Формирование культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе


Программа по развитию навыков самообслуживания «Я сам»

Программа по формированию навыков самообслуживания « Я сам»

Пояснительная записка.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития. Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
Цель программы:
формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Основные задачи

: Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, зависимости от окружающих людей.

Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.

Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества

Содержание программы:

Содержание обучения на занятиях по формированию навыков самообслуживания основано на решении трех задач: дидактической, коррекционной и воспитательной. Дидактическая задача направлена на получение определенной информации о предмете и овладение способами и приемами действия с изучаемыми предметами. Программный материал подобран таким образом, что позволяет наращивать фундамент социально-бытовой осведомленности.

Методическая работа воспитателя:

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели. 2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда. 3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха. 4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.

Формы работы:

– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

– групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания). Успешность обучения детей зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей.

В процессе обучения детей навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:

• Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.

• Сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия.

• Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.

• Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.

Каждое занятие по формированию навыка включает следующие этапы работы:

1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

2. Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия);

4. Совместные действия воспитателя с ребенком;

5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого;

6. Самостоятельные действия ребенка.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Большинство поручений становятся групповыми, т.е. принимают коллективный характер. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Перед заданиями важно:

• рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

• перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Ты сегодня дежурный, что же нужно сделать? Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям;

• выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей;

• обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Программа рассчитана на 6 месяцев. Продолжительность одного группового занятия– 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность индивидуального занятия 10-20 минут. Частота занятий зависит от сформированности навыков.

Требования к знаниям и умениям в соответствии с уровнем развития воспитанников:

Уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Обладать навыками: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты. Уметь накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать после еды посуду. Различать и называть части тела, знать предметы санитарии и гигиены. Иметь представление о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Знать и выполнять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании складывать в определенной последовательности одежду. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своего стола принадлежности; убирать на место игры и игрушки. Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения, заправлять кровать, проводить смену постельного белья. Уметь различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Уметь одеваться и обуваться, складывать и вешать снятую одежду и обувь. Уметь различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Уметь правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; уметь пользоваться носовым платком, стирать мелкие предметы одежды. Помогать друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Уметь пропускать друг друга в помещениях приюта, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении и интерната и на улице не сорить, не кричать.

Тематическое планирование групповых занятий.

Тема занятия
1 Знакомство с курсом «Формирование навыков самообслуживания» Внешнее строение тела человека.
2 Что такое режим дня. Соблюдение режима дня.
3 Сон и его значение. Заправка кровати. Практическая работа.
4 Нос — орган обоняния. Уход за носом. Формирование эталонов поведения — использование носового платка. Практическая работа.
5 Борьба с пылью. Виды уборки. Правила проведения уборки.
6 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
7 Пищеварительная система. Режим питания. Полезные и вредные продукты
8 Закрепление культурно-гигиенических навыков. Правильное мытье рук перед едой, мытье фруктов и овощей.
9 Посуда. Разнообразие и назначение. Сервировка стола. Практическая работа.
10 Культура приема пищи. Правила поведения за столом.
11 Волосы. Уход за волосами. Практическая работа. Расчесывание волос. Мытьё головы.
12 Название одежды. Виды одежды по сезонам. Хранение одежды. Правила опрятности.

Тематическое планирование индивидуальной занятий.

Тема занятия
1 Учить детей мыть руки последовательно, следуя алгоритму умывания.
2 Формирование навыков использования ложки при приёме пищи.
3 Формирование навыков опрятности: приучение к горшку.
4 Гигиена полости рта. Практическая работа.
5 Расчесывание волос. Мытьё головы.
6 Самостоятельное раздевание. Алгоритм раздевания.
7 Самостоятельное одевание. Алгоритм одевания.
8 Застёгивание сандалей. Шнуровка ботинок.
9 Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки
10 Складывание и вешание одежды в шкафчик. Практическая работа.
11 Уход за носом. Формирование эталонов поведения — использование носового платка. Практическая работа.
12 Заправка кровати. Практическая работа
13 Самостоятельно наводить порядок в группе, убирать игрушки и вещи на свои места.
14 Смена постельного белья. Практическая работа.
15 Удаление пыли. Подметание пола. Практическая работа.
16 Уход за комнатными растениями. Формирование навыков.
17 Уборка посуды со стола. Мытье посуды. Практическая работа
18 Практическая работа. Стирка носков.
19 Ремонт одежды. Пришивание пуговицы.

Литература :

  1. Бейкер, Брюс Л. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. – М. : 1997.
  2. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
  3. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практическое пособие / А. Р. Маллер. – М. : АРКТИ, 2000.
  4. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. – М. : Теревинф, 2006.
  5. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.,1997.
  6. Новосёлова, Н. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Н. А. Новосёлова, А. А. Шлыкова. – Екатеринбург : Учебная книга, 2004.
  7. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – Спб. : Дидактика Плюс, 2002.
  8. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье — М., 2009 — 212 с.
  9. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968
  10. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.- 124 с.
  11. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной. – С.- Пб., 2001 г.

ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Гнездышко» в Зеленодольском муниципальном районе» УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГКУ СПДиП «Гнездышко» в ЗМР _____ Ибрагимова О.А. Программа по формированию навыков самообслуживания детей дошкольного возраста «Я сам» Автор программы: Воспитатель- Абдулхакова Венера Рашитовна

2019 год

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]