуславливаться прежде всего его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать – это не по-мужски, а слезы – это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» – так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться избитой схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам – машинки, девочкам – куклы. Малышка точно так же может заинтересоваться машинками, а парень – куклой, и этот не будет возбраняться. При этом девочка не станет «менее девочкой», а мальчик — «менее мальчиком».
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин [5,45].
Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в дошкольных учреждениях составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Поэтому, в детских садах и далее в школе осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и маскулинной (мужественной) девочки. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные ФГОС, предлагают иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, включая, помимо формирования семейной и гражданской принадлежности и вопросы гендерного воспитания дошкольников. Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения. Так, мероприятия по гендерному воспитанию включают и формирование у детей чувства толерантности друг к другу [1,20].
Поэтому роль воспитателя значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.
Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, необходимо воспитывать в нем эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола, и, в первую очередь, желание и способность защищать [3,14].
Чтобы из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама, нужно уделять внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов [3,15].
Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада, ставятся следующие цели:
1. Формировать гендерную идентичность у мальчиков и девочек посредством создания предметной социокультурной среды.
2. Разрабатывать и внедрять игровой комплекс с учетом гендерных особенностей для развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
3. Осуществлять педагогическое просвещение родителей, привлекать их к созданию условий для воспитания и развития ребенка в соответствии с половой принадлежностью.
В группах необходимо создавать специальные функциональные центры (зоны): центр речевого развития, игротека (центр интеллектуальных и математических игр), центр экспериментирования, центр ручного труда, центр искусств, центр для режиссерских и ролевых игр учитывающие интересы девочек и мальчиков. Организация пространства жизнедеятельности детей предполагает соблюдение зонирования группового помещения, позволяющего заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Центр речевого развития может быть представлен дидактическими играми, наборами картин, картинок, способствующими развитию речи мальчиков и девочек. Словарный запас у мальчиков достаточно широкий, но в активном словаре превалируют глаголы, междометия, то есть слова, передающие действия, поэтому мальчикам подбираются сюжетные картинки о военных действиях, спасательных операциях, подвигах, спортивных соревнованиях, играх мальчиков. Речь девочек более эмоциональна, они склонны к предметно-оценочной речи, в которой преобладают существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Наборы сюжетных картинок и дидактических игр для девочек подбираются о природе, играх девочек, о нравственных действиях людей.
Литературно-театральный центр разделить на библиотечку для девочек и для мальчиков, также в центре представить книги, театры, интересные обоим полам.
Центр экспериментирования наполнить разнообразным материалом для исследований, не только в природе, но и с предметами неживой природы. Сюда чаще «заглядывают» мальчики, исследователи и экспериментаторы по своей природе. Девочек больше привлекают комнатные цветы, уход за ними, сбор гербариев, семян для зоны коллекции.
по видам искусств, но для самостоятельной продуктивной деятельности можно подобрать раскраски для девочек и для мальчиков. Мальчики чаще рисуют технику, военные действия, большие дома, улицы, их рисунки наполнены действием, движением, поэтому подбираются соответствующие шаблоны и трафареты. Девочки чаще рисуют людей, принцесс, себя, прорисовывают мелкие детали, глазки, ротик и т. д. Цветовая гамма ярче, наборы цветных карандашей, мелков, красок имеют большее разнообразие оттенков.
Центр ручного труда разделить на мастерскую для мальчиков и центр рукоделия для девочек. На основании этих центров организовать кружки отдельно для мальчиков (например, рекомендации Т. Н. Дороновой) «Самоделкин» и для девочек «Волшебная игла»).
Центр творческих игр — наиболее важная часть предметно-развивающей среды, направленная на формирование полоролевых представлений и предпочтений детей, дающая возможность свободно взаимодействовать ребенку со сверстниками [6,68].
В соответствии с поставленными задачами необходимо принципиально изменить подход к организации игровых зон для девочек и мальчиков.
Помещение группы можно разделить на два «царства» с помощью коврового покрытия. Так как все педагоги знают, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделить особое внимание.
Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), расположить в группе по обоюдной договоренности.
В каждой игровой зоне разместить коробки с атрибутами для самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр (у мальчиков — «Военные», «Моряки», «МЧС», «Водители» и т. д., у девочек — «Больница», «Магазин», «Ателье», «Салон красоты» и т. д.)
С мальчиками обсудить расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». При этом у каждого мальчика должен быть свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность.По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.
С девочками также можно обсудить расстановку мебели в игровом уголке и договориться с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить кукольные постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.
Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится коробка с инструментами, и при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры [3,16].
Совместные сюжетно-ролевые игры способствуют обучению социальным ролям девочек и мальчиков и умению взаимодействовать друг с другом. Это такие игры как «Спасатели», «Салон сотовой связи», «Космическое путешествие», «Автостоянка» и другие. Привычные для всех игры пополняются новой атрибутикой для мальчиков и для девочек
Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.
Предметная среда на каждом возрастном этапе отличается определенным набором игр и игрушек, отвечающим особенностям полоролевого развития мальчиков и девочек.
Можно выделить несколько основных тенденций в подборе игрушек при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту:
— постепенный переход от более крупных игрушек к мелким;
— от простых кукол и пластмассовых машинок к более реалистичным игрушкам, игрушкам-копиям.
В младших группах происходит процесс первичной половой идентификации и он ассоциируется с одеждой, прической. Дидактические игры, а также сюжетные игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. К игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку». К сюжетной игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Мишу спать» и так далее. Рядом с куклой-девочкой одетой по сезону в приемной появляется кукла — мальчик [3,23].
В среднем возрасте дети объединяются в небольшие группы для совместных игр, чаще всего это группы мальчик-мальчик или девочка-девочка. Увеличивается потребность в отдельных уголках, оборудованных соответствующим игровым материалом. Чаще «девчоночьих» игрушек бывает достаточно, а для мальчиков игрушки дополняются. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность [3,25].
При внесении изменений в игровом пространстве стремиться вызвать у детей расположение и симпатию к новинкам, желание участвовать в обустройстве группы. Так, например, оборудовав для мальчиков «уголок динозавров», предложить им соорудить постройки из строительного материала и фантастические деревья из природного или бросового материала [3,26].
В старшем возрасте мальчики и девочки объединяются для совместных игр, выполняя мужские и женские роли. К привычному набору игрушек добавляются куклы-мальчики (от младенцев до мужчин).
В уголках девочек появляются игрушечные дома с мебелью, одеждой для женщин (куклы Барби и домик для куклы Барби).
Уголок ряжения, который был только в младших группах, в старшем возрасте имеет другое содержание: девочки наряжаются, учатся конструировать наряды, проявляя творчество и фантазию. Для мальчиков подобрать соответствующие костюмы рыцарей, пажей, принцев, богатырей [4,43].
Важной задачей, при оформлении группового помещения с учетом гендерных особенностей детей, являлось оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она — девочка, а он — мальчик. Для этого использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка [2,45].
В изготовлении маркеров гендерных различий могут принять участие, как воспитатели, так и родители. Но при этом основным требованием является индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению.
Шкафчики в приемной обозначить картинками для девочек (бантики, куклы-девочки, цветочки) и для мальчиков (машинки, самолетики, звездочки) с соответствующим цветовым решением. На стульчиках соответствующие маркеры (ростовое обозначение в красном цветочке или в синем кружке).
Для осуществления двигательной активности и занятий физическими упражнениями мальчиков и девочек подбирается спортивное оборудование в соответствии с требованиями СанПиН, но содержательная сторона двигательной активности также имеет свою специфику в зависимости от пола: у мальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, связанные с особенностями физического развития мальчиков и девочек. Поэтому, организуя игры, самостоятельную активность подбираются атрибуты: для мальчиков это метание в цель, игры в городки, футбол, девочки успешно справляются с обручем, любят прыжки через скакалку, спокойные игры с мячом [5,34].
Эстетика оформления группового помещения должна отвечать эстетическому воспитанию дошкольников и иметь гендерную направленность. Условия приблизить к домашним, в интерьер внести элементы, украшающие как мужское, так и женское жилье (картины, гравюры, произведения народного творчества, выставки авторских работ девочек и мальчиков, мам и пап и другое). В приемной комнате сделать уголки, где девочки и мальчики могут привести себя и свою одежду в порядок. В спальне кроватки девочек застелить розовыми покрывалами, а мальчиков — голубыми. Спальню следует разделить на две части: одна для девочек, другая для мальчиков. Туалетные комнаты обозначить в виде смешной девчонки и веселого мальчишки.
Общий дизайн помещения обеспечивает эмоциональное благополучие детей и взрослого. Обстановка максимально приближена к домашней, вселяющей чувство защищенности и уверенности в себе [4,56].
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому мальчику и каждой девочке найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, освоить правила мужского и женского поведения.
Различные формы педагогического просвещения пап и мам приносят определенные плоды. Главный итог работы — каждый взрослый должен получить исчерпывающие ответы на вопросы «Как воспитывать сына? Дочь? Какую предметную среду для ребенка создать дома? Как правильно выбрать игрушку ребенку?»
Литература:
1. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008
2. Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира.- Москва, 1998.
3. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. № 6
4. Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. № 5
5. Панфилова М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
6. Шелухина И. П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.
Гендерные схемы в развитии ребенка. Процесс полотипизации
Формирование фемининности/маскулинности у детей происходит в раннем возрасте. Так, примерно к 4-5 годам закрепляется гендерная принадлежность (во второй младшей группе детского сада). Дети начинают отдавать предпочтения типичным играм, соответствующие их полу. Данное соответствие, как уже упоминалось, задается культурными нормами общества. Также формирование гендерной принадлежности у дошкольников проявляется в том, что дети предпочитают больше играть с детьми — представителями своего пола. Типизация по полу (англ. sex-typing) получила в психологической науке название полотипизации. Она сопровождается приобретением индивидом предпочтений, личностных установок, навыков, «я»-концепции и др. Значимость полотипизации, определяющей формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у дошкольников рассматривается по-разному в различных психологических теориях развития.
Воспитание мальчика
При гендерном воспитании мальчика нужно учитывать тот факт, что в будущем он должен стать мужественным человеком — защитником семьи. Кроме того, в нем должны быть сформированы и другие качества, которые не позволят сделать из малыша грубого и невоспитанного человека, поэтому только одевать и кормить ребенка недостаточно.
Чтобы из маленького человека вырос настоящий мужчина, в вопросах воспитания следует делать акцент на таких моментах:
- Давать специальные «важные» задания и после их выполнения обязательно хвалить кроху. Нужно акцентировать внимание на том, что ребенок ответственно отнесся к поставленной ему задаче.
- Предоставлять крохе возможность самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы, а также просить мальчика объяснить свой выбор.
- Не следует подавлять все стремления ребенка. Его инициативность нужно поддерживать.
- Ребенок должен регулярно общаться с детьми своего возраста. Хорошим занятием станет посещение какой-либо спортивной секции.
В вопросе гендерного воспитания мальчика нужно знать меру. Нельзя переусердствовать. Прежде всего, не следует взваливать на ребенка все домашние дела и требовать от него беспрекословного подчинения, мотивируя тем, что малыш должен быть сильным во всем. Такие действия лишат мальчика детства. Несмотря на особенность воспитания, не следует забывать, что малыш — это обычный ребенок, который имеет право на проявление слабости.
Влияние на воспитание мальчика должны оказывать оба родителя. Чтобы малыш не вырос эгоистичным, без чувства сострадания и оказания помощи другим, мальчик должен видеть, как его отец помогает матери выполнять домашние дела.
Существуют также нормы поведения, которые нужно соблюдать независимо от пола. Это терпимость, уважение чужого и своего мнения. Такие понятия сделают детей не слабыми, а социально адаптированными.
Полотипизация в психоаналитической концепции
В основе полотипизации, в качестве ее первичного механизма, психоанализ выделяет процесс идентификации ребенка с родителем своего пола. Процесс идентификации осуществляется в рамках исследования ребенком собственных гениталий как половых различий. Появление зависти к пенису и страха кастрации, возникающие у мальчиков и девочек, приводят к успешному разрешению Эдипова комплекса. Однако данная концепция также подвергалась критике со стороны феминистических школ, поскольку делала упор на биологической обусловленности гендерных различий.
Что такое Гендер
Это понятие обозначает принадлежность человека к определенному социальному полу, который формируется в процессе воспитания личностных качеств, включающих в себя психологическое, социальное и культурное воздействие, как на мальчика, так и на девочку.
- Гендер в переводе с английского языка означает род, который в свою очередь относится к социальному полу, как к продукту культуры.
- Гендерный подход в образовательной и воспитательной системе необходим прежде всего для того чтобы каждый ребенок смог проявить свою идентичность.
- В дальнейшей будущей жизни, это может определиться с выбором профессии и полностью самореализоваться.
В то же время такой подход к воспитанию, поможет обойти <<�острые углы>> во взрослой жизни с минимальными потерями, благодаря проявленной гибкости в своем поведении.
Полотипизация и теория социального научения
В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.
Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.
Нюансы воспитания девочек и мальчиков
Темы гендерного воспитания всегда были главным вопросом, которым вплоть до 20 века занималась церковь, диктующая условия на поведение мужчины и женщины. В современной жизни вопросами воспитания занимается, как семья, так и учебные заведения, которые могут относиться к общеобразовательному или религиозному уклону.
В то же время гендерное воспитание мальчиков и девочек существенно различается.
Мужскую половину рекомендуют воспитывать следующим образом:
- Для мальчика любовь – это доверие. Он будет ощущать уверенность в себе, если его любят;
- Примером мальчику должен быть отец, дядя, дедушка, тренер, но с хорошими чертами воспитания;
- Соблюдение дисциплины. Это поможет развить ответственность;
- Нельзя запрещать ребенку плакать. Воля эмоциям важна для каждого человека;
- Построение доверительных отношений с ребенком;
- Приучение к основам готовки и уборки;
- Иметь в наличии игры для мальчиков, которые будут способствовать дальнейшему развитию.
План гендерного воспитания девочки:
- Проявление заботы и любви к ребенку;
- Близкая связь с мамой;
- Уважение и любовь от папы;
- Приучение к основам уборки и готовки;
- Гордость за своего ребенка;
- Обеспечение девочек игрушками их специфики;
- Развитие моторики.
Самое главное, что выделяют в гендерном воспитании – это проявление любви и уважения к детям. А любовь, как говориться творит чудеса.
Полотипизация в рамках теории когнитивного развития
Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.
УДК 373.211.24
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи
Gender education of preschool children through interaction DOE and family
Автор: Родина Елена Алексеевна — Российская Федерация, г. Калуга, МБДОУ №57 «Рябинка», воспитатель
Author: Rodina Elena Alekseevna — Russian Federation, Kaluga, MBDOU №57 Ryabinka, educator
Аннотация: В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей, в рамках ФГОС дошкольного образования. Представлены современные методы и формы взаимодействия с родителями по формированию основ гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Annotation: Тhe article considers the problem of gender education of preschool children. Special attention is paid to cooperation of teachers of preschool educational institutions and parents in the GEF pre-school education. Presents modern methods and forms of interaction with parents.
Ключевые слова: ФГОС ДО, сотрудничество, родители (законные представители), гендерное воспитание, формы и методы работы
The keywords: FSES TO, professional standards, cooperation, parents (legal representatives), gender education
О гендерном воспитании сегодня много пишут и говорят. Дошкольные образовательные учреждения столкнулась с проблемой: как воспитывать дошкольников, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное воспитание? Нужна ли нашим детям гендерная культура?
Важно отметить, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в воспитании детей, а с другой стороны вопрос гендерного воспитания недостаточно изучены и разработаны.
Многие ученые и специалисты в области педагогике, как зарубежные, так и отечественные, рассматривали вопрос гендерного воспитания по-разному.
Аристотель высказывался за раздельное обучение мальчиков и девочек, так как полагал, что мужчина и женщина имеют разную природу, поэтому должны иметь разные знания и умения, выполнять свои «естественные» обязанности, не вмешиваясь, в дела друг друга.
Французский философ Жан Жак Руссо предлагал женщинам и мужчинам вести себя по-разному: мужчине опираться только на собственные суждения, не врать, проявлять откровенность, прямоту, добросовестность, женщине учитывать мысль других людей, быть стеснительной, хитрой, кокетливой.
Василий Сухомлинский считал, что юноши должны получать мужское, девушки — женское воспитание. Он указывал на необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения.
Работа педагогов в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы дети были самостоятельными, обладали определенными нравственными качествами, которые необходимы для дальнейшей жизни. Так же важно, чтобы дети усвоили общественные, этические нормы поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. А главное имели определенный запас знаний, умений и навыков. И неоценимую и важную роль в этом должны оказывать родители.
Работа по взаимодействию с семьями воспитанников является одной из приоритетных направлений в сфере образования.
С введением ФГОС ДО и профессионального стандарта, педагоги должны предусматривать условия, которые необходимы для социальной ситуации развития детей, и предполагать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность [2].
«Процесс дошкольного детства — этот период, в процессе которого педагоги и родители (законные представители) должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин или женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола» [1].
Всем педагогам ДОУ понятно и никто не станет оспаривать то, что современные семьи владеют различными компьютерными технологиями, посещают сайты детских садов, ведут беседы на различных форумах для родителей, но в то же время, из моего практического опыта, замечено: родители не имеют достаточных знаний и представлений о всестороннем развитии детей, в том числе и о значении гендерного воспитания.
Прежде, чем привлекать родителей к сотрудничеству по вопросу о гендерном воспитании детей, мною была изучена данная проблема. С педагогическим коллективом были проведены консультации, педагогические советы, семинары-практикумы. Это позволило мне расширить свои знания о гендерном воспитании детей дошкольного возраста, и определить приёмы взаимодействия с семьями воспитанников по данной теме.
Более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями, я считаю, современные инновационные методы работы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как родительские мастер- классы, тренинги, дискуссии, интерактивные игры. В таких формах взаимодействие с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
Одной из наиболее распространенных форм включения родителей в образовательный процесс ДОУ — является метод проектов. На мой взгляд метод проектной деятельности является самой эффективной и интересной, в повышении компетентности о гендерном воспитании детей.
В рамках проектной деятельности с родителями было проведено анкетирование по теме «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Проведя анализ анкет, выяснилось, что не все родители в полной мере понимают, что такое «гендерное воспитание», в чем заключается воспитание мальчиков и девочек. Многие считают, что данная тема актуальна, но родители не знают, что дошкольное образовательное учреждение уделяет этому большое внимание.
Поэтому я провела родительское собрание «Девочки и мальчики – две разных планеты». На родительском собрании была поднята тема о повышении компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, которая способствует благоприятному протеканию процесса формирования мальчиков и девочек.
Родительский пример в отношениях между папой и мамой играет важную роль в воспитании ребенка, в том числе и в становлении его гендерной идентичности. Поэтому важно, чтобы именно близкие и родные ребёнку люди служили положительным примером в воспитании мужских и женских начал.
С этой целью мною были организованы и проведены мастер-классы с папами «Кормушка для птиц» (для мальчиков) и с мамами «Красивые открытки» (для девочек).
Папы представили мальчикам заготовки кормушки, рассказали о необходимых орудиях труда, которые понадобятся при ее сборке.
В преддверии Нового года мамы вместе с девочками изготовили открытки, используя современные техники декоративно-прикладного творчества: квиллинг, скрапбукинг, торцевание и т.д. Самым большим удовольствием для девочек стало то, что украшения мастерили вместе с мамой.
В процессе проведения творческих мастерских с родителями я делала акцент на воспитание будущего семьянина, беседовали с детьми о том, что мальчики — это будущие мужчины и папы: мужественные, смелые, сильные и трудолюбивые, умеют помочь и защитить тех, кто слабее, а девочки- это будущие женщины и мамы. Они должны быть нежными, женственными, добрыми, заботиться о семье и поддерживать уют в доме.
Интересной оказалась идея провести развлечение «Национальное изобилие матушки России». Здесь была затронута тема не только гендерного воспитания, но и формирования толерантного сознания. В ходе развлечения родители разных культур представили свои национальные блюда. В результате в детском саду появилась кулинарная книга с рецептами и фотографиями любимых блюд детей и родителей.
С родителями был проведен семинар-практикум на тему «Когда мы были маленькими». На семинаре родителям было предложено окунуться в мир детства, и выбрать, по их мнению, ту игрушку, которую выбрали бы их дети. Так же были организованы игры. Одной группе родителей было предложено собрать из разрезных частей газеты, журналов, цветной бумаги (способом обрывания) силуэт девочки, а другой — собрать также силуэт мальчика. Украсить их фломастерами, карандашами.
В рамках проекта были организованы семейные праздники «День семьи», «Зимние забавы», «8 марта». Это поспособствовало повышению авторитета родителей.
В результате проведения проектной деятельности итоговым продуктом стал сборник «Азбука для девочек» и «Азбука для мальчиков», с характерными особенностями, которые присуще мальчикам и девочкам.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи ставит перед собой цель по созданию атмосферы взаимной заинтересованности в процессе гендерного воспитания, выработки педагогического подхода к проблеме изучения и воспитания ребенка.
Более 75 % родителей удалось заинтересовать и увлечь проблемой гендерного воспитания детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что методы и формы, используемые мною, были выбраны не зря. И цель, которую я поставили перед собой, повысить компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания детей, была достигнута. А главное между родителями и мною появилось доверие, взаимопонимание и заинтересованность в воспитании детей.
Список используемой литературы:
1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду/ Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 209. – 224с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [электронный ресурс ] https://минобрнауки.рф
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей
Вот какие советы дают специалисты по данному вопросу:
- В первую очередь, для дочери важны доверительные отношения с матерью. Но и отец играет тут не последнюю роль. Если ребенок с раннего возраста видит теплые отношения между родителями и бережное отношение друг к другу, у него сформируется правильное представление о семье.
- Уделяя время дочери, отец должен демонстрировать разницу поведения в гендерном плане. Видя заботу и благожелательность, она начнет осознавать, что достойна любви мужчины.
- Позитивная самооценка складывается в том случае, если родители видят в дочери личность уже с раннего дошкольного возраста.
- С мамой у девочек особенная связь. Они могут делиться своими маленькими секретами, и именно мать должна учить дочь навыкам домашней работы, приготовления пищи и т.д.
Тревожная мать: какой вред детям она наносит?