Положительные стороны аппликаций
При создании аппликаций, у ребенка хорошо развивается мелкая моторика рук, осваивается и улучшается координация движений. Работая в данной технике малыш активно фантазирует, развивает наблюдательность, логическое мышление, ему легче учить новые цвета и сочетать их между собой. С помощью такого вида занятия ребенок учится делить одно целое на несколько частей, и наоборот — с нескольких частей создавать одно целое.
Коллективные аппликации в детском саду
Содержится в разделах:
- Аппликация. Все материалы по аппликации 10803
- Коллективные работы 4292
Показаны публикации 1-10 из 1525. Все разделы | Коллективные аппликации в детском саду
Новое
Фото
Лучшее
Детский мастер-класс по аппликации с пользованием круп. Коллективная работа «Зимние фантазии»
Детский мастер-класс по аппликации с пользованием круп. Коллективная работа «Зимние фантазии»
. Предлагаю Вашему вниманию
детский мастер-класс по аппликации в технике посыпания с пользованием круп. Аппликации из круп — это очень полезный вид творчества для детей. Такое занятие…
Конспект коллективного творчества по аппликации «Дети водят хоровод у елки» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: формировать умение создавать сюжетную аппликацию с передачей настроения. Задачи: Образовательные: -Учить детей составлять из деталей аппликации изображение человека, при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивающие:…
Материалы для аппликаций
Самым популярным материалом для аппликации считается — бумага. За основу можно брать простую цветную, оберточную, гофрированную, фольгированную, самоклеящуюся, крафт-бумагу, а также использовать разнообразные вырезки из журналов, обложек тетрадей.
Часто за основу для таких поделок используют:
- крупы и сушеные семена растений (рис, семена подсолнуха, горох, фасоль);
- засушенные листья деревьев и кустарников, лепестки цветов;
- небольшие ракушки, мелкие камушки;
- песок;
- пластилин;
- фетр;
- пуговицы;
- вата, ватные диски.
Естественно, для создания аппликации потребуются ножницы, можно использовать простые канцелярские или фигуристые которые сделают края бумаги в определенным узоре. Можно использовать фигурные дыроколы, чтоб создать небольшие аккуратные фигуры (бабочка, листочек дерева, сердечко, звездочка). Хорошо для приклеивания подходит клей ПВА, клей-карандаш, силиконовый клей.
Простые идеи аппликаций из бумаги для самых маленьких
Неплохая идея для первой работы малыша — вырезание различных геометрических фигур из цветной бумаги, их хаотическое приклеивание на лист картона. Так ребенок может начать свое знакомство с этим творчеством. Во время работы он потихоньку научится правильно держать ножницы, орудовать ими, поймет как правильно обращаться с клеем. После этого, малышу будет проще и легче делать такие поделки, каждый раз усовершенствовать их.
Достаточно легкая аппликация — новогодняя елочка с игрушками.
Для начала стоит нарисовать елочку на цветном листе бумаги или воспользоваться шаблоном. Вырезать, приклеить на лист картона. Для украшения елки вырезать из бумаги разных цветов кружочки, приклеить их в произвольном порядке на лесную красавицу. Из красной бумаги вырезать звездочку, приклеить на верхушку елки. Вот такая простая аппликация может стать украшением на новогодние праздники.
Вместо елки можно создавать и другие деревья, например фруктовые деревья с плодами:яблоня, вишня, груша.
Интересный вариант аппликации — гусеница.
Для ее создания, нужно вырезать кружок примерно диаметром 6-8 см — это будет голова гусеницы. Вырезать кружочки поменьше, но можно разных цветов и довольное количество — это будет туловище гусенички. Сначала на картон приклеить голову, а потом уже части туловища, кружок за кружком. С помощью фломастеров нарисовать: рожки, глазки, носик, ротик.
Аппликации из ваты и ватных дисков
В интернете можно найти разнообразные фото поделок из данных материалов, достаточно часто встречаются аппликации. Это могут быть работы на разную тематику, разной сложности и разного объема. Детские руки с удовольствием работают с такими материалами, для них это непривычно и интересно одновременно. С помощью ваты, ватных дисков интересно создавать зайчика, баранчика, одуванчик, деревья в снегу, снеговика, снежинки, облака…
Интересная аппликация на зимнюю тематику — снеговик.
Для его создания нужно подготовить: лист картона, ватные диски, фломастер, цветную бумагу, клей, ножницы, карандаш. Нужно приклеить 3 ватных диска на лист картона, в виде снеговика. На цветной бумаге нарисовать ведерко, вырезать его и приклеить чуть выше верхнего шара снеговика. Фломастером нарисовать глазки, нос, ротик и пуговицы снеговику. Фон подделки можно дополнить маленькими кусочками ваты, так сказать изобразить снежок.
Аппликации из круп, семян растений, макаронных изделий
Такие материалы можно найти в каждом доме, и не требуется дополнительных денежных трат. Ребенок только счастлив будет работать с разнообразными крупами, семенами, маканными изделиями. Зачастую для аппликаций используют: манку, рис, семена подсолнуха, горох, фасоль, гречку, мелкие макаронные изделия… С помощью этих материалов можно создать различные поделки в данной технике: животных, деревья, вазу с цветами, аквариум с рыбками, транспорт…
Легко и просто изобразить зайчика с помощью риса.
Для этого нужно на картоне нарисовать зайчика, можно распечатать с интернета шаблон и воспользоваться им. Далее по контуру проклеить зернышки риса, а потом заполнить рисом всю основу зверька. Вместо глаз приклеить маленькую черную фасоль или можно взять бусинку. Вместо носика приклеить половинки гороха или гречку.
Аппликации из пластилина
Практически каждый маленький мастер любит работать с таким мягким, гибким материалом, как пластилин. С его помощью можно создавать такой вид поделок, как аппликация. Основной принцип работы — размазывать пальчиком пластилин по основе аппликации. Для первых работ лучше подобрать такие изображения, чтоб нужно было использовать только один цвет пластилина, после уже можно брать заготовки для нескольких цветов. Изобразить можно практически любой предмет, главное выбрать по душе.
Для знакомства с такой техникой, неплохой вариант аппликации — цыпленок.
На картоне нужно нарисовать цыпленка. Взять пластилин желтого цвета, отщипнуть небольшой кусочек, скатать в шарик и поместить в центр цыпленка. И аккуратно пальчиком размазывать в тонкий пласт. И таким образом, постепенно заполнять всю основу птенца. Глазки сделать из маленьких крупинок пластилина черного цвета, клювик тоже смастерить из пластилина. С помощью фломастера дорисовать лапки.
Детские аппликации — такой вид поделок, который увлекает детей разного возраста. Существует масса материалов, техник, онлайн-уроков и схем для этой работы. Нужно только выделить время, запастись материалами и можно создавать шедевры на разные темы.
Аппликация в старшей группе
Оглавление
Введение
1. Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
2. Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ (программа, тематика занятий, материалы, оборудование)
4. Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Одним из видов прикладного искусства, где рисунок, узор или орнамент создается путем наклеивания или нашивки на основной фон разноцветных кусочков ткани или бумаги, является аппликация.
Своеобразие аппликации заключается как в характере ее изображения, так и в технике ее исполнения.
Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используется локальный цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.
Аппликация — один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Цель работы — рассмотреть методику обучения аппликации в старшей группе.
1.
Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр. [1]
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.
У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности [4].
Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.
Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие аппликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов [5].
Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.
На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).
У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.
2. Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.
Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления) [1].
Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.
Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.
Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу — белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.
Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.
Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.
Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.
3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ (программа, тематика занятий, материалы, оборудование)
Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций.
Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны елочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада).
Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.
В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).
Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие (Косминская В.Б.):
— развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
— развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
— использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания [5].
Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).
В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции.
Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы — вазы, листья, овощи и фрукты.
аппликация дошкольник обучение
В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры — пушистость снега, меха.
Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.
4. Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.
Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. [4]
Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.
И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне [3].
Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.
Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.
Заключение
Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.
Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах.
Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают.
Список литературы
1. Гусакова М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987. — 289 с.
2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
3. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991 г. — 369 с.
4. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 305 с.
5. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 388 с.
6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2001.
7. Фрил К. Художественное творчество и ребенок/ Под. ред. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
Приложение
Примерный перспективный план занятий по аппликации в старшей группе (сентябрь-декабрь)
Месяц | Тема занятия | Программные задачи | Материал | Подготовка к занятию | Приемы обучения |
Сентябрь | Красивый узор (по замыслу) | Закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составления узоров, сочетая по цвету, композиции (самостоятельно, творчески) | Разноцветная бумага. Белый фон. Геометрические заготовки (круги, квадраты, полоски) | Рассмотреть орнаментированные предметы. Выделить особенности их украшения | Инструкция о выполнении узора. Поощрение самостоятельности, творческих поисков детей |
Сентябрь | Фрукты | Учить передавать форму и цвет апельсина, сливы, дыни, арбуза, попарно сопоставляя их по величине и цвету (на выбор) | Заготовки соответствующих цветов. Белый фон | Обследование основных свойств фруктов | Закрепление приемов вырезания круга и овала из квадрата и прямоугольника |
Сентябрь | Овощи (с натуры) | Учить вырезать реальную форму огурца, моркови, свеклы и т. д. с ботвой и листьями | Заготовка цветной бумаги. Белый фон | Обследовать основные свойства овощей | Показ приемов вырезания предметов, имеющих характерные признаки |
Сентябрь | Грузовик | Учить передавать форму, расположение основных частей; аккуратно наклеивать. Предоставлять возможность выбрать цвет бумаги | Полоски разного цвета. Голубой фон | Рассмотреть грузовики разных марок. Выделить основные конструктивные части, их форму, цвет | Закрепление последовательности вырезания и наклеивания фигур |
Октябрь | Грузовики везут урожай овощей и фруктов (коллективная работа) | Учить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять его, устанавливая взаимосвязи между разными предметами; радоваться результатам коллективной деятельности | Голубой фон, полоски цветной бумаги разной величины | Провести беседу об уборке урожая в колхозах и совхозах. Использовать иллюстрации | Объяснение задания. Помощь в распределении работы. Активизация самостоятельности детей |
Октябрь | Украсим узором фартук | Формировать умение украшать силуэты фартуков элементами геометрического узора с использованием мотивов народного орнамента (на выбор); красиво сочетать цвета, использовать разное расположение узора | Фон: силуэты белого, красного и других цветов. Полоски бумаги разной окраски для узора | Организовать выставки изделий, выполненных народными мастерами. Рассмотреть узоры | Показ вариантов украшения фартуков геометрическими узорами. Поощрение творчества детей |
Октябрь | Автобус | Учить вырезать основные части силуэта автобуса; передавать их величинные и цветовые отношения | Полоски разного цвета. Белый фон | Рассмотреть автобус, сравнить с грузовиком | Закрепление приемов вырезания частей и последовательности их наклеивания |
Октябрь | Многоэтажный дом | Учить передавать строение и части дома современной архитектуры путем сочетания прямоугольников разной величины и цвета | Полоски разного цвета и величины | На прогулке рассмотреть особенности домов, их строения, различия по высоте, элементам украшения | Показ приемов выполнения аппликации. Активизация детей, опора на их прошлый опыт, уровень знаний и умений |
Ноябрь | Гирлянда из листьев (коллективно) | Учить вырезать осенние листья из прямоугольника путем складывания его пополам, держа за сгиб. Формировать умение из отдельных красочных листьев составлять гирлянду для украшения зала | Полоски желтого, красного, оранжевого, зеленого цветов | Организовать беседу | Показ приема вырезания симметричных форм листьев. Закрепление приемов последовательного складывания и вырезания из бумаги |
Ноябрь | Букет из листьев в вазе (с натуры) | Закреплять прием вырезания листьев и вазы путем сгибания заготовки бумаги пополам. Составлять красивый букет, используя сочетания ярких форм, с синим фоном | Разноцветные полоски и прямоугольник для вазы. Синий фон | Рассмотреть букет, составленный из осенних листьев | Закрепление приема вырезания листьев. Подведение детей к использованию того же приема для изображения вазы, видоизменив конфигурацию предмета |
Ноябрь | Улица (коллективно) | Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского транспорта и размещать силуэты на плоскости. Уметь договариваться о содержании и последовательности выполнения задания | Разноцветная бумага для изображения аппликаций и оформления фона | Организовать прогулку по улице; рассмотреть дома, стоящие в ряд, разные виды транспорта | Инструкция о порядке выполнения задания, помощь в его распределении, подборе материала |
Декабрь | Веселые неваляшки | Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать по цвету для передачи выразительного образа игрушки | Цветные полоски. Белый фон. Куклы-неваляшки | Организовать игры с неваляшками (оставить их в игровом уголке) | Обследование игрушек, разъяснение приемов выполнения выбранной игрушки |
Декабрь | Сказочный дом в лесу между елками | Учить творчески воплощать тему. Обучать умению вырезать елочки приемом складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные фигуры на листе, сочетая их по цвету | Цветная бумага. Синий фон | Рассмотреть иллюстрации, где изображены разные варианты сказочных домов в зимнем убранстве | Показ приема вырезания елочек при складывании прямоугольника пополам. Поощрение творческих проявлений детей |
Декабрь | Варежки для Снегурочки | Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество | Полоски цветной бумаги. Силуэты варежек | Принести и рассмотреть цветные варежки, украшенные красочными узорами | Предложение самостоятельно украсить силуэты варежек, красиво подбирая формы и цвета элементов. Поощрение творческих поисков и результата |
Декабрь | Нарядная елка | Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы. Обучать созданию яркого и нарядного украшения. Формировать радостное ожидание праздника | Зеленый прямоугольник для елки. Обрезки цветной бумаги | Украсить на участке елку разноцветными игрушками, флажками | Закрепление приема вырезания елки. Активизация творчества детей в процессе ее украшения. Поощрение удачных работ, отбор образцов для выставки |